Бывает так, что игру продает исключительно геймплей и геймдизайн. Но не всегда. История, которая служит обоснованием действиям игрока, не менее важна, особенно в эпоху, когда компьютерные игры догнали и перегнали кинематограф.
А иногда происходит так, что проект запоминают за наличие в ней одного или нескольких мощных сюжетных поворотов, знание которых, скорее всего, испортит прохождение. Вот 5 таких примеров я сегодня и собрал. Очевидно предупреждаю — в тексте будут спойлеры.
1. Undertale
Страшно подумать, но оказывается уже выросло поколение, для которого творение Тоби Фокса – игра детства. В этом году Undertale празднует свое десятилетие с релиза на ПК.
В основе сюжета игры лежит история о том, что в далёкие времена на Земле существовали две могущественные расы: монстры и люди. Между ними разразился конфликт, в результате которого победу одержали люди. Семь сильнейших магов человечества использовали заклинание Барьера, чтобы заточить монстров глубоко под землёй. Единственным входом в Подземелье стало небольшое отверстие в горе Эботт.



Спустя много лет после окончания войны в это отверстие случайно попадает человеческое дитя, которым является главный герой игры. Что будет происходить дальше — зависит от поведения игрока.
В первую очередь, Undertale — это ролевая игра, которая очень сильно высмеивает клише и механики своего жанра. Однако сражаться не то чтобы вообще нужно, игра часто будет намекать, что монстров можно щадить и избегать насилия. И вот если не прислушаться к подсказкам…
Можно встать на путь «геноцида». Если игрок выбирает его, игра меняется навсегда. Персонажи помнят ваши действия даже после того, как вы начнете игру заново, а финальный босс Санс обвиняет игрока в жестокости ради любопытства. В концовке «Истинного сброса» вы стираете вселенную, а главный антагонист Хаос (воплощение игровых файлов) называет вас настоящим монстром.
А еще есть два параметра в игре – LOVE и EXP. Индикатор «LOVE» — это на самом деле «Level of Violence» а «EXP» — это «Execution Points» (очки пыток), а не опыта. Узнать это можно только в конце игры. |
2. BioShock
Когда-то я думал, что BioShock — это типичный хоррор-шутер с претенциозным визуальным стилем, не более того. Понятное дело, я ошибался.
Правда, осознание пришло где-то на середине прохождения, а утвердилось мнение, что это одна из лучших игр в истории, только после ее финала.



Про сюжет игры, я уверен, слышали даже те, кто ни разу в нее не играл. Подводный город Rapture, погибшая в нем утопия и кровавый хаос как следствие падения идеалов ее создателя. Изучать мир BioShock иногда даже интереснее, чем следить за актуальной историей первой части. Благо вся предыстория города щедро раскидана в окружении игрока, записках и диалогах.
Главный герой, казалось бы, является ничем иным, как просто физическим аватаром игрока внутри окружения. Но нет, это не так. События, происходящие ближе к концу BioShock, заставляют очень сильно пересмотреть ощущения от местной истории.
После победы над Райаном выясняется, что протагонист был марионеткой с самого начала. Фраза «Would you kindly?» (с англ. «Будь добр»), которую Атлас использовал в каждом указании, — это кодовая фраза, активирующая гипнотическое программирование главного героя. Он — генетически модифицированный раб, созданный Райаном, а Атлас на самом деле является Фрэнком Фонтейном, главным антагонистом, манипулировавшим игроком через ложное чувство свободы воли. |
3. Heavy Rain
В свое время этот интерактивный фильм от Дэвида Кейджа можно было считать аргументом для покупки PS3. Уровень кинематографичности происходящего удивляет даже сейчас, в эпоху, когда технологическое развитие игровой индустрии уже уперлось в потолок.
Да вот только лично я так и не смог оценить историю. Всё потому, что мне случайно рассказали главный сюжетный поворот за час до того момента, как я собрался ехать за диском с игрой.



И хоть хорошую историю спойлером не испортишь, игру я тогда покупать не поехал. А зря. Ведь для своего времени Heavy Rain — это наиболее близкий к термину «next-gen» продукт. Игра (если ее так можно назвать в какой-то мере) поражала постановкой, кинематографичностью происходящего и, конечно же, сюжетом.
В центре сюжета находятся истории разных людей, которых объединяет причастность к расследованию деятельности серийного убийцы, который топит детей в дождевой воде. Сын Итана Марса оказался в заложниках у психопата, и отцу придется пройти ряд испытаний, чтобы спасти ребенка. Журналистка Мэдисон Пейдж гонится за сенсационной статьей о деятельности маньяка. А агент ФБР Норман Джейден и частный детектив Скотт Шелби независимо друг от друга пытаются поймать душегуба.
И хоть на протяжении всей игры так или иначе происходит несколько очень сильных сцен и твистов, самое шокирующее открытие оставлено на самый финал. Уверен, что никто с первого раза так и не смог понять, кто конкретно из большого количества персонажей является убийцей Оригами.
Личность убийцы держится в секрете практически до самого финала. Но оказывается, что Убийца Оригами — частный детектив Скотт Шелби. Изначально это не очень понятно, но на самом деле Шелби не расследует дело, а максимально аккуратно подчищает за собой следы и ведёт Итана Марса по ложному следу. |
4. Shadow of the Colossus
Ранее я так или иначе упоминал как имя разработчика Фумито Уэда, так и непосредственно название одной из лучших его игр – Shadow of Colossus. Но никогда ей не посвящал достаточно времени в тексте. И вот в разрезе разговора о сюжетных поворотах пожалуй и стоит это сделать.
Парадоксально, но Shadow of the Colossus не отличается какой-либо хорошо поставленной историей. Фактически у нас есть завязка, которая служит мотиватором для действий игрока, и концовка. А между ними — исключительно затягивающий и в какой-то мере медитативный игровой процесс.



