Последние годы выход каждой новой модели iPhone неизбежно сопровождается бурей негодования: мол, нового слишком мало, а прорывного так вообще нет и смысла обновляться никакого.
Вы вряд ли найдете хоть один обзор, который посоветует вам менять 15 на 16. Или 14 на 15, а годом ранее 13 на 14 – вы поняли логику. И как маркетолог со стажем, и как простой пользователь, я это недовольство разделяю лишь отчасти.
Дело в том, что со своими традиционными моделями (айфон, айпад, мак) Apple давно подстроилась, а отчасти сама и спровоцировала 3-летний цикл обновления девайсов. И правильно сделала, на мой взгляд.
Все дело в массовом потребителе
Результаты большинства исследований потребительского поведения за последние лет 5 единогласны: скорость обновления смартфонов неуклонно снижается. Данные онлайн-панели американского аналитического агентства Consumer Intelligence Research Partners (CIRP) за 2024 год гласят, что 44% респондентов будут готовы сменить айфон на новый лишь в случае значительного устаревания своей текущей модели: замедление, сильный износ аккумулятора, прекращение поддержки.
Еще 29% заявили о том, что купят новый телефон исключительно в случае физического повреждения старого. Цифры серьезные, согласитесь. Данные опроса площадки SellCell 2022 года подтверждают результаты CIRP: 40,4% пользователей меняют свой смартфон раз в два или три года – к этому времени как раз стареет батарейка. Портал приводит и график обновления смартфонов по годам:
Как видим, максимальный интерес пришелся на 2011-2016 годы. В начале 2010-х произошел настоящий смартфонный бум. Выход шедеврального iPhone 4, а также первого iPad на фоне появления огромного предложения доступных и уже вполне жизнеспособных телефонов и планшетов на базе Android катапультировали массовый рынок «айфоноподобных» устройств. Не говоря о самом айфоне! В те годы негодования было куда меньше, а вот amazing, очередей и кредитов на телефон – куда больше.
Последняя модель iPhone однозначно считалась (даже сейчас немного считается) символом статуса, ничуть не меньшим, чем хорошие часы, престижная машина или брендовые шмотки. В лакомый премиум-сегмент пытались подтянуться и Android-based бренды, но практически все тщетно. Кто-нибудь теперь помнит HTC? А ведь интересные были телефоны.
Революций больше не будет?
Ажиотаж утих к середине прошлого десятилетия. Смартфоны в современном их понимании перестали быть новинкой, функционал таких устройств стабилизировался, по-настоящему прорывных технологий стало значительно меньше, многим игрокам пришлось и вовсе покинуть рынок – индустрия умных телефонов стала массовой и именно ее размер привел к замедлению темпов развития. Массовому потребителю не нужны инновации каждый год. Apple этот тренд тонко почувствовала и начиная с седьмого поколения своих смартфонов перешла на эволюционный путь развития.
Судите сами: iPhone 4 отличался от iPhone 3Gs фундаментально и это была революция, «пятерка» с четвертым айфоном разнилась меньше, но все же это был совсем другой телефон, iPhone 6 – принципиально новая модель, но дальше все – эволюция. Даже физические размеры устройств с тех пор драматически не менялись. И согласитесь, выход iPhone X сложно назвать событием, сопоставимым с презентацией iPhone 4. Face ID являлось серьезным новшеством, но на революцию все-таки не тянуло. Не стоит удивляться и отказу от приставки S: все эти 11, 12, 13, 14, 15, 16 теперь действительно новые айфоны в понимании Apple. Циферка меняется не потому, что это какой-то революционный продукт, а просто номерной. Очередной. Ежегодный.
И это абсолютно нормально с точки зрения маркетинга. Компания просто следует за рыночным трендом. Если смотреть на линейку iPhone сквозь призму 3-4 летнего цикла обновления, то все встает на свои места. Представьте себе сценарий: человек купил себе в 2020 году актуальный тогда 11 Pro и ходил с ним вплоть до 2024 года – в случае покупки 16 Pro он получит принципиально новый смартфон! Автор этих строк уже почти три года ходит с обычной «тринашкой» и подумывает о замене на новый Prо. Так для меня там тоже будет очень много инноваций. Впрочем, если бы в обычном 16 был такой же экран, как в старшей модели – я бы взял просто iPhone. Того факта, что Apple иногда откровенно жадничает, я ни в коем случае не оспариваю.
Более того, есть твердое ощущение, что Apple не только не борется с растягивающимся циклом обновления устройств, но и во многом его поддерживает. «Не можешь победить – возглавь!»
