Подводные лодки, и тем более атомные, стали олицетворением технологического прогресса: именно на судах для скрытного уничтожения городов и континентов впервые появляются самые современные разработки.
Тефлон, программно-вычислительные комплексы, компактные ядерные реакторы и малогабаритные ракеты. Список можно было бы продолжать бесконечно, если бы вся информация была доступна массам. Тем не менее, кое-что можно найти и на просторах сети.
Но куда интересней отдельных деталей само существование кораблей для земного космоса, океана. Звездолёты, которые человечество смогло осилить, ничуть не менее удивительны, чем фантастические суда из научной фантастики.
Смотрите сами: эти самоходные небоскребы в композитной чешуе, готовые уничтожить человечество, добираются до самого дна, годами не заходят в порты и готовы удивлять самим своим существованием.
А вы знали о таких?
1. Подводный небоскреб-катамаран проекта 941 «Акула»
Шесть самых больших в мире подводных лодок, известных в СМИ под именем «Тайфун», были выпущены ЦКБМТ «Рубин» с 1981 по 1989 год, но в строю остался только один. «Девятиэтажная субмарина» оказалась слишком дорогой.
Самый вооруженный подводный корабль восьмидесятых одновременно и один из самых тихих, вопреки длине в 173 метра и высоте в 23 метра (9-этажный дом — «всего» 25-30 метров).
Снаружи «Акула» единый корабль, но внутри это катамаран: 2 прочных корпуса из титана внутри легкого обеспечили надежность конструкции и размещение 20 баллистических ракет залпового пуска, на которых приходилось 200 ядерных боеголовок.
Реакторы и торпедные аппараты так же дублированы в собственных изолированных отсеках. Вопреки размерам, у «Акул» рекордная плавучесть (40%), поэтому она легко ломает арктические льды до 2,5 метров.
Отличается эта АПЛ и комфортом размещения: моряки плавают в последней оставшейся на плаву ТК-208 «Дмитрий Донской» до полугода без перерыва, называя её «плавучим „Хилтоном“».
2. Вооруженные до зубов лодки типа «Огайо»
Самая тяжеловооруженная субмарина в мире несет 24 баллистических ракетоносителя типа «Трайдент-2». Даже у «Акул» меньше, ведь они несут носители, аналогичные наземным. У «Огайо» они компактные, для подводных лодок.
Вместо них несколько лодок этого класса получили боезапас в 154 крылатые ракеты «Томагавк», которых хватит на целую локальную войну. Впрочем, боеголовок ракет одного «Огайо» хватило бы, чтобы стереть начисто небольшую страну.
Удивительно, но эта махина звучит «всего» на 102 дБ, то есть чуть громче раскатов грома. Для подводного судна это сущие пустяки, которые едва ли распознаваемы при максимальном погружении «Огайо» на 550 метров.
Создаваемая одновременно с «Акулой», «Огайо» оказалась намного перспективнее, дешевле и многофункциональнее. Судя по всему, это единственный подводный ракетоносец, умеющий и ракеты, и торпеды, и боевых пловцов, и глубоководные аппараты запускать.
Ходят упорные слухи, что одна или две лодки этого типа переоборудованы в подводные транспорты для перевозки грузов особо важного назначения. Которые обычным войскам и погранслужбам никогда не найти, не распознать.
3. Бесшумный колосс проекта 955 «Борей»
Самая современная российская субмарина, вооруженная 16 нашумевшими ракетами «Булава», навряд ли кажется чрезвычайно интересной с первого взгляда. Но эти лодки сменили лодки проекта 941, получив их лучшие качества «задешёво».
Вместо многолопастных винтов, привычных для атомоходов, «Бореи» получили водометные движители, сделавшие их шумность запредельно низкой: по оценкам, она в 5 раз ниже «тишайших» лодок «Щука-Б».
Водометам помогает разделенный на отдельные отсеки корпус, связанный между собой амортизационными прокладками. Резиновое покрытие используется и для самой поверхности лодки.
Вероятно, это делает подводный ход субмарины сопоставимым по громкости со стаей рыб. В совокупности со специальными маломагнитными материалами такой подход сделал лодки типа «Борей» «стелсами подводного мира», незаметными для большинства наблюдателей.
Не удивительно, что журнал «The National Interest» внес АПЛ проекта 955 в ТОП-5 самых смертоносных и мощных подводных лодок в мире, способных в считанные минуты уничтожить полностью всё человечество.
