Год назад супруга подарила мне (человеку, что из воинствующего сонибоя превратился в активного игрока на Xbox) свежую PlayStation 5. И с момента появления PS5 в доме Xbox начал планомерно покрываться пылью, мы сосредоточились на проектах, которые не посетили консоль от Майкрософт. Совру, если скажу, что я не получил удовольствие от этих игр.
Однако к концу года, спустя кучу слухов, в продажу поступила PS5 Pro, и я недовольно фыркнул — анонс и первые тесты игр не вызвали ничего, кроме вопроса «Ну и чего ради это всё?».
А несколько дней назад у меня самого случился неожиданный апгрейд — на полке рядом с PS5 Slim появилась Pro-версия консоли. Оправдан ли апгрейд и так ли нужна «прошка» в 2025-м? Давайте разберемся.
Философия современной Sony. Зачем компания снова выпустила премиум консоль
Давайте посмотрим в прошлое. Поколение PS4 и Xbox One началось в 2013 году, и его изначальная цель была дать геймерам игры в стабильном разрешении 1080р и, желательно, с частотой кадров не ниже 60. На деле же базовые версии этих консолей чаще всего показывали от силы 900р, а стабильные 60 FPS были скорее исключением, чем стандартом.
Шутка ли, великий и желанный Bloodborne частенько ронял фреймрейт с 30 до 25-20 в сложных сценах и до первого патча имел болезненно долгие загрузки. А про Xbox One вообще молчу, там железо было хуже, чем у PS4, и многие игры работали еще хуже.
Наложилось все это на расцвет стандарта 4К+HDR на рынке телевизоров. К середине 2010-х доступных экранов с 4К-разрешением и каким-никаким HDR становилось все больше, и консоли на этом фоне выглядели откровенно так себе. В интернете говорят, что железо той же PS4 устарело еще до ее релиза.
Итогом этой ситуации стал практически одновременный релиз Xbox One X и PS4 Pro в 2016 году. Главная цель обоих — принести 4К-игры и стабильные FPS в дома геймеров. С переменным успехом обе компании с задачей справились, но у многих игроков тогда возник вопрос, мол, «а что, у нас теперь поколение из двух частей состоит?»
С началом поколения PS5 ситуация была не менее интересной, обе компании сделали мощные консоли на старте продаж, но при этом Microsoft сделали ставку на выбор для игрока — есть бюджетный Xbox Series S и премиальный (самая мощная консоль поколения на тот момент, якобы) Xbox Series X, пока у Sony просто есть версия либо с дисководом, либо без него, никакой разницы по мощности.
Откуда же возникла такая потребность в промежуточной версии на этот раз? По словам Марка Церни (архитектор PS4 и PS5), Sony хотят, чтобы игры на их консолях избавились от компромисса между режимами отображения в играх.
По большому счету все игры на консолях сейчас имеют выбор, либо графика похуже, но стабильные 60 кадров, либо лучшее качество графики, но в 30 кадров.
Исследования показали, что большинство игроков используют режим производительности базовой PS5, а режим качества графики остался непопулярным из-за низкой частоты кадров. PS5 Pro должна была объединить эти опции в единый режим. А также не в последнюю очередь Sony очень хотят показать свою технологию апскейла PlayStation Spectral Super Resolution.
«Прошка» нужна, но не всем
И вот теперь главный вопрос – а нужна ли такая дорогая консоль тому, у кого уже есть базовая версия PS5? Ответ зависит от того, насколько много вы играете и требовательны к графике. Если на старте PS5 Pro можно было с уверенностью сказать что апгрейд в принципе того не стоит (за парой исключений, о которых ниже) то недавние релизы показали, что если есть возможность, то обновиться имеет смысл.
Рассказываю на конкретных примерах из своего опыта (да, тут не самые свежие примеры, но я считаю что они достаточно репрезентабельные):



✔ Stellar Blade. Корейский хит прошлого года относительно хорошо работает на базовой PS5 в режиме производительности (целится в 1440р и 60 кадров), но иногда видно, что картинку «мылит». А вот в режиме качества у игры была хоть и прекрасная картинка, но в 30 кадров играть очень и очень больно. PS5 Pro решает эту проблему, добавляя еще два режима, в обоих Stellar Blade работает при высоком разрешении и практически идеальных 80 или 60 FPS.
✔ Final Fantasy VII Rebirth. С самого релиза меня не покидало ощущение, что игру создавали с прицелом на существование PS5 Pro. На базовой версии консоли на выбор два режима: очень «мыльные» 60 кадров в секунду с просадками либо режим качества с отличной картинкой, но очень болезненно рваными 30 FPS. Версия на PS5 Pro за счет PSSR позволяет играть в 60 кадров с отличной графикой.
✔ Black Myth: Wukong. Последняя игра в моем личном списке снова не отличается свежестью, однако из-за требований к железу она пропустила Xbox, потому что разработчики не понимают, как заставить нормально работать игру на Series S. На базовой PS5 у игры три режима: Качество (30 FPS), Баланс (неровные 45 FPS) и Быстродействие (60 FPS с просадками), и каждый — это нюанс и компромисс, при отличной картинке в режиме Качество играть в 30 кадров больновато, а с фреймрейтом на отметке 60 картинка чересчур зернистая. Патч для PS5 Pro исправляет проблему на режиме Баланс, теперь игра работает в плавных 45 кадров без потери качества картинки, но практически никак не влияет на режим Быстродействие.



