Решил в очередной раз затронуть хайповую тему «дети и смартфоны». Уже могу рассуждать о ней и делиться опытом, как полноправный участник событий.
Моему сыну 8 лет, он ходит во 2-й класс, но у него до сих пор нет смартфона. Всего в классе таких детей трое из 34 человек, они начинают понемногу выделяться на фоне одноклассников и не знают, чем заняться на переменах (остальные залипают в свои гаджеты). Сам сын смартфон для себя не просит и объективно понимает нашу семейную позицию.
Решил поделиться опытом, а заодно почитать ваши советы и рекомендации по этой теме в комментариях.
Кратко:
Зачем родители покупают детям смартфоны
Многие покупают детям смартфон только для того, чтобы следить за ними
Давно интересуюсь этой темой, общаюсь с родственниками, знакомыми и родителями одноклассников. Чаще всего упоминают такие причины.
Безопасность и контроль. Смартфон помогает родителям контролировать детей, быстро узнавать, где находится ребенок, в любой момент иметь возможность связаться с ним. Не все пользуются продвинутыми методами вроде Локатора от Apple.
Многие до сих пор по-старинке несколько раз в день названивают сыну или дочери с вопросами: «из дома уже вышел?», «куда сейчас идешь?», «в школу уже пришел?», «не забудь позвонить, когда домой вернешься». Пытаюсь представить, каково таким детям и мне становится неловко.
Любопытно, но никто из моих собеседников не ответил на вопрос, хотели бы они в своем детстве такой контроль со стороны родителей. Все рассуждения сводятся к тому, что времена сейчас другие и сравнивать некорректно. От части согласен, но с другой стороны это не очень честно по отношению к ребенку. Ведь многие родители даже не говорят, что могут следить за ребенком при помощи смартфона и что регулярно делают это.
Часто ребенок залипает в смартфон, когда родителю делают также
Развлечение и передышка для родителей. Смартфон часто становится способом занять ребенка, чтобы он не мешал взрослым. Мультфильмы, игры и соцсети помогают отвлечь детей в ситуациях, когда родителям нужно заняться своими делами.
По факту у многих ситуация такая: ребенок приходит домой из школы и до возвращения родителей просто залипает в свой смартфон. А когда папа и мама возвращаются, начинаются разборки по поводу несделанного домашнего задания.
Иногда я просто в ужасе от современных детских трендов. Когда вижу как и во что играют некоторые дети, у самого голова идет кругом.
Образовательные возможности. Некоторые родители оправдывают покупку смартфона ребенку образовательными возможностями. В итоге, в лучшем случае, дети играют в Minecraft, а родители мечтают, как их чадо вырастет гениальным конструктором или архитектором. Редко, когда дети действительно развиваются при помощи своего смартфона.
Единственный пример, который я знаю – Никита и его сын. Ребенок при помощи гаджетов увлекся моделированием и пробует себя в 3D-печати.
В остальных случаях все начинания плавно скатываются к предыдущей причине – занять ребенка чем-то, чтобы не заниматься с ним самостоятельно.
Социальное давление и страх отстать от технологий. Многие родители боятся, что их ребенок будет чувствовать себя изолированным без смартфона. Одноклассники общаются в мессендерах, играют в онлайн-игры, делятся контентом — и отсутствие гаджета может вызвать у ребенка чувство оторванности от сверстников.
Еще родители считают, что ребенок должен с раннего возраста разбираться в гаджетах, иначе он окажется неконкурентоспособным в будущем. Смартфон воспринимается как необходимый навык для жизни в цифровую эпоху.
Ниже дам ответ и свое мнение по каждому пункту.
Как я решаю подобные проблемы
Метки – бесполезная штука для слежки за детьми
Безопасность и контроль. Тут мне откровенно повезло, ведь живем мы в соседнем дворе возле школы. Сыну достаточно обойти два дома и он уже на пороге учебного заведения. Половину его пути можно проследить из окна (каюсь, часто мы с женой так и делаем).
Секции, которые проходят в дневное время тоже находятся в пешей досягаемости, это было одним из критериев при их выборе. Ходить туда сын может самостоятельно. Единственный «кружок», занятия в котором проходят вечером, находится подальше. Туда поочередно водим и забираем сына мы с женой.
Постоянных созвонов в школьное время с ребенком устраивать не хотим. Еще в первом классе я забросил ему в рюкзак метку Chipolo. Сразу поделюсь опытом – бесполезная затея.
