iPhones.ru

Посмотрел новый российский фильм «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым. Если бы Пушкин читал рэп

Артём Баусов avatar | 5
FavoriteLoading В закладки
Посмотрел новый российский фильм «Пророк. История Александра Пушкина» с Юрой Борисовым. Если бы Пушкин читал рэп

На этой неделе в российский прокат выходит музыкальный байопик о великом русском поэте. Главную роль в фильме сыграл Юра Борисов — номинант на премию «Оскар» 2025 года.

Мы уже сходили на предпремьерный показ и готовы поделиться своими впечатлениями.

Перед началом сеанса нас ждал 15-минутный рассказ лектора, которая более 20 лет изучает биографию Пушкина. Главная мысль её выступления: воспринимать фильм не как точную биографию, а как художественное, вольное переосмысление. Зачем об этом предупреждать? Уже через десять минут просмотра стало понятно.

Обо всём по порядку.

Такого мюзикла мы точно не ожидали: это чистейшая провокация

О чем фильм: «Пророк» — это своеобразная карусель жизни Пушкина. История начинается с юного лицеиста, дерзкого, смелого и свободолюбивого. Он бросает вызов педагогам, сочиняет стихи и впервые сталкивается с властью, которая не терпит вольнодумцев.

Взрослея, Пушкин превращается в звезду Петербурга: его чтят, за ним следят, но одновременно боятся. Любовь, дуэли, ссылки, дружба с царём и его же недоверие — фильм стремительно ведёт нас к трагической развязке на Чёрной речке.

Фильм удивляет с первых же минут: крупные планы, агрессивная цветовая гамма, постановка, балансирующая между карнавалом и исторической реконструкцией. Но главное — музыкальные номера. Да, Пушкин читает рэп. И если кого-то такая интерпретация его биографии приведёт в восторг, то у других вызовет культурный шок.

К подходу привыкаешь спустя 20 минут после сцены бала у княгини Голицыной, где Пушкин неожиданно читает «Вольность» в формате рэп-монолога. Первые строчки вызывают неловкую улыбку, но через минуту зал замирает: неожиданно это работает. Впрочем, после выхода из кинотеатра в голове не останется ни одной музыкальной темы.

Для мюзикла музыка — ключевой элемент, который может либо вывести фильм на новый уровень, либо стать его слабым местом. В «Пророке» саундтрек, увы, ближе ко второму варианту. Песни оригинальные, местами яркие, но совершенно не запоминающиеся. Они работают в контексте фильма, но выходя из зала, переслушивать их не хочется.

Вспомним «Сибирский цирюльник», где главная музыкальная тема Артемьева не только усиливала эмоциональное восприятие сцен, но и буквально проникала в душу, западая в память на долгие годы. Или «Стиляг», где саундтрек стал полноценным героем фильма, взрывая чарты и плейлисты. Здесь ничего подобного нет.

«Пророк» в этом плане разочаровывает: в нём нет главной музыкальной темы, нет хита, который можно было бы напевать после просмотра. Саундтрек поддерживает визуальную составляющую, но сам по себе не работает. Это особенно странно, учитывая, что фильм подаётся как мюзикл.

Тем не менее, нельзя не отметить дерзость подхода. Некоторые сцены по-настоящему впечатляют. Например, диалог Пушкина с Бенкендорфом — сцена, стилизованная под идеологическую дуэль. Бенкендорф в кожаной куртке и с ледяным взглядом выглядит как советский чекист, а его разговор с поэтом превращается в речитативное столкновение двух мировоззрений. Как бы странно это ни звучало, но эта сцена и стилистика работают великолепно.

Вероятно, такой приём был выбран, чтобы перекинуть мост между поколениями, чтобы показать, насколько язык гибок и изменчив.
Фильм доказывает, что Пушкин остаётся актуален, а его стихи можно преподнести так, чтобы они зазвучали для современной аудитории. Да, это неожиданное художественное решение, но оно не выглядит дешёвым трюком.

