В 1980 году в СССР был выпущен вертолёт Ми-26. Это самый большой и грузоподъёмный серийный вертолёт в мире.
Различные рекорды, установленные Ми-26, до сих пор не побиты.
Уже после распада СССР вертолёт продолжал выпускаться в различных модификациях. Однако за 45 лет никому в мире не удалось создать полноценного конкурента Ми-26.
КРАТКОЧем удивлял Ми-26
Насколько большой Ми-26
Почему никто не превзошел Ми-26
Модификации Ми-26
Основные выводы
Какие рекорды установил Ми-26
В 1999 году Ми-26 перевозил в Сибири останки мамонта в 20-тонной глыбе льда
Ми-26 с самого начала создавался как бескомпромиссный вертолёт, при разработке которого производители не думали о бюджете и продажах. Благодаря этому он обладает уникальными возможностями, которые позволили установить несколько рекордов:
▶ 1981 год: подъём груза массой 10 тонн на высоту 6400 метров.
▶ 1982 год: подъём груза массой 25 тонн на высоту 4060 метров.
▶ 1982 год: подъём груза массой 15 тонн на высоту 5750 метров (женский экипаж).
▶ 1982 год: подъём груза массой 20 тонн на высоту 4050 метров (женский экипаж).
▶ 1982 год: подъём груза массой 25 тонн на высоту 3750 метров (женский экипаж).
▶ 1982 год: подъём на высоту 2000 метров с полётной массой 56 768,8 кг.
▶ 1988 год: перелёт на расстояние 2000 км со средней скоростью 279 км/ч.
▶ 1997 год: подъём на высоту 6500 метров с 224 парашютистами.
Все эти рекорды до сих пор не побиты.
В 2002 году Ми-26 поднял обломки американского вертолёта Boeing CH-47 Chinook весом 11 тонн
Кроме того, уникальные возможности Ми-26 позволяют выполнять операции, для которых другие вертолёты не подходят:
▶ 1999 год: перевозка 20-тонной глыбы льда с останками мамонта, погибшего 20 тысяч лет назад.
▶ 2002 год: эвакуация 11-тонного фюзеляжа разбившегося вертолёта Boeing CH-47 Chinook. На тот момент это был самый крупный американский вертолёт.
▶ 2009 год: транспортировка 27-метрового катамарана.
▶ 2009 год: транспортировка пассажирского самолёта Ту-134.
▶ 2011 год: перевозка двух других Ми-26 из Казахстана в Россию для ремонта.
Во время аварии на Чернобыльской АЭС Ми-26 использовался для доставки грузов и установки 15-тонного купола над разрушенным реактором.
Чем удивлял Ми-26
Кабина Ми-26 изнутри
До Ми-26 самым большим вертолётом в СССР был Ми-10. Он использовался с 1964 года, но его грузоподъёмности в 15 тонн быстро стало недостаточно.
Разработка Ми-26 началась в конце 60-х годов. Изначально инженеры хотели создать его на базе Ми-6, как это было сделано с Ми-10. Однако для соответствия техническим требованиям стало понятно, что разработку придётся начинать с нуля.
Варианты расположения винтов в Ми-26, которые рассматривали инженеры
Созданием Ми-26 занималось конструкторское бюро М. Л. Миля. При проектировании инженеры рассматривали три варианта расположения винтов:
▶ Друг за другом
▶ Параллельно друг другу
▶ Один винт
От первых двух вариантов решили отказаться в пользу последнего. Однако расположение винтов оказалось меньшей из проблем, с которыми столкнулись инженеры.
Для Ми-26 пришлось разработать уникальные двигатели Д-136 мощностью 11 400 л.с. каждый, планетарную коробку передач, а также винт, лопасти которого были изготовлены из титана, стеклопластика, углепластика и других композитных материалов.
Насколько большой Ми-26



