Минтранс доработал законопроект о высокоавтоматизированных транспортных средствах (ВАТС), в котором подробно описано, кто будет нести ответственность за ДТП с беспилотными автомобилями.
В документе описываются условия, при которых беспилотники смогут ездить по дорогам:
▪️ Наличие «бортового устройства регистрации событий»
▪️ Наличие системы, позволяющей дистанционно перевести машину в «состояние минимального риска» (когда автопилот отключается, а машина останавливается в безопасном и разрешенном месте для выхода пассажиров)
▪️ Установлены последние обновления прошивки
▪️ Машина стоит на учете в ГИБДД
В случае ДТП с беспилотным авто, основную ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью, имуществу «третьих лиц, среде», будет нести владелец машины, если он не докажет, что вред возник вследствие «непреодолимой силы или умысла потерпевшего».
Также у него будет возможность переложить вину на производителя, но только если будет доказано, что авария произошла в связи «с конструктивными особенностями (недостатками) системы управления или ВАТС в целом».
Если авария произошла в связи с «неосуществлением диспетчерского контроля», то ответственность будет лежать на диспетчере — сотруднике, который дистанционно мониторит состояние машины и при необходимости отключает автопилот.
Если авария произошла из-за плохого техобслуживания, то ответственность ляжет на дилера.
Оформлять ДТП с ВАТС смогут только сотрудники ГИБДД. Европротокол в этом случае будет запрещен.
По плану Минтранса закон должен вступить в силу 1 сентября 2025 года. Также в 2025 году в России могут разрешить ездить беспилотным машинам по дорогам общего пользования. [Коммерсантъ]
21 комментариев
Форум →Вот для этого и нужно, чтобы разработчик ПО, на которого точно все свалят, был зарегистрирован где-то в недосягаемости. Желательно в небольшой банановой стране, у которой нет представительств в других странах.
@Йода, В крупных компаниях обычно за сотрудников отвечает сама компания перед законом, если не доказан намеренный вред или халатность.
@FiLunder_7, Вот эта крупная компания и должна быть резидентом мелкого забытого острова ;)
удивительно, в РФ виноват потребитель, если не докажет, что чайник/телефон/автомобиль бракованный.
Вместо того, чтоб вырабатывать правила и условия, для производителей – проще спихнуть все на конечного пользователя.
Не в защиту идиотов-потребителей, но заявленные характеристики должны соответствовать ожиданиям и рекламе, а в данной интерпретации – пользователь априори в самом не выгодном положении.
@n547, ну в данном случае речь идет не о чайнике, а о средстве повышенной опасности. Поэтому владелец и несет ответственность за эксплуатацию такого средства. Иначе при наличии ущерба жизни брать будет не с кого. И подобные комментаторы первыми побегут кричать, что вот опять государство создало такие нерабочие законы, что некого к ответственности привлекать. Как выше правильно заметили, не к каждой банановой республике доступ есть.
@seleznev, см. ниже.
@n547, владелец ТС несет ответственность за все действия транспортного средства – ОСАГО, КАСКО, страховка прочих рисков вам в помощь! если надзорные/регистрирующие органы выпустили ТС в оборот на подконтрольной территории – значит производитель (по меньшей мере конструктивно и алгоритмически) соответствует их требованиям по безопасности и надежности. Брак производства/обновления может иметь место быть – бремя доказательства на независимой экспертизе, никто не в праве отказывать владельцу ТС в этом!
@n547, если у вас стиральная машина залила соседей, вина будет на вас, а не на производителе, если не докажете, что это конструктивный недостаток, нормальная практика.
@n547, это капитализм
Подробно, а формулировки старые, размытые.
@Ibragimvrma, именно
Из интересного, чтоб прошел закон дальше, нужно получить согласование рабочей группы по регуляторной гильотине при Правкомисии (там в основном – бизнесмены). По моей информации, регуляторная гильотина отправила Минтранс думать дальше, поскольку категорически неправильно “вешать” ответственность на владельца.
Иначе получается интересная вещь: владелец авто более не управляет машиной. За него управлением занимается алгоритмы. При чем здесь владелец машины – не понятно.
Минтрас тоже занял интерсную позицию: типа, я как бы и согласен, что владелец здесь ни при чем, но МВД требует однозначно определить виновное лицо….
Уверен, что пока не будет нормально прописанных подходов к ответствкнности – закон вряд ли пройдет, какие бы там разъяснения не давал Минтранс
@IgorA4, ИИ будет виновным, к нему и претензии
так почему не водитель должен отвечать? автопилот включил кто? сам включился?
а если водила одел очки дополненной реалности\уснул и при этом в ЕГО машине все еще есть руль и педали и он может влиять на действия объекта повышенной опасности
в чем виноват производитель, если он поставил руль\педали и написал на забывайте следить за дорогой.
если отвечать должен производитель, то и возможности влиять на движение у водилы не должно быть
@maximka1093, “беспилотными автомобилями” – там нет водителя, иначе это не имеет смысла – это про грузоперевозки и пассажирские перевозки без водителей вообще!
никогда полноценный автопилот не будет разрешен. Никто на себя не будет брать ответственность, ни чиновники, ни производители, ни разработчики софта.
А все просто потому человек существо очень непредсказуемое, и как он себя поведет при такой степени безответственности для себя никто не знает. Вернее все знают. :).
Мне вот он вообще не нужен. я даже забыл что у меня в авто есть система удержания в полосе. Мне приятнее самому рулить машиной, чем быть манекеном в машине.
@RSV, разрешат. Сначала это обкатают на отдельных зонах где разрешат движение транспорта управляемого только ИИ. А потом в принципе уберут/отключат) возможность управления для людей везде
В США Мерседес получил аккредитацию автопилота какого-то высокого уровня, так вот там фишка, что если происходит ДТП в режиме автопилота, то отвечает компания Даймлер Бенц, а не «водитель». Новость была недавно, что они первые кто такое получил в асашай
@nnm1, и кто конкретно поедет топтать зону в случае смертельного исхода?
@nnm1, если отвечает компания Даймлер Бенц, то это значит, что никто не отвечает. :) Потому что нет компании с таким названием уже третий год как. Производитель легковых машин теперь называется Mercedes-Benz AG, а грузовиков – Daimler Truck AG.
короч в России к беспилотникам надо покупать кожаного мешка и регистрировать на него все и сажать на место водителя.
так себе идея о беспилотниках. может они имели ввиду закон о водителях-беспилотках?
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему iPhone перестает заряжаться от компьютера через час
Почему iPhone автоматически подключается к Apple TV при воспроизведении видео
Как отключить проверку возраста при просмотре видео на YouTube
Как использовать iMac в режиме внешнего дисплея
Как в iOS 16 увеличить время ожидания голосовых команд для Siri
Как посмотреть EXIF метаданные фотографии на iPhone
Как в macOS Sonoma изменить настройки DNS и Proxy
Как запретить покупки в App Store по Face ID