iPhones.ru

Я видел настоящий НЛО в Ульяновске. Как это было

Николай Маслов avatar | 34
FavoriteLoading В закладки
Я видел настоящий НЛО в Ульяновске. Как это было

Давным-давно в чистом поле посередине степей Средней Волги возник город семи ветров. Не в самом удачном месте.

Точно также по воле случая спустя несколько веков все так же в чистом поле рядом с ним возник крупнейший в мире авиастроительный комплекс.

«Ульяновский Авиационно-Промышленный Комплекс имени Устинова», ныне именуемый АО «Авиастар-СП», создавал не только крупнейшие серийные самолёты в мире (о них я ещё расскажу), но и кое-что совсем из ряда вон выходящее.

Я сам из Ульяновска, и так получилось, что с одной историей я знаком лично — успел увидеть.

Рассказываю.

Легенды и мифы об НЛО родного города


«Тарелки» реальны — действующие образцы известны со Второй мировой войны

Байки про «летающие тарелки» и другие НЛО известны по всему миру. Чаще всего это атмосферные явления или новые летательные аппараты.

В редких случаях над крупными промышленными зонами в прошлом НЛО оказывались разведывательными аппаратами других стран.

Но в Ульяновске байки про тарелки над Волжским Императорским мостом имеют другую природу, не ту, что, скажем, блестящие стратосферные наблюдатели в небе над Уралом.


И сегодня ряд конструкторов пытается создать летательный аппарат идеальной формы

Местные упорно верят, что не один раз над волжской гладью встречались странные круглые аппараты. Хотя, конечно, их там не было и быть не могло.

Но только потому, что настоящие НЛО базировались на 30 километров западнее Волги. Сегодня это место называется Международный аэропорт «Ульяновск-Восточный».

Неподалеку от него и состоялась наша встреча и была записана эта история.

Что такое «термоплан»


Один из первых проектов термоплана

Проект НЛО представлял из себя ничто иное, как особый тип воздушного судна легче воздуха, дирижабля — «термоплан».

Идея термоплана не нова: в его основе лежит так называемый «розьер» — воздушное судно легче воздуха, использующее для полёта подъёмную силу двух оболочек, наполненных соответственно газом с удельным весом ниже воздуха и нагретым воздухом.

Проект ульяновского термоплана — «летающая тарелка» из двух половин. В верхней находились емкости с гелием, как у обычного дирижабля для создания подъемной силы.

Нижний, не герметичный — так называемый «термообъем», заполнялся обычным воздухом, подогреваемый отработанным газом двигателей и играл роль балласта.


Типовое устройство термоплана (вариант «Локомоскайлайнер», доработанный из АЛА-40)

Надо взлететь — включают горелки. Подъемная сила термоплана увеличивается, и он поднимается вверх. Для снижения горелки гасятся, воздух постепенно остывает, подъемная сила уменьшается, и аппарат плавно идет на снижение.

Первоначальная схема имела много недостатков. Прямая подача отработанных газов внутрь оболочки приводила к необходимости очистки изнутри. Высокая температура так же могла стать причиной проблем — можно прожечь оболочку.

Тем не менее, летающая тарелка была построена и даже испытана.

Проект ульяновской «летающей тарелки»


Архивное фото ульяновского АЛА-40 в сборочном цехе

Немного предыстории: изначально проект «НЛО» был создан в МАИ под руководством ректора Московского Авиационного института в созданном из сотрудников МАИ конструкторском бюро.

Там ещё в восьмидесятых задумались над проблемой освоения северных районов с помощью летательного аппарата сверхвысокой грузоподъемности. Проектная составляла не менее 600 тонн.

Исходная разработка не отличалась от теоретической: по окружности шел силовой тор из стеклопластика, усиленного углелентами, на тор натягивались оболочки, а внутренняя полость разделялась мембраной на термообъем и объем с гелием.


АЛА-40 во время транспортировки на летно-испытательную площадку

С перестройкой разработка ушла в стол, но через некоторое время была поднята из небытия по желанию некого заказчика, связанного с нефтяным промыслом. Вероятно — «Газпрома».

Тогда и сейчас вышки для добычи нефти строятся на месте, долго, медленно. Подобный летательный аппарат позволил бы достаточно привезти на место готовую конструкцию для добычи.

Заказ оказался очень непростым, но довольно богатым. Если бы не череда неприятностей.

Из Москвы в Новгород, а оттуда — в Ульяновск


АЛА-40 в сборочном цехе «Авиастара». Единственное качественное фото АЛА-40

Изготавливать уменьшенную копию с диаметром тора равным сорока метрам начали на Горьковском авиазаводе им. Чкалова (сегодня — “Сокол”, Нижний Новгород).

