Каждое новое поколение iPhone открывает новые возможности всем желающим. Достаточно добавить немного смекалки и творчества – и получается успех.
Целый проект известной журналистки Софико Шеварднадзе родился и реализовался с помощью техники Apple, которая позволила сделать продакшн мобильным и компактным, а процесс съёмки и монтажа – современным.
Они сломали привычные правила: вместо дорогих камер и профессионального съёмочного оборудования обошлись сумкой с семью iPhone 11 и двумя MacBook. Ещё и остались довольны этим опытом.
Речь пойдёт про интернет-шоу «Просто о сложном», которое уже третий год идёт на Яндекс.Эфире. Часть выпусков также доступна на YouTube.
За это время гостями Софико стали:
▪ Александр Незлобин
▪ Павел Воля
▪ Семён Слепаков
▪ Александр Гудков
▪ заммэра Москвы Анастасия Ракова
▪ Владимир Познер
▪ Николай Цискаридзе
▪ Покрас Лампас
▪ Гарик Мартиросян
▪ Максим Фадеев
▪ Сергей Шнуров
▪ космонавт Сергей Рязанский
▪ Тимур Бекмамбетов
…и многие другие знаменитости.
Фрагмент шоу с Сергеем Шнуром.
Я поговорил с продюсером проекта Алексеем Боковым, главным редактором Алексеем Казаковым и Софико Шеварднадзе о том, как они запустили полноценное интервью-шоу, завязанное на парке устройств от Apple.
Идея этого интервью родилась и реализовалась год назад, перед началом полномасштабной эпидемии коронавируса в России. Мы пообщались в конце февраля и, увы, резко ушли на долгий локдаун.
Но сам проект не остановился: перед лицом новой реальности «Просто о сложном» оперативно сменили технический формат – и остались в деле.
Почему (и как?) целое шоу снимают на iPhone
Эти iPhone 11 и iPhone 11 Pro, например, использовались при съёмке шоу с Гариком Мартиросяном.
1. Почему снимаете именно на iPhone?
Софико Шеварднадзе:
Потому что программа называется «Просто о сложном». Суть программы в том, что всё гениальное доступно и просто. На этапе создания концепции мы подумали, что было бы круто уместить сам продакшн в эту идею.
Люди нашего поколения привыкли, что всё должно быть красиво, качественно снято. Для такого нужно много разных профессиональных камер, ПТС-ки (прим. редактора – передвижная телевизионная станция).
Однако в реальности достаточно семи iPhone и двух MacBook, чтобы сделать и красиво, и качественно, и сам процесс выстроить грамотно. При этом не придётся заморачиваться, везти два грузовика оборудования.
Фрагмент шоу с Тимуром Бекмамбетовым.
2. Необычно это. Сижу в зале, а вокруг люди с айфонами.
Алексей Казаков:
Да. Кстати, вот приходил Тимур Бекмамбетов, общались с ним про новый молодой жанр кино «скринлайф», который он разрабатывает и двигает. Так вот, он к нам зашёл и сказал: «Ребята, вы что, на айфоны снимаете? Да ладно! Ну-ка, покажите».
Достал свой айфон, снял наш процесс, разместил себе куда-то и, говорит, запомнил.
iPhone даёт операторам полную свободу записи зала и зрителей. Снял со своего места на iPhone 11 Pro Max
3. Сколько человек работают с вами, включая бэкстейдж и съемку?
Алексей Казаков:
Если брать бэкофис, то человек 15. То есть больше, чем айфонов и макбуков. Техника – это хорошо, но люди – не меньшая по важности часть успеха проекта. Производство программы требует много винтиков и деталей. Каждый занимается своими задачами. Да и вообще, количество неважно. Главное, что есть крепкая команда.
Алексей Боков:
Режиссеры, операторы, продюсеры, съёмочная группа… Когда делаешь большой контент, это всегда коллективный, массовый процесс. Некоторые люди, которые впервые сталкиваются с нашей командой, удивляются: «Чего это вас так много?»
4. Если честно, сам удивился, что людей так много.
Алексей Казаков:
Людям кажется, что если ты снимаешь на айфоны или делаешь как-то технологично, то людей как бы должно быть меньше. Но у тебя все равно световики, операторы на каждом айфоне. У каждого штатива или айфона есть свой оператор.
