Touch Bar держит статус последней технологии, от которой Apple отказалась уже после выхода продуктов с ней. Предыдущей был 3D Touch в IPhone.
На протяжении двух лет я пользовался MacBook Pro 2018 года. Одной из причин покупки была сенсорная панель Touch Bar, которая обещала новый опыт и повышенную продуктивность.
Обещания сдержались, но тогда почему в 2024 году Apple не продаёт ни одного ноутбука с этой полосой и резко откатилась к стандартным клавишам F1–F12?
Несмотря на провал, считаю идею лучшим дополнением к форм-фактору ноутбуков. На мой взгляд, она провалилась по двум причинам: из-за легендарного стремления Apple к минимализму и незаинтересованности разработчиков.
😮💨 А знаете, какой ещё новый продукт проходит через турбулентность из этих двух факторов?
Apple Vision Pro заменяет ввод через физические кнопки контроллеров касаниями, а крупные разработчики считают «несущественным» формирующийся рынок, чтобы тратить ресурсы на оптимизацию своих приложений.
Всё это может звучать как детские болячки, но смерть Touch Bar из-за них же навевает мрачные мысли.
Ниже посмотрим, как общие недостатки у двух неочевидно похожих друг на друга технологий Apple должна вписать во свою внутреннюю конституцию и максимально быстро отработать, пока «болезнь» не погубила продукт.
Сенсорная панель была милым экспериментом, с которым не было сложно проститься. В случае с Apple Vision Pro на кону буквально стоит будущее корпорации. И пока опасаться есть чего.
Touch Bar и Vision Pro заменили механические кнопки. Народу не зашло
Секрет магии Apple отчасти в том, что она сокращает количество шагов, за которое пользователь добивается желаемого при контакте с продуктами компании. Мышка в первых Mac, сенсорное кольцо click wheel в iPod, ввод пальцами вместо стилуса в iPhone влюбили в себя пользователей.
Touch Bar стремился к тому же. Для обычных пользователей кнопки F1-F12 были горячими клавишами вместо пункта управления, а не профессиональными шорткатами. Логично, что Apple хотела «ускорить» коммуникацию с компьютером, сделав панель адаптивной и анимированной.
Но тактильный отклик и слепое использование оказались важнее.
Я и сам замечал при работе с Touch Bar, что сенсорной полосой почти невозможно пользоваться, не глядя на клавиатуру. Простейшие (и частые) действия вроде убавления громкости, паузы музыки и вызова Mission Control не сократились, а добавили во времени.
Их не видно и нет тактильного отклика. При каждом контакте чувствую неопределённость, приятного мало.
Apple Vision Pro критикуют за то же самое.
В обзоре Apple Vision Pro Маркес Браунли из MKBHD аккуратно (и несколько раз) заметил, что на первых порах нужно привыкнуть смотреть на предмет для взаимодействия. Он удивился, как много у нас на самом деле взаимодействия с компьютером вслепую.
Ни разу не надевая шлем, могу представить эти кочки в использовании. Прямо сейчас, печатая эти слова, я не глядя на клавиатуру несколько раз изменил яркость экрана, написал и исправил ошибки в паре абзацев, изменил громкость музыки, переключил язык и перевёл транслитное написание с помощью стороннего приложения. Сделать то же самое в гарнитуре заняло бы минимум в два раза меньше времени.
Отзывчивость и податливость для работы не глядя необходимы для быстрого взаимодействия.
И в Apple это понимают. iPhone, который весь состоит из сенсорной панели с виртуальными кнопками, второй год подряд будет обрастать механическими клавишами и уже почти десять лет (с iPhone 6S из 2015 года) откликается мягким Taptic Engine, имитирующим нажатие.
Концепт контроллеров для Vision Pro. Такой с сенсорными панелями точно не нужен, лучше смотреть на Oculus
Решением для Touch Bar был бы возврат функциональных клавиш с сохранением полосы или добавление Force Touch из iPhone. Но патенты до финального продукта не дошли.
Выходом для Apple Vision Pro будет только реальный механический предмет управления. Сейчас шлем уже поддерживает ввод с клавиатуры Mac и геймпады, но для автономного ввода тоже что-то нужно.
