Вчера в российском прокате стартовал боевик «Мастер» с Джейсоном Стэйтемом в главной роли.
Мы уже успели посмотреть новинку и спешим поделиться впечатлениями: фильм полностью оправдывает ожидания. Здесь нет глубоких смыслов и неожиданных сюжетных ходов, зато есть много зубодробительного экшена, фирменного юмора и брутального обаяния главного героя.
Рассказываем, почему «Мастера» стоит увидеть на больших экранах.
Сценарий, который понятен каждому
О чем фильм: история Ливона Кейда, бывшего командоса, который после своей службы в армии работает простым строителем в Чикаго. Его жизнь кажется спокойной, но всё меняется, когда дочь его босса похищают.
Ливон решает помочь вернуть девушку. По мере расследования он выясняет, что за похищением стоят российская мафия и группа торговцев людьми.
Сюжет фильма основывается на романе Чака Диксона «Levons Trade», при этом адаптацией занимался дуэт Дэвида Эйера и Сильвестра Сталлоне.
Сталлоне — это имя, которое всегда будет ассоциироваться с культовыми боевиками и персонажами вроде Рэмбо и Кобры. Его сценарии и фильмы часто строятся вокруг сильных, молчаливых героев с уникальными боевыми навыками, которые решают проблемы с помощью силы. Его истории всегда стараются поднять определенные моральные вопросы, но чаще всего — это простая борьба добра со злом с явным упором на экшен.
В общем, Сталлоне адаптировал очередной сценарий для одного лысого брутального актера. Здесь герой возвращается к своим военным навыкам, чтобы спасти девушку, и весь фильм строится вокруг его действий. Где-то мы это видели? Да почти во всех фильмах Джейсона Стэйтема.
Здесь нет сложных моральных дилемм, его герой просто действует. По сути, это возвращение к золотым годам боевиков 80-90х, когда акцент делался на прямолинейные сюжетные линии, ярких персонажей и захватывающий экшен.
Правда, в «Мастере» также заметно влияние комиксовой стилистики. Все-таки фильм пытались адаптировать для современной молодежи. Это особенно заметно в подходе к созданию антагонистов и общей атмосфере.
Фильм словно погружает зрителя в мир комиксов, где злодеи настолько плохи, что их жестокость и абсурдность порой становятся даже комичными. В этом контексте фильм напоминает комикс по своей структуре и манере подачи.
С этим фильмом также связано любопытное обстоятельство: Сильвестр Сталлоне изначально планировал адаптировать романы Чака Диксона в сериал, что могло бы развить эту историю в более глубоком, развернутом формате. Однако в итоге мы получили фильм, который решает все ключевые вопросы за один полный метр.
История могла быть интереснее и многограннее
Сюжет «Мастера» затрагивает серьёзную и актуальную проблему торговли людьми, которая в последние годы стала темой крутых фильмов, например, в «Звуке свободы». Однако, в отличие от этого фильма, основанного на реальных событиях, в «Мастере» создается лишь вымышленная история, где один человек может уничтожить всю преступную сеть.
Этот подход сводит проблему к простому мифу о том, что жертвы торговли людьми похищаются чужими людьми, которых они не знают. В реальной жизни всё гораздо сложнее — жертвы чаще оказываются в руках преступников, которых они знают и которым доверяют, а не случайных незнакомцев.
Вместо того чтобы глубже исследовать социальную проблему и её последствия, фильм полагается на простую, но неубедительную формулу: злодеи — это всегда чуждые личности, а главный герой — единственный, кто может справиться с проблемой.
Это поверхностный взгляд на серьёзную тему, который устраняет важные нюансы и игнорирует более сложные аспекты торговли людьми. Сталлоне, ну почему так просто?
Но все же в фильмах со Стейтэмом мы приходим не за сложным сюжетами.
Мы смотрим фильмы с ним ради одного — чтобы увидеть, как он разносит всё вокруг и спасает мир, не забывая при этом про свою фирменную харизму и холодную решительность.
Его персонажи не строят драматичных монологов, они не тратят время на самокопание. Стэйтем в своих фильмах — это не просто мужик, который умеет драться, а человек с набором умений, которые делают его почти неуязвимым. Мы знаем, что он в очередной раз спасёт кого-то, а заодно заставит всех плохих парней жалеть, что когда-то пересекли его путь.
Стэйтем изучил новую профессию
Джейсон Стэйтем за свою карьеру уже успел перепробовать столько профессий, что его резюме могло бы впечатлить даже самого амбициозного трудоголика. Загибаем пальцы и считаем вместе, он был:
• Перевозчиком («Перевозчик»): водителем-курьером, который не задаёт лишних вопросов и, кажется, даже не пользуется зеркалами заднего вида
• Механиком («Механик»): правда, механиком он был не простым, а тем, который «ремонтирует» исключительно чужие жизни, предпочитая гаечным ключам оружие и взрывчатку
• Полицейским («Хаос»): копом, который решает проблемы в стиле «сначала стреляю, потом разбираюсь»
• Грабителем банков («Ограбление на Бейкер-стрит»): человеком, способным вскрыть любой сейф, просто посмотрев на него достаточно сурово
• Киллером («Адреналин»): правда, киллером с необычным условием: ему необходимо постоянно подзаряжаться адреналином, иначе умрёт
• Элитным спецагентом («Форсаж»): настолько элитным, что даже Вин Дизель предпочитает с ним дружить, а не выяснять, кто круче за рулём
• Аквалангистом-исследователем («Мег: Монстр глубины»): настолько крутым, что даже гигантская доисторическая акула предпочла бы уплыть обратно в эпоху динозавров, лишь бы снова не встретить Стэйтема под водой
• Пчеловодом («Пчеловод»): самым суровым пчеловодом в истории, способным превратить обычное хобби в кровавое зрелище
И это далеко не весь список профессий, которые Стэйтем успел освоить на экране. С таким разнообразием ролей одно ясно точно – Стэйтем точно знает, как заработать себе на хлеб.