Ми-26 на фоне самолета, танка и детей
Ми-26 — это самый большой серийный вертолёт, но из-за того, что он используется в основном военными или спасателями, многие люди не представляют его истинных размеров. Попробуем это исправить.
Габариты Ми-26
▶ Длина: 40 метров.
▶ Высота: 8,145 метра.
▶ Ширина: 3,2 метра.
▶ Диаметр винта: 32 метра.
Ми-26 длиннее, чем самолёт Boeing 737-400, длина которого составляет 36,5 метра. Высота Ми-26 сравнима с высотой обычного трёхэтажного дома.
Диаметр винта можно сравнить с высотой обычного 9-этажного дома.
Габариты грузового отсека составляют 12×3,2×3,1 метра. Это позволяет Ми-26 без проблем перевозить грузовики и пожарные машины.
Почему никто не превзошел Ми-26
Sikorsky CH-53K King Stallion
В мире есть только два аналога Ми-26 — американские Sikorsky CH-53K King Stallion и Sikorsky CH-53E Super Stallion. Грузоподъёмность первого составляет 15,9 тонны, а второго — 14,5 тонны.
Остальные зарубежные вертолёты уступают по грузоподъёмности не только этим трём моделям, но и советским Ми-10 и Ми-6.
Так почему же за почти 50 лет никто не создал вертолёт, способный превзойти Ми-26? Есть несколько разумных причин:
▶︎ Высокая стоимость: создание такого крупного вертолёта потребует огромных вложений в разработку и производство. Готовая модель будет стоить тоже очень дорого. Вероятно, дороже, чем Ми-26.
▶︎ Дорогая эксплуатация: Ми-26 потребляет 3,3 тонны топлива в час. Более тяжёлый вертолёт потреблял бы ещё больше.
▶︎ Сложная разработка: помимо денежных затрат есть технические ограничения, например, проблемы с аэродинамикой при увеличении габаритов. Кроме того, лишь немногие компании способны создать двигатели аналогичной мощности.
▶︎ Дорогостоящее производство: кроме высоких затрат на разработку, необходимо подготовить завод к выпуску такого вертолёта и обеспечить наличие всех необходимых материалов.
Однако главная причина отсутствия прямого конкурента Ми-26 — он попросту не нужен. Существует не так много сфер применения для вертолётов подобного класса. Обычно Ми-26 используют военные или спасательные службы. Поэтому частным компаниям без государственного участия невыгодно разрабатывать и выпускать столь крупный вертолёт.
Кроме того, для перевозки сверхтяжёлых грузов всё чаще используют транспортные самолёты — они летают быстрее и на большие расстояния. Вертолёты требуются лишь в случаях, когда груз не помещается в самолёт или пункт отправки/доставки не имеет взлётно-посадочной полосы.
Модификации Ми-26
Военный Ми-26
Ми-26 производится уже почти 50 лет на заводе «Роствертол» в Ростове-на-Дону. Всего было выпущено 318 вертолётов. В 2011 году стоимость Ми-26 оценивалась в $20–25 млн, а сейчас он стоит ещё дороже.
Ми-26 — это военно-транспортный вертолёт. Его гражданская версия имеет индекс Ми-26Т.
Ми-26Т МЧС России
Ми-26С использовался для работ в Чернобыле. Он был оснащён резервуаром для дезактивирующей жидкости с системой опрыскивания под фюзеляжем.
Ми-26П — гражданская версия с местами для 63 пассажиров.
Ми-26ПП — вертолёт радиоэлектронной борьбы.
Ми-26ТМ — модификация с краном под фюзеляжем.




Ми-26С в Чернобыле. После устранения аварии его вместе с остальной техникой оставили в городе
Нестандартные модификации, как правило, выпускались в СССР в штучных экземплярах.
Сегодня Ми-26 эксплуатируются в странах СНГ, а также в Венесуэле, Индии, Кипре, Мексике, Малайзии, Перу, Северной Корее, Южной Корее и Греции. Кроме того, вертолёт активно используется на правах лизинга, а также по программам ООН и Красного Креста.
Основные выводы
Ми-26 — это во многом уникальный вертолёт, который до сих пор не имеет аналогов по грузоподъёмности.
Его начали разрабатывать ещё в 60-х, но он и сегодня летает, удивляет и успешно выполняет свои миссии.
Вероятно, это последний представитель сверхбольших вертолётов, поскольку в 2025 году никто не разрабатывает вертолёт, способный превзойти Ми-26.

19 комментариев
Форум →