В моем родном Ульяновске не так много достопримечательностей мирового уровня.
Тем не менее, несколько масштабных фишек на 800 тыс. жителей города все же найдется. Ульянов-Ленин среди них однозначно занимает первое место. Именно в его честь был переименован Симбирск.
Завод начинается с проходной
Второе место просто обязан получить Ульяновский Авиапромышленный Комплекс (УАПК), с недавних пор получивший имя АО «Авиастар-СП».
По задумке советского правительства УАПК должен был стать самым масштабным в мире авиастроительный заводом.
Предприятие, построенное с нуля в чистом поле, должно было выполнять полный цикл работ по созданию самолетов. От выплавки стали до изготовления приборов, от изготовления собственных инструментов до сборки самых больших в мире самолетов, ни одно самолётное производство в мире не имеет таких компетенций.
О том для чего и почему этот завод появился именно в Ульяновске можно рассказать отдельную историю. Сегодня поговорим о другом.
«Руслан» улыбается
Спустя почти 50 лет после своего появления «Авиастар» продолжает деятельность. Ан-124 «Руслан», с которого начиналась история производства (и под производство которых в итоге спроектированы корпуса) сменили новые типы. Сначала на заводе освоили выпуск Ту-204.
Ещё не запущенная поточная линия производства Ил-76МД-90А
После передачи этого самолета в Казань основная работа сконцентрировалась вокруг новой модификации Ил-76, Sukhoi Superjet и нескольких перспективных новинок.
Предприятие занимается серийным производством военно-транспортного Ил-76МД-90А. В ближайшее время стартует серийный выпуск заправщика Ил-78М-90А.
Ворота размером с самолет. Внушает?
Кроме этого, завод изготавливает в кооперации отдельные агрегаты пассажирских самолетов МС-21 и «Сухой Суперджет», ряда проектных судов КБ Ильюшина (ПАО «Ил»), ведет послепродажное обслуживание Ан-124 и Ту-204 различных модификаций.
Поднимать их на крыло — моя работа. Уже 6 лет я строю самолеты на АО «Авиастар-СП».
Почему «Авиастар-СП» самый-самый в России?
Недостроенный корпус должен был увеличить выпуск «Русланов» до 100 штук в год
К сожалению, поделиться интересными моментами непросто, но в День авиации, 17 августа 2019 года мне наконец-то удалось сделать немного фотографий завода.
Построенный в порыве гигантомании, «Авиастар» отличался от других авиастроительных предприятий СССР, России и зарубежья колоссальными масштабами.
По проекту, площадь комплекса могла бы поспорить с полумиллионным городом, для обеспечения сотрудников жильём был организован и построен отдельный район города со своей инфраструктурой.
К сожалению, перестройка и последующее межвременье не позволили закончить задумку. Тем не менее завод даже после отторжения ряда уже освоенной площади занимает больше, чем квартал для его работников, и остаётся самым большим производственном комплексом города.
Совсем недавно здесь работало 45 тысяч человек. Сегодня на заводе трудятся только 9 тысяч и ещё 3 тысячи обслуживают его на договорной основе, являясь представителями сторонних организаций. Внушает?
Самолет-макет: реальный Ил-76МД-90А для ресурсных испытаний на прочность
На заводе существует ряд производств:
- центр металлургических компетенций
- заготовительно-штамповочное (ЗШП)
- механо-сборочное (МСП)
- неметаллов (МКП)
- агрегатно-сборочное (АСП)
- окончательной сборки (ПОС)
- летно-испытательная станция (ЛИС)
Эти и сопутствующие службы охватывают полный цикл, превращая металлические болванки в летающую машину. Именно здесь осваивали изготовление деталей из самых длинных металлических заготовок, варку титана, создавали уникальные композитные элементы, ныне забытые.
Роботизированный склад: детали вытаскивает манипулятор для конкретной работы. Рабочий только должен подойти
Да что там: в 90-е завод брался делать цельнотитановые яхты и мог в один заход обработать годовой объем деталей для автомобильного завода нашего города.
Один из бывших цехов ныне известен автопроизводителям России как завод оснастки «Форш»: он снабжает другие заводы необходимой, часто уникальной, оснасткой по всей стране. А для «Авиастара» — всего лишь один цех.
Стапель для работ на крыле «Руслана»
Комплекс изначально предназначен для постройки широкофюзеляжных крупнотоннажных самолетов. Ан-124 «Руслан» стал первым из них, хотя были планы реализации производства Ан-225 «Мрия», перспективных гипезвуковых пассажирских лайнеров и даже стратегических бомбардировщиков.
