Начнем с небольшого интерактива. Прямо сейчас призываю каждого читателя в секцию комментариев с вопросом: «Какая ваша первая игра от Ubisoft?». Моя, например, вторая часть Rayman с PlayStation.
К чему я это спрашиваю? Доказать тезис из заголовка — Ubisoft это компания, игры которой любят примерно все. Каждый релиз в давние времена ждал примерно каждый второй, а цитатами Вааса из Far Cry 3 в 2011 бросался каждый первый.
Но вот на дворе 2024 год, и мы наблюдаем, как французского гиганта индустрии смешивают с грязью геймеры, отчаянно защищают игрожуры и собираются выкупить китайцы. Что произошло? Давайте разбираться вместе.
Кратко:
Времена смелых идей и экспериментов
Знакомьтесь, дебютная игра Ubisoft. Называется Zombi и у нее в 2012 был ремейк на Nintendo Wii U.
Итак, начнем с основ. Французская компания Ubisoft основана в 1986 году. У её истоков стоят пять человек с фамилией Гиймо. Свои посты они занимают до сих пор, по сути компания является редчайшим примером семейного бизнеса в игровой индустрии. Это важный факт, который необходимо запомнить на будущее.
Второе значимое имя в истории компании — Мишель Ансель. Визионер, геймдизайнер и создатель Реймана из одноименной игры. Пока что это всё, что нужно о нем знать. Но тоже советую запомнить это имя.
Третья часть Rayman до сих пор считается одним из лучших 3D-платформеров.
Компания занималась изданием и разработкой игр различной степени качества в течение 90-х, но по-настоящему расцвела именно в 2000-х.
Именно тогда геймеры увидели свежий взгляд на франчайз Prince of Persia, который менялся кардинально каждую часть.
Первая была этакой восточной сказкой со слегка взрослым подтекстом, вторая — ярким продуктом своего времени с жестокостью, тяжелой музыкой на саундтреке и великолепными женщинами, а третья старалась быть и тем, и другим. Затем случился прекрасный перезапуск 2008 года, который фанаты не оценили, и серия… фактически умерла во славу другого франчайза.
Да, ведь в 2007 году стартовала серия Assassin’s Creed с интересным подходом к стелсу и сеттингу, что миксовал научную фантастику и исторический эпос.
Именно из-за первой части похождений Альтаира практически умер Принц Персии, ведь изначально история убийц в капюшонах была именно что частью вселенной Принца.
Забегая вперед, стоит отметить — Assassin’s Creed одна из немногих серий, что дожила до наших дней.
Критики перезапуск хвалили, а вот игроки не оценили.
В отличии от Splinter Cell, которая неофициально считается ответом французов Кодзиме с его Metal Gear Solid. В рамках серии вышло 6 полноценных игр, не считая портативных спин-оффов, и, к сожалению, уже в 2013 она умерла из-за низкой окупаемости.
А еще Ubisoft до сих пор принадлежат права на вселенную «Меч и Магия», и история Героев под руководством французов достойна отдельного материала. Как и Beyond Good and Evil от Мишеля Анселя. Сиквел этой игры ждут до сих пор.
Резюмируя этот небольшой экскурс в прошлое — в 2000-х Ubisoft не боялись экспериментов и смелых идей. В те годы был заложен фундамент и зародились многие названия, которые сейчас первыми приходят на ум, когда говорят о компании.
Многие вещи начали меняться уже в начале 2010-х, и, не в последнюю очередь, на это повлияла буквально одна игра.
Конвейер Асассинов и первые признаки надлома
Внимание, картинка со звуком.
А помните времена, когда Far Cry ассоциировался с шутером про мужика в красной рубашке и монстров? Сейчас эта ассоциация постепенно стирается из памяти старичков, а новое поколение помнит Far Cry в первую очередь начиная с 3-й части.
Революционная вещь для своих лет. Внутри серии она укрепила моду на харизматичных злодеев, а вся индустрия может сказать ей спасибо (сквозь зубы) за те самые открытые миры с вышками и аванпостами, которые нужно захватывать.
