Некоторые геймеры называют текущее поколение консолей одним из самых скучных за все время существования подобных устройств. И в качестве главного аргумента выступают даже не игры, которые выходят на PS5 и Xbox Series.
Все дело в том, что ещё сравнительно недавно между корпорациями Sony и Microsoft велась настоящая битва, события которой повлияли на всю современную игровую индустрию.
И сегодня я предлагаю вернуться во времена, когда Питер Мур анонсировал самую ожидаемую игру года, показав новую татуировку со сцены, когда боссы Sony извинялись публично через поклон и когда геймеры считали, сколько раз на презентации представитель Майкрософт сказал слово TV.
Это история консольной войны. Будет интересно.
Начало противостояния PlayStation 2 и Xbox (2005 год)
Для начала давайте вернёмся в 2005 год и оценим итоги 6-го поколения консолей. В то время Sony плотно закрепились на рынке, а PS2 стала самой продаваемой приставкой в истории.
Nintendo, несмотря на более мощное железо, во второй раз не смогли победить Sony. SEGA ушли из мира консолей в принципе, и их место заняла Microsoft с первым Xbox.
Дебют у «зеленых» получился не то чтобы сильно удачным, но в ретроспективе первый Xbox сильно опережал свое время. В то время, пока Кен Кутараги (отец PlayStation) настаивал на разработке уникального железа для PS2, Билл Гейтс и команда пошли по легкому пути.
Скала и Билл Гейтс рассказывают со сцены почему Xbox это круто. Были же времена.
Первый Xbox по сути был компьютером в миниатюре, там даже процессор стоял тот самый «Пентиум» и целый жесткий диск. А еще консоль делала сильный упор на онлайн-мультиплеер, серия Halo стала суперпопулярной в том числе благодаря возможности играть с друзьями в PvP-матчи.
Для сетевой игры у Xbox была заготовлена целая инфраструктура, которая работала «из коробки» и требовала только ежемесячную оплату.
Справедливости ради, у PS2 был сетевой адаптер, с помощью которого тоже можно было выходить в интернет, однако его нужно было покупать отдельно, и лишь в поздних ревизиях сетевая карта была встроена в саму консоль.
А еще к PS 2 первых ревизий можно было подключить жесткий диск.
К чему я веду: в конце 6-го поколения на рынке не только появился новый игрок в виде Xbox, но и задал новый вектор развития консолей.
Теперь это не просто приставка у телевизора с играми, а устройство, с помощью которого можно легко выйти в интернет, поиграть с друзьями и, желательно, еще бы игры там покупать, не прибегая к помощи дисков.
Xbox все эти нововведения не спасли от прохладного приема на рынке, особенно в Японии, где консоль откровенно не поняли и не полюбили в том числе из-за громоздких габаритов. Но «зеленые» учли ошибки, посмотрели на конкурентов и сделали свой ход.
Релиз Xbox 360 и начало 7-го поколения консолей (2005 год)
Молодой Элайджа Вуд вел первую презентацию Xbox 360.
Седьмое поколение игровых консолей началось 22 ноября 2005 года с релизом Xbox 360. На год раньше конкурента. Устройство получилось значительно дешевле, а самое главное – гораздо проще в плане создания игр для разработчиков.
Xbox 360 продолжал идею, начатую в 6 поколении: консоль – это ПК в миниатюре во всем, от логики железа до ориентации на онлайн. Стартовая линейка консоли взрывала мозг новой Call of Duty, NFS Most Wanted, Quake 4, Project Gotham Racing 3. И, конечно, киллерфичей, когда игры работают так же хорошо, как и на ПК.
А разрабатывать их значительно проще, чем на PS2 и PS3.
Собственно, простота разработки и привлекла большое количество студий, которые до этого работали исключительно с компанией Sony. Именно начиная с 7 поколения серия Tekken стала мультиплатформенной, например.
Питер Мур два раза анонсировал самые ожидаемые игры поколения с помощью татуировок. В недавнем подкасте говорил что ни о чем не жалеет и татуировки не свел.
А еще именно Microsoft выпала честь анонсировать новую номерную часть GTA. Зрелище было фееричное — в 2006 году Microsoft устроила пафосную презентацию в здании знаменитого Китайского театра в Голливуде.
И после анонсов Mass Effect и Gears of War на сцену вышел Питер Мур, который тогда занимал пост руководителя игрового подразделения Microsoft, а ныне ушел из игровой индустрии после кризиса «трех огней смерти», о нем чуть дальше.
