iPhones.ru

Эти игровые консоли невозможно купить в магазине, за ними охотятся все. Как выглядят dev-киты PlayStation и Xbox

Дмитрий Борисов avatar | 6
FavoriteLoading В закладки
/

Не так давно мне попалась на глаза PlayStation 1 Net Yaroze. Это такая специальная версия первой консоли от Sony, созданная для инди-разработчиков. От обычной ревизии ее отличает угольно-черный цвет и пара дополнительных модулей в комплекте.

И тогда я задумался: как же выглядят средства разработки игр для консолей прошлого? Ведь не всё и не всегда можно создать на ПК. Для большинства задач существуют специальные наборы разработчиков, созданные для консолей.

Сегодня мы рассмотрим, какие они бывают.

Какими бывают Xbox для разработчиков

Xbox Aplha Tower I.

Философия консолей от Microsoft всегда была основана на одном принципе: Xbox — это мощный компьютер в компактном корпусе.

В то время, как в консолях Sony использовались специальные комплектующие, разработанные исключительно для работы в этих устройствах, в Xbox Original применялись компоненты, максимально приближенные к тем, что использовались в ПК того времени.

Именно поэтому девкит первой консоли от Microsoft выглядел (и по сути им являлся) как обычный ПК, но с одним крайне важным отличием. Каждый девкит был оснащен средой разработки XDK (Xbox Development Kit), которая, в свою очередь, базируется на кастомной версии Windows NT (Xbox OS, установленная в розничной версии консоли, также базируется на Windows NT).

На фото выше представлена одна из ранних ревизий девкита. Что примечательно — в первой версии Xbox Aplha Tower I (официальное название устройства) есть только дисковод. В последующих ревизиях к нему добавились порты USB и даже слот для сим-карты.

wp-image-1265082wp-image-1265083

Кстати, всего было 3 основные ревизии, которые выглядели как полноценный ПК и одна тестовая, уже в корпусе консоли.

Естественно, функционал у тестовых версий был шире, чем у рыночных. Как минимум, существовала возможность запускать неподписанный код. За счет максимально схожей с ПК среды разработки (использовались компиляторы Microsoft Visual C ++), создать игры для Xox Original было значительно проще чем для PS2 или Gamecube.

wp-image-1265086wp-image-1265084

Легендарный Xbox 360 продолжил следовать пути Microsoft во всех отношениях.

Технически, это снова был ПК (вам не показалось, основой для Xbox 360 Aplha Tower служит Apple PowerMac G5) в миниатюре и использовал ту же среду разработки XDK.

Для внутренней разработки снова использовались девкиты формата Xbox Aplha Tower, а разработчикам высылали устройства более приближенные к самому Хвох 360.

Так выглядит девкит Xbox 360 XDK для партнеров.

Да, если снять своеобразную «шляпку», где содержатся модули для отладки, то перед вами окажется практически розничный Xbox 360.

Отличия будут в ОС, внутри девкита стоит снова расширенная Windows NT с разблокированным ядром разработчика и внезапно эмулятором оригинального Хвох. В розничной версии он полноценно так и не появился.

wp-image-1265089wp-image-1265090

А вот с поколением Xbox One и Xbox Series всё значительно интереснее. Во-первых, девкиты там максимально похожи на то, что в итоге поступило на полки магазинов, за исключением небольших конструктивных отличий.

У девкита Xbox One 2 выхода HDMI, а у One X есть достаточно функциональная нижняя панель. По внутренней начинке всё тоже максимально похоже, просто у Development-версии прошивки больше прав для редактирования и использования стороннего кода.

Железо у XDK версий консолей конечно тоже отличалось, они были попросту мощнее, в отличии от прошлых поколений XDK, где частота процессора занижалась. Сделано это было специально, чтобы игры на ритейл версии работали как можно лучше.

Девкит Xbox Series X. По непроверенной информации для Series S игры делали тоже на нём.

Про девкиты актуального поколения Xbox информация появилась сравнительно недавно – в 2022 году. Актуальный девкит появлялся eBay за 1350 евро. Microsoft ранее заблокировала этот комплект для работы даже с офлайн-играми, хотя он включается и полностью работоспособен. Сейчас компания максимально следит за утечками информации про этот девкит и старается их пресекать. Главное, что мне удалось выяснить, в девките Xbox Series X стоит 40 гб оперативки.

Первый шаг для превращения вашего Xbox в девкит.

Ну и самое интересное про поколение Xbox One и Series. Любую консоль можно официально перевести в режим разработчика.