Серия, кстати, жива до сих пор и на самом деле показывает завидную степень разнообразия (прямо как вся Ubisoft в прошлом), особенно по части сеттинга — от тропических островов до постапокалипсиса.
А помимо Far Cry, по большому счету, у Ubisoft уже в 2010-м осталась… только одна стабильная серия, которая выходит раз в год и тоже постоянно удивляет как минимум местами действия. Да, речь про Assassin’s Creed. И помимо этого в то время были интересные эксперименты и даже игры по лицензии, например отличная дилогия по мотивам «Южного Парка» и тактическая ролевка про Марио и Кроликов.
Как удавалось сохранять такой бешеный темп выпуска крупных и дорогих в производстве игр стабильно раз в год? Всё просто. Братья Гиймо еще с 2000-х брали курс на агрессивную глобализацию. Уже в 2003 году сотрудники компании работали уже в 22 странах мира.
Братья Гиймо скупали небольшие студии чуть ли не оптом и открывали новые офисы везде, куда могли дотянуться, в том числе в России. Он находился на Пресненской набережной в Москве.
Хаос и неумелый менеджмент между студиями
Фото из студии в Киеве.
И казалось бы, всё хорошо, студия расширяется, выдает столько крутых игр, но… уже в тот момент стало заметно, как проекты то и дело проседают в качестве. Наглядным примером служит Assassin’s Creed Unity, практически неиграбельная на старте, и Watch Dogs, которая выглядела на порядок хуже, чем то, что нам показывали в трейлерах.
Помимо технического качества стал страдать и нарратив. Дело в том, что к концу десятилетия все крупные проекты (я сейчас веду речь о таких проектах, как Assassin’s Creed, Far Cry и Watch Dogs) свелись к одной формуле — открытый мир с вышками и обязательный гринд побочных миссий ради прокачки. Игроки начали уставать от знакомой игровой схемы, где геймплейные инновации отходили на второй план, уступая место повторяющемуся подходу.
Beyond Good and Evil 2 зачем-то кардинально сменили визуал в процессе разработки.
Ко всему прочему добавился хаос и неумелый менеджмент коммуникаций между огромным количеством студий. В первую очередь от плохого руководства пострадали два проекта — Skull and Bones и сиквел Beyond Good and Evil. Первая стала заложником инвестиций правительства Сингапура, и Ubisoft были в любом случае обязаны ее выпустить, но не могли адекватно поручить ее ни одной из студий, так как буквально все были заняты проектами.
А вторая, по сути, убила Мишеля Анселя как разработчика. Он ушел из индустрии в 2020 году не в последнюю очередь из-за очень громких обвинений. И вот здесь мы плавно переходим к кульминации нашего расследования.
Провал за провалом и та самая повестка
Перспективы Ubisoft такие же ужасные как этот скриншот из отмененного ремейка Принца Персии.
Все вы знаете, что случилось в 2020 году, и последствия этого не утихают и по сей день. Ковид пошатнул игровую индустрию так сильно, что тряску пережили не все. Ubisoft, казалось бы, справились, но именно в период кризиса вскрылась очень неудобная информация.
В компании разразился громкий скандал, связанный с обвинениями в домогательствах и неправомерном поведении среди руководства. Это привело к публичным разбирательствам и массовым увольнениям.
Токсичная рабочая атмосфера негативно сказалась на моральном духе сотрудников, их творческом потенциале и доверии внутри компании. Во многих случаях ответственным за сложившуюся ситуацию был назначен Мишель Ансель, хотя его вина практически не была доказана.
Геймдизайнер не выдержал и добровольно покинул не только студию, но и индустрию в целом. Ансель заявил, что намеревается заняться изучением диких животных по всему миру.
