20 лет назад китайские автомобили вызывали насмешки. Они выглядели странно, часто копировали дизайн конкурентов, а их качество оставляло желать лучшего.
К тому же внутренний рынок Китая находился в упадке: автомобилей было мало, и позволить себе их могли далеко не все.
Сегодня ситуация изменилась кардинально. В 2024 году Китай стал крупнейшим экспортёром автомобилей в мире, а его внутренний рынок по объёму продаж практически сравнялся с рынками США и Европы вместе взятыми.
Как Китай добился такого успеха? Давайте разбираться.
Кратко:
Почему Китай сделал ставку на электромобили
Статистика экспорта автомобилей, NYT
В 2007 году на пост министра науки и технологий был назначен Вань Ган, который до этого 16 лет проработал ведущим инженером в Audi. За 11 лет работы в министерстве он кардинально изменил китайскую автоиндустрию.
В 2009 году в Китае был принят план, согласно которому страна должна была стать одним из лидеров в производстве гибридных и электрических автомобилей. Это сопровождалось многомиллиардными субсидиями на покупку и производство автомобилей.
Акцент на гибридах и электромобилях был сделан для того, чтобы уменьшить зависимость от импорта нефти. Это также привело к тому, что Китай начал активно вкладываться в зелёную энергетику, и сейчас является лидером в производстве экологически чистой энергии.
Автомобильная промышленность Китая, NYT
При Вань Гане автопроизводители получили кредиты с низкими процентами, налоговые льготы, дешёвую землю и электроэнергию. С 2009 года Китай инвестировал около $230 млрд в производство электромобилей и аккумуляторов.
В 2023 году Китай экспортировал 1,7 млн электромобилей — это почти на 50% больше, чем Германия, ближайший конкурент. Ожидается, что 2024 год окажется ещё успешнее.
Сам Китай является лидером по количеству продаваемых электромобилей. Половина покупателей в Китае выбирает электромобили или гибридные авто. В октябре 2024 года на Китай пришлось 76% от мировых продаж электромобилей.
Что происходит с продажами бензиновых машин
В Китае насчитывается более 100 заводов, способных выпускать до 40 миллионов автомобилей с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) в год. Однако это более чем в два раза превышает текущий спрос на такие автомобили, из-за чего их продажи сокращаются.
Спад продаж приводит к закрытию некоторых заводов. Те производители, которые стремятся избежать закрытия, продают автомобили с большими скидками и активно поставляют их за границу.
В 2023 году Китай экспортировал 2,7 млн автомобилей с ДВС. Из них 735 тысяч машин были ввезены в Россию. Это в 5 раз больше, чем в 2022 году. Россия стала главным импортером китайских машин после ухода западных брендов.
Два других главных направления — Латинская Америка и Ближний Восток. В этих странах китайские машины стоят дешевле европейских, за счет чего их и покупают.
Почему другие страны вводят пошлины на китайские машины
Забастовки рабочих немецких заводов Volkswagen
Китай активно экспортирует электромобили за границу. Благодаря государственной поддержке, включая инвестиции и субсидии, китайские производители могут удерживать низкие цены, с которыми американским и европейским компаниям сложно конкурировать.
Многие эксперты считают, что массовый экспорт китайских автомобилей угрожает будущему местных производителей в других странах и ставит под удар миллионы рабочих мест.
Особенно сильно ситуация обострилась с немецкими производителями.
Volkswagen, владеющий брендами Audi, Porsche, Skoda и Seat, впервые за свою 87-летнюю историю заявил о возможном закрытии некоторых заводов в Германии. На этих предприятиях занято около 120 тысяч человек.
Компания объяснила своё решение необходимостью сокращения расходов и повышения прибыли. Это связано с низким спросом, высокими производственными издержками, конкуренцией со стороны Китая и более медленным, чем ожидалось, переходом на электромобили. Регулярные забастовки работников Volkswagen, в которых участвуют десятки тысяч человек, усугубляют ситуацию.
В третьем квартале 2024 года прибыль Volkswagen снизилась на 64%, составив €1,57 млрд. Одной из причин стало падение продаж в Китае. На фоне экономических проблем компания выставила на продажу свои заводы в Синьцзяне.
BMW и Mercedes-Benz также ухудшили свои прогнозы по прибыли. Ведущие поставщики немецких концернов начали сокращать рабочие места.
Размер пошлин на китайские электромобили, NYT
Чтобы снизить давление со стороны китайских производителей, чиновники вводят импортные пошлины на китайские электромобили. Таким образом, они хотят уровнять цены на машины.
Пошлины существуют в разных формах. Например, США и Канада ввели пошлины 100% на все китайские электромобили. Евросоюз рассчитал тарифы от 7,8 до 35,3% для каждого автопроизводителя на основе предполагаемых субсидий, полученных от правительства Китая.
Но пошлины не могут полностью компенсировать конкурентное преимущество китайских автопроизводителей. Китайские компании предлагают электромобили с сопоставимым качеством, но по более низкой цене.