Оттуда, поближе к масштабному производству композитов, переехали на УАПК, где был заложен опытный образец расчетной грузоподъемностью 3 тонны был заложен в 1989 году.

Для советско-российских разработчиков УАПК и МАИ это был первый проект подобного судна. Для конструкции использовали классические подходы в проектировании самолетных каркасов, а вот об обшивке различные авторы говорят по-разному.

Официальная версия утверждает, что использовалась композит (стеклоткань) производства УАПК. Другие авторы имеют иное мнение, говоря о специальных пластиках. Ряд причастных лиц и вовсе утверждает, что обшивку выполнили из металла.


Кабина АЛА-40 (макет или «боевая» — неизвестно)

В качестве движителя применили двигатель от самолета ЯК-18, которые восстанавливало предприятие. В качестве кабины к машине использовали доработанный фюзеляж от вертолета МИ-2.

Первое судно под названием АЛА-40, а вместе с ним и комплект для второго летного образца, закончили к 1992 году. Ещё в СССР.

Денег на постройку и доводку двух аппаратов уже не хватило, поэтому было принято решение испытывать первую советскую летающую тарелку уже в августе 1992 года без необходимых для экспериментальных судов статических испытаний.

Вместо этого разработчики сразу перешли к попыткам полета. Огромную махину буксировали 16 КРАЗов, а сама выкатка была приурочена к посещению предприятия Ельциным.

Тяжелая судьба или ошибка проектирования?


Кадр из аналогового видео с выкатки термоплана со сборки

Вероятно, спешка и сгубила проект. По воспоминаниям одного из участников событий:

«Термоплан» ветром раскачивает и он бьется об ангар. Разгоряченная команда прилетела на летно-испытательную станцию. В кабину сели летчики-испытатели, а остальные начали гидроцилиндрами подтягивать швартовы.

Гелий прорвал обшивку, а обшивка, изготовленная в Армении, не выдержала — оказалась просрочена. Слава богу, летчики выскочить успели.

Тор спустил гелий, хлопнул по бетонным плитам и раскололся на несколько сегментов. Слишком высокая парусность, а Ульяновск — «город семи ветров».

По другим данным, АЛА-40 в результате несогласованных манипуляций со швартовочными лебедками опрокинулся и «сел» на одну из боковых опор. По тору пошла трещина, оболочка порвалась, и гигант осел на землю.

Сегодня ряд причастных к проекту лиц утверждает, что разрушений не было, а проект был загублен по политическим мотивам для передачи патентов, идей и самого производства в другие руки.


В объявлении использовано архивное фото. На момент продажи аппарат находился в неизвестном месте

По их мнению, при испытаниях на герметичность из-за превышения допустимого давления раздуло внешнюю оболочку, что являлось закономерным и вполне исправимым дефектом в течении пары месяцев (для шовно-композитной и металлической конструкции это действительно так).

Так или иначе, в результате свободного полета АЛА-40 так и не дождался. Денег не хватило, дополнительное финансирование привлечь не удалось.

Второй экземпляр превратили в «летающий катамаран», который сегодня находится на территории предприятия.


Так мог выглядеть готовый проект в жёстком исполнении

В 1999 году в СМИ проскальзывала информация о готовом проекте АЛА-600 грузоподъемностью 600 тонн собственной разработки УАПК, но дальше чертежей дело так и не пошло.

В 2008 году заводу потребовались новые производственные площади, и останки АЛА-40 были окончательно отправлены в утилизацию. Тем не менее, в прошлом году на «Авито» пытались продать восстановленный экземпляр.

Правда это или попытка пиара? Неизвестно, как и дальнейшая судьба обломков (обломков ли?). Мне найти их не удалось (пока, по крайней мере).

К сожалению, моя короткая встреча с АЛА-40 состоялась уже после катастрофы (хотя и до попытки продажи), буквально перед переносом на складское хранение. Но и разобранный экземпляр впечатлял размерами. А вот второй комплект, получивший второю жизнь – совсем другая история, которой я поделюсь в отдельном материале.

«Термоплан» вчера, «Локомоскай» завтра


Летный образец «Локомоскайлайнера» для МЧС и выставки МАКС

Московское КБ «Термоплан» существовало до 2001 года. Было разработано несколько оригинальных катамаранов и очень успешный экраноплан 2ЭУ на базе самолета АН-2.