Хоть в школе много других учеников с айфонами и сеть Локатора определенно покрывает путь ребенка, но иногда система сильно сбоит. Метка может пропадать с радаров, несколько дней быть оффлайн, показывать местоположение с задержкой в несколько часов. Если хотите так следить за кем-то – лучше отказаться от этой идеи.
С сыном мы честно договорились заранее, я рассказал ему назначение метки и с его согласия поместил в школьный рюкзак. Вообще, забыл, когда последний раз проверял местоположение метки в Локаторе.
Стараемся, чтобы у нас в семье так не было
Развлечение и передышка для родителей. Мы не хотим откупаться от сына гаджетами и готовы уделять время, заниматься развитием и совместно проводить досуг. Потребности в ежедневном игровом аксессуаре у ребенка нет. Ниже расскажу, какие устройства у него в ходу, но без смартфона он легко справляется.
Тут большим плюсом стало то, что мы с женой работаем удаленно. Так можем встретить сына со школы, расспросить, как прошел день, проследить, чтобы вместо игр на смартфоне он занялся уроками или чем-то полезным. Вечера стараемся обязательно разгрузить для семейных посиделок, совместного просмотра фильмов или настольных игр.
Да, сын иногда скучает и требует внимания. Многие только для этого покупают ребенку смартфон. Мы с женой не ленимся и готовы в течение дня делать небольшие перерывы в работе, чтобы почитать с сыном книгу, пособирать пазл или LEGO, сыграть в какую-то игру. Это укрепляет отношения в семье, занимает ребенка, а нам позволяет отвлечься от работы и передохнуть.
Одобряю игры вроде Human Resource Machine
Образовательные возможности. С этим тезисом я абсолютно согласен, но решаю проблему по-своему. Я не даю сыну в руки смартфон с мечтой о том, что он самостоятельно научится чему-то полезному.
В доступе у ребенка есть семейный iPad, на который периодически устанавливаю развивающие игры и приложения, которые подходят ребенку по возрасту. Например, вот эта подборка позволяет развивать логику и постигать азы программирования. Иногда приходится объяснять, помогать и подсказывать, но я только рад этому.
Еще у сына на планшете есть приложение для изучения английского и банковская утилита (чтобы управлять своей детской картой). Но даже для этого ребенку не нужен свой смартфон на постоянной основе, ему хватает времени, которое выделяем для игр на семейном iPad.
Образованием детей нужно заниматься лично, а не ждать, когда их научит какой-то гаджет или блогер с YouTube.
Энциклопедия Профессора Фортрана – Зарецкий А. В. В детстве очень любил эту книгу, а сейчас с ее помощью рассказываю сыну о технологиях
Социальное давление и страх отстать от технологий. Пожалуй, для меня это единственный аргумент в пользу покупки смартфона. То, что ребенок отстанет от технологий я сомневаюсь, сам регулярно рассказываю ему о разных новинках, делюсь интересными новостями, показываю прогресс и современные достижения человечества.
А вот с социальным давлением бороться все сложнее. Пока еще возраст позволяет сыну не быть белой вороной в классе из-за того, что у него нет своего смартфона. Непонятные вещи и термины, он не стесняется узнавать у меня. Рассказываю ему про современных блогеров с мусорным контентом, доказываю, что игры друзей – донатные доилки, объясняю, почему не нужно следовать всем трендам одноклассников.
Но дальше будет сложнее, общественное мнение и давление могут оказаться сильнее. Сложно объяснять школьнику младших классов, как с этим нужно справляться. Поэтому, скорее всего, в ближайший год-два у сына таки появится свой смартфон.
Какие гаджеты и сервисы доступны сыну сейчас
Набор игр на семейном iPad
▶ Семейный iPad. Это базовый планшет Apple 10-го поколения, больше и мощнее для этого и не нужно. У сына есть 10-15 любимых игр и доступ к библиотеке Apple Arcade. Когда ему все надоедает, загружаю что-то достойное из своей истории покупок App Store.
Для использования планшета установили правила: не более 2 часов игры в день, которые обязательно разделять перерывом и активностями. Обычно сын час играет в игры, а второй час использует, чтобы посмотреть YouTube (детский клиент, который хоть как-то отсекает откровенную дичь).
Сначала время игр контролировали мы, потом сын привык и начал сам устанавливать таймер. Мы ему в этом доверяем.
▶ Ретроконсоли. У нас в ходу старенькая PSP, которую недавно восстановили вместе с сыном и ретро-девайс Anbernic RG35XX.
Игры тут чаще всего сложные и даже хардкорные. После Apple Arcade и однокнопочных нажималок ребенку тяжело играть в такое. Иногда он злится, нервничает, но не сдается и периодически вместо планшета играет в какую-то из приставок. Лимит на игры с iPad тут один – 2 часа в день любого экранного времени.