Можете отрицать очевидное, но без подобного допгаджета коммуникация с дополненной реальностью будет хилой. Он будет нужен до тех пор, пока мы не начнём вживлять себе чипы с имитацией тактильного отклика, заодно считывающие намерения без необходимости смотреть на предмет.
Чтобы добить пункт, приведу цитату из 6 критичных минусов Apple Vision Pro нашего главреда Никиты Горяинова, который лично попробовал девайс:
«Я ещё скажу про него отдельно, но сейчас хочу выделить ключевой момент: трекинг глаз не может и не должен быть основным способом нажатия на кнопки, выделения объектов или вообще управления операционной системой.
[…]
Даже спустя три дня я продолжал злиться на то, что Apple пытается заставить меня как робота смотреть в определённое место в пространстве, чтобы подсветить тот или иной объект.»
Слишком большая гибкость сводит с ума
Touch Bar постоянно менялся. Элементы в зависимости от приложения прыгали и никогда небыли похожими друг на друга.
Логично, согласен, в том и была задача. Но на такой маленькой площади часто начиналась путаница, появилась острая необходимость долго пользоваться одними и теми же программами, чтобы привыкнуть к раскладке.
Постоянным оставалась только Control Strip, которая содержала в себе весь набор шорткатов из функциональных кнопок. Но её часто нужно было разворачивать, что убивало оперативность взаимодействия.
Жуткий хаос из окон в Apple Vision Pro мне напоминает тот же опыт. Который, к слову, есть и в окнах macOS, в которых легко потеряться и которые я сквозь зубы терплю ради других плюсов ОС от Apple.
Да ну это ад какой-то. Такие видео из Vision Pro меня пугают
Сейчас visionOS предлагает этот постоянный бардак квадратов перенести из маленького монитора в реальный мир, окружить себя им. Есть предположение, что это не только усилит проблемы восприятия миру у людей с шизофренией, но может увеличить список больных на сотни, если не тысячи.
Аугментированная реальность почти в любом фантастическом фильме – это дополнение цифровым интерфейсом реальных объектов. Это не добавление чужих, инородных стекляшек с кнопками, которые ещё и каждый раз сбрасываются при выключении.
Наш шеф-редактор Микк Сид о своём опыте Touch Bar писал так:
«За полтора года я ни разу не пользовался этим элементом макбука. Пытался приучить себя, но безрезультатно: ни один кейс использования тачбара не облегчал мне работу и не экономил время.
Единстввенная эмоция, которую я испытывал – раздражение, потому что при открытии разных приложений значки на сенсорной полоске менялись и нужно было потратить время, чтобы изучить зачем они нужны.»
Замените «Touch Bar» на «Vision Pro», а «значки» на «окна» и смысл останется.
Главная угроза. Большим разработчикам тоже плевать и так может остаться
На Apple Vision Pro нет ни нативных, ни iPad‑версий Netflix, Spotify, YouTube.
Это серьёзно, поскольку веб‑версии не дают использовать особености шлема вроде виртуального кинотеатра и менее отзывчивы, о чём говорят в обзорах.
Touch Bar не был совсем заброшен, но и на месте встал через пару лет после релиза. Apple выпустила кастомные «скины» для своих приложений и договорилась с разработчиками вроде Adobe и Pixelmator Team. Потом ненадолго подтянулись энтузиасты. Но на этом всё.
Игры, например, вообще не задействовали полосу, большинство неграфических инструментов тоже. Контекстуально она мало где подстраивалась в других программах.
Сейчас в App Store для Apple Vision Pro можно найти только перекати-поле. Плохо всё настолько, что даже Apple забила на половину своих приложений и не создала для них нативные версии.
Одна из немногих особенных «тем» для Touch Bar
Я много слышу мыслей вроде «это продукт первого поколения, подтянутся, с iPhone было так же».
Нет, друзья, мы слишком любим полагаться на аналогии там, где их не может быть.
App Store на iPhone создал рынок. Разработчики туда стремились, потому что аналога не было, а платформа стремительно развивалась.
App Store в Apple Vision Pro не является ничем иным, как продолжением сервисной руки компании.
Шлем появился в мире, где больше нет App Store, который создал тот драйв разработчиков. Он появился, когда сопротивляться свободному распространению программ Apple больше неспособна.