Но в 2005 году Кирилл Лятс, генеральный директор группы компаний «Метапроцесс», по своим каналам нашел того самого Юрия Алексеевича Рыжова, который в 1980-х руководил проектом «Термоплан».

Спустя некоторое время ему удалось собрать команду, состоявшую из работников ульяновского «Авиастара» и московского КБ «Аэростатика», разрабатывавших сигарообразные дирижабли.

Так появилась компания «Локомоскай» под руководством Александра Ивановича Харчикова, бывшего заместителя генерального конструктора «Термоплана». Обновленный проект получил название «локомоскайлайнер».


Тот же «Локомоскайлайнер» в ангаре на МАКСе

По состоянию на 2010 год у них был семиметровый разведывательный аппарат, представленный на авиасалоне МАКС-2011 доработанной конструкции:

  • вместо одной емкости гелия использовали 16 штук;
  • проектирование прочностных качеств поручили уникальным автоматизированным методам расчета;
  • для заполнения термообъема использовали отдельные, независимые двигатели.

Как сложилось будущее ульяновских дирижаблей?


Единственный в России эллинг для дирижаблей на производственной площадке «АвгурЪ»

После успешных испытаний, правительство Ульяновская область и «Локомоскай» начали совместную работу по созданию площадки для серийного производства целой линейки подобных аппаратов грузоподъемностью от 3 до 600 тонн при дальности полета до 3 тыс. километров.

Спустя всего 2 года производство дирижаблей так и не началось, а впоследствии и вовсе было свернуто. Поэтому сегодня домен locomosky.ru молчит.


Серийный многоцелевой дирижабль «АвгурЪ» Au-30 для нужд Минобороны

Мечте было не суждено сбыться. Пусть ломоскайлайнер может транспортировать половину собранной буровой установки, на него необходимы предварительные заказы. А их не оказалось. Так же, как и на многие другие уникальные проекты.

Хотя в случае с «Ломоскайлайнером» все очень неоднозначно: от проекта, в отличие от АЛА-40, не осталось даже чертежей или расчетов. Может быть, их и не было?


Проект беспилотного дирижабля стандартной конструкции «Анюта»

Хотя научные решения МАИ и ранние расчеты УАПК, полученные в ходе работ, сегодня применяются для создания ряда традиционных дирижаблей с мягкой оболочкой.

В том числе малосерийных «Анют», выпускаемых совсем другим предприятием. Вопрос только в одном: не теми ли же людьми?

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (44 голосов, общий рейтинг: 4.59 из 5)
undefined
iPhones.ru
Я лично его видел, рассказываю.
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

34 комментариев

Форум →
  1. Dobriy avatar
    Dobriy 12 мая 2019
    16

    Вечные чемпионы по бегу на месте.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. iBolobay avatar
    iBolobay 12 мая 2019
    4

    Много хороших летных идей было уничтожено с распадом
    Один Лунь чего стоит

    basta avatar
    basta12 мая 2019
    1

    @iBolobay, то, что здесь, это даже не идея, а спинофф идеи

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Efi avatar
    Efi 12 мая 2019
    9

    Ульяновск….жопа мира

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. basta avatar
    basta 12 мая 2019
    9

    какой же бред. тот же воздушный шар, только в другой форме

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Dave avatar
    Dave 12 мая 2019
    6

    “…комплект для второго летного образца, закончили к 1992 году. Ещё в СССР.”

    Ох, ок…

    FRK avatar
    FRK12 мая 2019
    3

    @Dave, а что сильно не так? СССР распался 26 декабря 1991. Как раз накануне 1992.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. truetexno avatar
    truetexno 12 мая 2019
    6

    Думал про “контакт” почитаю..
    мот кто напишет свою историю в комментах)

    ymnik avatar
    ymnik12 мая 2019
    3

    @truetexno, вы считаете, что увидеть НЛО реально?! Оххх…

    iVillain avatar
    iVillain12 мая 2019
    1

    @ymnik, это всё грибы..

    truetexno avatar
    truetexno12 мая 2019
    3

    @ymnik, почти уверен в этом)
    youtu.be/EDj9ZZQY2kA
    Много инцидентов в авиации, в т. ч. тот же Тегеранский случай 1976-го вряд ли про аэростаты)
    90% буллшит, конечно, но есть процент нераскрытых случаев.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. ilinski avatar
    ilinski 12 мая 2019
    5

    Крупнейший в мире?
    Смешно. :)

    ymnik avatar
    ymnik12 мая 2019
    7

    @ilinski, мы всегда крупнейшие идиоты!