Питер сначала мощно подколол Sony словами «пока некоторые играются с уточками, другие делают татуировки», а затем задрал рукав своего поло, на котором красовался логотип GTA IV. Зал взорвался овациями.
Тем временем что там у конкурентов, что почивали на лаврах победителя 6 поколения?
В одном из павильонов Sony Pictures, расположенном в Голливуде, состоялась презентация. Её провёл «отец PlayStation» Кен Кутараги, который начал своё выступление с рассказа о технических характеристиках системы.
Кен Кутараги и его последняя консоль. Смотря на это фото из 2024, становится грустно.
Главное, что звучало в презентации, так это кастомный процессор Cell на 8 ядер. Звучало все это как что-то на языке будущего.
Вторым важнейшим компонентом будущей PS 3 стал Blu-Ray привод, который поддерживал диски по 40 Гб. У Xbox стоял гораздо более простой HD-DVD, из-за чего та же GTA V выходила на нескольких дисках.
Кадр из того самого фальшивого трейлера Killzone 2.
Ну и конечно была пачка трейлеров, большая часть из которых была обманом и постановкой. Killzone 2, Resistance и Motorstorm выглядели как игры будущего, но релизные версии очень сильно отличались от итоговых.
В конце презентации было объявлено, что консоль выйдет в 2006 году. Изначально планировали выпустить весной, но затем релиз переехал на ноябрь. Это решение оказалось трагической ошибкой Sony.
Первые ошибки и промежуточные итоги (2007 год)
Цена на консоль казалась просто заоблачной.
Что Microsoft, что Sony, в 7 поколении допустили ряд критических ошибок, которые чуть не убили их игровые подразделения. Начнем с Sony.
📍 Первая ошибка: PlayStation 3 планировали продавать за 499 и 599 долларов в зависимости от комплектации. И это дороже, чем самый дорогой комплект Xbox 360. Кен Кутараги позиционировал PS 3 как дорогое и премиальное устройство для тех, кто «готов работать больше, чтобы купить ее». Несмотря на неоднозначную реакцию, изменения позиционирования и цены не произошло.
PS 3 вышла сначала в Японии, затем в Северной Америке и только в 2007 добралась до Европы. На старте у консоли практически не было игр, особенно эксклюзивных. А в тех играх, что вышли, обнаружился нестабильный FPS и низкое разрешение. Все, что выходило одновременно на Xbox 360 и PS 3, работало лучше у конкурентов.
📍 Здесь кроется вторая ошибка Sony — ставка на процессор Cell, который имел сложную архитектуру. Многие компании просто не понимали, как с ним работать.
Один из самых ярких примеров плохой производительности – первая часть Bayonetta. Игра еле еле держала 30 кадров в секунду.
В связи с этим в ранние годы жизни на PS 3 было попросту меньше игр. Тот же Mass Effect на PS 3 не вышел, только сиквел спустя много лет. Запуск PS 3 обернулся многомиллиардными убытками. Кен Кутараги, что был идеологом PlayStation все эти годы, покинул компанию в 2007. С ним ушла и философия премиальности бренда.
Но не только у Sony были проблемы. У «зеленых» все было еще хуже. Microsoft в своем стремлении опередить конкурентов допустили просчет в проектировании первых ревизий Xbox 360. Из-за чего у первых версий были кошмарные проблемы с охлаждением, что вело к перегреву процессора и отвалу видеочипа.
Стартовые Xbox 360 гарантированно умирали у всех покупателей. Сопровождалось это тремя красными огнями смерти — они загорались в момент, когда видеочип приказывал долго жить.
Геймеры еще долго боялись красного света.
Проблема носила стихийный характер, но Microsoft не спешили отзывать уже вышедшие консоли. Вместо этого геймерам просто предлагали купить фактически бомбу замедленного действия с гарантией на 3 года.
По слухам, расширение срока гарантийного обслуживания и ремонт консолей обошелся Microsoft в несколько миллиардов долларов, а инициатором восстановления престижа бренда руководил лично Питер Мур. Именно после этого он решил что пора уйти из игровой индустрии.
Кстати, у Sony наблюдалась аналогичная проблема, но в меньшем масштабе. В народе она называлась YLOD (желтый огонь смерти) и была связана с тем же отвалом видеочипа. Просто охлаждение у PS 3 было немного лучше чем у Microsoft.
Больше всего горели именно первые ревизии.
В итоге геймеры получили либо горящий со временем Xbox 360, но с крутыми играми с одной стороны. А с другой стороны стояла премиальная, красивая PS3 за большие деньги, но без игр.