Нам в этом плане повезло, потому что мы собрали команду, которая приняла и победила челлендж, неизвестный многим в этой профсфере: снимать на айфон так, чтобы было действительно хорошо. Ребята быстро приноровились, заодно повысили свой уровень.
Бэкстейдж съёмок выпуска шоу с Покрасом Лампасом. Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.
5. Разве большая разница, если снимаешь на айфон, а не кинокамеру?
Алексей Казаков:
Конечно большая, потому они привыкли к классическому оборудованию и академическому подходу к съёмке. Надо двигаться по-другому, иначе выставлять кадр, держать и вести в нем героя, ведущую, зрителей.
Но это все того стоило. Мы сняли «пилот» (прим. редактора – первая, часто пробная серия проекта) на классическое оборудование, а не айфоны, и уже позже решили кадры с него частично использовать в первом сезоне одной из программ. Когда прислали на монтаж, нам ответили: «Вы с браком видео прислали». «Нет, – говорим мы, – Это мы просто на классическое оборудование снимали».
Оказалось, что там так привыкли к глубине резкости камер iPhone в видео, что обычный расфокус линз профессиональных камер приняли за брак. Показательная такая история. Приучили уже всех к картинке с Айфона.
После съёмки эпизода все айфоны отправляются по коробкам: так перевозить удобнее и потерять сложнее.
6. Но все равно без другого оборудования не обойтись, верно? Например, запись звука…
Алексей Казаков:
Когда такую съёмку делаешь, чтобы был и зал, и аудитория, то пишутся минимум две петли и микрофон. Не бывает такого, чтобы звук писался только на саму камеру. Это можно делать только в каких-то совсем любительских блогах. Или его можно использовать как резерв на случай какой-то экстраординарной, незапланированной ситуации в процессе записи или монтажа. Но не иначе.
Даже если бы Айфоны писали звук на уровне профессиональной «пушки», мы бы продолжили использовать внешнее оборудование. Так просто удобнее.
Запись выпуска шоу с Покрасом Лампасом на один из Айфонов через приложение FilmicPro. Снято фотографом @denbych на iPhone 11 Pro Max.
7. Столько айфонов одновременно использовать – тоже челлендж в своём роде. Какие программы используете?
Алексей Казаков:
Мы используем FiLMiC Pro (1349 рублей в App Store), потому что он позволяет тонко настраивать параметры съёмки видео – ISO, стабилизация и так далее.
8. А дальше как? Айфонов ведь много, должен быть режиссёрский пульт.
Алексей Казаков:
В качестве машины для плейбека и контроля картинки в реальном времени мы используем два MacBook, на которых запущены приложения Reflector (1650 рублей).
То есть мы записываем видео на iPhone в FilMic Pro, а на MacBook в то же время отображаются записи экранов этих Айфонов. Потом кидаем файлы видео на монтажную станцию через AirDrop и обрабатываем в Adobe Premiere.
Компактный режиссёрский пульт: два MacBook Pro с трансляциями экранов операторских Айфонов через приложение Reflector.
9. Зачем тогда два MacBook? Одного мало?
Алексей Казаков:
Причина банальна – просто два экрана. Хороший плейбек и киноплейбек – это, как правило, всегда два монитора. Тем более, когда у нас так много камер-Айфонов. В общем, так банально удобнее. Тут несколько Айфонов транслируется, там тоже несколько, и получается наглядная общая картина в реальном времени.
Суть шоу: о космосе расскажет космонавт, о кино – Бекмамбетов
10. Как в целом строится подготовка к интервью?
Софико Шеварднадзе:
Я беру интервью последние 15 лет, но каждая новая программа – это новый опыт. К своим предыдущим политическим интервью я готовилась сама. Сидела ночами, изучала тему, сама писала вопросы. У меня не было человека «на ухе», не было того, кто скажет: «Софа, ты дура. Не так, а так».
Главный редактор «Просто о сложном» Алексей Казаков имеет полное право сказать мне именно так. Потому что я ему доверяю, он меня понимает и мы очень созвучны с ним во многом. У него есть глубинное понятие контента, которого у меня нет. Иногда наоборот, но очень редко.
Интервью сейчас действительно делают все, кому не лень, поэтому мы постарались уйти от этого формата. Превратить программу в некое «совместное рассуждение», где мы вместе с гостем что-то понимаем по ходу разговора и тем самым рождаем новые смыслы.
Вот мы и сидим с каким-нибудь крутым чуваком из конкретной сферы и рассуждаем о его жизни и видении всего этого, донося аудитории другие контексты известных понятий, их закулисье.
