iPhones.ru

Прошёл GTA: San Andreas спустя 20 лет после выхода. Клянусь, она залетела в моё сердце навсегда

Павел avatar | 20
FavoriteLoading В закладки
Прошёл GTA: San Andreas спустя 20 лет после выхода. Клянусь, она залетела в моё сердце навсегда

Пока официальных новостей о GTA VI нет уже второй год, на новогодних решил всё-таки добраться до одной из самых важных игр Rockstar.

Дело в том, что я никогда не проходил GTA: San Andreas от и до. Да, в нулевых открывал игру пару раз, но должного интереса атмосфера и сюжет у меня в детстве не вызывали.

🚨🚁 Когда игра только вышла, мне нравилось катать на крутых тачках, набирать код на бесконечный пулемёт и стресс‑тестить дейтинговую систему игры.

Сами понимаете, с таким подходом об истории и сложных механиках думаешь в последнюю очередь.

На фоне сухого сезона без новых игр GTA в течение уже двенадцатого года показалось правильным всё-таки пройти классику.

И я вам скажу следующее. 20 лет назад в Rockstar создали вечную игру, в которую даже в 2025 году гораздо интереснее играть, чем в большинство современных релизов. Но далеко не потому, что она технически чем-то особенная.

Игра так понравилась, затянула с головой почти на 40 часов и выделилась на фоне других, что решил разобраться, как так случилось.

Нашёл 7 фундаментальных причин, почему GTA: San Andreas можно считать шедевром вне времени.

Коротко об игре. Какую версию выбрал и на чём проходил


Во время прохождения использовал только сенсорное управление. Геймпад на фото для красоты

GTA: San Andreas вышла в 26 октября 2004 года на PlayStation 2 и на тот момент предлагала один из самых технологичных открытых миров.

Сюда входило качественное вождение, симуляция потребностей, элементы RPG с прокачкой персонажа и захватом территорий, система отношений и большой открытый мир с тремя мегаполисами и десятком небольших городков.

Проходил игру в версии для iOS, которая вышла 12 декабря 2013 года. Она содержит мягкие улучшения графики, световых эффектов и разрешения, но не испорчена жуткими текстурами и разрушенной атмосферой The Definitive Edition.

Играл на iPad Pro M4, использовал управление наэкранными кнопками.

За исключением бага с резко ускоряющимися автомобилями на дорогах время от времени, всё работало отлично. Из-за тестирования Apple Intelligence, для которого нужен английский системный язык, на некоторых снимках экрана текст субтитров не отображается на русском языке.

Ну а теперь к фактам, которые делают проект вечно молодым.

1. В GTA SA постоянно появляются новые механики. А потребности персонажа не отвлекают


Новые игровые возможности появляются постепенно и удерживают внимание

Начнём с самого заметного, но очень важного качества, которое не все игровые разработки умеют сделать приятным для усваивания.

Игроку на протяжении всего сюжета дают новые механики, что постоянно держит на крючке.

Сначала кажется, что этим занимаются только первые миссии: нам показывают, что за некоторые задания награждают только «уважением», представляют сначала возможности перекусывать, потом менять одежду, стричься, бить татуировки и ходить в спортзал.

Но по ходу истории нас:

▪︎ Учат тюнинговать автомобили
▪︎ Участвовать в гонках
▪︎ Заводить отношения
▪︎ Завоёвывать территории
▪︎ «Отжимать» бизнесы

▪︎ Собирать предметы и получать за них оружие
▪︎ Перегонять авто на продажу
▪︎ Учиться лучше водить и летать
▪︎ Управлять игрушечными и боевыми самолётами
▪︎ И даже летать на джетпаке.

Всё это особые механики, которые применимы в игре и почти всегда обязательны для прохождения далее по истории. Но они не являются миссиями на один раз, а доступны для сайд-квестов как инструменты, которые ещё можно комбинировать.

Например, после закрашивания всех графити в доме СиДжея появляется возобновляемый источник патронов для дробовика, автоматов и Молотова, которые упрощают прохождение.

wp-image-1298008wp-image-1297976wp-image-1297974

Школа вождения ощутимо улучшает послушность автомобиля, чтобы потом упрощает большинство миссий.

И даже джетпак помогает впоследствии собрать подковы, чтобы получить оружие в казино Лас-Венутраса, которое точно так же понадобится для штурма Казино дальше по сюжету.

Не все мехиники закрепятся, потому что будут зависеть от стиля игры отдельно взятого человека.

wp-image-1297979wp-image-1297986

Например, за пределами миссии я ни разу не тюнинговал автомобиль, потому что его нельзя закрепить за собой, а стоит это дорого. Зато просто обожал находить всё более редкие магазины одежды и дорогие стрижки, попадая в новый город.

