Каждый геймер знает, что купив PlayStation, он получит множество сюжетно-ориентированных экшенов от третьего лица с элементами крафта, стелса и суровым сюжетом от Sony.
Но так было не всегда.
Лично я помню Sony за абсолютно другие игры, и мне больно смотреть на современные творения игроделов. Ниже покажу несколько знаковых проектов, ради которых покупали PS 2, 3 и 4. А заодно расскажу, куда и почему вообще они исчезли.
1. Серия Forbidden Siren
Об играх часто говорят через имена тех, кто их создал. Forbidden Siren не исключение. Это личный проект Кейчиро Тоямы, человека, стоявшего во главе разработки культовой первой части Silent Hill.
Собственно, после ее релиза, геймдизайнера оперативно переманили из Konami в Sony Japan Studio и дали карт-бланш на создание еще одного экспериментального ужастика с полной творческой свободой.
В итоге получился крайне самобытный и пугающий проект, сюжет которого приходилось натурально собирать по кускам, в том числе за пределами самой игры. Сюжет первой и третьей части (которая, кстати, является вольным ремейком первой) завязан на богом забытой деревне Ханафуда, что располагается где-то в глубине современной Японии.
Место гиблое — деревня практически вымерла, вся молодежь давно разъехалась по городам, а вдобавок ко всему в местной сети давно ползут слухи и различные городские легенды о происходящих в Ханафуде ужасах.
Forbidden Siren славится в первую очередь крайне пугающей атмосферой и сложным геймплеем. Понять, как пройти игру до конца (а повествование там нелинейное, ведь история подается от лица разных людей), будет непросто. Собственно, высокий порог вхождения и уровень требований к игроку и стал преградой на пути к массовой любви. Вся серия, безусловно, является культовой, но только в узких кругах.
2. Трилогия Infamous
Первая игра в серии появилась в максимально нужное время, в период рассвета супергеройского кино. Маховик киновселенной Marvel вовсю набирал обороты, а хороших игр про спасение мира людьми в эффектных костюмах на рынке было не так уж и много.
И вот в этот момент студия Sucker Punch выпускает проект в жанре супергеройского (или злодейского, кому как интереснее играть) боевика в собственной вселенной, не опираясь ни на что популярное.
К счастью, это срабатывает. Первая игра в серии зарабатывает высокие оценки как игроков, так и прессы не в последнюю очередь за прекрасный сюжет про простого парня Коула Макграта, который чисто случайно получает суперспособности, и финал его истории зависит напрямую от того, каким Коул будет под управлением игрока.
Сиквел случился через пару лет и красиво завершил начатую в первой части историю жирной точкой. Однако на старте жизненного цикла случился Infamous: Second Son, который не то триквел, не то перезапуск франчайза. Сценаристы сами не могли определиться, чего хотят от игры в сценарном плане, но вот технически это одна из самых красивых игр раннего периода PS4.
Правда, после него серию заморозили, а разработчиков перевели на разработку «Призрака Цусимы», который считается одним из самых красивых проектов заката поколения PS4. Ждем продолжение самурайского экшена уже в 2025.
3. Трилогия Resistance
А помните, что когда-то у Sony были свои эксклюзивные шутеры от первого лица? Хорошее было время, да. А еще это было время, когда студия Insomniac Games не находилась под полным управлением Sony и имела хоть какую-то степень творческой свободы.
Действие трилогии разворачивается в альтернативной истории 1950-х годов, в которой инопланетная цивилизация «химеры» завоевала Землю и начала похищать людей с целью превратить их в своих суперсолдат. Игроку предстоит взять на себя роль участника сопротивления в разные периоды войны за свободу человечества.
Первые две рассказывали историю Нейтана Хейла, а заключительная третья (из основной линейки) сосредоточится на жизни его сослуживца Джозефа.