Юра Борисов — наше всё в 2025 году

Прокатчики не могли упустить шанс и оперативно обновили постеры фильма, добавив к имени Юрия Борисова громкое «номинант на премию Оскар». Очевидно, что это мощный маркетинговый ход, и для продвижения фильма такой статус актёра — настоящая находка.

Но стоит ли за этим что-то большее, чем просто удачная рекламная стратегия? Определённо, да.

Борисов не просто играет Пушкина — он им становится. И пусть внешне он не похож на классический образ поэта, его харизма полностью компенсирует этот недостаток. Он сумасбродный, энергичный, бесшабашный, но одновременно ранимый, рефлексирующий и одарённый.

Школа всегда романтизирует Пушкина, превращая его в икону. Здесь же он — обычный человек. В кадре он предстаёт не только как гений пера, но и как игрок, бунтарь, ловелас, спорщик, провокатор. Это огромный плюс фильма: он показывает Пушкина многогранным, сложным, противоречивым.

Он читает рэп, спорит с царём, задирается на дуэлях, ищет вдохновение в своих приключениях и терзается сомнениями. Борисов играет его с нескрываемым азартом, показывая не только трагический путь гения, но и путь человека, который постепенно осознаёт свою ответственность перед историей.

Вопросов к кастингу перед премьерой было много, но теперь очевидно: Борисов вытянул на себе половину фильма. И если после просмотра «Пророка» кто-то действительно захочет перечитать Пушкина — это во многом заслуга именно его исполнения.

Визуальный праздник с нюансами

«Пророк» — это настоящий пир для глаз. Даже с явно ограниченным бюджетом фильм выглядит дорого, а его визуальный стиль кажется продуманным до мельчайших деталей.

Каждая сцена напоминает живую картину: пышные балы, роскошные залы императорских дворцов, приглушённые свечи, отбрасывающие блики на позолоченные стены.

Петербург в фильме предстаёт одновременно величественным и почти театральным — как будто вся реальность чуть приукрашена, преображена сквозь призму мифа о Пушкине.

Сцены в южных губерниях, наоборот, дышат теплом, местами картонной, но всё же стильной экзотикой. Это не историческая Одесса, а её фантазийный образ, как если бы режиссёр решил нарисовать её так, как мог бы её увидеть сам Пушкин.

Ссылка в деревне, в свою очередь, подчёркнуто тосклива: тусклые цвета, пустые комнаты, ощущение изоляции и безысходности. Визуальный контраст между этими мирами отлично подчёркивает драматургию фильма.

Но несмотря на всё это великолепие, есть и нюансы. Самая заметная проблема — ночные сцены. Особенно в начале фильма. Они слишком тёмные, плохо проработаны, из-за чего зрителю порой сложно разобрать, что именно происходит в кадре. Динамичный монтаж и камерные планы в такие моменты играют скорее против фильма, чем на его пользу. В итоге часть важных эпизодов теряет в зрелищности.

Тем не менее, нельзя не отметить общую проработку кадра. Фильм буквально насыщен деталями: исторические интерьеры, богатые костюмы, качественная проработка массовых сцен. Лица даже второстепенных персонажей никогда не выглядят случайными, каждая толпа в кадре — это не просто статисты, а полноценные участники визуального спектакля.

В целом, даже несмотря на недостатки, «Пророк» визуально захватывает. Режиссёр Феликс Умаров до «Пророка» был известен прежде всего как клипмейкер и рекламный постановщик. Во многом объясняет динамику, визуальную насыщенность и стилизацию его дебютного полнометражного фильма. Его фильм — это кино, снятое человеком, привыкшим работать с короткими форматами, где каждый кадр должен быть максимально эффектным.
Манера подачи материала, скорее, клиповая, чем кинематографическая в традиционном смысле.

Этот подход мгновенно вызывает ассоциации с фильмом «Видок» (2001) режиссёра Жан-Кристофа Комара, который до работы в большом кино был специалистом по визуальным эффектам.

Как и в «Видоке», камера здесь буквально проникает в пространство: резкие движения, необычные ракурсы, использование широкоугольных объективов.

Всё это делает картину динамичной, но одновременно местами перегруженной визуалом. В некоторых сценах создаётся ощущение, что режиссёр нарочно избегает классической «академичной» постановки кадров, выбирая более экспрессивные решения. Это подчёркивает нестандартность фильма.