Говорят, что Мишель практически лично виноват в том, что сиквел Beyond Good and Evil до сих пор не вышел. Журналистское расследование, проведенное французским изданием Libération, показало следующее: в ходе разработки Beyond Good and Evil 2 команда под управлением Анселя была дезорганизована, что приводило к нескольким перезапускам и переносам проекта, начиная с момента анонса в 2010 году. Сама же Ubisoft сейчас от имени визионера старательно открещивается.
Вторым человеком, о котором идёт речь, является Серж Хаскоет — главный креативный директор компании. По имеющимся сведениям, он обладал практически неограниченными полномочиями внутри компании, но при этом был весьма эксцентричным человеком.
Помимо своего обычного поведения, которое включало в себя хватание сотрудниц за ненужные места, Хаскоет также известен своими необычными выходками. Он проводил деловые встречи в стрип-клубах, мог внезапно зарычать на сотрудников и даже заниматься самоистязанием, например, биться головой об стол. Сотрудники боялись его.
Хаскоет имел настолько большое влияние, что изменения в график релизов, одобрение и отмена проектов могла производиться буквально по его приказу минуя согласование остального руководства.
Однако, несмотря на эти проблемы, семья Гиймо полностью поддерживала Хаскоета. Руководство годами не обращало внимания на его поведение, так как полезность была для компании важнее любых других факторов.
Казалось бы, на этом Ubisoft могла закончиться, но нет, Ив Гиймо смог урегулировать ситуацию (и прикрыть всех своих братьев, которые также в равной степени обвинялись в домогательствах. Никто из семьи Гиймо свой пост не покинул) самым неприятным для игроков способом — отмывом репутации через SJW-повестку и сотрудничество со службами по внедрению разнообразия.
К чему это привело, вы все знаете — в новой части Assassin’s Creed главным героем выступает пара из негра и квир-девушки с нетрадиционной ориентацией в сеттинге феодальной Японии. Хотя компания изначально очень настаивала на максимальной исторической действительности проекта, что натурально взбесило японских геймеров.
Релиз перенесли на 2025 год, и по слухам, игру экстренно переделывают.
И это не единственный продукт современного взгляда Ubisoft на игры. Уже известно, что будущая (еще одна, да) Assassin’s Creed Hexe про Салемских Ведьм станет «самой лесбийской игрой индустрии» по словам тех, кто над ней работает. У нас нет даже геймплейного трейлера, но есть такие обещания.
Ну а финалом стал провал Star Wars Outlaws. Игра вышла сырой, недоделанной и с непроработанными женскими персонажами. Компания признала провал (очередной) с очень большой неохотой. И, к сожалению, да, он не единственный.
Внешний вид главной героини вызывает у многих истерический смех. Геймеры не хотят за нее играть.
Еще в 2019 году умерла серия Ghost Recon всё по той же причине — практически неиграбельная на старте и крайне скучная. Ремейк Prince of Persia: Sands of Time обещали выпустить ещё в 2021, но игру настолько захейтили, что ее пришлось перенести на 2026 год и делать с нуля.
Королевская битва Hyperscape также была закрыта вскоре после релиза, и, судя по всему, бесплатный шутер XDefiant ждет такая же участь.
На фоне всего, что я перечислил выше, финансовые показатели Ubisoft стремительно ухудшаются. Акции компании упали до уровней 2013 года. А пару дней назад всплыла новость — китайская Tencent и корейская Krafton рассматривают Ubisoft к поглощению. Однако, судя по слухам, семья Гиймо останется у руля.
Что в итоге
Кто нибудь вообще помнит Avatar: Frontiers of Pandora? Она вышла через год после сиквела Аватара Джеймса Камерона и провалилась на старте продаж. Игра буквально никому не нужна.
Сейчас мы наблюдаем, как некогда крупный и уважаемый издатель, от которого всегда ждали игр разных жанров и масштабов, медленно угасает под грузом собственных амбиций и ошибок. И главная причина этого — глобализация семьи Гиймо.
Компанию раздули до огромных размеров, но забыли о грамотном управлении. Долгое время об этом не задумывались, ведь Ubisoft приносила сверхприбыль буквально по инерции, спасибо играм, что вышли в начале 21 века. Однако любая инерция рано или поздно замедляется, и это мы видим сейчас.
А еще компания пыталась заработать деньги на NFT микротранзакциях, не вышло.
Огромные убытки, последствия скандала 2020 года и странные решения руководства по восстановлению репутации через современную повестку — всё это происходит прямо на наших глазах.
С этой мыслью я вас оставляю, только напоследок попрошу в комментариях написать, какую игру от Ubisoft вы ненавидите больше всего. Хорошего дня!
16 комментариев
Форум →Всё, все наелись лутбоксов, донатов, премиумов… когда весь смысл в играх сводится к экономике, а не сюжету, всё и ведёт к тому, что людям просто становится скучно…
Мобильные игры к этому давно свелись. И ничего, играют
верно, именно поэтому мобильный гейминг оправдывает свою мобильность – зашли, транзакнули, поиграли 15 минут, открыли сундук. ПК/приставки про другое, они не про 15 минут они (если это сингл) про 2 часа сюжета.
Главная игра, которую ждали от Unisoft, это римейк Heroes 3. Хотя оригинальные Герои не были разработкой Юбиков, но раз уж права на франшизу достались им, то что делать? Если они разорятся и Герои не выйдут или выйдет отстой – будет очень грустно.
Так ремейк вышел же, и давно
Играю в SW: Outlaws, твёрдые 6,5-7/10 баллов. Обыкновенный примитивный стелс, полумёртвый мир, средний сюжет. Главное, что играть приятно и комфортно, с некоторыми оговорками. Дада, я из тех, кого не парит внешность гг.
1-й FarCry был взрыв мозга! Прошел бесчисленное количество раз.
2-й отстой.
3-й до конца не прошел, хотя в целом игра ок.
4-й вернул серию к жизни, проходил многократно.
PRIMAL – непревзойденный шедевр!!!
5-й лучший из всей серии (не считая PRIMAL).
Все более поздние версии – шлак.
P.S. В 5-й и PRIMAL до сих пор играю с огромным удовольствием. FarCry – самое интересное погружение в мир видео игр, которое со мной случалось. Очень надеюсь на возрождение серии с выходом FarCry 7.
😎😎😎
Вопрос звучал как: “какую игру от Ubisoft вы ненавидите больше всего” )))
На вопросы хэйта не реагирую принципиально))
Blood Dragon ничо так еще был. Самостёб и пародия в достаточной мере.
Юбикам давно пора надрать жопу, но можно пояснительную команду, что вот тут вызывает смех?
> Внешний вид главной героини вызывает у многих истерический смех. Геймеры не хотят за нее играть.
первая часть far cry самая лучшая
Я бы добавил что на момент выхода она была самая лучшая во всей игровой индустрии))
Но она разработана crytek, а юбисофт имел к ней отношение только как издатель.
Хм, теперь понял почему все части после первой вообще не похожи и хуже
«Помимо своего обычного поведения, которое включало в себя хватание сотрудниц за ненужные места, Хаскоет также известен своими необычными выходками. Он проводил деловые встречи в стрип-клубах, мог внезапно зарычать на сотрудников и даже заниматься самоистязанием, например, биться головой об стол. Сотрудники боялись его.»
Помню отличный момент из «Такси», когда немцев выбесил главный герой на своей машине. Водитель-немец сказал в сердцах «Францоооозе!». В общем, этим все объясняется. :)
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему на iPhone не видно открытые вкладки Safari с Mac
Как сбросить настройки приложения Почта на iPhone
Почему не все события календаря синхронизируются между iPhone и iPad
Почему после смены Apple ID на iOS запрашивается пароль старой учётной записи
Можно ли восстановить данные с разбитого iPhone
Как оставить Меню Бар в полноэкранном режиме?
Почему кабель заряжает iPhone, но не передает данные
Как отключить автовоспроизведение на HomePod и Apple TV