4. «Глубоководная трагедия» К-278 «Комсомолец»
Подводные лодки проекта 685 «Плавник» создавались как подводные охотники на вражеские атомные субмарины, поэтому превосходили все существующие как в США, так и в СССР аналоги.
Для их разработки в Северодвинске был построен колоссальный испытательный комплекс с барокамерами, имитирующими самые разнообразные нагрузки на большой глубине. Габариты комплекса позволяют утверждать, что ничего подобного не существовало ни до, ни после.
Эффективная научная работа позволила построить лодку, на которой 4 августа 1985 года был установлен абсолютный мировой рекорд глубины погружения в 1027 метров и рекорд глубины подводного выстрела торпедами в 800 метров. На такой глубине субмарины недостижимы для средств обнаружения и вооружения других судов и по сей день.
К сожалению, по истечении третьего плавания лодка затонула, оставшись в памяти как одна из наиболее трагических морских катастроф: несмотря на наличие автономной спасательной капсулы (через которую даже осуществлялся вход), погибли 42 из 69 человек экипажа.
Чтобы предотвратить радиоактивное заражение, пришлось закачать в корпус полимер с хитином (ещё одна уникальная методика). Планируется и подъем остатков лодки. Она лежит на глубине 1650 метров, так что даже исследования её местонахождения рекордны.
5. Подводный дельфин типа «Лос-Анджелес»
Многоцелевые АПЛ «Лос-Анджелес» знакомы каждому, кто хоть немного смотрит новости или интересуется мировыми событиями: именно они стали «героями» большинства локальных конфликтов на Ближнем Востоке, осуществляя запуски крылатых ракет «Томагавк» по Ираку, Ливии, Сирии.
Военно-морской флот США получил рекордное число именно этих лодок: 62 единицы для других проектов оказалось недостижимой цифрой. Фактически, «Лос-Анджелес» стала основателем нового класса многоцелевых атомных лодок в современном понимании термина.
Они задействуются в борьбе с ПЛ и надводными кораблями противника, ведении разведывательных действий, специальных операциях, переброске спецподразделений, нанесении высокоточных ударов по наземным целям, минировании, поисково-спасательных операциях.
Для этого она умеет развивать 64 километра в час под водой, что составляет рекорд среди крупносерийных лодок. А ещё их реакторы перезаряжают раз в 42 года, так что «Лос-Анджелес» почти вечны по меркам подводного флота.
6. «Золотая рыбка» проекта 661 «Анчар»
Первая подводная лодка с полностью титановым корпусом К-162/222 «Золотая Рыбка», которую отправили в эксплуатацию в 1969 году и только в 2015 порезали на металлолом.
Для того, чтобы построить этот незаметный для магнитного оборудования сверхпрочный колосс, инженерам пришлось изобрести ранее невозможный метод сварки титана и построить колоссального размера камеры, заполняемые инертным газом.
Людям во время постройки пришлось тяжелее всего: ещё никогда до, и никогда после им не приходилось работать в непригодной для дыхания атмосфере такое время и с таким качеством.
Два реактора, сверхпрочный корпус и геометрия корпуса, заимствованная у природы, позволила стать «Золотой рыбке» самой быстроходной подводной лодкой: во время перехода через Тихий океан была достигнута рекордная скорость подводного хода в 44,74 узлов (80,4 километров в час).
Рекорд до сих пор не побит, хотя лодку списали в 1989. Не в последнюю очередь из-за высокой стоимости ремонта и запредельной шумности внутри при набор больших скоростей.
7. Убийца авианосцев проекта 949А «Антей»
Проект 949 стал вершиной и окончанием развития узкоспециализированных подводных лодок, создаваемых для уничтожения самых больших надводных кораблей — авианосцев, охраняемых не только массой судов поддержки, но и большим числом носимой авиации.
Столь сложную задачу инженеры решили превосходно. Расстояние в 3,5 метра между легким и прочным корпусами «Антеев» обеспечивает значительный запас плавучести, до 30 % и даёт защиту от подводных взрывов. Случайная торпеда не выведет лодку из строя.
Лодки этого типа несут по 72 противокорабельных сверхзвуковых ракеты П-800 «Оникс» или 24 П-700 «Гранит». Именно для них спроектирована и гиперзвуковые ракеты «Циркон», ставшие «ужасом океанов», от которого пока не существует защиты.
Даже авианосная группа может перехватить только 1-5 «Ониксов», которые лодки проекта 949 способны запускать залпом, многократно превышающим это число. Что будет с «Цирконами», не нужно даже гадать.
