Держат в воздухе 50 тонн металла! Как работают авиадвигатели у пассажирского самолета, что там внутри

Дмитрий Борисов avatar | 15
FavoriteLoading В закладки
/

Полёт на самолёте для многих выглядит скучной тратой времени. Сидишь себе в кресле, ешь, читаешь или спишь, потом выходишь за тысячи километров в какой-нибудь другой стране.

Мы не задумываемся о том, как именно самолёт переносит нас из одной точки в другую, и очень даже зря. Потому что устройство двигателей, монотонный гул которых слышен весь полёт, достойно отдельного рассказа.

Начиная с того, что эти двигатели изобрели в нашей стране, заканчивая принципом их работы по пунктам – читайте ниже. Будете знать сами и сможете детям рассказать при случае.

Кратко

Кто придумал двигатель для пассажирского самолёта

Архип Михайлович Люлька — выдающийся советский учёный и конструктор, специалист в области авиационных двигателей.

Вся современная авиация строится на работе ТРД – Турбореактивный двигатель. Но чтобы в дальнейшем не перегружать вас терминологией, я буду называть его либо Авиационный Двигатель, либо АД.

Знаете ли вы, что первый прототип авиационного двигателя для пассажирских самолётов был создан советским инженером?

Турбореактивный двигатель АЛ-7Ф. Сердце советской авиации.

Архип Люлька, выдающийся советский конструктор, по праву считается «отцом» современных двигателей для транспортных и пассажирских самолётов. В 1941 году он получил патент на изобретение уникального турбореактивного двухконтурного двигателя.

Однако, из-за начавшейся Великой Отечественной войны, он не смог воплотить свою идею в жизнь и построить прототип установки.

Ил-62 — это первый советский дальнемагистральный пассажирский самолёт первого класса, предназначенный для полётов на межконтинентальные расстояния. Он был разработан под руководством Сергея Владимировича Ильюшина и оснащён авиационным двигателем, созданным по патенту Архипа Люльки.

К проекту вернулись только в 1947 году. Под руководством Архипа Михайловича в феврале того же года был создан первый советский авиационный двигатель (АД) для пассажирской и грузовой авиации.

Это устройство успешно прошло государственные испытания и было запущено в производство.

◦ Назад к содержанию ◬

Самые популярные самолеты современности

Итак, мы узнали, кто стоял у истоков создания современных авиационных двигателей. Сейчас давайте рассмотрим наиболее известные виды современных двигателей на примере самых знаменитых самолётов мира.

Boeing 737 MAX — это самолёт, который может перевозить до 186 пассажиров на расстояние до 6500 километров.

📍 Boeing 737 MAX — один из самых массовых самолётов в истории авиации, наравне с авиалайнерами Airbus. Он был выпущен в 2010 году и оснащён двумя двигателями CFM International LEAP-1B. Эти двигатели обеспечивают самолёту высокую экономичность и надёжность.

За счет использования двигателей CFM International LEAP-1B максимальная скорость самолета составляет 910 км/ч, а крейсерская скорость — 835 км/ч.

📍 Ту-204/214 — это среднемагистральный, узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 80-х — начале 90-х годов в конструкторском бюро Туполева.


В отличие от своего предшественника, Ту-214 обладает повышенной экономичностью, комфортом и высоким уровнем безопасности.

Он был создан для замены Ту-154 на авиалиниях и может перевозить до 210 пассажиров на расстояние до 4500 километров. Самолёты этой модели оснащаются современными двигателями ПС-90А.

ПС-90А обладает высокой степенью сжатия, что позволяет ему эффективно работать на больших высотах и скоростях. Этот двигатель является самым надёжным и популярным в России.

На данный момент существует 12 модификаций и вариантов компоновки этого самолёта.

Среди них есть Ту-204-300 «Салон» — модификация, разработанная для Министерства внутренних дел Российской Федерации.

◦ Назад к содержанию ◬

Как работает авиационный двигатель


Авиационный двигатель на самолете Boeing 777-300.

Кстати, фраза «пламенный мотор» в «Марше авиаторов» — это не просто красивая метафора. Внутри авиационного двигателя действительно бушует пламя и царят огромные температуры. То, что вы видите под крылом самолёта, — это не турбина, а именно авиационный двигатель. А турбина — это одна из его составляющих.

Авиационный двигатель – это агрегат силовой установки летательного аппарата, который служит для создания потенциальной энергии и трансформации её в кинетическую энергию движения летательного аппарата (самолёт, вертолёт, крылатая ракета, дирижабль и т. п.).

На самом деле, всё гораздо проще, чем кажется. Работа авиационного двигателя (далее АД) состоит из нескольких этапов, и для начала взгляните на рисунок ниже.