Мастер на все руки!
Что касается нового фильма, то здесь все привычно. Типичный суровый герой, уставший от тяжёлого прошлого, и старающийся держаться в стороне от неприятностей. Новый герой — это снова классический Стэйтем, который мало говорит и много работает руками, пока не приходит время навести порядок и расправиться с плохими парнями.
Единственное отличие от других фильмов в том, что теперь вместо элегантного костюма и шикарной машины или водолазного костюма и гарпуна на нем простая клетчатая куртка и обычная кепка водителя.
Экшен достойный, но есть и проблемы
Экшен в «Мастере» — это именно то, ради чего зритель вообще приходит на фильм со Стэйтемом: ярко, зрелищно и предельно брутально. Режиссёр Дэвид Эйер явно не верит в полумеры, поэтому постановщики трюков Гильермо Гриспо и Эдди Джей Фернандес позаботились о том, чтобы каждый удар или выстрел чувствовался на уровне рефлексов зрителя.
При этом фильм намеренно избегает модного CGI, делая акцент на олдскульной хореографии с суровой правдоподобностью.
Ирония в том, что по сюжету он вообще-то обычный строитель, но уже через полчаса экранного времени становится ясно: кирпичи и цемент здесь не главное. Когда дело доходит до спасения похищенных девушек, строительные навыки неожиданно включают в себя виртуозное владение молотками, отвёртками и всеми доступными на стройке острыми предметами. Кто бы сомневался?
Фильм грамотно наращивает напряжение, ведя к традиционной развязке, где Стэйтем уже даже не просто разбирается с плохими парнями, а скорее демонстрирует им разные способы немедленно покинуть этот мир. Здесь он поочерёдно включает режимы «Рэмбо», «Заложницы» и даже слегка «Карателя».
Удовольствие здесь простое и понятное: смотреть, как Джейсон методично и без малейших усилий расправляется с бандой злодеев — сродни просмотру видео с гидравлическим прессом, который раздавливает вещи: бессмысленно, но гипнотически приятно.
Финальная сцена — отдельное пиршество. Не будем кидаться спойлерами, но это стоит посмотреть на большом экране.
При всей динамичности и драйве, у экшен-сцен в «Мастере» есть пара очевидных недостатков. В первую очередь бросается в глаза то, что некоторые схватки сняты в настолько тёмных локациях и настолько быстро смонтированы, что зрителю приходится буквально напрягать зрение, чтобы понять, кто и с кем в данный момент дерётся. Из-за этого вместо ожидаемого удовольствия и напряжения иногда возникает ощущение путаницы и хаоса.
Также странно выглядит сцена с погоней на мотоциклах, которая могла бы стать ярким моментом фильма, но вместо этого превращается в череду непонятных скачков камеры и кадров, теряя весь потенциал. Складывается впечатление, что режиссёр и постановщики экшена немного переборщили, стараясь сделать эпизод зрелищным, но упустили главный элемент — ясность и читаемость происходящего на экране.
Впрочем, на фоне общего драйва и удовольствия от суровых разборок эти минусы не критичны и не сильно портят общее впечатление.
Фастфуд в жанре боевиков
По сути, «Мастер» — это идеальный пример фастфуда среди боевиков. Здесь все понятно. Стэйтем в образе молчаливого и мрачного героя, который методично уничтожает врагов и практически не получает повреждений.
Здесь нет неожиданных поворотов в сюжете или сложных философских диалогов, только прямолинейный и зрелищный экшен.
Фильм ориентирован прежде всего на тех зрителей, кто хочет отдохнуть, отключить мозг и насладиться зрелищем без лишних вопросов.
Если вы поклонник традиционных боевиков 80-х и 90-х, где главный герой в одиночку расправляется с толпой врагов под бодрый саундтрек и сурово бросает короткие язвительные фразы, то это кино для вас.
Ожидать от него глубокой драматургии или инновационных приёмов не стоит: сценарий откровенно прямолинеен, а персонажи типичны для жанра.
Зато, если ваша цель — просто посмотреть на то, как Джейсон Стэйтем виртуозно уничтожает злодеев, применяя всё от молотка и лопаты до оружия, то вы точно не разочаруетесь.
«Мастер» предоставляет именно такой незамысловатый, но эффектный экшен, который смотрится легко и доставляет чистое удовольствие поклонникам жанра.

18 комментариев
Форум →