Приведу простой пример. Как там дела с Instagram на iPad? Не подсказка, а ответ: его 14 лет нет и ещё столько же может не быть.
А что там с App Store для Apple Watch? Да разработчики бегут с них, заставляя Apple единолично выпускать новые приложения для часов, чтобы держать продукт на слуху.
Но надежда есть. Посмотрите на Apple Watch
Бейонсе, Дрейк (извините) и Анна Винтур получили Apple Watch до выхода, «засветившись» тем самым в прессе. Это сейчас часы – символ спорта, но на запуске их продвигали через поп- и модных звёзд
Это естественно, когда первоначальный смысл продукта теряется, и его адаптируют под реальный запрос.
Touch Bar был слишком нишевым и крохотным дополнением, чтобы улучшить его и призвать весь рынок перейти на подобный форм-фактор клавиатуры. Сенсорная полоса была эрой в жизни MacBook, которая продержалась 7 лет.
При этом у Apple есть опыт работы над ошибками.
Apple Watch запускался как модный аксессуар, но руководители быстро раскусили, что устройство станет идеальном спортивным компаньоном и резко сместили фокус в продвижении и разработке. Сам Джонни Айв признавал, что компания готова вводить фундаментальные и формирующие категорию функции уже после релиза.
А вот Vision Pro первыми получили журналисты и техноблоггеры
Анонсированная, но невышедшая беспроводная зарядка со свободным размещением AirPower заставила компанию отмыться от PR‑катастрофы и разработать индукционную зарядку с магнитами MagSafe, превратившийся в универсальный стандарт Qi2, на который в ближайшие десять лет пересядет буквально весь мир.
Apple Vision Pro продаёт абстрактное будущее, и тут поле для маневров гораздо шире, с точки зрения брендирования ошибиться будет сложнее.
Пока кажется, что избежать судьбы Touch Bar Apple сможет субсидированием цены у потенциальных более базовых Apple Vision для наращивания аудитории и ЭКСТРЕННЫМ привлечением разработчиков с полностью переработанной visionOS.
Потому что до тех пор, пока у девайса не будет большой аудитории и нормальной пространственной и адаптивной ОС, шлем останется в красной зоне со своими неотзывчивым управлением и хаотичными иконками. Ровно с тем, что погубило Touch Bar.
29 комментариев
Форум →«Сделать то же самое в гарнитуре заняло бы минимум в два раза меньше времени.»
Как я уже пейсал тут однажды, вполне вероятно что конечный потребитель устройства будет американская военщина, а пока что технологии обкатывают на хомячках
@plodozhor, шиз-привет!
@plodozhor, эта хрень итак была 10 лет назад в самых первых F35 – прозрачный самолёт, камеры без задержки, и.т.д.
@alexmaru, я в курсе – равно как и проецирование целеуказания на стекло кабины. Но согласитесь, шлем пилота и очки – это разные по своим размерам вещи
@plodozhor, у них уже есть нормальные шлемы и давно. эта поделка от аппле им в хер не впилась
@dmi3, тем не менее, у пехотинцев до сих пор такого нет. Есть только у пилотов. В итоге команды отдают по старинке, голосом – беги туда-то, стреляй туда-то. Разве что у членов отряда теперь есть гарнитуры и командиру не надо голос срывать. А в результате все как и раньше – ошибки на поле боя и friendly fire
Touch Bar классная тема пользуюсь на макбук про м1 до сих пор всё устраивает.
Сейчас хаб подключиться и они новыми красками и эмоциями заиграют ✌🏼😅
Отличная статья!
Macbook m1, тачбару есть применение, мне нравится. Просто в компьютерах тяжелее всего что то менять, это самый старый класс техники, к которому уже все привыкли и поменять метод взаимодействия пользователя с ним не получилось даже у Яблока.
Со шлемом другая история, свежий продукт, даже если что-то не зайдет, спокойно можно поменять, дополнить существующие методы взаимодействия.
@mslv, Я не могу сказать, что в компьютерах сложно что-то менять. Вопрос в другом: как это сделать. Если бы они выпустили два варианта, один с Touch Bar, а второй без него, то, возможно, была бы большая разница в том, какой вариант выбрать. Возможно, тогда голоса недовольных сенсорным экраном не заглушали бы все остальные. А так получается, что все покупают, но фидбек идет только от недовольных. Скажу больше, сейчас было бы больше внимания и покупателей, если бы Apple выпустила обычную VR-гарнитуру, совместимую с Mac и iPhone.