Фрагмент шоу с российским космонавтом Сергеем Рязанским.
11. У вас, фактически, не интервью получаются.
Алексей Казаков:
Мы не называем наш формат «интервью». Это паблик-ток, потому что об этом говорят люди, а сам ход дискуссии больше похож на формат Ted Talks (прим. редактора – выступления экспертов и необычных личностей в формате лекции с обратной связью аудитории, известные во всем мире).
Формат не такой, что, мол, вот Гарик Мартиросян, Покрас Лампас, и давайте-ка мы вытащим их на конфликтные вопросы, неудобные им территории. Нет вот этого: «Сейчас в топе Ивлеева, давайте с ней поговорим и выясним, как там дела с Элджеем».
В кадре картинка с одного из iPhone операторов, передаваемая на MacBook Pro через приложение Reflector.
12. То есть у вас фишка не столько в личном интервью, сколько в раскрытии темы.
Софико Шеварднадзе:
Начинается все не с конкретной личности, а с темы. Например, тема – стрит-арт. Изучаем вопрос и понимаем, что тема нам интересна. Раз речь про стрит-арт, то ищем и приглашаем человека, который сейчас с этим максимально ассоциирован. Соответственно, зовём Покраса Лампаса. И разговор в итоге идёт про саму тему стрит-арта, но через призму его восприятия, обрастая личными, любопытными подробностями.
Когда мы общаемся с Гариком Матриросяном, мы много говорим про лично него, но через это выходим на общую картину. Например, состояние шоу-бизнеса и юмора в текущем году. Как революция онлайн-кинотеатров повлияла на рынок кино, это было с Тимуром Бекмамбетовым. Почему стрит-арт становится трендом. И так далее.
Наш формат – это про понимание конкретной темы. Образовательный такой, с развлекательным оттенком.
13. Как считаете, кто аудитория вашего шоу?
Софико Шеварднадзе:
Изначально я думала, что это будут люди моего возраста: 35-45 лет. А по факту равномерно приходят смотреть нас и 20-25-летние, иногда 30-летние.
Новое поколение дико любознательное. Почему-то считается, что им нужен только трэш и голая искренность на грани фола, без рефлексии и глубоких мыслей. Это не так. Просто такой контент многим лень делать, а самому поколению не до того, чтобы двигаться в этом направлении самостоятельно.
Люди, которые нас смотрят, независимо от возраста – это те, кто думает и мыслит дальше обёртки и картинки на экране. Им хочется знать больше, становиться умнее, а не просто забивать голову свежими сплетнями. И когда у нас самих нет типичного ютуберского отношения формата «да они все схавают», то и аудитория это хорошо считывает и принимает позитивно.
Гарик Мартиросян, Софико Шеварднадзе и iPhone 11 Pro, снимающий главный план шоу на основную камеру через приложение FiLMiC Pro.
14. Любопытно, что вы ранее выпускали эпизоды в Яндекс.Эфире и не выкладывали на YouTube.
Софико Шеварднадзе:
Яндекс.Эфир – это пока такой Дикий Запад, где ещё не началась золотая лихорадка, и нет определённого имиджа, что уместно, а что нет. С одной стороны, это был риск, потому что это непонятная территория для такого рода продуктов. С другой стороны, это плюс, потому что ты формируешь эту территорию, если приходишь первым.
Первые пару программ у меня были какие-то сомнения. Алексей Боков мне отвечал: «Нет, всё будет классно». А дальше, когда уже ты получаешь фидбэк совершенно из разных сфер, становится понятно, что люди это смотрят и обсуждают как следует. Я поняла, что там моя аудитория, в том числе по глубине просмотров.
Яндекс – достаточно свободная и нейтральная платформа, куда к тебе приходят люди из совершенно разных областей, будь то политика, оппозиционная политика, державная политика, шоу-бизнес, наука. И всё это там можно. На YouTube в смысле подбора медийных персонажей есть специфические ограничения, как бы странно это ни казалось.
15. Значит, экспериментом с Яндексом довольны?
Алексей Боков:
Отчасти поэтому мы выбрали Яндекс.Эфир как платформу, а не YouTube с его направленностью на шок и трэш. Гарик правильно у нас сказал: когда начинаешь заниматься трэшем, дальше трудно остановиться, и приходится подкармливать его. Яндекс в этом плане хорош: он новый, развивается, с благодарностью принимает «высоколобный» контент.