Большая экономия в производстве достигается за счёт того, что Китай является мировым лидером по производству аккумуляторов для электромобилей, от которого зависят почти все производители.
Поэтому, даже несмотря на пошлины, Китай, скорее всего продолжит наращивать экспорт и продажи электромобилей, а европейским производителям придется искать новые пути для конкуренции.
Краткие итоги
Китай сегодня занимает лидирующую позицию в экспорте электромобилей и является крупнейшим рынком сбыта автомобилей в целом.
Китайские производители освоили выпуск конкурентоспособных электромобилей, которые стоят на 30% дешевле европейских аналогов. Успех этой стратегии напрямую повлиял на снижение прибыли у ведущих автогигантов Европы.
Импортные пошлины могут лишь замедлить темпы продаж китайских автомобилей, но полностью вытеснить их с мирового рынка уже невозможно. Даже при замедлении темпов экспорта речь будет идти о значительных объёмах поставок, которые другим странам и производителям пока недостижимы.
30 комментариев
Форум →Это точно не те китайские машины, что мы помним! 😄
BWM?
Очепятка жи)
Ну как добился успеха…
Подождал, пока БМВ с Мерседесом вышли из России, и вошел.
Это был прям трудный путь к успеху…
kim icloud ocholsa lich yozinglar puline beraman 30 ming
Русские одно не замечают, если им постоянно что-то одно и тоже повторять, то для них это становится аксиомой и не важно на сколько бредом это изначально было. Вы буквально за пару лет сами искренне поверили в это. Смешно 🙂 Кстати, к Украине отношения вообще не имею.
Там ниссан почти загнулся, не может инвестора найти, а вы про немцев пишете. И проблемы только у вага, если уж на то пошло, остальное – мелочи.
очередная клоунская статья. прокатитесь в Японию (третий авторынок мира) и попробуйте поискать там китайские машины. удачи!
Да правда штоль? А BYD и не знает, что они в Япии не продаются.
Да что там Япония. Вообще в Азии их не покупают. Все ездят на японском автопроме.
Качество только как ваз
По итогам ноября 2024 года в России было продано 122 тысячи новых легковых автомобилей. В Европе 8 млн.
Где пруфы? Или просто кукареку?
Ахаха. Сопоставимы по каким показателям? Количеством людей? А платежноспособность людей сопоставима?
Я понимаю, что вы патриоты и хотите верить во все самое лучшее, но ребята, вы хотя бы оперируйте данными и смотрите правде в глаза, а не пускайте пыль себе в глаза.
они просто обманываться рады
Весь их автопром полный отстой что 20 лет назад что сейчас,те кто считает что они сейчас впереди планеты всей это всё полное заблуждение.
Сейчас никто не впереди планеты всей. Если убрать нишевые автомобили и представительские, будет виден очень широкий ряд нормальных машин. Принципиальных отличий нет.
В вело чате люди из россии доказывают какие китайские вилки на эндуро великах хорошие и что не хуже остальных зарекомендованных производителей. И так в принципе про все) Спешно со стороны это наблюдать:) Если варить лягушку медленно, то она сама не поймет как сварится. Как-то так.
“20 лет назад китайские автомобили вызывали насмешки.” а сейчас типа не вызывают? Более худшего начала для статьи не придумать.
А сейчас типа когда едет красивый или футуристичный автомобиль, абсолютное большинство говорит “ого, китайский наверное”. Странно это отрицать, вне зависимости от того, что есть как посредственные модели, так и достойные.
Ну насмешки они вызывали когда ты мог выбрать другие машины -европейские , американские , японские. А сейчас ты можешь купить только китайские. Какие насмешки? Над собой? сейчас не насмешки а слёзы.
А что именно у вас вызывает насмешку?
ну, практически всё, включая ваш вопрос
что то в европе я китайские тачки не вижу. Может за месяц пару штук увидишь и то не всегда. Где они там че завоевали? Человек в своем уме и без нужды, покупать китайца не станет.
Именно потому, что они там не нужны, ЕС задирает импортные пошлины в космос.
жаль тут дизлайков нет к комментариям
Так потому что в европе пошлины на китайские машины. Конечно при одинаковой цене никто не купит китайца. А без пошлин была бы разница 30% и скупали бы как пирожки
Видимо по размеру территории считают 😅
Спасибо за статью, интересно было почитать.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Что делать, если в macOS Sierra очень тормозит Microsoft Office
Почему в сообщениях iPhone постоянно подставляет удаленный контакт
Как на Mac завершить несколько приложений одним нажатием или сочетанием клавиш
Как на iPhone включить офлайн переводчик на разные языки. Сторонние приложения не нужны
Почему iPhone издает странный звук во время работы
Почему умные розетки и выключатели с HomeKit иногда недоступны в приложении Дом
Как создать заграничный Apple ID без карты?
Пропала защита паролем в Google Drive. Что делать