Сходство усиливается и за счёт цветовой гаммы: в «Пророке» много насыщенных оттенков, подчёркнуто контрастных сцен. Роскошные балы и богато украшенные залы Петербурга напоминают стилизованный, почти комиксный Париж в «Видоке», где эпоха тоже предстаёт не в строгом реалистичном исполнении, а в преувеличенно художественном ключе.

Фильм весёлый, смелый, задорный

Несмотря на то, что перед нами история о великом русском поэте с трагической судьбой, «Пророк» вовсе не кажется тяжёлым, пафосным или чересчур академичным. Напротив, это бодрое, энергичное, местами даже дерзкое кино, которое в первую очередь развлекает, а не грузит зрителя сухими фактами из учебников.

Фильм буквально кипит жизнью. Он полон движения, красок, неожиданных стилистических решений. Здесь нет пыльных залов, медленных диалогов и унылого повествования.

Одна из главных неожиданностей фильма — его тонкое чувство юмора. Он не строится на дешёвых гэгах или фарсе, но часто проявляется в диалогах, репликах героев, их жестах и реакциях.

Есть моменты, когда фильм явно подмигивает зрителю, играя на грани иронии и осмысленного хулиганства. Пушкин здесь не «застывший классик», а живой человек, который может иронизировать, подшучивать над окружающими и даже вести себя вызывающе.

Так, сцены балов и борделей, снятые с присущей фильму эксцентричностью, балансируют между безудержным весельем и смелым вызовом.
Один из самых неожиданных комических эпизодов — игра Пушкина в теннис с императором. В реальности такого не было, но сцена работает как аллегория их сложных отношений, превращая придворный этикет в азартную партию, где ставки куда выше, чем может показаться.

Фильм интересно смотреть, это ли не главное?

«Пророк» не просто рассказывает историю — он буквально затягивает зрителя в свой мир. Там, где в традиционном биографическом фильме можно было бы ожидать долгих разговоров, здесь включается песня или танец. Там, где можно было бы снять академичную драму, создатели выбирают смелые визуальные решения.

Как говорится, это было не просто смело… Эта легкость и задор — главный плюс фильма. Он не боится экспериментировать, не боится ломать привычные шаблоны, не боится играть с восприятием зрителя. Это не скучный байопик, а фильм-праздник, который с первой минуты захватывает бешеным ритмом и не отпускает до самых титров.

Конечно, такой подход — рискованный, и кому-то он покажется слишком смелым. Но если дать себе возможность принять правила этой игры, «Пророк» подарит настоящее удовольствие. Жаль рэпа было многовато.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (8 голосов, общий рейтинг: 4.75 из 5)
undefined
iPhones.ru
На этой неделе в российский прокат выходит музыкальный байопик о великом русском поэте. Главную роль в фильме сыграл Юра Борисов — номинант на премию «Оскар» 2025 года. Мы уже сходили на предпремьерный показ и готовы поделиться своими впечатлениями. Перед началом сеанса нас ждал 15-минутный рассказ лектора, которая более 20 лет изучает биографию Пушкина. Главная мысль...
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

5 комментариев

Форум →
  1. v
    verge
    сегодня в 12:06
    0

    пушкин куколд. Куча роликов в сети

    dorofeev avatar
    dorofeevсегодня в 14:11
    0

    я даже не знаю, что более мощно – само утверждение или его обоснование

    scream13 avatar
    scream13сегодня в 14:40
    0

    А ещё все знают, что он инсценировал свою смерть, переехал во Францию и стал Александром Дюма.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. Andrey-lights avatar
    Andrey-lights сегодня в 12:18
    2

    Борисов конечно крутой, но его прям много стало

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Д
    Денис
    сегодня в 13:20
    3

    Фильм веселей, смелый, задорный. Как же весело читать рецензии от любителей Marvel и DC на что то более менее классическое. Особенно нравятся описания ЛУЧШИХ фильмов от Миколы Сидорова. Если он написал, что фильм хороший, то ни в коем случае нельзя на него идти.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.