Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

Мам, купи броню. Как появились донаты в играх и кто их придумал

Дмитрий Борисов avatar | 10
FavoriteLoading В закладки
Мам, купи броню. Как появились донаты в играх и кто их придумал

В недавнем материале про раздражающие вещи в игровой индустрии я несправедливо мало ругался на донат в платных ААА-играх. Сегодня ругаться я буду еще меньше, но от этого разговор будет только интереснее.

Сегодня мы посмотрим на «нулевого пациента» вируса микротранзакций в играх, отметим самые некрасивые примеры выкачивания денег с игроков и порассуждаем над тем, что происходит в индустрии сейчас.

Это история доната в премиальных играх. Готовьте кошельки.

Нулевой пациент. Броня для лошади в Древних Свитках

Maple Story одна из первых игр с донатом. Разработана в Корее, существует до сих пор

История микротранзакций в играх началась задолго до того, как они стали обычным явлением в платных ААА-играх. Истоки можно найти в бесплатных играх, где микротранзакции использовались для поддержания серверов и разработки. Ход вполне логичный, бесплатно содержать сервера ММО игр, к сожалению, невозможно.

И что важно отметить, в бесплатных играх тех лет донат зачастую сильно влиял на геймплей, сильно разделяя игроков на тех, кто может себе позволить всё и играть с комфортом, и на всех остальных. Одним из первых примеров была игра Maple Story, выпущенная в 2003 году, которая позволяла игрокам покупать внутриигровые предметы.

Однако в платных ААА-играх этот тренд начал проявляться значительно позже. Причем изначально его старались мастерски маскировать под DLC. Ярчайший пример – The Sims. Вы же помните сколько там выходило платных наборов косметики, медели и всего прочего?

Но на это никто не жаловался, потому что косметика была очень сильной частью процесса.

С вас 2.5 доллара.

Но вот пример из заголовка этого сегмента стал чуть ли не фундаментом и «первородным злом», когда речь заходит о донате в платных играх. Речь идет о DLC для The Elder Scrolls IV: Oblivion за 2.5 доллара. За эту цену игрок получал не пару сюжетных квестов, фракцию или что то такое.

За 2,5 доллара игрок получал золотую броню для лошади, которая, кроме смены внешнего вида, не делает больше абсолютно ничего. Главная задача этого дополнения была стать пионером в сфере загружаемых дополнений из Xbox Live.

Именно Bethesda и Microsoft стали родоначальниками этой культуры. И негативная реакция игроков их очень сильно расстроила, по словам Брюса Несмита, бывшего дизайнера компании.

Выживание за деньги в мертвом космосе и орки из лутбоксов

Не хотите сильно заморачиваться с прокачкой оружия? Платите.

Второй заметный приход доната в классические ААА-игры случился в 2013 году после выхода Dead Space 3. Игра под издательством EA стала одним из первых крупных проектов, в который ввели систему микротранзакций, которая позволяет игрокам покупать ресурсы для крафта, вместо того чтобы искать их на локациях.

Да, все те штуки, из которых вы создаете оружие, можно найти, но если вам лень, то вот сюда платить, и все компоненты у вас на столе.

EA в целом можно привести в качестве примера одного из самых жадных издателей индустрии. Достаточно вспомнить Star Wars Battlefront II, где в мультиплеерном сегменте система прогресса игрока сильно зависела от того, заносит ли он деньги в игру или нет.

Если платите — качаетесь быстрее и раньше других получаете доступ к карточкам улучшений и персонажам. Причем все это дело получать надо было в лутбоксах.

В игре даже была манипулятивная система ограниченных предложений все по заветам китайских бесплатных проектов. Купи сейчас, завтра уже не будет.

Кстати, о лутбоксах. Помните времена, когда коробки с сюрпризом были примерно в каждой мультиплеерной игре? Я вот хорошо помню. Но еще лучше я помню Middle-earth: Shadow of War, где орков для своей армии нужно было доставать из лутбоксов. А если этого не делать, игра заставляла нещадно гриндить и не давала нормально себя проходить.

Геймдизайнер Майкл де Планте в свое время говорил: «Система орков была разработана для того, чтобы дать игрокам возможность ускорить прогресс, если они этого хотят». Однако после критики система была пересмотрена.

Смотри, игрок, если заплатишь, гриндить можно будет меньше.

Таким же аргументом, кстати, оправдывали донат в Assassin’s Creed Odyssey от Ubisoft. Игра тоже имела искусственно завышенную сложность и магазин предметов за реальные деньги.

Покупая эти предметы, вы сильно облегчаете себе сражения и ускоряете продвижение по квестам. Игровой директор Скотт Филлипс объяснил внедрение микротранзакций так: «Мы хотим давать игрокам выбор в том, как они хотят играть, включая возможность приобретать уникальные предметы или облегчать себе игровой процесс».

Смешнее только звучал аргумент от продюсера Mass Effect: Andromeda по имени Майкл Гэмбл: «Микротранзакции позволяют нам поддерживать игру, добавлять контент и улучшать опыт для тех, кто хочет больше от игры».

И вот в этих словах есть доля истины — игры уже тогда (а говорим мы про период с 2010 года) стало делать значительно дороже, а до повальной моды на внешние инвестиции оставалось еще несколько лет.