Со временем многие проблемы были исправлены новыми ревизиями консолей – PS 3 получила модель Slim которая стоила дешевле (и не имела обратной совместимости с PS 2 на уровне железа) и не горела. Xbox же полностью победить красные огни смог только к концу поколения.
При этом всем Microsoft уверенно обгоняли PS3 по продажам. И казалось бы вот, она – победа. Но не все так просто.
Самый массовый взлом в индустрии (2011 год)
К концу первого десятилетия 21 века дела у Sony начали налаживаться: внутренние студии более-менее научились работать с Cell, Хидэо Кодзима выпустил легендарный MGS 4, а Брюс Стрейли в паре с Эми Хэннинг дебютировали с великолепным Uncharted.
Продажи потихоньку начали выравниваться благодаря снижению цены и устранению проблемы с YLOD. Геймеры вроде как смирились с тем, что Sony — это скорее про крутые эксклюзивные игры от внутренних компаний и хорошие японские проекты.
Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots до сих пор остается эксклюзивом платформы.
Но в 2011 году случается событие, за которое боссам студии пришлось буквально кланяться в ноги своих клиентов.
20 апреля 2011 года случился крупный взлом серверов PlayStation Network, который повлек за собой огромную утечку персональных данных, в том числе банковских карт зарегистрированных игроков. В качестве ответной меры Sony отключила доступ к PSN, чем буквально парализовала работу консолей.
Исторический снимок. Главные люди Sony извиняются перед игроками.
На момент 23 мая 2011 года из-за простоя сервисов компания потеряла свыше 171 млн долларов. Репутационные потери были колоссальные. Аналитики замечали, что в период недоступности PSN наблюдался явный рост замены консолей PlayStation 3 на Xbox 360.
Кстати, а что там у Xbox в начале 2010-х? Если кратко — всё плохо. Отстрелявшись крупными играми на старте и середине 7-го поколения, компания ушла в сторону новых технологий, флагманом которых стал Kinect, революционное устройство, которое позволяло управлять играми без контроллера.
Инициатором смены курса с хардкорной консоли для геймеров на путь инноваций стал человек, что пришел на смену Питеру Муру. Его звали Дон Мэттрик, и его считают тем, кто убил весь успех Xbox.
Дона Мэттрика фанаты буквально ненавидят.
Под руководством Дона Мэттрика темп выпуска эксклюзивов снизился, рост продаж замедлился, и в итоге, под конец поколения, Xbox стал сильно отставать от PS 3 по качеству игр. Microsoft попросту не успели и не смогли воспользоваться моментом, когда у Sony были критические проблемы в инфраструктуре.
Закончилось 7-е консольное поколение в 2014 году на следующих цифрах: 87,4 миллиона проданных единиц PS3 против 84 миллиона проданных Xbox 360. Но вам не кажется, что я кого-то забыл?
Кто победил в войне консолей на самом деле
А победила, как всегда, Nintendo, которые после провала Game Cube вышли из прямой конкуренции с Sony и Microsoft. И пока две компании боролись кто быстрее сожжет квартиры геймерам, Nintendo выпустила Wii, которая продалась тиражом в 101 миллион единиц к концу поколения.
Почему так? Да всё просто – компания не гналась за графикой, железом и ориентацией на онлайн сервисы. Зато Wii могла предложить революционный метод управления с помощью WiiMote (после успеха которого Sony и Microsoft побегут делать свои аналоги. В итоге PS Move потихоньку забудут, а Kinect практически убъет Microsoft) и крепкая библиотека уникальных игр с обратной совместимостью, вплоть до NES.
Правда у приставки был древний метод подключения к ТВ через композитный кабель (никакого HDMI) и слабенькое железо, но как показала история – это не стало помехой.
Наши дни. Все очень скучно
Что же стало итогом консольной войны 7-го поколения? Sony выпустила максимально аккуратную во всех смыслах PS4, на которой продолжили выпускать игры по успешной формуле, которую нащупали в конце жизненного цикла PS3. Консоль не повторила ни одной ошибки прошлого и стала бестселлером.
У Xbox всё гораздо сложнее. Деятельность Дона Мэттрика достойна отдельного разбора. Старт Xbox One был настоящим провалом, а главная презентация консоли — лучшей комедией года. Игроки до сих пор помнят, сколько раз было сказано слово «TV» на том шоу. Xbox ушел в аутсайдеры рынка, где находится до сих пор.
Ну а Nintendo… После успеха Wii был оглушительный провал Wii U и головокружительный триумф Nintendo Switch.
В погоне за интересом игроков Microsoft разработали систему достижений, аналог которой позже появится и у Sony.