И результат устраивает полностью. Вот мы сделали интервью с космонавтом, и оно попало в новости Яндекса само собой, цитировалось и хорошо зашло.
Самоизолировались, но продолжили
Спустя пару месяцев после интервью шоу «Просто о сложном» перешло в новый формат. Собираться вместе, как раньше, стало невозможно. Поэтому Софико и её команда продолжили общаться с знаменитостями и экспертами в удалённом режиме.
Семи айфонов больше нет, потому что их стало вообще восемь: четыре уехали с Софико в Тбилиси, а ещё четыре остались для съёмки спикеров. Два MacBook тоже на месте.
P.S. Сейчас на Яндекс.Эфире доступны 40 выпусков шоу «Просто о сложном». Постепенно их выкладывают в официальный канал проекта на YouTube в связи с окончанием первых двух сезонов.
Третий сезон планируется к весне 2021 года.
28 комментариев
Форум →Прогиб зачитан!)
Гаферы выставили идеально свет, а дальше уже пофигу на что снимать. Если свет правильный то хоть на нокию 6600 можете снимать. Шутка конечно про нокию, но и 6той айфон пойдёт)
@Volný_Bojovník, но айфону абсолютно плевать, он выставит свой затвор и исо, плюс свои улучшения, а потом сношайся на посте.
@40kind, поэтому они и пишут через Filmic Pro, потому что он просто сам генерирует видеопоток с настройкой бб, исо, апертуры, цветопрофиля, ещё поддерживает линзы и оборудование. И не сношаются на посте, потому что все 11 утройств пишут в одном шаблоне.
@Griffin9k, нахрена тогда этот геморой, если можно взять хотябы в аренду и писать в прорес, который компу проще прожевать. У них штативы манфрото, светят флохи, можно уж было для аутентичности снимать на селфипалки сяоми и светить икеевским светильником. Я думаю эта тема сделана для пиара себя и яндекса.
@Volný_Bojovník, согласен. Свет решает в таком формате. Выставленный хорошо реально можно на iPhone 6 снять. Просто будет не 4К а fullHD
Благодарю, действительно интересно. Но это конечно же я смотреть не буду из-за персонажей.
Интересно, что в Я.эфире подписчиков 3 т., а на ютьюбе где грязь и треш 13 т.
Оооочень не хватает бэкстейджа со съемок, чтобы в живую посмотреть как там что происходит=)
Можно в принципе посмотреть любой выпуск, потому что там, помимо ведущих, снимают аудиторию, а вместе с ней видно и весь бэкстейдж. Он в таком формате работы в один кадр умещается.
Ребята, я чего-то не пойму, у вас в тексте в пункте семь был ProCam, а через несколько минут оказался уже FiLMiC Pro.
Это что за прикол? :)
Это была техническая ошибка. Исправили.
У деревенщины нет денег на нормальное оборудование.
хрень
Volný_Bojovník выше совершенно верно про свет написал. Если посмотреть на бекстейдж с Гариком, видно три панели кинофло. Докинем к ним три стойки с утяжелителями. Докинем несколько операторских видеоштативов (видно на бэке с Покрасом), явно не сильно там необходимых. И получим кучу оборудования на площадке.
И команда в 15 человек! Экономненько))
Про Яндекс.Эфир посмешило. Яндексоиды, когда начали раскручивать площадку, тупо башляли за размещение в своей резервации “без треша” )) Отсюда и переезд на Youtube ранних шоу, когда контракт позволяет.
Что имеем по итогу.
Куча народа в проекте, эксклюзив с тухлой площадкой, стандартное для подобных проектов оборудование (кроме айфонов) и на выходе — плоская картинка уровня стандартных ютуб-блогеров.
Лучше чем команда ЕЩЁНЕПОЗНЕР в России картинку на подобных проектах никто не делает. Гости, обычно, г-но, да. Но эстетика операторской работы и режиссура на монтаже — вне конкуренции. Просто лучшие.
И без всяких айфонов, классические BMPC с хорошими объективами. Да ещё и бесплатно, по промо с ренталом )))
@jkw, ЕЩЁНЕПОЗНЕР трудно назвать крутой картинкой. То у них на статичных, сука, интервью постоянно режим “живой камеры” (например с Цискаридзе), то контровая лед-панель Шульман в кадре – пздц. Не, я конечно понимаю, что типа мода и все такое – но смотреть это анриал.