Если бы СССР не рухнул, именно здесь уже в конце 90-хх строили бы пресловутый ПАК ДА и серийные «Бураны».
Эти ворота меньше: всего 25 метров в высоту и около 50 в ширину. Как док для кораблей
В соответствии с масштабными планами был построен летно-испытательный комплекс с самой большой в СССР взлетной полосой, предназначенной для посадки особо тяжелых и специальных самолетов.
Но о нем — в другой раз. Сегодня о сборке агрегатов и окончательном производстве.
Главный военно-транспортный самолет будущего. Других пока нет
Пресловутая «стеклянная» кабина здесь ещё и правда с окнами
Знакомьтесь: новенький, почти готовый Ил-76МД-90А, основной военно-транспортный самолет в России ближайших лет. Этот далекий потомок старых Ил-76 получил новую электронику, улучшенные двигатели и усиленный каркас.
Пока нижняя часть кабины ещё несет остекление. Так привычнее. Но штурману больше не нужно смотреть вниз: новый «Ил» получил «стеклянную кабину», то есть приборы, позволяющие вести самолет без прямой видимости и/или в автоматическом режиме.
Похож на предка, но отличается во всем
В скором времени именно он станет основным военно-транспортным самолетом России. Других пока не разработали, старые выработали или вырабатывают ресурс.
В начале производства Ил-76МД-90А похож на листы металла, беспорядочно, на первый взгляд, разбросанные по цеху. Но в АСП все встает на свои места.
Как лист металла становится самолетом
Участок стыковки носовой части
В ЗШП производится вырубка и формование будущих деталей. МСП изготавливает и производит сложные токарные и фрезеровочные (и множество других) работы. А в АСП предварительно изготовленным деталям и небольшим сборкам придают формы, уже напоминающие самолет.
Делается это на разнообразной оснастке, как и везде в мире. Но завод не проектировался под Ил-76: стоит взглянуть на последние корпуса «Русланов», и всё станет понятно.
Последние «Русланы»: фюзеляжи готовы
Именно они заполняют пространство цехов. Шутка ли: летающий агрегат размером с атомную подводную лодку! Высота фюзеляжа на шасси — около 10 метров, ещё почти 6 дает вертикальное оперение — киль.
Для транспортировки элементов махины были спроектированы
- уникальные крановые системы, способные транспортировать даже отдельные отсеки;
- уникальные для восьмидесятых автоматизированные системы хранения деталей;
- колоссальные «этажерки», чтобы перемещаться вокруг этих титанических деталей и возводить шаг за шагом самолет.
Эти махины ползают по рельсам. Точность перемещения выше, чем у современных ЧПУ
По сравнению с этими титанами «семьдесят шестой» кажется игрушкой. Можно было бы разделить цех на 2 этажа по высоте (конечно нет) и запараллелить процесс.
Сам процесс практически не изменился за все время существования авиации: сначала изготавливаются панели обшивки с минимальным силовым набором, потом они объединяются вокруг основного «скелета».
На заднем плане стыкуют между собой отсеки
Получившиеся отсеки собираются в фюзеляж на стапеле. Для правильной стыковки каждый из них должен соответствовать чертежу с точностью в две десятых миллиметра.
Строго говоря, такая точность сопровождает элементы самолета весь процесс. И это не предел: при сборке МС-21 допустимые отклонения отдельных крупногабаритных деталей достигают сотых миллиметра.
После стыковки отсеков фюзеляжа работа разбивается на 2 части: одна команда занимается внутренним убранством самолета, другая вешает оперение и ставит крыло на специальном стапеле, полностью охватывающем самолет.
Этажерка для работы на оперении. Все вручную
Стапель устроен так, что самолет оказывается в «нивелировочном положении», по всем 3 осям оказываясь «в горизонте».
Крыло длиной в 30 метров — одна деталь, которую поднимают той самой кран-балкой для «Руслана». Удивительно: 40 лет эти краны, растянутые по всему заводу на протяжении десятка километров вдоль и поперек цехов продолжают работать без сбоев.
Здесь самолету дарят «душу», или немного о летающих серверах
Тот же стапель снизу
После установки крыла остается установить шасси размером с компактный легковой автомобиль, и самолет готов. Но для первого полета пока не время, начинается установка авионики.
Даже на заре авиации самолеты не могли летать без вмешательства человека. Сейчас большинство летательных аппаратов и вовсе в угоду аэродинамике не способны держаться в воздухе без сложных электронных «мозгов», постоянно корректирующих движение самолета в пространстве.
Над стапелем завис уникальный кран совсем не авиационной грузоподъемности
Ил-76МД-90А не стал исключением: его электроника занимает железнодорожный вагон и приезжает в Ульяновск со всей страны.