Игры на своем иксбоксе вы делать не сможете, но вот запускать тестовые приложения и неподписанный код очень даже можно.

После нажатия на кнопку перезагрузки, ваша консоль станет девкитом.

Но не спешите. Играть во все бесплатно нельзя, ни одно официальное приложение, даже если оно у вас куплено, не запустится, но для DevMode (официальное название) доступны эмуляторы других приставок, например PlayStation 2.

Для разблокировки режима DevMode нужно всего лишь зарегистрироваться в Партнерском центре Microsoft и оплатить разовый взнос 19 долларов. Да, из России тоже можно.

Легендарные девкиты PlayStation

Первые прототипы PS1.

У Sony история девкитов не менее интересная. Так например у PS1 было два формата девкитов. Внутренний для разработчиков и NetYaroze – специальная консоль для разработки небольших инди игр.

Её можно было приобрести официально, в отличие от внутреннего девкита.

DTL H2000. Её высылали партнерам для разработки.

Для разработчиков был сделан специальный комплект — плата DTL H2000. На ней были распаяны все микросхемы и комплектующие от PS1. Её нужно было подключить к компьютеру в слот расширения ISA (старый разъем внутри ПК, ему на смену пришел PCI Express).

Именно с помощью неё разрабатывались и тестировались игры. Для своего времени подход считался инновационным. А также позволил не только разрабатывать уникальные проекты, но и легко портировать игры с ПК на PlayStation.

PlayStation NetYaroze в полной комплектации.

У компании Sony была интересная инициатива — PlayStation Net Yaroze. Это так называемый «гражданский девкит», который отправляли по почте тем, кто оставил заявку на его получение. В комплекте с консолью шёл специальный кабель для подключения к ПК и набор программного обеспечения для создания небольших инди-игр.

В некоторых университетах Европы, США и Японии Sony проводила массовое обучение программированию игр с помощью Net Yaroze. Таким образом компания расширяла свои возможности в области подбора кадров.


На этой фотографии ужасного качества запечатлен первый в мире прототип девкита PS2. Почему фото так плохо выглядит? Потому что других не существует на данный момент.

Первый прототип — огромная редкость из-за политики Sony. Разработчики были обязаны его вернуть по окончанию использования. После возвращения прототип уничтожался.

PS2 Development Tool.

Со временем все прототипы заменили на устройство PS2 DTL (Development Tool, если развернуть аббревиатуру) по аналогии с платой DTL H2000, он также подключается к ПК, и основная часть разработки проходит именно на нем, но с оглядкой на архитектуру целевой консоли.

Таких устройств было 4 штуки, и каждая отвечала за отдельный этап разработки, от проектирования до отладки производительности.

Сердце PlayStation 2 – процессор Emotion Engine.

Почему нельзя было по аналогии с Xbox разрабатывать на ПК игры? Потому что Кен Кутараги не только отец PlayStation но еще и визионер, что пытался идти против системы.

Пока Nintendo и Microsoft использовали максимально приближенное к стандартам ПК железо, в PS2 стоял уникальный процессор Emotion Engine в связке с не менее уникальным видеоядром Graphics Synthesizer, которые были разработаны специально для использования только в PS2. Из-за этого многие разработчики (например Capcom) жаловались на трудности при разработке игр на консоль. И в следующем поколении легче жить им не стало.

Так выглядел тестовый прототип для обучения работе с CELL.

Известный факт — разработчики ненавидели PS3. Главной причиной ненависти была очередная инновация Кена Кутараги под названием CELL.

Это восьмиядерный процессор с уникальной и максимально запутанной архитектурой. Делать игры с расчетом на этот процессор было очень сложно.

По этой же причине Xbox 360 стал королем мультиплатформы, и игры на нем работали значительно лучше.

Девкит PlayStation 3.

А вот эта штука, похожая на видеомагнитофон, и есть основной девкит PS3. В нем стояло два жестких диска.

На одном содержалось программное обеспечение для разработки, на другом — виртуальная среда для тестирования кода. Но основной не значит единственный.

Устройство для отладки уже готовых проектов.

Метод разделения задач, который применялся во времена PS2 видимо показал себя как эффективный и поэтому существовало еще несколько ревизий тестировочных консолей.

Все они выглядели как розничный вариант PS3. но внутри там стояло кастомное ядро прошивки для отладки уже практически готовых игр или прототипов.

Первая ревизия девкита PlayStaton 4.