@bellkind, вот о том и речь, что они не эксплуатируют однажды найденный формат, а постоянно ищут, отталкиваясь от гостя. Их не интересует лакированная картинка, видно, что людям реально интересно и нравится снимать.
@jkw, я прекрасно понимаю энтузиастов, которым нравится снимать, экспериментировать и искать новые приемы. Но если ты снимаешь для зрителя, а не ради самого процесса- то уж будь любезен, подумай и о зрителе.
@bellkind, если снимать “для зрителя”, то шоу в стиле “поющие трусы” будет гораздо более правильной стратегией. Зрителей будет больше.
Полагаю, можно позволить зрителю самому выбирать, что ему смотреть ))
@jkw, я про комфорт просмотра, а не про формат шоу. Ни у одного человека во вменяемом сознании голова постоянно не барражирует туда-сюда.
@jkw, с языка снял
Не понимаю хайпа с таких съёмок – в углах лица плоские с вытянутыми углами для исправления перспективы, выглядит как через аквариум снимать (гиперболизированно, но эти искажения очень похожи). Подборка цветов непонятная – баланс белого в профессиональной камере не сбивается, шумодав не работает от кадра к кадру. В итоге реально если посмотреть на кадры с камер телефонов и профессиональной “дырки” камеры – разницы очень много – от искажений оптики, до цветовых скачков, шумов (даже при хорошем освещении видно как пляшет цвет), стабилизации, шлейфов от движения и т.п. Пока камеры телефонов научились снимать как в 2000 обычная профессиональная камера (и то по многим параметрам не дотягивает до живой кратинки, хотя бы по оптике), современные камеры ушли далеко вперёд. Да и современная камера – это возможность писать RAW непрерывно (СХД огромный но всё же), точнейшая синхронизация по времени за счёт источника времени, объединения снятого в огромный массив для монтажа, да и моментального прямого эфира с эффектами на ходу. Честно – телефонам пока далеко до этого.
@MatveyYo, согласен, но есть понятие цена качество. Для тех кто только начинает, неплохое решение. Я не говорю про данный проект, там типа все по взрослому. Сейчас можно забахать продакшн совсем за недорого. )
сЛЕДУЮЩИЙ шАГ – сЪЕМКА нА вИДЕОРЕГИСТРАТОРЫ
Интересно а почему монтаж в Premiere а не в Final cut? Он же в экосистему лучше вписывается, не? Я например на винде до сих пор в premiere страдаю с HEVC, независимо от мощности компьютера -лагает.
Вот уж точно решили сделать попроще)
15 человек на одно интервью, йо-хо-хо и семь айфонов)))
Вместо 5 человек съемочной группы, которые поместятся в одну машину, а в багажник загрузить оборудование, получили 15 человек балласта… Почему так мало людей на примитивных интервью?
Вместо iPhone можно было взять камеры уровня Sony ZV-1, которые дешевле в полтора раза, а качество вообще сравнивать смешно (представляю сейчас бурление айфонофотографофф). Вот уж рассказ про высокотехнологичную оптимизированную команду энергичных и талантливых людей. )))
ПС Если б снимали на другой смартфон, то точно бы не получилось. А про ноут вообще говорить нечего…
Я думал весь Ютуб давно снимается на Айфон. Уж для формата интервью его более чем достаточно.
Я бы понимал зачем идти на такие компромиссы, если айфон стоил очень дешево. Но он и так стоит больше тысячи долларов, если брать прошки, а для формата интервью можно на такие деньги купить неплохие камеры и не извращаться. Да, крутую камеру на такие деньги не купишь, но ведь и айфон не то чтобы крутая камера, она хороша именно в контексте смартфона.
@slalompics, эээ, зачем покупать, дарагой?! У команды собрал айфоны, туда-сюда поснимал, видео после на комп слил и вернул! А может и не вернул, тут как повезёт… ))
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему в iPhone без причины падает скорость Wi-Fi
Как блокировать SMS спам на iPhone
Нужно ли покупать роутер с поддержкой Wi-Fi 6 для работы с iPhone 11
Как на iPhone узнать значение любого смайла эмодзи
Pebble не подключаются к iPhone на iOS 10. Ошибка соединения Bluetooth LE
Как снять ограничение на загрузку приложений по LTE на iPhone
Как на iPhone отключить синхронизацию с iCloud для некоторых заметок
Как просматривать старые версии текстовых документов на Mac