Вот мы живем в 21 веке: полёты на Марс и Луну уже не вызывают ажиотажа, у нас в карманах гаджеты, вычислительной мощи которых могут позавидовать настольные ПК, а на АлиЭкспрессе запросто продают чипы для вживления себе в домашних условиях.
Но тем не менее у нас под боком есть множество удивительных вещей, которые должны были кануть в лету еще лет 10 назад. Только и по сей день эти удивительные осколки прошлого успешно выживают и не собираются уходить в мглу веков.
Подумал об этом, когда судьба занесла меня в купейный вагон поезда дальнего следования. Среди табличек о наличии Wi-Fi и зернового кофе из современной кофемашины я увидел таинственный осколок прошлого.
Дровяной водонагревательный узел. Или по народному – «Титан».
Да-да, эта та штука в начале вагона, рядом с купе проводника
В интернете очень мало информации про этот ключевой элемент любого купейного или плацкартного вагона, поэтому я расспросил про Титан проводника своего вагона, и вот что узнал:
Почему этот водонагревательный аппарат называется «Титан»?
Точно об этом никто не знает, но есть 2 версии. Первая – изначально бак для нагрева воды был изобретён для жителей частного сектора – дачников и сельчан.
Бак вмещал в себя до 150 литров воды, которую можно было очень быстро нагреть благодаря трубе внутри по центру бака: через эту трубу выходил дым от горящих дров, а заодно и раскалённый воздух, который нагревал трубу а та, в свою очередь, грела воду вокруг себя.
Принцип работы классического Титана
Нагретая вода, согласно законам физики, также поднимается в верхнюю часть бака, где попадает в выходное отверстие. За отверстием находится тройник, который распределяет дальнейшее направление воды: для душа или на смеситель.
Сооружение в целом выглядело столь монументально и внушительно, что получило народное прозвище «Титан».
В наши дни в поездах конструкция и принцип работы Титана практически не претерпели изменений с 19 века. Sad, but true.
Вторая версия – дровяные водонагреватели выпускались под маркой «Титан», так что это название впоследствие превратилось из собственного в нарицательное (подобно унитазу, который изначально был продуктом югославской компании Unitaz).
Против этой версии говорит тот факт, что марка «Титан» появилась тогда, когда народ уже называл водонагреватели Титанами. Выбирайте версию, которая вам больше нравится :)
А правда, что эта штука до сих пор топится дровами в поезде?
Правда, только не дровами а специальными прессованными торфяными (угольными) брикетами. В каждом вагоне есть запас таких.
Современные Титаны слегка модифицированы и могут использовать в качестве источника питания электрическую сеть вагона. Но это возможно только тогда, когда поезд едет.
Торфяные брикеты для растопки Титана
Если же впереди долгая остановка, то проводник поддерживает температуру воды в Титане при помощи розжига торфяных брикетов: опытным путём выяснил, что для заваривания чайного пакетика вода в Титане должна быть не ниже 75 градусов, согласно термометру.
Мой случайный проводник источник с уверенностью заявил, что по нормативам он обязан поддерживать температуру воды в Титане на отметке в 100 градусов.
Почему нельзя отказаться от дров/торфа/угля в 21 веке?
Вот вы живёте в Москве, Питере или любом другом большом красивом городе. Летаете на самолётах и знать не знаете, что отечественная сеть железных дорог далеко не вся электрифицирована.
Стоит отъехать чуть дальше той же Тюмени, как электрические столбы пропадают – локомотив движется исключительно силой солярного топлива, а зачастую и на угольной тяге, как в вестернах (не шутка).
Напоминаю, на дворе 2018 год, ага.
Так что в случае чрезвычайной ситуации вроде поломки локомотива или ввиду снежных заносов, когда помощь придётся ждать долго, автономный Титан на дровах или угле в каждом вагоне буквально спасёт жизни.
Топка, куда закладывается торф или уголь. Ниже – лоток для прогоревших отходов
Ведь наличие горячей воды в стоящем посреди какого-нибудь поля вагоне – бесценно.