▶ Компьютер. Тут сын перепроходит мою коллекцию из Steam. Разумеется, только подходящие по возрасту игры. На выходных освобождаю ему место, а сам немного отдыхаю от монитора. Лимит 2 часа в день никуда не делся, если играет на компьютере, то потом – не играет на iPad и консолях. Лимит на iPad не распространяется, когда на планшете нужно включить инструкцию для сборки LEGO или пройти ежедневное 15-минутное занятие в Duolingo.
▶ Колонка с Алисой. Тут мы не отстаем от современных трендов, часть дня сын общается с виртуальным ассистентом. В основном это расшифровка каких-то непонятных слов и терминов, детские квесты, вербальные игры и музыка.
Немного расстраивает система возрастных ограничений, которую никак не доведут до ума в Яндексе. Колонка то и дело подсовывает ребенку какую-то современную дичь не по возрасту.
▶ Телевизор. Да, такое устройство есть в нашей квартире, но используем его только для семейного просмотра фильмов или мультиков. Никакой ежедневной болтовни на заднем фоне, включенного 24/7 канала Карусель или бесконтрольного YouTube нет. Только вечерний просмотр всей семьей чего-то интересного и подходящего по возрасту.
А еще мы используем такое правило «Сначала активное развлечение, а только потом – пассивное». Внедрил его по рекомендации многодетного опытного отца – Артура Малосиева, помните такого? Это значит, что планшет, консоль или компьютер доступны только после пробежки, плавания, занятия на карате или банальной прогулки на свежем воздухе.
Чем занять ребенка кроме смартфона и телевизора
Спорт – лучшая альтернатива гаджетам
Я не педагог или социальный работник, просто делюсь своим опытом и готов послушать ваш в комментариях.
1. Секции. Сам в свое время ходил на несколько секций, которые лихо «сжигали» свободное время и не давали скучать. Благодарен родителям, которые записывали меня на несколько видов танцев, футбол, волейбол и кикбоксинг и делаю то же самое для своего сына.
Сейчас мы посещаем шахматный клуб, занимаемся плаванием и карате. Почти каждый день у сына есть какая-то «развивашка» и времени скучать после школы и залипать в смартфон просто нет.
2. Саморазвитие. Мы с женой активно участвуем в развитии сына и не отдаем его к репетитором или профильным специалистам.
Жена готовила ребенка к школе, ставила несколько звуков в речи (по логопедическим учебникам и курсам), помогает разбирать новые темы по школе (когда сыну что-то неясно), ежедневно занимается с ребенком английским и пару раз в неделю – йогой.
Я в теплое время года беру сына на утренние пробежки, пару раз в неделю ходим пинать мяч на площадку неподалеку. Люблю собирать с сыном LEGO, особенно сейчас, когда он перешел на Technic, периодически скачиваем инструкции самоделок и наборов, которых у нас нет, изучаем механизмы и строим их.
Приложения для сборки LEGO и программирования
Раз в неделю провожу занятия по робототехнике. Раньше ходили для этого в школьную секцию, но там все банально скатилось в сборку наборов по инструкции на время. За полугодичную стоимость курсов купил набор Lego WeDo 2.0, скачал материалы для преподавателей в сети и по воскресеньям выделяю полтора-два часа, чтобы провести очередной урок.
А еще мы живем у моря и в теплое время года с июня по сентябрь стараемся ежедневно купаться. Сын еще с детства посещал грудничковое плавание, сейчас мы без проблем все вместе устраиваем рейд к буйкам и обратно на скорость.
3. Прогулки. Во дворе у дома сын почти не гуляет. Во-первых, на это редко есть время, а, во-вторых, дети там просто сидят, уткнувшись в свои смартфоны. Гуляем мы все вместе или поочередно с женой, нам тоже полезно ходить после сидячей работы дома.
Мы или идем на набережную, или гуляем по парку, или катаемся на велосипедах и самокатах (только не электро). Все зависит от сезона и погоды.
Кулинарные мастер-классы рекомендую детям любого возраста
4. Кино и мастер-классы. Один из наших постоянных видов досуга – походы с ребенком в кино или кафе. Ходим на наши редкие удачные картины или на просочившиеся через санкции голивудские новинки. А еще любим мастер-классы в кафе, когда детей учат готовить пиццу, бургеры или роллы. Сразу изучаем расписание на будущий месяц и планируем походы всей семьей.