Серию Resistance часто и весьма справедливо сравнивают с Half-Life и Quake 4. В качестве аргументов приводят в первую очередь общий мотив сюжета и не в последнюю хвалят за вдумчивый геймплей, который не стремится быть простым шутером от первого лица.
К большому сожалению, серия пала жертвой внутренней конкуренции в Sony. Все основные части продались неплохо и получили довольно высокие оценки от прессы (в отличие от спин-оффа на PS Vita), но идею о разработке 4-й части отклонили, так как в тот момент внутри Sony уже создавались The Last of Us и Days Gone, третья игра в постапокалиптическом сеттинге еще и от первого лица была бы просто лишней.
4. MotorStorm и Twisted Metal
Я позволю себе объединить две серии в один блок только лишь по одной причине — судьба у MotorStorm и Twisted Metal примерно схожая. Разработчики выпускали отличные игры, но оба франчайза закрыли просто потому, что они не вписывались в то, как Sony видели рынок в поколении PS4.
Каждая часть MotorStorm была полна уникальных эмоций от вождения по бездорожью. Вы ощущали каждую кочку, трамплин и поворот, когда ваш внедорожник подпрыгивал на ухабах, проваливался в грязь или совершал смертельные кувырки. И всё это в компании десятков соперников, которые пытались сбить вас с пути.
Правда третья часть стала для серии последней, снова без внятных на то причин. Разработчиков после релиза триквела перевели на разработку DriveClub – онлайн автосимулятора нового поколения. А после релиза и достаточно холодного приема сервера закрыли а разработчиков выгнали на мороз.
С серией Twisted Metal ситуация сложилась более интересная. Она пыталась быть то просто боевиком о машинах с оружием и сюрреалистичным сюжетом об исполнении сокровенных желаний, то более весёлой версией того же сюжета, но с радиоуправляемыми машинками.
Также выходила мрачная Twisted Metal Black (которая в Европе подверглась сильной цензуре из-за содержания), рассказывающая об экспериментах над психически нездоровыми людьми, разработкой которой занимался Дэвид Яффе — сценарист первых частей God of War. Затем у серии произошёл перезапуск с чернушным сюжетом про маньяков, после которого серия пропала с радаров.
Принято считать, что жанр «боевых гонок» сильно потерял популярность в 2010-х, поэтому у Twisted Metal 2012 года не случилось сиквела. Однако искра надежды у фанатов загорелась, когда внезапно вышел одноименный сериал по мотивам франшизы, и даже пошла информация, что Sony делает новую часть в рамках своего проекта по увеличению количества игр-сервисов от внутренних студий.
Однако в начале 2024 года, когда в компании пошли массовые сокращения, проект отменили на ранней стадии производства.
5. Серия Killzоne
А вот это главная боль у «олдовых» фанатов Sony. Когда-то Killzone была чуть ли не визитной карточкой бренда PlayStation, серьезной попыткой конкурировать с крайне популярной Halo и ответом на вопрос «а есть ли у Sony крутые шутеры от первого лица?».
Так вот, они были. Я уже упоминал Resistance, но настоящим бенчмарком качества была именно Killzone, первая часть которой еще выходила на PS2, а третья считается одним из лучших шутеров на PS3, в том числе по части соревновательного мультиплеера. Сетевой режим, кстати, вполне хорошо давал отпор Halo и Call of Duty. В него правда было очень интересно играть.
Сюжет серии — это попытка показать ту самую серую мораль, которую никак не решатся демонстрировать разработчики сегодня. История противостояния планет Векта и Хелган захватывает и отлично сохранилась вплоть до наших дней. Игралась каждая часть тоже по-своему круто.
А кончилось все на поколении PS4. Безумно красивая Killzone: Shadow Fall стала последним большим проектом в серии и была принята значительно хуже остальных игр. Хвалили только мультиплеерную составляющую. Оценить ее сейчас не выйдет, несмотря на то, что в сетевой режим играло достаточно много людей, сервера закрыли в 2022 году и убрали все упоминания бренда с сайта Guerilla Games.