Её и многие другие системы устанавливают в производстве окончательной сборки, в уже стоящий на шасси самолет.
Водило для перемещения самолета не так просто, как кажется
Начат монтаж электроники
Антенн видимо-невидимо
Самолет даже включают без двигателей
И вот он оказывается у самых ворот, огромных, как трехэтажный дом. Здесь его впервые включают, запитывая от внешних источников. После проверки всех компонентов самолет уходит на окраску.
Впереди — наземные и летные испытания. Но это совсем другая история, которую я расскажу позже.
Бонус: остатки былой роскоши
«Руслан» на ремонте: здесь снят носовой обтекатель. Под ним прячется полквартиры
Лифт нужен для подъема оборудования и запчастей
Здесь снаружи остаются только мелкие работы
Ряд генераторов внушает
Метровое колесо «Руслана» стоит как новая Kia
Хороший самолет должен быть красивым
Кроме Ил-76Мд-90А на «Авиастаре» проходят плановый ремонт несколько «Русланов» и модифицируется пара Ту-204.
Чтобы подниматься на «Руслан» для высотных работ создали специальные лифты. А как иначе — летающий дом занимает площадь, сравнимую с небольшим футбольным полем.
Ту-204 на его фоне сущая мелочь. Но и такие самолеты нужны.
Интересный факт: при полном отказе двигателей и систем Ту-204 свободно планирует до земли, позволяя посадить самолет. Единственный пассажирский самолет с таким свойством.
Один из последних Ту-204-300
Двигатель крупным планом. Обратите внимание на количество систем
Носовая стойка — один из сложнейших элементов самолета
Хотя и в крыле прячется не меньше
Завод был готов выпускать до 50 пассажирских «Ту» в год, однако программа была свернута и передана в Казань. Ульяновск взамен получил Ил-76 и МС-21.
Неподалеку от ремонтируемых «тушек» находится участок для «Суперджетов». Все верно, вы не ослышались: на них в Ульяновске устанавливают некоторые системы, салон и проводят ряд испытаний.
К «Суперджету» иного подхода не было
В следующий раз я покажу вам самолет изнутри во время сборочных работ. Какой хотите увидеть первым?
49 комментариев
Форум →Ближе к середине статьи шрифт сменился, поправьте.
@MikeWell, это похоже на глюк всей платформы- комментарии тоже сменили шрифт.
@Astravod, все же ошибка форматирования статьи – незакрытый тэг шрифта и поехал весь шрифт ниже.
@sergeyc, ок, просто не думал, что формат шрифта статьи может повлиять на параметры всего портала.
Хорошая статья!
НИКОЛАЙ, СПАСИБО! ЗДОРОВО!
Спасибо. Интересно. Для МС-21 Авиастар производит что-либо?
@mineralof, да, производится сборка отсеков фюзеляжа. Соседнее предприятие Аэрокомпозит – бывший цех Авиастар – крылья.
Вся эта гигантомания это очень весело, особенно если вспомнить кто за это заплатил. Огромный завод который ремонтирует три самолета в год это позорище.
Ну и конечно уникальный Ту-204, созданный тиражом в 12 экземпляров, примерно, который может летать без двигателей – текст достойный авиатора. Все пассажирские самолеты с высоты 10 км пролетят больше 100 км без двигателей.
@pkurzaev, увы, далеко не все
Нет заказов – нет завода. Причины отсутствия заказов обсуждать категорически не хочу, поскольку вижу виновных напрямую, по документации. И гигантомания прошлого здесь не при чем
И да, увы, могу сравнить с “Боингом”.
Сухой Суперджет не накрылся, нет?
@farrkt2423, а с чего он должен накрыться?
@iRomaroma, Superjet стал не конкурентным. Если в ближайшее время ничего не придумают с замещением импортных запчастей, то существование суперджетов дело времени… у Аэрофлота много суперджетов стоят на парковке и не используются – логистика оперативной доставки запчастей до сих пор не налажена… и вот новость на днях была https://ria.ru/20190907/1558424856.html
@DomenER, сам Суперджет вполне нормальный самолет, вначале были проблемы с беспосадочной дальностью при максимальной загрузке, сейчас их решили. При этом Суперджет вчистую проигрывает Боингу и Эйрбасу по сервису, логистике запчастей и специалистам по ремонту. Именно из-за этого эксплуатанты отказываются от использования суперджетов, а совсем не потому что что-то не так с самолетом. А импортозамещение запчастей – это миф, в суперджете 70% комплектующих – не российского производства и многие решения заменить попросту нечем – проще сделать новый самолет с нуля
@iRomaroma, В общем риск остановиться производству суперджетов очень высокий. Вот и высокие чины в правительстве стали говорить о неконкурентоспособности… самолёт может быть и хороший, только после майской аварии много пассажиров отказываются покупать билеты на рейс если полетят на суперджете. Что также сказывается на авиаперевозчиках…
@DomenER, сраться высоким чинам со всем миром не надо и все будет в порядке и с сервисом и с логистикой по запчастям. И самолет тут совершенно не причем. В глобальном мире надо глобально думать… тем более не имея внутреннего рынка размером с китайский.