Эволюционной стратегия такого законодателя как Apple неизбежно перевела на этот же путь и весь рынок. Ближайшие конкуренты в виде Samsung и Google Pixel слепо последовали примеру Айфона. В эшелоне пониже еще можно встретить эксперименты, но, чтобы пробиться наверх нужно удивлять. Apple же подстроилась под новый сценарий потребительского поведения в виде появления линеек Plus/Pro – весьма логичный шаг в попытке поднять среднюю маржинальность по линейке. Обновляешься реже – плати больше. Да и психологически потратить $1200 долларов раз в три-четыре года проще, чем 500$ ежегодно. К стоимости редких и крупных покупок люди относятся не так критично. Уверен, что со временем мы получим еще более дорогой Айфон.
Продуктовая стратегия Apple
Эмоцию Apple теперь продает в других сегментах и немного по-другому: Apple Watch Ultra, Vision Pro, в какой-то степени линейка iPad Pro. Стагнация на основных рынках приводит Apple как к разработке новых товарных категорий, так иногда и к удачному взгляду на воронки продаж и сегментацию. С Vision Pro все понятно – новый продукт в линейке Apple, а вот с «носибельной» электроникой и планшетами интереснее.
Лично я в свое время купил ультра-часы лишь потому, что они самые-самые из всех Apple Watch, а не за конкретный функционал и уж точно не из-за потребности в них. Все-таки часы, пусть даже умные, это не только гаджет, но еще и аксессуар. И тут Apple великолепно использовала силу своего бренда, ведь дорогие смарт-часы конкурируют в том числе и с именами с рынка классических часов. Лезть на территорию Rolex или Hublot никто не собирается, но на фоне базовых моделей Tag Heuer или, скажем, Rado, Apple Watch Ultra выглядят как привлекательная и бюджетная(!) альтернатива. Планшеты iPad Pro зачастую покупают, на мой взгляд, просто из-за дизайна.
Макбук удобнее практически во всем, но тончайшей 13-дюймовой страницей экрана попросту хочется пользоваться. И если бюджет позволяет, то почему нет? Сценариев использования для айпада придумать можно множество, просто необходимости в нем нет никакой. В этом и есть современный гений Apple, это и объединяет Apple Watch Ultra и iPad Pro – нам продают некую идею самооправдания зачем нам нужны эти устройства, а в реальности люди покупают классную вещь просто потому, что она очень классная и они могут.
Apple – торт. И тот ещё фрукт
В качестве заключения хочется еще раз улыбнуться комментариям о том, что Apple сдулась и «не торт». Забавно слышать такое про компанию с капитализацией под 3 триллиона.
Поверьте, они прекрасно знают, что они делают или не делают – все шаги Apple абсолютно осознанные. Они могут быть потенциально ошибочными, но уж точно не случайными. Стоит принять то, что смартфоны давно сформировались как класс по образу и подобию еще первого iPhone и никаких революций уже не будет до выхода следующего, принципиально нового вида устройств. Может походить со своим 13 еще год?
-
Этот пост написан читателем в разделе Тусовка, где каждый может разместить статью. Начните по этой ссылке. Лучшие посты появятся на iPhones.ru.
P.S. Обязательно прочитайте инструкцию, она поможет.
14 комментариев
Форум →Огромная паства, вот почему.
Желаем аппл всего плохого. И некого и нечего тут оправдывать
Определись, нЕкого или нИкого?
Некого. Вы не русский?
Ага, про нокию тоже так говорили и где она теперь.
Закат близок.
Я никогда не был в Европе/Америке/Китае, и мне искренне интересно являются ли там продукты Apple объектом столь пристального внимания?Почему-то есть ощущение (ничем не подтвержденное), что это какой-то наш локальный прикол, и этот прикол максимально странный.
Это не локальный прикол. В США у подростков есть дискриминация по цвету бабллов в сообщениях: если у тебя зеленый цвет, значит у тебя не айфон и фу таким быть. Идиотов хватает везде. Просто у нас идиоты еще и бедные, поэтому чувствуется острее.
Ну, в Китае придурок даже почку продал ради айфона с айпадом.А так-почти везде айфон это недешевая вещь для понтов среди нищебродов, и просто удобная вещь среди не-нищебродов.
Благодарю за классную аналитическую статью.
Почему в телеге не все статьи с сайта появляются?
Купи себе электрический Ларгус, чтобы не скучать
Ответил на заголовок, не читая, по тексту норм статья :)
«Почему мы кушаем, хотя делали это десятки тысяч раз». Потому что это потребность, Карл, потребность!
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему не получается поделиться геопозицией с Apple Watch
Как в Spotify слушать музыку в приватном режиме
Как использовать GIF-картинку в качестве живых обоев на iPhone
Почему камера iPhone не может сфокусироваться
Как отключить автообновление приложений на iPhone и Mac
Как использовать iPhone в качестве шагомера?
Как перевести любой сайт в Safari на iPhone
Как организовать домашний медиа-сервер из iPad, Apple TV и Android-смартфона