PlayStation 3 стала последней консолью Кена Кутараги. Отец лучших консолей индустрии покинул Sony и PS4 создавалась уже без его участия.

И первое что сделали Sony, это пришли к стандартной на сегодня формуле – консоль, это кастомное ПК железо в компактном корпусе, никаких уникальных процессоров со сложной архитектурой и максимальная простота разработки игр.

Вторая ревизия девкита PlayStaton 4.

Про девкит PS4 известно не очень много, Sony очень активно зачищает информацию о нем в интернете. Есть лишь несколько фотографий, по которым можно понять, что у девкита две ревизии.

А еще была история о пользователе «Форму Реддит», который купил девкит на Ebay у студии United Front Games (закрылись в 2016, вы можете их знать как авторов Sleeping Dogs и ModNation Racers), а там на неочищенном жестком диске лежало под 800 гигабайт зашифрованных данных. Что конкретно там лежало, узнать так и не удалось.

Слитое изображение девкита PlayStation 5.

Аналогичная ситуация произошла и с PS5. Каким-то образом комплект PS5 просочился на торговые площадки, где его сразу же купили и опубликовали фото в интернете. Из видео, опубликованного блоггером Macho Nacho Productions, стало известно, что в комплекте 2,4 терабайта памяти. Это вся информация о нём.

Прошивка в комплекте старая, пользоваться им нельзя. При включении отображается только главное меню, как в розничной версии PS5. До сих пор не было найдено способа обойти шифрование файлов в комплекте. Однако он выглядит очень футуристично.

Sony DTP-H1500.

На этом моменте внимательный читатель должен сказать: «Дмитрий Дмитриевич! Вы вообще-то забыли про портативные консоли, а что там у PSP-то?»

У PSP всё очень интересно. Набор разработки игр состоял из двух компонентов. Первый выглядел как розничная PSP, но он не включится, пока вы его не подсоедините ко второму компоненту — большой станции отладки.

Внутри такой «PSP разработчика» стояла специальная материнская плата, которая отличается от розничного варианта.

wp-image-1265130wp-image-1265131

А вот про девкит последней портативки Sony сказать вообще нечего. В сеть он слит давно и некоторое время даже практически свободно продавался на Ebay.

Сейчас некоторые разработчики пиратских портов и софта используют его для отладки и проверки работоспособности. Выглядит он почти как розничная версия PS Vita, но внизу есть специальная плата с набором разъемов для подключения, в том числе, к ПК.

Кстати, забавный факт, во время написания материала я чисто случайно нашел девкит на Авито. Объявление удалено, ценник неизвестен.

Девкиты зачастую выглядят интереснее чем консоли

Сам не верю, что это пишу, но на сегодня всё. В этом материале я постарался максимально коротко, но интересно рассказать историю устройств, с помощью которых были разработаны ваши любимые игры. Надеюсь, было интересно и познавательно.

В комментарии, как всегда, призываю всех, кто дочитал статью до конца. Делитесь впечатлениями, спрашивайте, почему ни слова о Nintendo, и дополняйте рассказ своими наблюдениями. Хорошего дня!

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (28 голосов, общий рейтинг: 4.79 из 5)
undefined
iPhones.ru
Не так давно мне попалась на глаза PlayStation 1 Net Yaroze. Это такая специальная версия первой консоли от Sony, созданная для инди-разработчиков. От обычной ревизии ее отличает угольно-черный цвет и пара дополнительных модулей в комплекте. И тогда я задумался: как же выглядят средства разработки игр для консолей прошлого? Ведь не всё и не всегда можно...
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

6 комментариев

Форум →
  1. scream13 avatar
    scream13 30 июня в 19:06
    4

    “ISA (старый разъем внутри ПК, ему на смену пришел PCI Express).” Сначала ему на смену пришёл просто PCI (без Express).

    senatoz avatar
    senatoz10 июля в 20:04
    0

    @scream13, Да, всё верно говорите! PCI-Express главным образом пришел на смену AGP.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. Kaji avatar
    Kaji 30 июня в 20:51
    0

    То ли дело Нинтендо. Стандартное железо для своих времен. То z80, то powerpc g3, ну и nvidia tegra под конец.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Distress avatar
    Distress 1 июля в 7:56
    2

    Спасибо за статью — очень интересно!
    Залип прям, и очнулся только дочитав))

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Bekiroff avatar
    Bekiroff 1 июля в 17:06
    0

    👍

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. FolkIoRd avatar
    FolkIoRd 3 июля в 15:27
    0

    Восславим сонибогов

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.