@anfedoro, я понимаю, что вместо понимания картины мира и критического отношения к себе в первую очередь проще во всем обвинить кого-то (сейчас вот модно и хайпово Путина), но картина от этого не поменяется – все указанные проблемы уже были у Суперджета еще в 10-11 году, и к политике это тогда не имело никакого отношения, скорее к недобросовестной конкуренции и непрофессионализму людей, отвечающих за системные процессы, а дальше замкнутый круг – плохой технический сервис – мало покупают самолет – нет денег на развитие сервиса – и так до бесконечности. Причин много, но политики здесь нет никакой – голая и беспощадная конкуренция.
@iRomaroma, все правильно.. когда непрофессионализм в отрасли (с которым в целом можно в бороться, хоть и не просто) скрещивается с идиотизмом на государственном уровне (с которым бороться нельзя в принципе.. ну.. не у нас) получаем жесткое усугубление изначально чисто экономико-управленческих проблем отдельно взятого экономического объекта (модели самолета в данном случае). А вот ” про понимание картины мира и критическое отношение к себе” вообще не к месту было.
@anfedoro, И то что вам кажется, что политики тут нет никакой, огорчу вас – это не так, ибо политика “есть концентрированное выражение экономики” и иные “чисто” политические процессы дают такой экономический выхлоп, что мало не покажется. Ни ценам в магазинах, ни суперджетам с мс-21.
@anfedoro, мне не кажется – Вы путаете коммодитиз (и производную от них ТМП) и стратегические отрасли, в которых влияние текущих процессов отражается через десяток лет. Сейчас в авиастроенииу нас результат того, что было в 90-х и начале 2000-х, гражданскую отрасль реально практически положили, сейчас пытаются откатить обратно – но это не сильно просто: кадров уже почти нет, весь НИОКР военный, Суперджет вообще непонятно зачем делали, а то что сделали нельзя назвать плохим самолетом, но у него нет никаких конкурентных преимуществ перед Эйрбасом и Боенгом, при тотальном проигрыше в сервисе. То что будет с МС-21 еще непонятно, надеюсь учтут ошибки Суперджета. А политика … в этих отраслях нет политики, санкции/истерики это для ТВ. Как были десятилетние контракты по титану и ракетным движкам с Америгой – так и остались и никто в здравом уме их рвать не будет, все пафосные мероприятия проходят на Украине :))
@farrkt2423, 80 салонов в прошлом году поставили, или около того
Покажи первым Руслан изнутри, статья хороша.
@Dark_Ogr, попробую. Самая болезненная и скользкая тема
@Николай Маслов, шо там про ремоторизацию говорят? ПД-35 будут вешать?
@login315, прежде чем что-то вешать, надо это сделать для начала
Автор, прочитай в ВиКи про аэродинамическое качество и ты узнаешь, что у Руслана, оно идентично Туполю и планировать оба самолёта могут одинаково
А ещё почитай про авторотацию и удиви мужиков в курилке, что планируют даже вертолеты
https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Аэродинамическое_качество
Вот интересно, конкретно автор что своими руками делал на этом заводе? Какая должность ? А то таких строителей до хрена и больше.
@Jetcat862, инженер-технолог. Конкретную область назвать ввиду отсутствия договорённости с предприятием не могу, мы не частный завод
@Николай Маслов, типа прикрылся аурой секретности, ну, ну, инженер-технолог.
Да… у меня за плечами и авиационный техникум, и МАИ- всё советское… поэтому могу сказать, что авиастроение в России в глубокой и безвылазной яме и статейка есть облизывание жопы « Единой России» , которую сегодня выбирают во власть в безальтернативных выборах.
@Efi, Эвон вас кроет то, какие параллели находите, аж завидно. Новопасситику попейте.
@alk_,
Вы даже в самой глубокой заднице чуете запах роз.
Николай, это здорово, что у вас в городе авиационное производство живо. У нас Авиакор умер и плохо пахнет. Хорошо хоть соседний Прогресс держится на плаву за счет госзаказов.
