Полусамолет-полувертолет Airbus Racer недавно совершил свой первый полет.
Это экспериментальный аппарат, аналогов которому в мире нет. Он может взлетать, как вертолет, но летает намного быстрее.
Компания разрабатывает его более семи лет. Сейчас выясним, зачем он нужен и когда будет готов.
Кратко
Когда появился Airbus Racer
Первый концепт Airbus Racer в 2017 году
В 2017 году Airbus Helicopters, дочерняя компания Airbus, которая занимается производством вертолетов, представила необычный концепт Racer (Rapid and cost-effective rotorcraft — Быстрый и экономически эффективный вертолет).
Он имеет необычное расположение винтов. У него есть традиционные вертолетные лопасти, расположенные наверху, а также обращенные вперед несущие винты, как у самолетов.
В качестве силовой установки используется два турбомотора RTM322, разработанные Rolls-Royce совместно с Safran Helicopter Engines. Их совокупная мощность составляет 2500 л.с. Заявленная крейсерская скорость — 400 км/ч, а в сочетании с технологиями Airbus вертолет потребляет на 25% меньше топлива, чем другие его быстрые конкуренты.
Airbus Eurocopter X3
За основу Racer был взят экспериментальный вертолет Airbus Eurocopter X3, созданный в 2010 году. В 2013 году он установил мировой рекорд, разогнавшись до 472 км/ч. Eurocopter X3 и Racer имеют похожую конструкцию, но Racer потребляет намного меньше топлива.
Когда мы спрашиваем конечных пользователей, интересны ли им высокие скорости, ответ неизменно «да, но». Скорость любой ценой, без учета экономического и экологического воздействия, никого не интересует.
Жюльен Гиттон, руководитель разработки Airbus Racer
При достижении крейсерской скорости, один из двигателей Racer отключается, тем самым снижая потребление топлива. Но при необходимости он может моментально включиться.
Изначально сборку Racer планировали начать в 2020 году, но из-за ковида пришлось отложить производство. К марту 2020 года была готова только половина компонентов.
После этого первый полет перенесли на второй квартал 2022 года, но он так и не состоялся из-за задержки производства коробки передач. Её сборку планировали закончить в первом квартале 2022 года, но она была готова только в марте 2023 года.
Как прошел первый полет
Свой первый полет Airbus Racer совершил 25 апреля 2024 года в Мариньяне. Он пролетел около 30 минут, что позволило летчикам проверить поведение вертолета в воздухе.
Обладая 90 патентами, Racer является прекрасным примером уровня инноваций, которого можно достичь, когда европейские партнеры объединяются. Этот первый полет — момент гордости для Airbus Helicopters и для наших 40 партнеров в 13 странах.
Бруно Эвен, генеральный директор Airbus Helicopters
К своему третьему испытательному полету Racer развил скорость 305 км/ч. В этом году компания планирует разогнать его до 410 км/ч. Испытания в эко-режиме, когда один из двигателей отключается, пройдут в 2025 году.
Зачем нужен такой вертолет
Racer создается в первую очередь для спасательных служб. С его помощью можно намного быстрее вылетать на вызовы и доставлять пострадавших.
Кроме того, его можно использовать для поисковых операций, когда требуется немедленно вылететь и как можно быстрее достичь точки назначения.
Естественно, такой вертолет будет пользоваться спросом и у военных.
Когда военные заказчики придут к выводу, что существует необходимость в скорости, я не хочу оказаться в ситуации, когда у европейской промышленности не будет решения. Вот почему мы готовимся.
Бруно Эвен, генеральный директор Airbus Helicopters
НАТО планирует создать вертолет с аналогичными скоростными характеристиками только к 2038 году, поэтому военные, скорее всего, обратят внимание на разработку Airbus.
Кроме того, Racer можно использовать и для обычных гражданских полетов. Но в этом случае ему придется конкурировать с развивающимся сегментом электрических вертолетов eVTOL.
Когда Airbus Racer будет готов
Airbus не дает никаких сроков по выходу серийной версии Racer. Тестовые полеты будут длиться как минимум полтора года. Также потребуется время на прохождение сертификации.
Поэтому не стоит ожидать, что он выйдет в ближайшее время. Вероятно, первые серийные модели появятся через 2-3 года. С учетом того, что вертолет разрабатывается более семи лет, это не такой долгий срок.
Неясным остается вопрос и с ценой. Разработка вертолета обошлась Airbus в €200 млн. По текущему курсу это примерно 19,4 млрд рублей или $217 млн. Про финальную цену никто пока не говорит.
Airbus H160
Похожий вертолет Airbus H160, способный развивать скорость 324 км/ч, стоит ~$20 млн (1,7 млрд рублей).
В любом случае, с инженерной точки зрения Racer является настоящим достижением. В 2010 году о массовом производстве серийных скоростных вертолетов не шло и речи, а уже сегодня они совершают первые полеты.
14 комментариев
Форум →Он наверное эффективен на скоростях близких к максимальным. Наверное да, когда спасателям в море надо быстро долететь куда-то далеко, он наверное эффективнее. Не понятно, имеют ли типа крылья (консоли крепления двигателей) подъемную силу. Ведб вертолет летит вперед с отрицательным наклоном вперед. Получается угол атаки крыла отрицательный.
Osprey уже 30+ лет делает 550 км/ч, какие рекорды?
@Vanenz0, оспрей механически сложный аппарат, от чего слишком дорог, ненадежен и прихотлив, а обслуживать нужна целая команда механиков. Чисто военная машина.
@Vanenz0, это конвертоплан. А в статье про вертолет)
Аналогов нет? :)
Название этого типа летательных средств “винтокрыл” или “гелиплан”. В СССР был такой же проект “К-22” (в 1962 году было построено 2 летающих образца, но без компьютеров управлять им было сложно проект закрыли).
Так же были проекты винтокрылов КА-34, КА-35.
Во Франции и США были свои аналогичные проекты.
А есть еще конвертопланы (Ми-30), автожиры – гиропланы (Камов А-7, например)…
Но “это другое”, да? :)
@Йода, только конвертоплан в 10 раз дороже и не надежная конструкция ✌🏼
у нас, за 30 лет, в ладу вложили лярдов 200 рублей, по итогу получили, только советские движки %)
Цитата: “… обращенные вперед несущие винты, как у самолетов.”
Дальше читать не стал, уровень интеллекта Ильи Сидорова понятен
Старый добрый автожир. Не?
@Valky, не.
Илья, спасибо за статью. Прочитал с удовольстием
Был такой сериал – Воздушный волк XD
Там правда вертолет на реактивной тяге летал…
Ну что ж, теперь осталось посмотреть, как оно выполняет авторотацию при отказе несущего или экстренно садится с отказом одного тягового винта
@Smolny, на самом деле интересно «взаимозаменяемы» ли у него между собой тяговые винты в виде компенсаторов вращения от подъемного. Если нет, то «шляпа» – тот из двух, который компенсирует, и будет «слабым звеном».
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как исправить ошибку iTunes «от устройства получен недействительный ответ»?
Как посмотреть EXIF метаданные фотографии на iPhone
Как отключить голосовые вызовы по 2G на iPhone?
Как исправить ошибку «Требуется подтверждение оплаты» при загрузке приложений из App Store
Как быстро сканировать QR-коды на iPhone?
Как узнать, какая последняя версия iOS есть для вашего iPhone
Как добавить оперативную память в iMac? Какая память подойдет?
Как установить бета-версию iOS 14.5 с разблокировкой iPhone через Apple Watch