    GarryBarry avatar
    GarryBarry12 мая 2019
    3

    @ymnik, а вы это кто?

    drundel007 avatar
    drundel00713 мая 2019
    0

    @ymnik, «уникальные» и «не имеющие аналогов в мире»

    mlserg avatar
    mlserg12 мая 2019
    1

    @ilinski, а еще нет аналогов в мире)

    simonov57 avatar
    simonov5712 мая 2019
    2

    @mlserg, ну у тебя, то под диваном есть )

    mlserg avatar
    mlserg12 мая 2019
    2

    @simonov57, посмотри у себя на ушах, скрепой прикреплено.

    Николай Маслов avatar
    0

    @ilinski, АЛА-600 должен был быть крупнейшим. Конкретно из термопланов – да, АЛА-40 действительно крупнейший. “Гиндебург” и его современные клоны, в том числе под крылом “Боинга” имеют другую конструкцию и принцип полета.

    ilinski avatar
    ilinski12 мая 2019
    0

    @Николай Маслов, во втором абзаце написано “крупнейший в мире авиастроительный комплекс”.

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов22 октябрь 2019
    0

    @ilinski, должен был быть, выполняя задачи одновременно всех заводов Айрбаса. Территориально и сегодня вероятно самый крупный.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. Alex318i avatar
    Alex318i 12 мая 2019
    0

    Артефакты погибшей высокоразвитой цивилизации.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  9. id193494168 avatar
    id193494168 12 мая 2019
    2

    После гибели «Гинденбурга», а затем «Акрона» и «Мэкона», тема с летательными аппаратами легче воздуха была исчерпана.

    lohmatij avatar
    lohmatij12 мая 2019
    0

    @id193494168, почему?

    Николай Маслов avatar
    0

    @id193494168, да ну щас, расскажите об этом Маску и Google, которые на аэростатах интернет по Шри-Ланке раздают, и собираются этим заниматься по всему миру. Ну, еще можно рассказать об этом эксплуатантам беспилотных Au-30 (вероятно, пограничники) и частным компаниям, использующим аэростаты различных типов для наблюдений, аэрофотосъемки и технических работ большой продолжительности.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  10. kilka_rus avatar
    kilka_rus 12 мая 2019
    0

    автор – Щас то что ты увидел НЛО уже никого не удивишь . . . .

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  11. AlastorGryum avatar
    AlastorGryum 12 мая 2019
    1

    А где антигравитационный двигатель? Куда они собрались лететь на этом пепелаце без гравицапы? Инопланетяне уже давно летают по нашему небу, как у себя дома, а они всё сидят в свой песочнице и воздушные шарики запускают. Детский сад.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  12. Makarov avatar
    Makarov 12 мая 2019
    1

    I want to believe©

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  13. t-n avatar
    t-n 12 мая 2019
    0

    И в нём нашли iphone 59 с ios 37536 )))

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  14. Menzoberonzan avatar
    Menzoberonzan 13 мая 2019
    0

    Заказчики военные небось в первую очередь, это им важно поднять “фазовый центр антенны” как можно выше, в идеале на пару – тройку сотен метров, а лучше на километр.

    Кстати, всем “скептикам”, у которых в России ничего путного не могут делать в принципе, по причине высокого содержания спирта в организме, – точно такими же работами занимаются в Штатах, для обеспечения связью армейских подразделений в местах со сложным ландшафтом местности, для этого приёмник-передатчик вешают на аэростат, но это самое простое, в идеале такой вот аппарат с жёстким или полужёстким внешним корпусом мог бы выполнять задачи противоракетной обороны, если в габариты его верхней части вписать многоэлементную фазированную антенную решётку.
    Ну или же можно интернет с такой штуки раздавать:)

    Николай Маслов avatar
    Николай Маслов22 октябрь 2019
    0

    @Menzoberonzan, я вам больше того скажу – дирижаблями для интернета в Шри-Ланке по заказу Google занимаются те же самые люди, что проектировали термоплан.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  15. AndreyY avatar
    AndreyY 13 мая 2019
    0

    Почему это на сайте про айфоны?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  16. Dim4ik84 avatar
    Dim4ik84 13 мая 2019
    1

    Странно что Вы не увидели на НЛО надписи Ксяоми ))))))ЛОЛ

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  17. Morton avatar
    Morton 13 мая 2019
    1

    Новгород – это Великий Новгород.
    Тот город о котором речь в тексте называется Нижний Новгород или просто Нижний.
    Нижегородцы, как и новгородцы очень не любят, когда путают их города.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.