К этому классу относится ещё одна трагедия флота: катастрофе АПЛ К-141 «Курск» сопереживал каждый житель России не только во время показа одноименного фильма.
8. Арктические охотники проектов 945 «Барракуда»
Последние цельнотитановые «убийцы авианосцев» советской разработки, переквалифицировавшиеся со временем в многоцелевые АПЛ, активно эксплуатирующиеся сегодня в Арктике.
Обладает поразительной прочностью корпуса, рассчитанную на всплытие в арктических водах из-под льда — фактически, «Барракуды» и её «дети» стали подводными атомными ледоколами.
Лодка этого типа К-276 «Краб» 11 февраля 1992 года в российских территориальных водах она столкнулась с американской подлодкой «Батон Руж» типа «Лос-Анджелес», после чего американскую лодку пришлось списать. А «Краб» продолжил службу.
О лодке известно чрезвычайно мало — специфика отрасли. Атомный реактор аналогичен используемому на «Акулах» и «Антеях», характеристики сходны, а шумность как на ультрасовременных лодках с водометами. И все.
9. Удивительный «Лошарик» для изучения океанских глубин
Атомная глубоководная станция проекта 10831 «Калитка», известная общественности как АС-12 или «Лошарик» — российская атомная глубоководная подводная лодка для изучения морского дна и проведения специальных работ.
«Лошарик» совершенно беззащитен: вооружение отсутствует. Зато она умеет нырять на глубину около 6000 метров, возможно и больше. Официальные источники в 2012 подтверждали как минимум погружения на 2-3 километра, проведенные для изучения арктического шельфа.
Для достижения таких глубин этого его корпус собран из нескольких шарообразных отсеков (реализован принцип батисферы) из титана, расположенных внутри удлинённого лёгкого корпуса «классической» формы.
Предполагается, что аппарат в 69 метров длиной оснащен манипуляторным комплексом, грузоподъемной системой, гидроакустической станцией, оптической системой и малыми (необитаемыми) дронами. Возможно имеет колеса для езды по дну для полностью незаметного перемещения.
Благодаря глубине погружения и бесшумности фактически является практически неуязвимой. Но на дальние расстояния «Лошарик» «не ходит»: существующие утечки говорят об использовании АПЛ К-329 «Белгород» в качестве лодки-носителя.
10. Подводные базы глубоководных аппаратов
О ряде подводных лодок СССР и России известно не больше, чем о «Лошарике», впервые сфотографированном совершенно случайно спустя 27 лет после закладки: это переделанные из серийных АПЛ подводные лодки, предназначенные для несения глубоководных аппаратов.
Таких субмарин известно немного:
- проект 09774 КС-411 «Оренбург», в прошлом лодка проекта 667А «Навага»
- проект 09786 БС-136 «Оренбург», переделанная из 667БДР «Кальмар»
- проект 1910/19100 «Кашалот» из субмарины проекта 675
- проект 09787 БС-64 «Подмосковье», построенная как АПЛ проекта 667БДРМ «Дельфин»
Все они лишены вооружения и дополнены секретным оборудованием, назначение которого не определено даже военными специалистами.
Вероятно, БС-136 и БС-64 является основным носителем «Лошарика» и его грядущей беспилотной смены «Клавесин-2Р-ПМ», а КС-411 «Оренбург» — беспилотника проекта 18511 «Палтус».
Но свои тайны самые засекреченные суда хранят надежно.
Почему так мало? Хочу ещё!
Данные об атомных подводных лодках даже ранних проектов засекречены по ряду направлений. Современные лодки и вовсе хранят свои тайны так, как не снилось нам, гражданским.
Тем не менее, при большом желании военные источники готовы поделиться разнообразными слухами. Что-то из них правда, что-то на поверку окажется дезинформацией для зарубежных спецслужб.
Да и охватить все технические детали в одном материале, к тому же описав их простым языком, практически невозможно. Или продолжить тему?
Вот только с чего начать? Рассказать о рекордах, технических достижениях? А может быть, посвятить следующий материал истории советских вычислительных машин, впервые появившихся как раз на подводных лодках?
Ждем комментариев!
38 комментариев
Форум →Обалдеть конечно, какие научно-технические заделы были заложены в СССР.