Так выглядит АД современных пассажирских самолетов «в разрезе».

Теперь, зная как он выглядит, посмотрим на основные этапы работы АД от старта до взлета:

✔️ Воздух поступает в двигатель через воздухозаборник. Затем он проходит через компрессор, где его давление и плотность увеличиваются благодаря специальным лопаткам.

✔️ Сжатый воздух направляется в камеру сгорания, где смешивается с топливом и воспламеняется. В результате образуется высокотемпературный газ под высоким давлением.

✔️ Горячие газы из камеры сгорания проходят через турбину, где их энергия передаётся лопастям, заставляя их вращаться.


Запуск двигателя самолёта может занимать от 30 до 120 секунд.

✔️ После этого газы, которые уже потеряли часть своей энергии, проходят через сопло. Сопло имеет форму, которая позволяет газам ускоряться, создавая реактивную тягу.

✔️ Согласно третьему закону Ньютона, выталкивание газовой струи назад создаёт такую же по величине, но противоположно направленную тягу, которая двигает самолёт вперёд.

◦ Назад к содержанию ◬

Сколько топлива потребляет современный авиадвигатель

Авиационный бензин марки Avgas-100LL представляет собой этилированное топливо, специально разработанное для использования в авиационных двигателях.

При обсуждении принципов работы авиационных двигателей нельзя не упомянуть вопрос о топливе. Гражданские самолёты используют специальное авиационное топливо.

Расход топлива является одной из важнейших технических характеристик летательного аппарата: чем меньше расход, тем ниже финансовые затраты и эффективнее эксплуатация.

«Лайнер мечты» Boeing 787-10 Dreamliner расходует 5700 килограммов топлива за час полёта.

В последние десятилетия современные гражданские самолёты используют авиационный бензин. Расход топлива зависит от множества факторов: от веса самолёта без груза до условий полёта и погоды.

Единицей расчета принято считать килограмм топлива на час полета.

Например, самолет Ил-96-400М в среднем расходует 7977 килограмм топлива на час полета.

Заправка самолёта обычно происходит в аэропорту сразу после посадки. Есть и другой, менее распространённый способ — дозаправка в воздухе.

Этот метод используют, когда нужно срочно пополнить запасы топлива, но нет возможности посадить самолёт.

Пример заправки в воздухе.

Заправка самолёта во время полёта — это сложная процедура, которая требует от пилотов большого мастерства и опыта.

Для заправки оба летательных аппарата сближаются на расстояние до 20 метров друг от друга и соединяются специальными шлангами. Максимальное время такой стыковки составляет 45 минут

◦ Назад к содержанию ◬

Как тестируют двигатели пассажирских самолетов

Нетривиальный процесс проверки двигателя на прочность.

Безопасность полётов, особенно в сложных погодных условиях, напрямую зависит от надёжности работы авиационных двигателей. Перед тем как установить двигатель на самолёт, его подвергают тщательным испытаниям на прочность.

Одной из проблем, которые могут привести к авариям, является обледенение элементов двигателя во время полёта. Это происходит, когда самолёт поднимается на высоту до 5000 метров и попадает в холодное облако с высокой влажностью. Поэтому очень важно знать, что двигатель выдержит обледенение.

Испытания на обледенение двигателя проводятся в специальной установке, которая оборудована морозильной камерой и системой для подмешивания водяного аэрозоля в воздушный поток, поступающий к двигателю.

Самолёт обрабатывают с помощью ледяного дождя, затем резко увеличивают обороты двигателя и проводят проверку на наличие повреждений.

Помимо «испытаний льдом», существует также тест на устойчивость двигателя к столкновению с птицей. Птица может попасть в двигатель самолёта и вывести его из строя. Однако для современных самолётов это не является критичной проблемой, так как они могут продолжать полёт, совершать посадку и даже взлёт с одним двигателем.

Тем не менее, птицы часто летают стаями, и в таком случае могут пострадать сразу все двигатели. Именно поэтому двигатель нужно протестировать на устойчивость перед столкновением с птицами.

Испытания проводятся на специальном стенде с использованием пушки. Процесс не из приятных: по двигателю производится выстрел птицей. Важно отметить, что птица должна быть живой ещё за полчаса до начала испытаний.

И напоследок — интересный факт. Вы знали, что самый большой и мощный авиационный двигатель в мире был разработан компанией, которая производит премиальные автомобили? Речь идёт о Rolls-Royce UltraFan.

wp-image-1269588wp-image-1269589

Этот двигатель обладает мощностью в 85 800 лошадиных сил и способен создавать тягу до 50 тонн. Ему не страшны попадания птиц и экстремальные погодные условия.