НПО Сатурн в Рыбинске так же изготавливает двигателя для сушек и работает на суперджет. Завод также является градообразующим предприятием
Несмотря на то что статья непрофильная для сайта, она очень интересна (хотя профильных тут и так меньше половины). Примите немного конструктивной критики.
Название “Как я строю самолёты”, а фото – вероятно с дня открытых дверей на заводе. Где технические подробности? Где фото самолётных внутренностей?
В общем будем считать данный пост “введением” и ждём продолжения :)
@SirKliv, в обычные дни съёмка запрещена даже для рабочих целей. Согласовываем репортаж, возможно будет объемный цикл – показать есть что. Людей только не хватает, тотально.
“при полном отказе двигателей и систем Ту-204 свободно планирует до земли, позволяя посадить самолет. Единственный пассажирский самолет с таким свойством.”
Зачем обманывать? Боинги и аирбасы прекрасно умеют планировать. Мало того были известные на весь мир истории про это.
@maxmm, ок пусть он не сравнивает это «момент» с иностранной техникой. Но ил-86 спланировал б по ближайшего аэродрома
Как сделанное в таких условиях ещё летает?)))
Николай у вас в подписи написано «Рассказываю просто о сложной технике»
Так вот что значит «самолёт может включится даже без двигателей»?
Я благо работая в авиации и на российской технике понимаю о че ты написал, но рядовой читатель твоей статьи подумает что херакс включил самолёт и порулил, так чтоль?!??♂️
Кем вы там работаете очень интересно?!
И вообще с авиацией ну честно говоря у нас все очень паршиво. То что самолеты очень долго строятся это одно, но блин когда самолёт возвращается с большого ТО с Ульяновска или с Воронежа а какой-то «инженер/товарищ» оставляет ветошь или инструменты в агрегатах это уже не в какие рамки.
@borRn, да ладно, обычный офисный бумагоноситель, чего ты от человека хочешь, с весьма поверхностным понятием об самолете, но так прикрывается аурой секретности, набивая себе цену и профессионализм, что ты, что ты.
Одна фраза о включении самолета без двигателей говорит о том, что это «профессионал авиационный», я строю самолёты. Слава богу, таких строителей до чего-то серьезного не допускают.
Если б не продажные статьи по сяоми, то твёрдая тебе десятка с плюсом за статью!?
@potatoonair, а чего сяоми? Ну вот серьезно: у меня ЗТЕ и сяоми, у жены 2 сяоми, у сына сяоми, у тещи и матери сяоми. И задолбался я их покупать всем вокруг.
У меня же не только сяоми в руках бывают. Вот только а) о интересных вещах никто не читает б) по сравнению с другими андроида и правда хороши. Особенно в сравнении с ХТЦ, Сони и прочей белибердой. Раньше писал, что все говорю через призму цена-качество, сейчас устал. Но напоминаю, что именно так: айфон может и лучший, только стоит слишком.
“при полном отказе двигателей и систем Ту-204 свободно планирует до земли, позволяя посадить самолет. Единственный пассажирский самолет с таким свойством.”
Про «Планер Гимли» слышали? Или про А330 Air Transat?
Спасибо. Очень интересно. Давно не было качественных статей. Хоть и не про айфон :)
Ерунда написана про отказ движков на Ту-204. Любой самолет при полной потере тяги не упадет камнем, а будет планировать. Насколько эффективно – зависит от аэродинамического качества. Но никаким единственным этот самолет не является, не пугайте людей безграмотностью)
Статью не осилил. А сколько ВСЕГО новых самолетов (любых модификаций) было выпущено/произведено/сделано (не отремонтировано) этим авиазаводом в 2018 г.?
Николай, спасибо большое за статью, думал уже не увижу на этом ресурсе подобных материалов. От темы статьи я далек, но почитать было интересно, будем ждать продолжения.
Спасибо Автору, отличный репортаж, с любовью к своему делу. Уверен, что у Завода отличное будущее и его огромный потенциал будет задействован полностью, еще и достраивать придется! Посмотрел в Яндексе сверху и возник один вопрос: как, собственно, самолеты попадают на завод и из него?
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как удаленно отключить iPhone, iPad или Mac от своего Apple ID
Как в Safari на iPhone упорядочивать вкладки и находить нужную
Какой сторонний плеер будет работать с Apple Music на iPhone
Как исправить ошибку при обновлении iPhone?
Как делиться паролем Wi-Fi с iPhone на Android-смартфоны
Как правильно заряжать iPhone?
Как исправить неработающую функцию Диктовки на iPhone
Как просматривать старые версии текстовых документов на Mac