Во всем виноваты всего три человека
Нил Дракманн. Создатель The Last of Us и формулы успеха современной Sony
И нет, я не забыл кратко описать, почему Killzone исчезла. Просто на её примере я хотел бы в целом поговорить о том, как трансформировалась PlayStation и к чему это привело.
Ранее на сайте мы уже поднимали тему противостояния PS3 и Xbox 360, где в последний момент Sony таки смогли вырвать победу и вернуть бренду доброе имя. Случилось это не в последнюю очередь потому, что американское подразделение нащупало одну очень успешную формулу, которая в полной мере была продемонстрирована в таких играх, как Uncharted и The Last of Us.
Эти игры стали настолько успешными, что метод работы Нила Дракмана с одним конкретным проектом стал настоящей формулой успеха для всех внутренних студий.
А ведь когда-то Кратос был крутым и брутальным. Первые GoW это настоящее отражение бунтарской эпохи нулевых.
Игры Sony попытались стать взрослее, причем уже во второй раз. Впервые это случилось, когда компания потихоньку стала отказываться от «мультяшных» игр типа Sly Cooper, Jak и Crash Bandicoot в пользу Killzone и God of War. Да только вот God of War из тестостеронового боевика про кровь, жестокость и голых женщин стал медленной драмой про постаревшего мужика с мутным прошлым и ребенком на попечении. И вышло все это после взрывного успеха The Last Of Us.
Еще в качестве примера можно привести серию Uncharted. Когда за нее отвечала Эми Хэннинг, то это были такие задорные боевички про авантюриста Нейтана Дрейка, что пачками отстреливает врагов, пытается приударить за каждой юбкой и одновременно с этим постоянно отпускает шутки.
Но когда за серию взялся Нил Дракманн, то Дрейк резко устал, постарел, а сюжет стал таким серьезным про важность семьи и с нарративом, что «все когда-либо заканчивается». Зачем в несерьезный боевичок с элементами фантастики (простите за спойлер) привнесли натужную драму? Да потому что The Last of Us стала популярной и все игры после нее должны быть такими же серьезными.
Uncharted 4 ни в коем случае не плохая игра. Она просто скучная.
Нарочито мрачной Killzone про серую мораль на поле боя, заигрывание с аллюзиями на нацистов пришла на смену история Элой — девушки с мутным прошлым, которая хочет спасти мир и показать всем, как правильно надо жить.
Недавно Хермен Хюльст (глава студии, что делала Killzone) говорил, что игр во франшизе Horizon будет ещё больше, теперь это один из флагманов библиотеки Sony. Да, красивый визуально, но жутко пустой внутри опен-ворлд экшен с вышками, гриндом и сюжетом, где всё хорошее борется против всего плохого.
Кстати, у первой части Horizon, что вышла не так давно, УЖЕ есть ремастер, пересказ в Лего-стиле, сиквел и VR спин-офф. А планируется еще как минимум MMORPG. Сейчас такая туча одинаковых проектов приоритетнее, чем сделать более простой нарративно шутер от первого лица, в который будет просто весело играть. Нынче не модно говорить о серой морали.
Одна из самых известных фраз Джима Райана звучит примерно так: «Да кому сейчас интересны эти старые игры?» Сказал он это в эпоху ремастеров и ремейков, которые отлично продаются.
Но главный флагман изменений внутри компании — Джим Райан. Британец, что стал во главе японского бренда и перенес главный его офис в США. Именно под руководством Джима Райана Sony пошла по пути максимизации прибыли. И в самом факте нет ничего плохого. Плохое есть в исполнении.
Дело в том, что именно Джиму Райану принадлежит инициатива расширения количества игр-сервисов под брендом PlayStation. Кажется, что идея состояла в том, чтобы окупать разработку сверхдорогих одиночных ААА-проектов за счет прибыли от менее затратных онлайн-игр, сделанных за меньшие деньги и с современными методами монетизации.