Сейчас, как бы многим не хотелось, никакой консольной войны нет. Рынок поделен между двумя японскими компаниями, и как-то перетрясти его в пользу Microsoft уже, кажется, невозможно.
И это скучно.
Раньше компании гнались за вниманием геймеров самыми безумными способами и инновациями. А сейчас удивить нас, игроков, уже практически невозможно. Только если разозлить.
С этой мыслью я вас и оставляю. Хорошего дня!
27 комментариев
Форум →ps2 -> xbox 360 -> ps4 -> PC
Я не уверен что есть реальная консольная битва. Потому что, как минимум один игрок явно сильно побеждает и его почему-то не указывают в битве, потому что один не воспринимает этот рынок всерьез, и потому что все они уже давно проиграли мобильному геймингу и pc.
А можно статью сюда сразу постить ?! в Пиз.у Ваши ссылки
В Xbox 360 никогда не стоял HD DVD. Его начали продавать отдельно за $199 спустя год после запуска консоли. Кстати на его двухслойную версию GTA IV легко бы поместилась. Во многом поражение HD DVD в битве с Blu Ray связано именно с этим решением Microsoft.
Там был обычный DVD 5/9
Ну а я о чём?)
вообще на первых ревизиях стоял как раз hd-dvd, но от него отказались, в сторону более дешевых dvd, и потому что blueray выйграл гонку дисков. и поэтому в более поздних консолях стоял двд привод
Вот вы сказочник )
В Xbox 360 никогда не стоял HD DVD. Его начали продавать отдельно за $199 спустя год после запуска консоли. Кстати на его двухслойную версию GTA IV легко бы поместилась. Во многом поражение HD DVD в битве с Blu Ray связано именно с этим решением Microsoft.
“но релизные версии очень сильно отличались от итоговых”. Команда перешла из атаки в нападение и из обороны в защиту.
святой иксбокс. столько денег принес в свое время. хакерам слава
В итоге Нинтендо как всегда победитель по деньгам
Победил PC , в чем смысол консоли если можно купить джойстик любой оригинальный и играть на том же телеке по HDMI с компа ? Разница еще в цене игр, если покупать в зеленом магазине то еще выгоднее)
Причем тут пк если мы говорим о войне ИГРОВЫХ устройств?
Пк- СмысОл его жизни
Xbox победил. Выгодная подписка+ фпс буст.
Ах да, и сталкер 2
вот только цифры и реальность снова шлёпает по щекам…
Nintendo switch
Победил мобильный гейминг, в итоге
че)))
агуша гейминг! три в ряд, фрут нинзя…
Ps3 у нас – в России покупали как и на начальном этапе в мире – как самый дешевый на момент выхода – blu ray проигрыватель. Это и приносило прибыли при отсутствии игр на начальном этапе. И многие удивились отсутствию в играх на Ps3 – расширенных возможностей – ни допматериалов ни эксклюзива на кроссплатформе – тоесть особенности носителя – диска с большей ёмкостью – производители игр не использовали.
Повторение истории с PS2
Cell разрабатывался в том числе и компанией Toshiba которая совместно с Sony для разработчиков игр устраивала дополнительное обучение. Кстати одно из ядер процессора является PPC совместимым. У xbox 360 CPU и есть PPC процессор с 3 ядрами по 3,2 Ггц на ядро.
Не видел “постановочного” ролика Killzone 2 но на приведенном кадре – обычная графика из Killzone 2. Эта игра во всех частях была эксклюзивом приставок Sony и как правило выжимала из консоли максимум. Во всяком случае ни одна из частей Gears of War даже близко не доходила до красот Killzone. Хотя именно эти игры часто приводят в пример эксклюзивов платформ.
В Японии ещё факсами пользуются
КМК: майки скупили гору игровых студий и попытаются выстрелить со следующим поколением. Будто ситуацию с х сер х и s они решили просто отпустить: пытаться спасти бесполезно, надо подготовиться к следующей битве.Или я хочу в это верить, ибо конкуренция – благо
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как сделать флешку для macOS и Windows одновременно
Почему в iOS 17 не получается использовать iPhone в качестве камеры для Mac
Как сделать копирование текста и фото удобным на iPhone
Как экспортировать фотографии без приложения Фото?
Почему крестик на закрывает приложение на Mac, а только прячет его в Док
Как в iOS 16 удалить или поменять геолокацию в свойствах фотографий
Как на iPhone отделить объект от фона на фотографии на iOS 15 или старых iPhone
Как включить запрос точки доступа на iPhone для членов семьи