5. Семейные вечера. Несколько раз в неделю обязательно собираемся всей семьей, чтобы посмотреть фильм или мультик или поиграть в настолки. Пересматриваем проверенную классику на новогодних каникулах, смотрим новинки, которые не вышли в кинотеатрах, показываем сыну наши любимые фильмы из детства. Регулярно пополняем нашу коллекцию настольных игр, достаем из кладовки что-то из старых запасов, что уже подходит ребенку по возрасту.
Этого хватает, чтобы занять второклассника, когда он не в школе или не на какой-то из секций.
Что в итоге
В современном мире все сложнее воспитывать ребенка без гаджетов и сервисов. Держимся на приемлемом для нас уровне, но уже осознали, что скоро придется покупать сыну смартфон. С возрастом у него будет больше самостоятельности, придется бывать где-то чаще и дальше от дома, при этом iPhone в кармане окажется не лишним.
Смартфон для ребенка мы видим скорее как необходимость быть в теме для его круга общения, чем как обязательное средство, чтобы развиваться и узнавать что-то новое. Не претендую на то, что наша система воспитания идеальная или единственная правильная. Просто делюсь своим опытом и хочу почитать ваш в комментариях.
Пишите, когда и для чего даете своим детям смартфон вы, как контролируете его использование и устанавливаете ли какие-то лимиты.
19 комментариев
Форум →антипрививочник?
нет, только от COVID не вакцинировался
Да уж, сложновато. В каком-то роде это компромисс дать ребенку смартфон. Нужно сформировать мнение ребенку, что устройство должно было полезно, а не просто тратить его время в никуда. Как правило бесконтрольное использование смартов/пк ничего хорошего не приносит. Хорошо что вас это беспокоит. Вы ответственный родитель. Остальные просто курят в сторонке.
Ну если не бояться что ребенок потом тебя выпилит :)
Тоже стараемся ограничить взаимовоздействие детей с гаджетами только необходимыми вещами.
В школу сами не носят, тк там есть шанс лишиться гаджета. Если что-то экстренное в школе, то классрук звонит.
Если ребёнок в 8 лет, ходит на карате, плавание, бегает, учится в школе, мне жаль этого ребёнка, будет потерянное детство у него (
Бегать специально не бегал, но в первых классах тоже ходил на разные секции: карате, плавание. Ничего, детство никуда не потерялось :)
ой, ну расскажите, что же так сильно можно потерять сейчас? Новые сторис, рилсы и тиктоки? Не успеет первым лайкнуть видео или где-то оставить коммент?
Староверы 😷
Всё индивидуально. Дочери ничего не ограничиваю, она от гаджетов и интернета не зависит, они ей не мешают а помогают, учится, развивается, смотрит мастер классы, в двух школах всё на отлично и тд… а сыну ограничиваю и контролирую, так как сильно зависим, ему интересно только то где залипаешься(игры и ролики), за этим забывает всё на свете и уроки и домашние обязанности и тд…
Всячески поддерживаю и желаю терпения и сил продержаться как можно дольше. Есть примеры знакомых, кто так растил детей, всё было отлично в итоге, никто не отстал, но с социальным давлением очень сложно бороться, да
Спасибо!
Старшей дочери нормально выдали смартфон только в 9 лет. Младшей уже раньше пришлось, т.к. младшая смотрит на старшую, в итоге с этим сложнее. Обе не залипают вроде, нормально пока, особо не ограничиваем. С мальчиками думаю сложнее.
Раньше без смартфонов и телевизоров развлекались и было весело)
Все фигня, играю 30 лет, нет никакой зависимости (с)
Все хорошо в меру.
Не поддерживаю автора. Объяснять не буду, бессмысленно.
Просто мнение.
И кстати при всем при этом он ни когда не променяет игры во дворе с друзьями на комп. А вот учиться программированию когда он не понимает куда ему этот результат ему не интересно. Вот он играет в игру и хочет создать персонажа или какую то комнату (сервер) с активностями так это уже понятно зачем и он сам с удовольствием вовлекается в процесс обучения. Создает модели, прописывает скрипты
Можно еще воспитать ребенка без вилок и ножей – а то вдруг еще выколет глаз или зарежет кого-нибудь!
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как в macOS отключить автозапуск приложения Музыка во время подключения гарнитуры
Как перенести фото со старого iPhone в Google?
Как настроить экранное время на каждом iPhone и iPad отдельно
Как отвязать iPhone от оператора?
Почему удаленные письма в iPhone попадают в архивную папку, а не в корзину
Почему iPhone не может передать файлы через AirDrop
Как отключить слежку за вашей геопозицией в iPhone
Как изменить назначение кнопок громкости на iPad