Результатом этой инициативы стал… Concord – безликая поделка с плохим геймплеем, уродливой графикой и отвратительным дизайном. Игру закрыли, разработчиков выгнали на мороз. И да, Concord до релиза дожил, а Twisted Metal и The Last of Us Fractions, которые могли бы стать гораздо более успешными онлайн проектами, нет. Зато Хермен Хюльст (глава студии, что делала Killzone, напоминаю) утверждал на весь интернет, что «Concord – это игра будущего».
Ноль интересного геймплея, зато местоимения в описании персонажа.
Всего по инициативе Райана и Хюльста должно выйти 12 (!) игр и сервисов до 2027 года. Об этих планах сообщалось в 2022. Однако к 2024 количество сократили как минимум вдвое (собственно, под сокращение попали уже упомянутые Twisted Metal и The Last of Us Fractions) закрыли пару студий (одна не успела сделать ни одной игры) а сам Джим Райан покинул Sony.
Кстати, еще одна вышедшая игра в рамках этой инициативы провалилась в долгосрочной перспективе, потому что ни сами Sony ни разработчики этой игры не умеют делать игры-сервисы и не знают как правильно их развивать. Речь о Helldivers 2, которая горела ярко но потухла очень быстро без нового контента и из-за неадекватной региональной политики самой Sony.
У этой игры были все шансы стать успешной франшизой.
Ну и напоследок небольшой экскурс в прошлое, ведь странный подход Sony к работе с партнерами можно увидеть и сильно раньше обозначенного мной периода. Помните Heavenly Sword? Это слешер на PS3, его делали Ninja Theory. После неплохого приема игры команда планировала сделать сиквел, по сюжету которого главная героиня спускалась в ад и сражалась как с настоящими монстрами, так и с демонами внутри себя.
Но Sony проект завернули и порвали контракт со студией. И нет, вам не показалось. Ninja Theory в будущем сделали Hellblade, в сюжете которой есть наработки отмененного сиквела Heavenly Sword.
Мы потеряли много достойных проектов
И что в итоге? Курс на сверхдорогие, но одинаковые в деталях проекты, что начался с конца поколения PS 3, и полное отсутствие дали свои плоды. Поколение PS4 было переполнено такими играми, многие едва окупились, многие не принесли денег и вовсе, утянув за собой в небытие целые студии, что их создали, вспомните The Order: 1886 и Days Gone — относительно самобытные, но очень дорогие проекты, у которых тоже никогда не будет сиквела.
Мы пережили стерильное и осторожное поколение PS4 и сейчас находимся практически в самом конце поколения PS 5 которое запомнится… а чем? У меня лично в голове отложился шикарный AstroBot, который очень сильно отличается от того курса, который Sony взяли после PS3. Хотелось бы, чтобы таких экспериментов было больше, и консоль не выполняла роль дешёвого ПК у телевизора.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!
4 комментария
Форум →Это: «Компания Sony считается создателем самых разнообразных игр в индустрии.»
противоречит этому:
«Каждый геймер знает, что проекты PlayStation – это про сюжетно-ориентированные экшены от третьего лица с элементами крафта, стелса и суровым сюжетом.»
Больше всего жалко дейс гон.
Солидарен
resistance 🤍
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как откатиться с iOS 15 до iOS 14, чтобы не потерять данные
Как удаленно отключить iPhone от своей записи Apple ID
Как передать контакт с Android на iPhone. Без приложений, почты и мессенджеров
Какой iMac можно использовать в качестве внешнего монитора?
Почему селфи с iPhone получаются размытыми
Как на iPhone убрать виджет плеера на экране блокировки при подключении гарнитуры
Как совершать экстренный вызов при помощи Apple Watch
Почему не удаётся оплатить подписку в App Store со счёта билайн