Говоря о современных релизах, которые я не попробовал, но знаю от своих товарищей, нельзя не упомянуть Monster Hunter: Wilds, который даже на топовых ПК работает из рук вон плохо. На базовой PS5 игра выдает отвратительно размытую картинку, временами роняя разрешение до 720р, о стабильных 60 кадрах и думать не приходится. На PS5 Pro игра показывает себя в более чем стабильном разрешении 1080р с 60 FPS. Да, цифры могут показаться смешными, но на ПК в том же ценовом сегменте ситуация будет значительно хуже.
И что-то мне подсказывает, что чем дальше, тем больше будет появляться игр, которые на базовой PS5 будут работать если не совсем плохо, то на уровне «пойдет, подальше сяду, мыла не увижу». Мнение, конечно, субъективное, но факт: если вы хотите получать лучшие версии будущих новых игр без нюансов, то вам нужна PlayStation 5 Pro. Чем ближе к концу консольного поколения, тем больше у обычной PS5 будет компромиссов.
Без нюансов не обошлось
Однако не всё так радужно, как мне лично того хотелось бы. Пара нюансов хоть и не сразу, но вскрылась при использовании. Например, не все PRO-патчи идут играм на пользу и в лучшем случае не делают ничего (Zenless Zone Zero как роняла частоту кадров, так и продолжает это делать), а иногда и ломают то, что и так хорошо работало.
Геймеры растиражировали случай с Silent Hill 2, где патч ломал картинку (проблему оперативно исправили, но хейтеры об этом предпочитают молчать). Еще из того, что вспомнил лично, — свежая Assassin’s Creed: Shadows, там на PS5 Pro так себе работают тени, и это бросается в глаза.


Также неоднозначно обстоят дела с играми, которые не получили улучшений для Pro-версии. Для таких игр существует система Game Boost, и на бумаге она звучит круто — практически каждая игра получит улучшения стабильности и графики, но в чуть меньшем масштабе и без отдельных режимов графики в настройках.
На деле же… зависит от игры. Например, Metaphor: ReFantazio не имеет выбора режимов графики и на базовой PS5 частенько ронял частоту кадров. На PS5 Pro игра стала просто работать в стабильных 60 FPS. А вот Red Dead Redemption 2 и Bloodborne, например, всё также работают в 30 кадров, но, КАЖЕТСЯ, картинка стала чуть четче всё же.


Последний нюанс связан лично с моими тактильными ощущениями. Я не раз говорил, что Sony — те еще крохоборы и делают свои консоли из вторичного сырья и такой-то матери вместо качественного пластика. PS5 Slim собрана из мерзкого глянцевого пластика, не очень приятного на ощупь, к примеру.
Pro-версия же матовая, но на ощупь всё такая же… не очень. Но с этим можно вполне смириться, ведь консоли у меня стоят за телевизором и трогаю я их раз в пару дней, чтобы протереть от пыли.
А вот к геймпаду у меня есть вполне конкретные вопросы. Сначала мне показалось, что это мой пад от PS5 Slim за год поизносился, отчего на ощупь стал более гладким, а ход курков и стиков менее тугим. Однако нет, удешевленный шершавый пластик (с парой невидимых, но ощутимых стиков по бокам, кстати) с корпуса PS5 Pro использовали и в DualSense, что шел в комплекте.


На ощупь поначалу приятно, но потом приходит понимание, что пластик-то дешевый, еще и скрипит местами. Зачем повысили тугость стиков — тоже вопрос открытый.
Опять же, стоит учитывать, что последние два абзаца — не более чем мои личные ощущения, и я вполне мог себе это придумать, но я предельно честно пишу то, что чувствую. А вот нюанс с ценником на консоль в России уже гораздо более объективный. И с ним всё не так просто.
Что брать, если вообще нет консоли
Официальная цена на PlayStation 5 Pro в России у ритейлеров колеблется от 114 до 130 тысяч рублей. На маркетплейсах можно поймать за 70-80, но готовьтесь платить пошлину, долго ждать и жить без гарантии. Сразу говорю. Нет. Вы не соберете за эти деньги ПК, который будет тянуть игры на уровне PS5 Pro, кто бы что вам ни говорил. Это так не работает.
Да, можно доплатить до 150-160 и взять ПК, который местами и мощнее будет, но вот моя PS5 Pro запустит GTA VI в день релиза, а ПК нет.
Что касается покупки, так сказать, «с нуля», когда консоль хочется и пока что нет никакой. То… Я рекомендую смотреть на ценник и свои возможности. Если есть деньги, то да, PlayStation 5 Pro стоит покупки в качестве ультимативного устройства для игр, где точно не будет никаких компромиссов по картинке и частоте кадров.
Еще и памяти из коробки целых 2 терабайта. Хватит на всё и надолго.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

27 комментариев
Форум →