Но занятия в зале, степень сытости, тюнинг авто и даже одежда с причёсками были нужны не только для эстетики. Они напрямую влияли на прикладные навыки, что сильно упростили в последующих играх.

2. Любая эстетическая функция даёт реальные и понятные (!) игровые преимущества


На привлекательность и, соответственно, успешность свиданий, влияет очень много факторов

GTA: San Andreas стала первой игрой в серии, где добавили углублённые механики RPG. На мой взгляд, редко бывает, когда они реализованы а) полноценно и б) интересно в экшен-игре.

На этом фоне линейная GTA 4 без прокачки вообще и GTA 5 с эпизодической подготовкой к ограблениям отстает от глобального развития показателей персонажа, территорий и доступа к оружию, которые есть в GTA SA.

Любое сторонние занятие игра награждает прямой практической пользой.

▪︎ Тренировки в зале качают выносливость и позволяют изучить новые удары.

▪︎ Спортивное авто, дизайнерская одежда, стильная стрижка и дорогие тату увеличивают привлекательность девушками.

▪︎ Улучшение отношений с девушками кроме особых автомобилей дают пассивные преимущества вроде сохранения оружия после ареста, бесконечное новое оружие или бесплатную покраску.

▪︎ Захват территории на карте увеличивает число нанятых NPC в банде.

▪︎ Сбор предметов и дополнительные миссии качают привлекательность или дают редкое оружие.


После выполнения миссий Торено в его доме разблокировалось бесконечное оружие массового поражения, ради которого я раньше набирал коды. Восторг был детский, но, что важнее, «шестистволка» помогла всего за одну сессию повторно захватить территорию Лос-Сантоса ближе к концу игры

В GTA SA развитие происходит органично и без принудительной остановки на улучшение характеристик через ветки в отдельном меню.

👍 Такое исполнение механик RPG получилось предельно простым для усваивания, даёт понятные преимущества и не загружает бесконечными цифрами с категориями прокачек, которыми наполнены выходящие в последние годы игры.

Более того, даже сами категории развития дают свободу.

Вы сами выбираете, с какой девушкой развивать отношения, какие предметы собрать для нового оружия и с вас не требуют купить конкретный предмет одежды. Когда самому хочется, будет большой выбор стилей среди одной категории, поэтому не обязательно привязываться к одному «луку».

Это резко отличается от большинства современных игр, где «косметика» или вообще не играет роли (GTA 5), или строго привязана к крупным бонусам (Ведьмак, Cyberpunk 2077, Assassin’s Creed, God Of War, Elden Ring), из-за чего с одними доспехами или мощным клинком не расстаёшься на протяжении всей игры.

3. Карта чувствуется очень масштабной. Крупнее, чем в GTA V

Начну тут с интересного факта. Карта GTA V гораздо меньше, чем кажется на первый взгляд. И ещё меньше на второй.

Смотрите на числа.

Общая площадь
GTA 5: 75,9 кв. км
GTA SA: 38,2 кв. км
GTA 4: 16,4 кв. км

Площадь без воды
GTA 5: 48,2 кв. км
GTA SA: 31,6 кв. км
GTA 4: 8,1 кв. км

Если из карты GTA V убрать сначала бесполезную воду, а потом такие же бесполезные горы, реально используемой территории в GTA V получится совсем немного больше, чем в GTA: San Andreas.


Масштаб карт приблизительно 1:1 относительно друг друга

То есть территории двух частей про Лос-Сантос фактически сильно похожи по реальному масштабу, но из-за нескольких факторов карта GTA: San Andreas ощущается значительно больше.

Тут, конечно, влияет всем известный туман, который блокирует видимость вдалеке и разделение карты на пять зон со своим колоритом каждая: три города, сельская местность с горой Чилиад и пустыня с аэропортом и военной базой


Цветовая гамма между городами сильно отличается

Стилистически, по цветовой схеме и ощущению от игрового процесса эти зоны сильно отличаются друг от друга.

🌇 Закаты отличаются в Лос-Сантосе от пустыни, в сельской местности постоянно туман и пасмурность.

🌁 Сан-Фиерро с холмистыми дорогами и альбиносо-белой гаммой вообще кажется другим штатом.

🏰 А Лас-Вентурас находится в пустынной зоне, но инфраструктурно резко выделяется как город роскоши.

На их фоне весь Лос-Сантос и пригороды из GTA 5 кажутся более однородными – вероятно, потому что в погоне за реализмом разработчики вырезали смену цветофильтров, использовали одни и те же материалы и топографически сбалансировали игру в одном стиле.