А ещё Титан подключён к системе отопления вагона, так что ещё и как обогреватель работать может.
А что с гигиеной? Вода фильтруется?
Перед подачей состава на перрон проводнику вменяется в обязанности среди прочих дел вымыть Титан изнутри и продезинфицировать.
Если вода во время поездки будет подозрительной по своим вкусовым качествам – можно пожаловаться начальнику поезда на недобросовестную работу проводника.
Это не зашквар: расстройство желудка – самое страшное, что может случится с путешественником в поезде, особенно если туалеты в вагоне старого образца и периодически запираются проводником на ключ во время остановок в населенных пунктах.
Но случаев отравления водой из Титана практически нет.
Титан – место сосредоточия силы в вагоне. И кипятка для твоего «дошика»
Некоторые люди, далёкие от поездной романтики, опрометчиво величают Титан «самоваром». Посмотрите на них укоризненно и поправьте: самовар – совсем другое устройство, не имеющее с могучим Титаном ничего общего.
Если такое услышит проводник, может даже и обидеться.
Несмотря на доступность авиаперелётов, в путешествии поездом есть свое очарование: чай в подстаканниках, монотонный стук колёс, курица на столике и душевные разговоры с попутчиками.
Путешествуйте поездом, только не забывайте подливать в стакан кипяток.
Спасибо Титану.
51 комментариев
Форум →Автору нужно такие статьи в википедию выкладывать .. интересно иногда прочитать об таксистах и другой тематики .. но про старые поезда … давайте еще про валенки про баньку писать … как я картошку садил …
@denoli, да ладно вам, Димексидка хоть интересные штуки пишет, уж точно интереснее подборок тухты с алика и «почему Apple торт/не торт», а за гайд по Стамбулу ему вообще спасибо.
@denoli, нет такого слова “садил”… есть “сажал”
@Suslikov, тю… ступай на хуторок, там мужики под ханку быстро уму-разуму научат :)
на али заказать можно с кешбеком?
@rukamaster, я захожу про охрененные цать штук на али почитать, сайт-то про это, а в тут статьи какие-то пишете…
Дизельэлектровоз на то и электро. Дизель генерит электричество.
И далеко от Москвы ехать не надо. В Ивановской области жд неэлектрифицирована от слова вообще.
Люблю поезда, в них романтика, Спасибо за статью.
А чем самовар отличается от этого Титана? Мне больше про самовар бы хотелось узнать и чем он популярен в нашей культуре
Ух как романтично в поездах ездить! Особенно несколько суток, а если из Москвы во Владивосток поездом – так вообще мечта всей жизни. Я, наверное, победитель, и на моем маршруте решительно не хотят вводить все эти классные штучки, вроде работающего от отправления до прибытия туалета, который не ломается по 20 раз на дню. Кондеры нам зачем, в плюс тридцать можно и окошко открыть, а то, что соседям (а уж если яжмать попалась, так тем более) сверху дует и по факту вы 90% времени едете радостно в духоте – так это ж романтика! Все потные и вонючие уже через сутки, но романтично же! Я уж молчу про то, что соседи тебе обычно попадаются какие-то инопланетные, которые болтают до трёх часов утра, потом таки ложатся спать И ДАВАЙ ХРАПЕТЬ НА ВЕСЬ ВАГОН, а потом в 6 утра как подскочат и давай за жизнь трындеть, ух обожаю поезда.
Господи, я лучше заплачу в два раза больше, но зато доберусь за два часа, а не за двое суток. Я лучше буду два часа непрерывно слушать вопли детей, которым не нравится, что у них уши закладывает, чем проведу двое суток на ногах из-за восхитительных попутчиков.
А, и ещё, если вы вдруг случайно испачкаете белье, чай там прольёте, например, проводник от вас до конца путешествия не отстанет и будет стенать, как ему из-за вас штраф впишут.