@redupcoming, ну кстати согласен, vr гарнитура для iphone мне была бы интересней, с ценой поменьше чтобы кино смотреть.
Тачбар плохо совмещается с печатью вслепую, на него нужно смотреть, отсюда и неудобство.
Обозначая *Instagram должно быть так.
*Признаны экстремистскими организациями и запрещены на территории РФ.
Самая большая проблема, его стоимость с точки зрения амортизации. А качественного гейминга на MacOS нет. Для просмотра фильмов – есть устройства дешевле.
Основная проблема тачбара, что пользователи не смотрят на клавиатуру для работы, игр и тп. Таким образом дорогая технология не нашла использования. Во многих компаниях делают фичи не проведя исследования. В итоге проще тачпадом навести на правый угол и там отрегулировать громкость, яркость и тп.
Ух, как меня бесил этот виртуальный esc, особенно, когда работаешь в консоли. Хорошо, что заменили его потом на физический.
@zl0y, вообще было пофиг. Помню как только купил макбук с тачбаром и в какой-то момент заметил, что ESC нажимаю в слепую и он корректно срабатывает. Единственное говорят он у некоторых подвисать мог, но я такой баг ловил несколько раз за 4 года или сколько там я сидел с виртуальным ESC (возможно какие-то программы вешали его)
То что автору статьи «не зашло» – это вовсе не означает, что другим не зайдет. Одной из причин моей покупки Эпл Вижен Про является идеальное управление жестами. Придраться не к чему. Все вылезано! В отличии от того же Окулус Квест 3 – где приходилось перед камерами тыкать пальцами лишь бы ухватиться за края окошечка, чтобы перетащить его в другой угол!
Да я сразу сказал, этот шлем проходная гиговская игрушка.
Массовым его не сделает цена и юзабельность!
Удобнее телека для кино ещё не придумали , а для работы лучше монитора тоже ничего нет
@Gidrotehniks, ну так да по цене он явно нацелен не на массового пользователя. Даже название PRO – как бы намекает. Ждем обычную версию через год-два. Тогда и приложений больше появится. А если анонсируют заранее так и те кто не планировал делать специальных приложений – могут задумаються.
Кому что. Мне вот 3D-Touch очень нравился, до сих пор по нему скучаю. А к Touch Bar индиффирентен. Кнопок хватает для моих юзкейсов, но не исключаю, что теоретически он мог бы быть чем-то полезен.
Vision Pro меня не раздражает управлять глазами, если калибровка хорошая. Иногда она чуть-чуть сбивается, тогда да, приходится прямо активно пялиться в точку, которую собираешься нажать, пока не сделаешь рекалибровку. За исключением клавиатуры, вот там да, печатать боль. Но для слепой печати можно и нужно подключать реальную клавиатуру.
“усилит проблемы восприятия миру у людей с шизофренией, но может увеличить список больных на сотни, если не тысячи”
Так сову на глобус еще никто не натягивал
Спасибо автору, хороший анализ.
Автору нужно что то делать с русским языком. Невероятно тяжелое чтиво.
3D touch зря убрали, это очень удобная фича, по которой я скучаю.
«Это сейчас часы – символ спорта» — бред сивой кобылы. Большинство пользователей Apple Watch плевать хотели на спорт. Я в том числе. Не за то люблю эти часы.
На моём Macbook Pro 15’2017 Touch Bar постепенно начал выходить из строя примерно через два года после покупки. Его сегменты справа налево стали мигать яркими белыми вспышками, бьющими по глазам. Отключение в настройках отключает только графику, а молнии так и продолжают сверкать. Замена стоит дорого.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как стримить видео с компьютера на iPhone или iPad
Как устранить смещение фронтальной камеры на iPhone
На iPhone не пришло обновление iOS 10.3. Что делать
Что лучше: менять стекло или экран целиком на iPhone?
Почему AirPods не зачитывают входящие уведомления
Как очистить оперативную память iPhone перед запуском требовательных программ
Как очистить словарь клавиатуры на iPhone. Автокоррекция заработает правильно
Как отключить автоматическое переключение AirPods на Mac