Не менее важно, кто украшает все эти декорации.

4. В игре много ярких персонажей-фриков, в которых веришь. Забыть их сложно


За отношения Карла и Каталины переживал больше, чем за свои

GTA: San Andreas переполнена второстепенными персонажами, с которыми Карл имеет дело. Они качественно прописаны, при этом триггерят не своими тупостью и плоскостью, а, наоборот, колоритностью и независимостью от наших ожиданий.

Среди таких:

🪓👩🏽 Готовая делать очень плохие вещи отбитая психопатка Каталина, которая своей дикостью зацепила СиДжея.

👨🏻‍🦯😎 Слепой якудза Вузи, который умеет водить, а через спокойный и рассудительный характер распространил авторитет даже на СиДжея.

🎤🥴 Кринжовый кореш-репер OG Loc, с которыми держишься рядом, только потому что вы выросли вместе.

👩🏽‍❤️‍👨🏼 Вечно воспитывающая СиДжея сестра главного героя Кендл со своим парнем Цезарем из другой банды – по классическому архетипу Ромео и Джульетты из разных семей.

🤓🚁 Гик-задрот Зиро, ведущий войну с таким же соперником игрушечными самолётами.

🕵🏻‍♂️👔 Всемогущий таинственный федерал Майк Торено, который иногда кажется представителем тайного правительства.

👮🏾‍♂️👮🏼‍♂️ Прогнившие копы Тенпенни и Пуласки, буквально готовые «зарыть» и чужих, и своих.

👨🏼‍🌾🪬 Хиппи Правда, который живёт теориями заговора и пребывает в вечном просветлении, параллельно нарушая десятки федеральных законов.

🤜🏾🫷🏾И, конечно, друзья детства Райдер и Биг Смоук, которые предали улицу и лично героя игры.


Вот они, слева направо…

У всех есть карикатурные черты, и иногда персонажи ведут себя не как настоящие люди, а как герои ситкома.

Этим они разбавляют серьёзный тон игры и в некоторых катсценах ломают четвёртую стены без попытки играть в тонкий юмор.

Но самое важное, что в критические моменты все персонажи остаются верными своим взглядам и, что ещё важнее, продолжают действовать в соответствии со своим характером.


Одна из самых любимых миссий

Райдер до последнего играет только за себя и ведёт себя как шпана, когда поливает грязью СиДжея даже в попытках спастись от него.

Каталина на протяжении всей истории как во время миссий, так и после них ведёт себя непредсказуемо, играет в «качели» и не расстаётся со своей психопатической сущностью.

Биг Смоук не раскаивается в своих решениях и в очередной раз говорит, что пытался удовлетворить свой безмерный аппетит, и для него это было равноценно гонке за выживание.

Но и сам СиДжей от них не отстаёт. Хотя его ключевая черта остаётся неизменной на протяжении всей игры, мы видим стремительное, но реалистичное развитие героя, за которого играем.

5. СиДжей растёт как персонаж. Матереет на глазах, но остаётся собой


К середине игры над Карлом уже никто не шутит. Он задаёт тон комнаты, в которой находится

СиДжей в начале сюжета и в конце – два разных человека, которые будто родились в одном месте и были воспитаны в одной семье.

Мы начинаем играть за парня без денег и влияния, которого не уважают даже друзья детства. Он верен своей гангстерский семье, спокойно воспринимает насмешки и упрёки и делает то, что должен, проглатывая, но не забывая буллинг от продажных копов.

Предательство, изгнание из Лос-Сантоса, а затем переезд в Сан‑Ферро в лучших традициях «ломает» персонажа и вынуждает его строить жизнь заново, уже с людьми других взглядов и возможностей. Он заводит свой бизнес с гаражом, втирается в доверие к «серьёзным» людям, запугивает и подставляет главарей мафии.


У кого ещё холодок от этой миссии?

И хотя СиДжей становится опасным гангстером, он не теряет внутренний компас. Ради семьи жестоко наказывает строителей за шутки над сестрой и продолжает плясать под дудку федерала, который обещает освободить его брата.

Добравшись до Лас-Вентураса, Карл уже разгромил синдикат, сначала подыграв на его стороне, и сделал это ещё раз, заработав доверие мафиози Сальваторе, а потом предав его ограблением казино Калигула.

Под конец сюжета в катсценах уже видно, что перед нами не уличный пацан, а состоявшийся и опасный гангстер, который всегда поставит в приоритет членов семьи, но прольёт реки чужой крови за них.

wp-image-1297973wp-image-1297972

В финале СиДжей из начала игры больше всего узнаётся после мести Биг Смоуку, где Карл до сих пор видит в нём брата из большой семьи Грув Стрит, который совершил фатальную ошибку и погубил себя.