Единственная причина, когда следует ехать поездом – когда у вас куча баулов и в самолёт вас с ними не посадят или посадят, но добавят к стоимости билета +40к.
@highness_ru, душевно! ))
@highness_ru, прямо напасть какая-то. Не подскажешь что за маршрут у тебя такой несчастливый.
@Lefechka, Петербург-Уфа :(
@highness_ru, это ещё недалеко, всего чуть больше суток ехать.
@I-van-ich, если бы! Двое с небольшим прямой поезд едет
@highness_ru, ты неправильно ездишь, надо с товарищами, водярой и пивасом, воблу и раков на полустанках докупать, и тогда всепох, и яжематери первые ломануться из купэ, и соседям не до сна будет от Владимирского Централа. 6 часов бухаешь, 3 спишь в забытьи, трое суток запросто продержисся, если не чудить и без драк.
А летящее на улицу дерьмо никого не смущает?!
@dsblinov, органик же
@dsblinov, не в купе же летит (это в старых вагонах), есть же биотуалет (в новых вагонах)
для разных типов вагонов есть 2 варианта ответа)
Последний раз на поезде ездил в питер, когда на сапсан билетов не было. Пришлось ночь ехать. Вспомнилась вся романтика. Мне кажется самый кайф в путешествии в поездах, это когда можно выйти на долгой станции постоять, ноги размять, прогуляться.
@AlexE, я как то в Ижевске садясь до Москвы, встретил людей из Владивостока (решили они страну посмотреть), так им бы об этом рассказать! (что ходить можно вообще, выходить на остановках там…), они белые сидели! у меня сложилось ощущение, что они как сели во Вадивостоке так и не вставали больше до Москвы (нуможет до туалета ходили, но только в случае необходимости)
https://youtu.be/H2FXFdkckHU
Ахаха,
РЖД
>мы живем в 21 веке
Это называется не романтика, а монополизм и отсутствие конкуренции.
Если в гражданской авиации запредельная конкуренция заставляет строить современные аэропорты, закупать современные самолеты и совершенствовать обслуживание, то в железнодорожных перевозках монополизм РЖД губит все живое.
@dmitryermakov, справедливости ради, новые вагоны закупаются в огромных количествах. Всё обновляется. Это же не укрзализница.
@Just4You, укрзализница этот тот еще форд баярд
Что там Титаник . Вот отправления в городах РФ и др странах по времени в Москве вот это вещь …
Да все в поезде отлично главное без бойцов вс рф и без мамок с детками летом в анапу.
@D@ZENT, вещь не то слово. Особенно применительно к пригородным электричкам.
Забавно смотреть расписание где-нибудь в Каменск-Уральске и прибавлять в уме два часа.
@dmitryermakov, из Серова уезжал так как раз, 2 часа на вокзале, романтика, сука)
@dmitryermakov, пригороды обещали сделать, если не сделали уже, по местному.
@D@ZENT, ага песды от дембелей получить самое то ))
Нагретая вода, согласно законам физики, также поднимается в верхнюю часть бака, где попадает в выходное отверстие. За отверстием находится тройник, который распределяет дальнейшее направление воды: для душа или на смеситель.
хорошо. ну а после попадания в выходное отверстие, что в верху, как вода набирается в стакан? как, по законам той же физики, можно наполнить из этого титана стакан, если воды осталось, скажем, чуть меньше половины самого т тана? вода вверх будет идти, или выходное отверстие все таки не вверху находится?)))
@VsG,
А правда, что эта штука до сих пор топится дровами в поезде?
Правда, только не дровами
логично
@iWolf, почему вы «бывший»? Наскучала работа?
@near, не, я работал в формате студенческих отрядов проводников. Отрядник я. Вырос, нужно дальше двигаться.
Летний период 2013/14/15 годов и зимние перевозки в 2013-14 и в 14-15.
а при чем тут РЖД? РЖД занимается только грузовыми перевозками (ооооочень мало) и эксплуатацией и строительством железных дорог. Все что касается перевозки пассажиров это либо ФПК либо другие компании.