@dmitryermakov, все эти «заделы» либо давно устарели, либо давно пройдены, совок принято демонизировать или приписывать СССР какие то невероятные и порой очень секретные супертехнологии, до сих пор «не имеющие аналогов», но на деле все что делалось в СССР по сегодняшним меркам имеет строго музейный статус, либо вынужденно дотягивается до бм современного уровня за счет новых материалов и управления новым ПО
@ProtcessusVitelius, глупо спорить с тем, что в СССР были уникальные технологии которые опередили своё время и актуальны до сих. Применительно к к посту выше можно упомянуть ЯЭУ с жидкометаллическим теплоносителем, которая уникальна и по сей день. Применительно к Космической программе можно вспомнить капельные холодильники, которые никто не сумел воспроизвести до сих пор, технологии утеряны. Тот самый гиперзвук, в том числе моторный, в том числе межконтинентальный, которым так любят хвастаться наши вожди, был придуман, разработан и сделан в СССР и аналогов в мире до сих пор не имеет. Наверное тут многим сложно будет это понять, айфон то каждый год новый выходит, но технологии как таковые или вообще не устаревают, или устаревают но медленно.
@Илон Маск, просто гиперзвук смогли сделать только сейчас, американцы почти безнадёжно отстали.
@vladgudkov, говоришь словами обнулённого, догоняют нас ???, сторублёвые кремлеботы и сюда пролезли
@vladgudkov, Хей Дурень. Красава еще 15 рублей заработал
@Илон Маск, + Вам: приятно умного человека встретить.
И особенно приятно было прочитать про гиперзвук: знаю людей (уже совсем старики, на восьмом десятке сейчас), которые его и разрабатывали.
@iWanderer, взаимно.
Насчёт гиперзвука предположу,- СибНИА? Я когда закончил Физтех продолжил в ИНЭУМ а часть людей, заинтересованых тематикой пошла работать в НПО Машиностроения, часть как раз в Новосибирск, для людей которые немножко в теме не является большим секретом чем занимается Реутов и Чаплыгинцы.
@Илон Маск, вы ошибаетесь
@Maksim_ok, аргументировано
@Илон Маск, все эти “технологии” СССР – бумажные, сорта самолета Можайского, которого никто не видел в полете, но, вроде, летал он. Или экранопланов. Которые, вроде, достоверно летали, но чего-то на практике не использовались. Это интересные идеи, которые не были доведены до практического применения. В советской/российской идеологии они были вполне себе результатом, как радио Попова, во всем остальном мире счет смотрят по табло. Не внедрено, не работает? На полку с НФ его!
@Denis, предвзятое мнение. Давайте судить эпл только по их беспроводной зарядке.
@Denis, смотря какие, реактор на ЖМТ вполне себе практически использовался и используется это не считая того что научный прогресс вы же не будете отрицать, правда?
@Илон Маск, приятно читать взвешенный комментарий. +
американская «Сеа Вульф» тоже интересна, множеством технических решений и ценой? «Борей»…если перестать бить себя пяткой в грудь то по своим ТТХ бм равен «Вирджиния»
из всего представленного набора уникальным проектом является «Акула», из за своих циклопических размеров
@ProtcessusVitelius, диванный эксперт? ну-ну
@ProtcessusVitelius, не то чтобы я придирался, но как можно сравнивать многоцелевую атомную подводную лодку Сивулф и атомную подводную лодку с баллистическими ракетами – Борей. Это же конструктивно две совершенно разные лодки.
@Илон Маск, во первых я говорил о Вирджинии, во вторых сравнении было по таким параметрам как шумность, гидроакустика и тп, конечно корректней сравнивать с Ясенем, но тут речь не о назначении, а в целом о техническом уровне, конструктивно АПЛ стратегического назначения и многоцелевая АПЛ не настолько отличаются что бы нельзя было сравнить шумы винтов, характеристики гидроакустической станции и тп
@ProtcessusVitelius, без разницы, Вирджиния тоже многоцелевая АПЛ и вы ошибаетесь считая, что конструктивно они не отличаются, отличие лежит на поверхности, потому что любая подводная лодка есть суть множество сообщающихся ёмкостей, трубопроводов и насосов, предназначенных для перекачки воды и подачи воздуха высокого давления, вся эта машинерия существует для возможности АПЛ стабилизировать глубину погружения и при необходимости двигаться с нулевым дифферентом.
Когда АПЛ вынуждена нести на своём горбу 16 баллистических ракет весом 40 тонн каждая и при их старте получает в корпус порядка 600 тонн забортной воды, при этом удерживая скорость хода, глубину и нулевой дифферент эти задачи требуют от лодки иметь конфигурацию отличную от конфигурации многоцелевой атомной подводной лодки и это естественно сказывается на прочих её характеристиках.
Поэтому сравнивать многоцелевые лодки и лодки с баллистическими ракетами просто некорректно.