В такое развитие веришь.

Хотя у Rockstar никогда не было проблем с созданием хорошо прописанных историй, в которых решения принимаются на основе личных взглядов, шаблонными героями с плоской мотивацией поголовно грешат остальные современные франшизы, где персонажи играют роль полых декораций, из-за которых пропускаешь сюжет мимо ушей, и играть особо не хочется.

Благодаря ярким второстепенным героям и развитию самого СиДжея, GTA SA постоянно держит в напряжении тем, как может развернуться дальше. Отсюда рождается следующий аргумент.

6. Карл оставил живыми много врагов, и это цепляет

Пройдя через предательство и раскусив законы не только улицы, но и больших игр синдикатов, СиДжей в итоге начинает играть по их правилам.

Он «мочит в сортире» врагов, штурмует особняк, предаёт бывших партнёров и ведёт себя точно так же заносчиво, без капли сожаления о прошлом, как его враги.

На этом фоне игре дико не хватает продолжения, где СиДжей, являясь частью бандитского уробороса, спустя годы сам становится жертвой такого же молодого, но пробивного парня, за которым стояли более серьёзные люди из прошлого Карла.

Всё-таки, многие враги остались живы. Я честно был уверен, что игра даст какую-то форму эпилога, завязанную на завершении истории с Сальваторе, который обоснованно, но, главное, внушительно обещал СиДжею расплату за его предательство. Вот только, как мы знаем из GTA III, никаких взаимодействий между ними после не было.

wp-image-1298013wp-image-1298012wp-image-1298011wp-image-1298010

Даже репер, с которым Карл начинает вести бизнес как продюсер по-крупному, был его жертвой, и тут есть большое поле для новой истории.

Ну и, конечно его «кореш», которого мы забирали из тюрьмы в начале игры, хоть и кажется жалким, остаётся в живых и в лучших законах жанра имеет потенциал стать отбитым маньяком, готовым на всё ради мести.

Увы, игра подвела черту на личной мести Биг Смогу, необходимость в которой за время становления Карла в Сан‑Ферро и Лас‑Вентурасе, по моему ощущению, невозвратно отошла на второй план.

И тут закончу последним аргументом, который собрал указанные выше элементы в единый шедевр.

7. Сюжет движется в диком темпе. В него интересно вникать


В детстве я думал, что игра кончается на этой миссии, поэтому концепта трёх городов раньше не совсем понимал

Вместе с СиДжеем в игре постоянно меняется его окружение: и люди, и локации. Чем дальше по сюжету, тем ощутимее у них «вес» и градус влияния на события.

Мы начинаем с бандитских разборок в одном квартале и местных копов, но с середины игры подключаются агенты спецслужб, опасный контрабандист, психопатка, работающая на федеральном уровне, и всё это заканчивается кражей секретных технологий с военной базы, глобальной войной международных картелей и местью предателю в эпилоге.

Накал повышается постепенно, но почти без передышки. Этим сюжет ощущается реалистичным с одной стороны и постоянно удерживает внимание с другой.

На фоне San Andreas мне не понравилось, что история в GTA V разбита на несколько ограблений, подготовка к которым кажется не приключением, а генеральной уборкой дома.


Разнообразие миссий и характера локаций, которое Rockstar ввела в San Andreas, стало золотой формулой GTA и воспроизвелось в пятой части

В пятёрке, хотя мы изучаем карту, куда-то катаемся, основное действие происходит или в Лос-Сантосе, или в Сенди-Шорс.

Почти со всеми персонажами мы знакомимся сразу, а затем, как в ситкоме, наблюдаем за химией между ними.

Чувство чужака и непрерывного исследования нового в GTA: San Andreas испытываешь постоянно, а в GTA V они быстро сменяются на бесконечные заскриптованные экшен-сцены, в которых чувствуешь себя пассажиром, а не главным героем.

К счастью, RDR 2 вернулась к формуле San Andreas, поэтому надежда на то же чувство в прохождении в GTA VI остаётся.

Легендарная игра, которую нужно проходить только в оригинальном виде

Создать высококлассную историю, которая заставит игрока, зрителя или читателя стать частью истории и сопереживать героям, очень сложно.

Для этого нужно правильно выстроить контекст, в котором наблюдатель сможет ориентироваться, почувствовать связь с героями и примерить события и решения персонажей лично на себя.