И самое мерзкое во всех этих оправданиях про дороговизну и поддержку развития игры то, что на релизе та же Andromeda на старте была жутко забагованной. Тестировать игры на баги, видимо, еще дороже, чем их делать.

Именно поэтому в те годы многие компании стали прибегать к микротранзакциям в играх. Большая их часть, как видите, призвана экономить время игрока. Да, заплати за игру и потом заплати, чтобы меньше играть в эту же игру.

Каждый из указанных выше примеров вызывал шквал критики со стороны геймеров и журналистов (тех, кто не сильно дорожит хорошими отношениями с разработчиками издателем) и многие игры в итоге переделывали, убирая донат целиком либо снижая его влияние на саму игру. Но вот что делать тем кто уже занес деньги?

А ничего, вы сами на это подписались.

В наши дни все, кажется, смирились

Пример современного подхода к донату.

Начиная с 2020-го ситуация немного изменилась. Сейчас на рынке уже значительно меньше проектов, которые просят внутри себя платить больше базовой стоимости. Остаются, конечно, но влияние доната на процесс стало минимальным, а иногда и вовсе косметическим.

Из последних примеров мне вспоминается Capcom и возможность покупать, например, оружие в Resident Evil 4 Remake. Но важное отличие — баланс в игре заточен на игрока, а не на его деньги, поэтому и ощущение от такого доната другое.

В целом, у микротранзакций в платных играх есть и защитники. И главный аргумент у них — это добровольность процесса. Якобы покупки в игре обычно не являются обязательными, и игроки могут наслаждаться игрой без дополнительных трат, что защищает их свободу выбора.

Да и вообще — микротранзакции позволяют разработчикам продолжать поддерживать игру, добавлять новый контент и исправлять ошибки, улучшая игровой опыт без необходимости выпуска платных DLC. Только защитники забывают, что изначально цель DLC — дать именно ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ контент сверх основного, а не того, что есть в игре изначально.

С этой мыслью я вас и оставляю. Хорошего дня!

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (12 голосов, общий рейтинг: 4.75 из 5)
undefined
iPhones.ru
В недавнем материале про раздражающие вещи в игровой индустрии я несправедливо мало ругался на донат в платных ААА-играх. Сегодня ругаться я буду еще меньше, но от этого разговор будет только интереснее. Сегодня мы посмотрим на «нулевого пациента» вируса микротранзакций в играх, отметим самые некрасивые примеры выкачивания денег с игроков и порассуждаем над тем, что происходит...

Войди и оставь комментарий

Или войди с помощью

<- Назад Забыли пароль? Войти

10 комментариев

Форум →
  1. Samuil Aronovich avatar
    Samuil Aronovich 15 декабря 2024
    1

    Блин, как же от меня всё это далеко. Я попал в ту возрастную и социальную прослойку, которая с одной стороны не тратит деньги на игрушки бестолковые, с другой – на платные подарки в одноклассниках.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. ت
    ت
    15 декабря 2024
    1

    «ноу мор Мани Лефт :(» типичный школьник когда взял карточку отца и потратил все на донат в ROBLOX

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Mulon avatar
    Mulon 15 декабря 2024
    4

    Рассказы игромана.
    Мне всё это больше напоминает какие-то записки нарика, который плачется что диллеры поднимают цены и придумывают разные хитрые схемы чтоб ему было больше платить.

    alexmaru avatar
    alexmaru15 декабря 2024
    1

    с другой стороны, если ты не будешь играть хоть в какие-то игры, то будешь после 35-и быстрее тупеть (научное исследование).Да и тут можно взять историю релейтед к Эпплу – Возняк после аварии восстанавливался именно играми. Суть в том, что не только компьютер, но и ты сам нагружаешь мозг на 100% на длительное время. Оно сложнее книги, фильма, или прогулки. В теории, это равноценно выходу на охоту.

    Mulon avatar
    Mulon16 декабря 2024
    0

    Одно дело иногда играть хоть во что-то, а другое- явная игромания от которой уже давно надо лечиться.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. Kaji avatar
    Kaji 15 декабря 2024
    0

    Сначала корейские ммо. В том числе и на пиратских серверах. Задонатил админам – тебе рейт х2 или х10. А потом пришло яблоко в 2009 и гугл в 2011. И вот с тех пор пошла популяризация IAP. 

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Йохан Палыч avatar
    Йохан Палыч 15 декабря 2024
    0

    Еще в 2001 году в Бойцовском клубе (combats.ru) продавали и еврокредиты и артефакты за ооооочень большие бабки. 1 еврокред = 1 евро, а артефакты от 500 до 5000 евро

    nnm1 avatar
    nnm115 декабря 2024
    1

    Бойцовский клуб – самое стремное что было в российском интернете в те годы

    Дмитрий Борисов avatar
    Дмитрий Борисов16 декабря 2024
    0

    Там же всплывала инфа, что одним из хай левел донатеров был Сергей Жуков, который Руки Вверх

    Йохан Палыч avatar
    Йохан Палыч17 декабря 2024
    0

    да, и он, и его брат Мишка играли в клане MiB, и еще много известных людей играло

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.