Дело в том, что по сюжету нам нужно взять на себя роль молчаливого протагониста по имени Вандер. У молодого человека довольно светлая цель — оживление погибшей девушки по имени Моно, которая была принесена в жертву. Для этого герой приносит ее тело в храм, где обитает загадочное существо Дормин, которое гарантирует воскрешение девушки в обмен на услугу — Вандер должен убить 16 колоссов, которые являются воплощением зла в этом мире. И всё. Сюжетных событий после вступления вы не увидите до конца игры.
Однако концовка не просто шокирует игрока, она натурально выбивает стул. Да, определенные сомнения в правильности того, что мы делаем, могут возникнуть и в процессе прохождения, но финал игры ставит не просто в тупик, он скорее берет за шиворот и спрашивает: «Что же ты натворил?»
Вандер оказывается жестоко обманут Дорминой. Колоссов нельзя было убивать, они не несли зло, как говорил Дормина, а наоборот, сдерживали темную сущность. Со смертью последнего колосса Вандер освобождает тьму, которая начинает проникать в тело протагониста, и его смертельно ранят люди, которых можно было заметить в самой первой кат-сцене. Тьма превратит Вандера в огромное черное существо, которое с трудом, но удастся запечатать внутри храма. |
🛒 Страница Shadow of the Colossus в PlayStation Store
5. Danganronpa V3: Killing Harmony
Ну а закончить этот материал я предлагаю моими любимым японским безумием. Уверен, большинство из вас никогда не слышали о Danganronpa, и я честно говоря вам завидую.
Пропустить мимо себя этот театр абсурда это счастье… или большая ошибка, тут зависит от восприятия.



Для начала стоит кратко рассказать, что вообще такое Danganronpa. Это медиафранчайз, что включает в себя три полноценные игры, два спин-оффа, три аниме-адаптации и кучу мерчендайза. Сюжет каждой игры и аниме по мотивам в той или иной мере сосредоточен на одном и том же — группа школьников оказывается отрезана от внешнего мира и втянута в смертельную игру. Никаких ловушек и прочего, только лишь одно условие — чтобы выбраться, нужно совершить т. н. «чистое убийство».
То есть не просто убить своего одноклассника, но и избежать поимки. Для этого ответственный за весь этот бардак злодей придумал систему «Классного суда». Если случилось убийство, то остальной класс должен его расследовать, на основе улик найти виноватого и доказать это на судебном процессе.
Danganronpa V3: Killing Harmony является своеобразным перезапуском франчайза, ведь основная история была полностью закончена еще в аниме-адаптации. Но фанаты и издательство Spike Chunsoft настолько давило на откровенно уставшего от резни школьников создателя Danganronpa, что тот сразу после релиза V3 громко послал всех куда подальше и ушел основывать свою студию. А на прощание он оставил такой сюжетный поворот, за который фанаты еще долго ругали в интернете всех, кто причастен к франчайзу.
Первый неожиданный поворот случается в конце первой главы, когда убивают Каэде Акамацу, главную героиню игры. Но в конце всё еще интереснее: события всех частей серии — это вымысел. Даже внутри сюжета игры. Никакого апокалипсиса не было. Всё происходящее в каждой игре и аниме-адаптациях — это часть реалити-шоу, которое якобы транслируют по японскому телевидению. V в названии — это римская цифра 5, и таким образом получается, что Killing Harmony — это уже 53 сезон Danganronpa. Таким откровенно абсурдным и обесценивающим поворотом автор серии хотел откровенно плюнуть в лицо тем, кто требовал продолжения его законченной истории. И ему это удалось. |
🛒 Страница Danganronpa V3: Killing Harmony в Steam
Этот список продолжать можно еще очень долго
Суть мира Bloodborne, финал обеих Red Dead Redemption, природа сюжета Metal Gear Solid 2 — и это только первое, что мне приходит в голову. Игр с действительно шокирующими поворотами много, и писать про все нет никакого смысла — уверен, многим это подпортит впечатление.
Хотя лично я считаю, что хорошую историю нельзя испортить спойлером, даже если это детектив про убийцу Оригами. Наоборот, зная некоторые повороты, меняется и расширяется восприятие сюжета, он открывается с другой стороны. Но, естественно, так работает далеко не везде.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

8 комментариев
Форум →