Если говорить об играх, то всё ещё сложнее. Хорошая, доступная для понимания история и качественный, погружающий игровой процесс одинаково важны. Подвижных элементов ещё больше.

Учитывая технические ограничения и становление игровой индустрии как серьёзного медиума 20 лет назад, в Rockstar создали настоящее чудо.

Персонажи, несмотря на свою фриковость, казались живыми тогда, ощущаются живыми и сейчас.

Игровой процесс плавно погружает, тонко соблюдает грань между реалистичностью и весельем, предоставляет достаточно механик, чтобы мир казался подвижным, а сюжет без передышки повышает ставки.

Так что я не удивился, почему GTA: San Andreas играется на одном дыхании.

После завершения истории хотел остаться в Лос-Сантосе ещё на немного, будто история Карла не закончилась и ждёт продолжения.

И потому ещё раз пожалел, что таких живых игр делают теперь очень мало.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (23 голосов, общий рейтинг: 5.00 из 5)
undefined
iPhones.ru
Пока официальных новостей о GTA VI нет уже второй год, на новогодних решил всё-таки добраться до одной из самых важных игр Rockstar. Дело в том, что я никогда не проходил GTA: San Andreas от и до. Да, в нулевых открывал игру пару раз, но должного интереса атмосфера и сюжет у меня в детстве не вызывали....
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

20 комментариев

Форум →
  1. Йода avatar
    Йода 25 января в 11:40
    2

    Убийства, насилие, грабежи, стяжательство и алчность в вашем сердце Павел? 

    chirkov avatar
    chirkov25 января в 13:19
    13

    Че ты такой душный епт, гта – это шедевр в игровой индустрии

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. mlserg avatar
    mlserg 25 января в 12:02
    0

    Легендарная игра, наравне с вайс сити

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. У
    УКСТЕР
    25 января в 12:10
    5

    Зумеры взрслеют…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. А
    Артём
    25 января в 12:19
    0

    То-то же… Она как хорошее вино)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. A
    Airy Fizz
    25 января в 12:19
    0

    Да, лутбоксами и подписками сюжета не добавить….))))

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. BillyMillyG avatar
    BillyMillyG 25 января в 12:22
    1

    Потрачено!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. А
    Арсен Османов
    25 января в 12:28
    3

    Игра-легенда, игра-мем, игра, подарившая детство.
    И Vice City ещё.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. А
    Антон
    25 января в 13:05
    3

    Не проходил ни одну, играл не больше 2 часов ни сан Андреас, ни 4, ни 5

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  9. И
    Игорь
    25 января в 13:29
    0

    Ого, я ее в 2007 прошел

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  10. ansergey68 avatar
    ansergey68 25 января в 17:04
    4

    Конечно залетела потому что тебе 20 лет назад было 0 лет.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  11. KommanderKrigs avatar
    KommanderKrigs 25 января в 21:53
    1

    Павел,если ЭТО залетает в ваше сердце то лучше поберечь задницу

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  12. Кирилл avatar
    Кирилл вчера в 0:44
    0

    На PS есть ремастер-версия, плавно всё так, красиво. Надо пройти 

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  13. Cyborg avatar
    Cyborg вчера в 1:11
    0

    Спасибо, играл во все версии ГТА, начиная с самой первой (1, 2, Лондон, 3, Вайс Сити, 5). Для меня 4-я была какой-то проходной, так и не стал играть. И Сан Андреас прошла как-то мимо.Теперь вот надо решить: играть на ноуте или лучше поставить тоже на айпад прошку и подключить dual sense. Если кто даст совет, скажу спасибо

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  14. В
    Виктор Гребенюк
    вчера в 1:33
    0

    Не играл ни в какую ГТА…
    Не видел фильму Титаник…
    Не играл в Скайрим…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  15. upup avatar
    upup вчера в 3:02
    0

    я както вайсити на айпаде прошел в самолете, пока в Америку модно было летать)Миссию с вертолетиком с первого раза прошел\ (•◡•) /

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  16. I
    I say
    вчера в 7:27
    0

    Gta Vice City вот это легенда!!!
    Чего стоит миссия с вертолетом 😬😁

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  17. M
    Mikhail
    вчера в 7:54
    0

    Всем привет 👋
    У кого телеграм на iOS в каналах перестал показывать видео – звук есть, картинка виснет на первом кадре?

    Дайте сигнал 🚥 поддержке:

    bugs telegram org/c/46091

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  18. dmitriev.official avatar
    dmitriev.official вчера в 14:41
    0

    почему нет версии для маков если  она есть на айпад, 

    e-ch avatar
    e-chвчера в 19:31
    0

    Если M-процессор то по идее можно в айпадовскую играть

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.