iPhones.ru

Китайская компания CATL держит в кулаке весь рынок аккумуляторов для электрокаров. Как от неё зависит даже BMW и Tesla

Илья Сидоров avatar | 2
FavoriteLoading В закладки
Китайская компания CATL держит в кулаке весь рынок аккумуляторов для электрокаров. Как от неё зависит даже BMW и Tesla

Цзэн Юйцюня называют самым плодовитым миллиардером в Китае. Он является основателем и генеральным директором CATL — компании, которая производит аккумуляторы для электромобилей.

Среди клиентов CATL значатся Tesla, BMW, Volkswagen, Toyota, Honda, Hyundai и Kia. Сам Цзэн Юйцюнь занимает 29 место в списке самых богатых людей мира по версии Forbes. В списке крупнейших эко-миллиардеров Bloomberg Green Юйцюнь занимает второе место, уступая только Илону Маску.

Маск часто становится героем заголовков в СМИ, но Юйцюнь обладает примерно такой же властью и способен влиять на целую индустрию.

Первым клиентом CATL была BMW

В 2010 году Цзэн Юйцюнь встретился с Гербертом Диссом, который в то время был менеджером по закупкам BMW. Дисс сейчас является генеральным директором Volkswagen, а в 2010 году встречался с различными компаниями, производящими аккумуляторы для мобильных телефонов. Он пытался убедить их наладить производство батарей для электромобилей.

На одной из таких встреч Дисс познакомился с Юйцюнем, который на тот момент руководил «дочкой» японской компании TDK по производству электроники. Вспоминая эту встречу в мае 2022 года, Дисс охарактеризовал первоначальную реакцию Юйцюня как пренебрежительную, поскольку он не мог производить такие большие батареи.

Но идея с аккумуляторами для электромобилей зацепила его. В 2011 году Юйцюнь возглавил группу китайских инвесторов, которые приобрели 85% в бизнесе TDK по производству аккумуляторов для электромобилей, и назвал новую компанию CATL.

BMW была его первым крупным клиентом.

Дисс привел нашу компанию в бизнес автомобильных аккумуляторов. Я благодарен ему за это.

Цзэн Юйцюнь, основатель CATL

Сами аккумуляторы не были для Юйцюня чем-то новым. В начале 2000-х он купил патент в США на батареи для мобильных телефонов, и участвовал в модернизации конструкции аккумулятора.

По словам Лэй Сина, бывшего главного редактора China Auto Review, когда BMW согласилась использовать CATL в качестве поставщика аккумуляторов, Юйцюнь полностью прочитал 800 страниц требований.


Цзэн Юйцюнь

Внимание, которое миллиардер уделял техническим деталям, имело решающее значение. Когда CATL начала производить автомобильные аккумуляторы, лидером рынка считалась другая китайская компания — BYD. В то время BYD использовала литий-железо-фосфатные батареи, а CATL продвигала комбинацию никеля, марганца и кобальта (NMC).

У NMC была большая дальность действия. А когда в 2015 году Китай увеличил субсидии на электромобили, аккумуляторы с большим запасом хода получили большую поддержку. Это очень помогло CATL.

Лэй Син, бывший главный редактор China Auto Review

Субсидии были важной частью успеха CATL. С 2009 по 2021 год китайские покупатели получили налоговые льготы на электромобили около $14,8 млрд. Но скидку давали, если в электромобилях использовались батареи, изготовленные из китайских элементов. Это стимулировало спрос на продукцию CATL не только среди китайских производителей электромобилей, но и среди международных компаний, которые хотели выйти на прибыльный рынок Поднебесной.

В период с 2015 по 2017 год Юйцюнь привлек более $2 млрд на инвестирование в цепочку поставок. В результате CATL стала полностью контролировать весь процесс производства батарей, начиная от добычи полезных ископаемых, заканчивая переработкой использованных аккумуляторов. В 2018 году CATL вышла на IPO.

Сегодня CATL конкурирует с крупнейшими автопроизводителями

Изначально CATL сосредоточилась на немецком рынке. В 2017 году она открыла офис в Германии до того, как Евросоюз ввел субсидии для производителей аккумуляторов для электромобилей.

По словам Фердинанда Дуденхёффера, директора Немецкого центра автомобильных исследований, Германия, которая производит больше автомобилей, чем любая другая европейская страна, быстро осознала важность сотрудничества с китайскими фирмами.

Промышленность знает, что Китай очень важен. Если вы не будете поддерживать контакт, вести бизнес и проводить совместные исследования с китайскими компаниями, вы не будете на лидирующих позициях.

Фердинанд Дуденхёффер, директор Немецкого центра автомобильных исследований

Но по мере развития электромобилей, автопроизводители стараются сократить свою зависимость от других компаний. К примеру, Tesla договорилась о сотрудничестве с BYD.

General Motors, еще один клиент CATL, планирует строительство нового завода по производству аккумуляторов в США в партнерстве с LG Energy Solution. Toyota хочет открыть завод по производству батарей в Северной Каролине, а Ford строит два завода для производства аккумуляторов в Кентукки.

CATL имеет огромное влияние на индустрию и часто диктует свои условия, сообщил Марк Гривен, профессор инноваций и стратегии бизнес-школы IMD. Компания навязывает клиентам контракты на 5 лет и не хочет настраивать свои батареи для разных автопроизводителей.

По словам Гривена, CATL придерживается стратегии «бери или уходи». Но эта позиция подталкивает автопроизводителей к рассмотрению возможности сотрудничества с более мелкими компаниями, у которых может быть меньше опыта, но зато они готовы модифицировать свою продукцию под конкретные требования.

В то же время отрасль не может вмиг избавиться от зависимости от CATL. Эксперты считают, что автопроизводителям будет сложно производить высококачественные аккумуляторы по достаточно низкой цене, особенно без масштабов и опыта CATL.

Под давлением отрасли CATL удвоила количество своих сотрудников, занимающихся исследованиями и разработками. С 2020 по 2021 год она наняла 10 тысяч человек, чтобы изучать новые способы производства аккумуляторов.

CATL планирует развивать натрий-ионные батареи. В случае успешных испытаний и запуска серийного производства, это серьезно укрепит ее позиции.

Натрий является шестым по распространенности элементом на Земле, и аккумуляторы, использующие его, ослабят зависимость автомобильной промышленности от лития, нехватка которого ожидается уже в этом году.

CATL — самый крупный производитель автомобильных батарей в мире и в Китае. Отчасти это проблема

Китай производит 44% электромобилей в мире и 80% литий-ионных аккумуляторов. В краткосрочной перспективе эта доля будет расти.

6 из 10 крупнейших производителей батарей для электромобилей являются китайскими компаниями. Среди них CATL занимает первое место с долей 35% от всего мирового производства.

Существуют опасения, что положение CATL могут пошатнуть не автопроизводители, а сам Китай. В ноябре 2021 года Шэньчжэньская фондовая биржа выразила обеспокоенность по поводу «чрезмерного» финансирования CATL.

Власти Китая могут резко реорганизовать целую отрасль, если она начнет конфликтовать с политическими амбициями партии. Уже есть намеки, которые могут отразиться на CATL.

В 2015 году предприятия, контролируемые государственной аэрокосмической компанией, стали соучредителями CALB, государственной фирмы, которая также специализируется на производстве литий-ионных аккумуляторов. Такой шаг может настроить CATL против самого Китая.

Две фирмы уже столкнулись между собой. CATL обвинила CALB в нарушении патентных прав и потребовала возмещения убытков в размере 518 млн юаней ($77,4 млн). Юридический спор обострился как раз в тот момент, когда CALB собралась выйти на IPO на Гонконгской фондовой бирже в конце этого года.

Сама CALB называет себя второй по величине в Китае компании по производству аккумуляторов для электромобилей и седьмой в мире. Но теперь, когда государственная компания борется за контроль над производством батарей в Китае, нет уверенности, что так будет и дальше.

Слишком сильное доминирование — это узкое место. И это то, чего не хотят ни промышленность, ни правительство.

Билл Руссо, бывший глава подразделения Chrysler в Северо-Восточной Азии

Дальнейшее будущее CATL будет зависеть не только от ее технологических возможностей, но и от того, сможет ли Юйцюнь договорится с китайским правительством. [Wired]

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (14 голосов, общий рейтинг: 4.79 из 5)
undefined
iPhones.ru
Не всем производителям нравится такая зависимость, но они ничего не могут сделать.
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

2 комментария

Форум →
  1. sergei1989 avatar
    sergei1989 19 июля 2022
    7

    не стоило класть все аккумуляторы в один catl =))

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. FelizNavidad avatar
    FelizNavidad 19 июля 2022
    2

    Да, но все это временно. Теперь мир ждет деглобализация, точнее декитайнизация)) В ближайшие 10-20 лет все производства из Китая выведут.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.