Самая известная, конечно Курск. Уникальным свинством по отношению к семьям подводников.
Что толку с тех технологий, если люди ничего не стоят. У Австрии нет подводных лодок, но есть уровень жизни. И люди бегут от подводок в Тироль.
Самые знаменитые? И тут нет “Наутилуса”? Первой атомной подводной лодки? Нет “Наккена” первой подлодки с двигателем Стирлинга?
В тему подводных лодок. Тут только недавно читал несколько книг Эдуарда Овечкина «Акулы из стали». Настолько шедевральные мемуары, как он служил на АПЛ проекта 941. Она тут есть в списке. Настолько легко и весело написано, что не оторваться. Рекомендую всем
Кто бл@дь писал статью. «Моряки плавают» так писать не только не правильно но и оскорбительно по отношению к морякам.
@chy715, Говно плавает, а корабли ходят
@KatieMac, не совсем так. Написал ниже.
@chy715, я давно интересовался этой темой, так как увлекаюсь яхтенной темой. Почитайте подробнее об этом. Слышали фразу: дальнего плаванья? А дальнего хождения – нет? капитан дальнего плавания. Вы же не слышали – капитан дальнего хождения? И даже провожая моряков, им желают счастливого плавания, а не хождения или похода. Ходить – это всего лишь жаргон, как и пОртфель, провЕдено, возбУждено и так далее. Но еще есть неофициальное и не всеми принимаемое разделение: если кратко, то ходят чаще применяют к надводным кораблям, а к подводным как раз применяют плавают. И по правилам русского языка правильно применять только плавают.
Когда был прыщавым юнцом, с удовольствием читал про вооружения в Технике молодежи. Думаю, для подросткового возраста это нормально.
Но сейчас, кода всю страну погружают в какой-то дегенеративный военный психоз – считаю это преступлением против ментального здоровья нации.
Понятно, что этим психозом хотят отвлечь от насущных проблем. Ну, и дебилами легче управлять.
Уважаемая редакция, но вы-то хотя бы не поддавайтесь на ущербный военный психоз, не хватало, чтобы еще и здесь надрач…ли на военные игрушки. Оставайтесь мыслящими людьми.
@iGuest, вы все верно пишите. Только поддаются на это «слабые умом», которые поддавались бы и другим, не менее пагубным вещам, если бы не было того, о чем вы пишите. Уж лучше пусть «раздутому» патриотизму поддаются. Это обычное явление для человечества и везде оно присутствует.
Читать даже не стал ибо купил чайник Российский Redmond где на дне надпись — “Из нержавеющей стали”. Через месяц это говно внутри покрылось ржавчиной. Ценник радости : 3000₽ Идите в баню со своими лодочками.
@Pakistan, у меня так меньше года проработав накрылся утюг этой фирмы
@KatieMac, так их давно ругают везде.
@Pakistan, ха! Я jeep купил, собранный в США и там тоже написано оцинкованный кузов, но тоже, зараза, гниет. Это называется – капитализмом. Добро пожаловать :)
Если судить по итогам СССР, любую ПЛ легче сделать, чем смартфон. При этом производство смартфонов ещё прибыль приносит и людей радует, ПЛ же даёт одни убытки и в итоге всегда сгнивает без дела.
Зато большая.
@worknd, СССР породил (строил) себе подобных, ПЛ большая и страшная как динозавр, но еволюция свое возмет.
Отличная статья, автору спасибо.
к чему эта статья на портале iPhones.ru?
Подводные лодки (да и любое оружие в принципе) служат для “уничтожения городов и континентов впервые появляются самые современные разработки” – военных за такие мысли сразу под трибунал надо, превентивно. Гражданских – в дурку, лечиться, нечего маньякам по улицам ходить. Все никак оружием не набряцаются, малохольные.
Все эти лодки из СССР автор российские лодки это миф или принадлежность государству а разработка принадлежит супер державе СССР а не рф в РФ нет не сил не средств не промышленности ни профильных учреждений чтоб лодки придумывать
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Что делать, если App Store требует подтвердить платежные данные
Как не дублировать данные приложений в iCloud?
Что делать, если в macOS Sierra очень тормозит Microsoft Office
Как в iOS установить время по умолчанию для напоминаний на весь день
Как отключить виджеты на экране блокировки iPhone
Что за синяя полоска появляется в Safari на iPhone при прокрутке страницы?
Что делать, если Safari на iPhone не может подключиться к сети
Как включить виджет с днями рождения на iPhone?