что же до дров и титанов, то в вагонах ресторанах и плиты на угле, когда вы встанете даже не в Сибири, а между Москвой и Питером как было в 2010, вы будете молиться и на титан и на уголь…
@Seva2006, Это примерно так же глупо как уверять что МТС не занимается продажей телефонов и обслуживанием абонентов, а занимается этим РТК и агенты. :)
отличная статья ! спасибо !
гораздо лучше “20 новых хреновин с Али” :)
время от времени катаюсь в Питер ночными – все так
Микк, откуда взялась теория о происхождении слова унитаз? Википедия предлагает нам совершенно другие версии.
@iWolf, чая на 300-500 одному человеку??? Ну если поезд через полстраны идет ещё понятно, а если сутки – это в туалет не настоишься после такого количества чая ведь.
@e-ch, можно купить сувенирной продукции, шоколадок или ещё чего. Да и я же не заставляю это делать. Если говорить по честности, если у проводника план на человека (допустим) 30р, то купив чай и сахар, вы выполняете его норму на человека. Но если вы прям отблагодарить хотите, но даже короткий рейс не станет проблемой.
Ну и конечно эти все цифры условны. Главное желание.
Спасибо за комментарий. Может, вам стоит об этом написать полноценную статью?
@iWolf, а проводники до сих пор возят меховые шкурки? В былые времена алкоголем приторговывали неплохо, и зарплата не нужна.
Титан в поезде устроен немного сложнее. Кстати еще в советском общепите использовались кипятильники типа “титан” и уже назывались титанами. Основное отличие титана от скажем, электросамовара, в том, что титан подает на выдачу только кипяченую воду. То есть туда можно налить ведро холодной воды, но из крана разбора будет идти только прокипяченая вода. Если ее пока нет – то не будет идти никакая, несмотря на наличие воды в самом титане.
Внутри два бака, для сырой и кипяченой воды, и несложная остроумная конструкция, которая позволяет воде, в процессе и за счет кипения переливаться из одного в другой.
Видимо скоро я прочитаю статью про то как коров доят в деревне………
Начинаться эта статья будет преамбулой про то что на дворе 21век, а сиськи надо дергать руками
предпочитаю поездку на поезде,чем на авто. таки романтика,ощущения другие,радует
@miller_, а если еще и проводница душевная попадется, вся такая в макияже, волосы дубовые от лака, маникюр вырви глаз.
@iWolf, супер комментарий, всегда давали на чай проводнику/проводнице прямо на входе, шоб начеку и почутче )) потом едешь как брат родной.
то дровяной,то торфяной,то угольный. Определись же наконец.
Ну что вот тыкать – 21 век, 21 век …
А какие будут предложения по нагреву воды на неэлектрофицированной ж/д? Помнится, в розетки вагона нельзя включать ничего мощнее электробритвы. Электричество берется от генератора связанного с колесом вагона клиновыми ремнями. Есть аккумулятор, что бы на стоянке был свет. Кроме того, зимой нужно отапливать вагон. Где тепло брать? Реактор атомный ставить? Вот и топят угольком или брикетами…
Помню в детстве ехал куда-то с мамкой на поезде, сутки в Титане не было воды, т. к. поезд плёлся медленно, опаздывал, везде пропускал остальные составы, и в итоге мощности генерируемого электричества для кипячения не хватало. И я такой ходил по всему вагону, собирал с пассажиров макулатуру — и ею в конце концов смог растопить самовар и получить долгожданный кипяток для чая и Дошика всему вагону. Чувствовал себя Данко )))
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как блокировать SMS спам на iPhone
Как на Apple Watch включить тактильную передачу времени
Как не палиться, когда читаешь сообщения в мессенджерах
Как включить звуковой сигнал при включении и отключении iPhone
Можно ли отключить уведомления об обновлении iOS?
Как добавить второе лицо для разблокировки по Face ID
Что делать, если греется динамик на iPhone?
Что делать, если мышь «прилипает» к кнопкам в iOS