Устанавливать такие двигатели на самолёты Rolls-Royce планирует уже в ближайшие годы.

Заключение

Цель этой статьи — простым языком объяснить, как работает авиационный двигатель, и ответить на вопрос: «Что нужно для того, чтобы самолёт взлетел?» Я надеюсь, мне это удалось.

Часто ли вы летаете на самолётах? Расскажите в комментариях. Желаю вам отличного дня!

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (62 голосов, общий рейтинг: 4.61 из 5)
undefined
iPhones.ru
Полёт на самолёте для многих выглядит скучной тратой времени. Сидишь себе в кресле, ешь, читаешь или спишь, потом выходишь за тысячи километров в какой-нибудь другой стране. Мы не задумываемся о том, как именно самолёт переносит нас из одной точки в другую, и очень даже зря. Потому что устройство двигателей, монотонный гул которых слышен весь полёт,...
Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

🙈 Все комментарии

Форум →
  1. flint avatar
    flint27 июля в 10:32
    15

    Двигатели не держат в воздухе) двигатели толкают вперед) держат крылья 🤪

  2. mlserg avatar
    mlserg27 июля в 11:09
    10

    Внутри евреи

    Ilja Grübel avatar
    Ilja Grübel27 июля в 11:47
    3

    @mlserg, так не нашли вроде?

  3. witaliii avatar
    witaliii27 июля в 11:30
    7

    Какой бензин??????????? Это один из результатов ЕГ. Керосин (!) самый обычный керосин. Его температура горения настолько высока, что прогорает любой метал в камере сгорания. И чтобы этого не происходило между факелом горящего керосина и стенками камеры создаётся воздушный зазор.

    veb74 avatar
    veb741 августа в 19:40
    0

    @witaliii, не обращайте внимания. Он на ютубе учится.

  4. plodozhor avatar
    plodozhor27 июля в 12:21
    2

    Что внутри турбовентиляторного двигателя – пытались найти ответ дагестанские любознательные студенты, но так ничего и не нашли

    (:

  5. Toprider avatar
    Toprider27 июля в 13:38
    4

    Ну конечно же, всё впервые всегда изобретали в совке, но как всегда с патентом не складывалось. ((( Автор википедию открой про изобретателей ТРД :)

    Йода avatar
    Йода27 июля в 23:32
    3

    @Toprider, Ради интереса открыл Вики. Там написано: “В 1909 году русский изобретатель Н. В. Герасимов запатентовал схему газотурбинного двигателя для создания реактивной тяги (турбореактивного двигателя)”.
    Я никогда не беру за основу Вики, поскольку сам писал статьи туда (да, я редактор Вики, но давно этого не делал) и знаю, что написать можно что-угодно и кому угодно. И факты оттуда брать стану в последнюю очередь.
    Просто потому что у нее нет автора и за фейки никто не отвечает.
    Так что, обратитесь к какому-нибудь более авторитетному источнику, а лучше к нескольким, которые подтверждают информацию друг друга.
    А то, даже авторство “Периодической системы химических элементов” в иностранных источниках не указывается, а про самого Дмитрия Ивановича многие вовсе не знают :)

  6. iRomaroma avatar
    iRomaroma27 июля в 14:37
    8

    Двигатели не держат самолет в воздухе, они создают тягу, которая влияет на аэродинамическое качество и, соответственно, подъемную силу. Самолет с двигателями но без крыльев летать может только сверху вниз.
    Да, и компания Роллс-Ройс, производящая авиадвигатели уже больше 53 лет не имеет никакого отношения к компании Роллс-Ройс, производящую автомобили.

    mixei4 avatar
    mixei429 июля в 4:04
    0

    @iRomaroma, Да, но ракета с двигателями и без крыльев вполне может лететь вверх и в сторону..

  7. _OSha_ avatar
    _OSha_27 июля в 19:08
    5

    Реферат школьника или убогий ИИ, а не статья (как впрочем и про банкоматы).
    Куча фактических ошибок.

    id774684891 avatar
    id77468489128 июля в 23:15
    0

    @_OSha_, напиши свою ))

  8. smile70 avatar
    smile7029 июля в 4:56
    0

    >>Boeing 737 MAX — один из самых массовых самолётов в истории авиации, наравне с авиалайнерами Airbus. Он был выпущен в 2010 году

    Вы Википедию то откройте, горе-авиаторы…

  9. Godsdog1 avatar
    Godsdog129 июля в 8:46
    1

    Текст из энциклопедии для начальных классов?

  10. CrueHead avatar
    CrueHead29 июля в 12:19
    0

    Ну и статейка … Какой то малограмотный опус для детей дошкольного возраста.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь