Впервые за последние 9 лет мировая доля Google на рынке поиска начала снижаться, как свидетельствуют данные Statcounter и аналитика Search Engine Land. Падение говорит о начале масштабного перехода пользователей к альтернативным поисковым системам: Bing, Яндекс, Yahoo.
Примечательно, что по данным Cloudflare, второй крупнейший поисковик в мире — это Яндекс. На фоне этого, в самой России доля Google также сокращается. Давайте разберемся, как так вышло и к чему уже привело.
1. Google ограничивает доступ россиян к новым фишкам поиска
Google лишил россиян доступа к ряду функций и продуктов компании, что создает неудобства и вынуждает искать альтернативы.
За последние два года Google запустил несколько удобных возможностей, среди них:
Обобщённый ответ под поисковой строкой
Режим диалога прямо в поисковике для уточнения запроса
Решение задач в поисковике и по фото
Эти функции недоступны в России, но мы нашли подобные у Яндекса:
Поиск с Нейро – обобщенный ответ от ИИ под поисковой строкой со ссылками на источники
Уточнение запроса в режиме диалога прямо в Поиске с Нейро
Решение задач по фото в “Умной камере” и поисковике
Доступность умных нейрофишек на одной платформе и недоступность на другой привели к тому, что на русском языке ответы Google чаще становятся неточными.
Пример. На запрос «Количество транзисторов в M1» Поиск Яндекса с Нейро сразу дал ответ на основе информации из разных источников.
Умная выжимка от Google не работает на русском языке.
Для нашей редакции доступность ИИ-инструментов в поисковой системе – важный фактор при выборе платформы.
2. Меняется распределение трафика из Google и Яндекс
Другим немаловажным моментом является снижение трафика, поступающего на сайты с Google. Многие вебмастера и владельцы сайтов заметили значительное падение поискового трафика с этой платформы.
Как и у любого сайта, у нас есть системы аналитики посещаемости. Соответственно, есть и подробная статистика, откуда люди приходят на iPhones.ru.
Смотрим эти данные и видим:
2022-2023: 37% у Яндекса, 61% у Google
2023-2024: 44% у Яндекса, 54% у Google
Имеем 7% роста у Яндекса и соответствующее снижение доли Google.
Если тренд не изменится, через год доля трафика из российского поисковика вырастет с трети до половины.
У этого есть осязаемая сторона как для редакции, так и вас, наших читателей. Мы стараемся оптимизировать контент на тот источник, откуда идёт больше трафика.
Раньше корректировали статьи, заголовки и содержание постов под то, что лучше заходило в поиске Google. Теперь ориентируемся на темы, которые актуальны по запросам в Яндексе. Конечно, определённый баланс всё равно соблюдается, но фокус смещается.
Дело не только в объёме трафика, но и в его качестве, а также в отдаче усилий по оптимизации. С тех пор, как мы начали оптимизировать темы под Яндекс, результат стал более предсказуем – а сам трафик, будучи по умолчанию русскоязычным, оказался лучше по ряду ключевых метрик.
3. Рынок реагирует на изменения в качестве и доступности поисковиков
С начала 2020-го года в Google стало сложнее находить актуальную информацию, что также отразилось на доле рынка.
Привожу статистику использования двух поисковиков в России из нескольких источников. Сначала посмотрим на данные Яндекс.Радар, сервис показывает, как люди используют интернет в России, предоставляет отчеты по поисковым системам, браузерам, типам устройств и операционным системам:
Красным указан Яндекс, синим Google
■ 2019: 57/40
■ 2020: 60/38
■ 2021: 61/37
■ 2022: 63/36
■ 2023: 65/35
■ 2024: 67/33
Самую большую роль в изменении доли играют владельцы iPhone – а точнее, пользователи iOS.
Как владельцы iPhone изменили предпочтения:
В ноябре 2021 года Google обрабатывала 57% запросов в России. Затем его доля начала снижаться. Яндекс тогда имел долю в 43%.
В ноябре 2024 года ситуация противоположная. Всего 43% россиян с iPhone ищут информацию в Google. 57% запросов обрабатывает Яндекс.
По данным другого источника – сервиса Statcounter, в июне 2022 года Яндекс и Google имели равные доли в поисковых запросах и обрабатывали 48% каждый.
По графику видно, что в ноябре 2024 года Яндекс занимает уже 73%, а доля Google снизилась до 26%.
Тренд: Google из России не уходит, от него отказываются.
Переход пользователей из России с Google на Яндекс, похоже, стал наиболее естественным примером перехода на отечественные аналоги ПО и сервисов. Возможно, Google своими действиями сам оттолкнул владельцев iPhone в России. А Яндекс, наоборот, усилился и добавил ИИ-возможности на русском, которые Google уже точно не собирается догонять.
Куда в таком случае идти за ответами на вопросы? Вопрос риторический. Поэтому начал чаще заходить за быстрыми ответами от Нейро в Яндекс. А ведь ранее всегда отказывался ставить браузер и поиск компании по умолчанию.
Статистика доказывает, что я такой не один. Даже среди юзеров iPhone, у которых Google обычно работает «из коробки», появились миллионы перебежчиков.

49 комментариев
Форум →