iPhones.ru

Как Китай смог сделать дешёвый электромобиль и захватить мир, пока Tesla борется за каждую копейку и тонет

Павел avatar | 14
FavoriteLoading В закладки
Как Китай смог сделать дешёвый электромобиль и захватить мир, пока Tesla борется за каждую копейку и тонет

2024 год закончился неожиданными перестановками в мире электромобилей.

Tesla впервые сократила поставки и потеряла лидерство по количеству проданных авто с аккумуляторами. Ей на смену первое место заняла китайская «тёмная лошадка» BYD.


В декабре 2024 года Китай занял 76% мировых поставок электромобилей. А американский Ford Motoros тем временем сократил объём выпуска своего электропикапа F-150 Lightning, потому что, парадоксально, США пытались защитить собственных автопроизводителей.

Ниже разберёмся, как китайские компании фактически захватили рынок главного компонента электромобилей, пока США, Япония и Корея постепенно теряли влияние.

И посмотрим, есть ли хоть какой-то шанс у других стран перенять инициативу или Китай безвозвратно «подмял» под себя рынок, и все остальные теперь бессильны.

Больше половины новых авто в Китае стали элетромобилями. В США их меньше 20%

wp-image-1299913wp-image-1299912

Цена среднего нового электромобиля в США составляет около 55 000 $ США, что делают электромобили труднодоступными для большинства потребителей в Штатах.

В Китае средняя цена электромобиля гораздо ниже, всего 34 400 долларов США, что делает их гораздо доступнее для потребителей.

Это привело к тому, что в штатах продажи электромобилей составляют всего 19% от общей массы, зато в Китае они впервые обогнали продажи моделей с ДВС.

Приблизительно 40% стоимости всего электромобиля уходит на аккумуляторы, и это стало главной причиной такой большой разницы.

wp-image-1299899wp-image-1299901

Простой пример.

Ford Motors занимает всего 3% американского рынка автомобилей, но в 2024 году уже сократил производство F-150 Lightning, электрической версии своего популярного пикапа. Продажи Lightning упали, потому что он стоил дороже своего бензинового аналога.

Дело в том, что примерно 40% стоимости электромобиля приходится на аккумулятор. И Ford Motors закупает их у крупнейшего производителя батарей CATL, который базируется в провинции Фуцзянь в Китае.

Чтобы снизить затраты, в Ford собирались договориться с этим поставщиком и открыть совместный завод в Вирджинии. Однако губернатор штата отклонил предложение исключительно из-за связи с Китаем.

[Производитель аккумуляторов] CATL находятся под влиянием, если не под контролем коммунистической партии Китая.

Так объяснил свое решение губернатор Вирджинии, который запретил Ford Motors строить совместный с CATL завод.

Этот завод по производству аккумуляторов оказался в центре более масштабной торговой войны между США и Китаем в ответ на резкий рост рынка электромобилей последней.

Дело в том, что на Китай приходится более половины всех продаж электромобилей в мире, и штатам это очень не нравится, ведь у них самих есть сильный игрок в лице Tesla. Всего за несколько лет они вывели на рынок стильные и доступные по цене модели.

Ключом к этому росту является аккумуляторной батареи автомобиля. В этой части рынка страна доминирует абсолютно.

Так как китайским компаниям удалось создать лучшие в мире батареи для электромобилей?

Курс на электрокары в Китае взяли ещё в 2009 году


Китайские «электробусы» взяли начало в 2010-ых

Первой крупной причиной, по которой китайские компании вырвались вперёд в производстве электромобилей, стала огромная государственная поддержка, которая началась 15 лет назад.

На это повлияло три фактора.

‣ Примерно в 2005 в Китае году поняли, что станут крупнейшим в мире импортёром нефти, поэтому электрификация автопарка и уход от бензина помогла бы стране стать более энергетическим независимой.

‣ Сказывалась и растущая проблема с загрязнением воздуха в городах Китая, заметный вклад в которую вносили выбросы автомобилей одного миллиарда населения страны.

‣ Также толчком к электрофикации авто стала любовь главы министерства науки и технологий к этой идеи. По его мнению, китайские компании никогда не смогли конкурировать в области технологии двигателей внутреннего сгорания, и нужно было искать выход в другом месте.


Огромный парк общественного электротранспорта помог местным производителям CATL и BYD «набить руку»

Поэтому в стране появился пакет мер по поддержке «новых энергетических транспортных средств». Правила такого пакета поддержки были следующие.

Компании, производящие электрокары, могут получать субсидию при каждой продаже автомобиля, скидку на аренду земли и дешёвые кредиты от государственных банков.

По одной из оценок, с 2009 по 2022 годы китайское правительство выделило 29 миллиардов долларов в виде субсидий, расходов на исследования и налоговых льгот для индустрии электромобилей.

Также с 2009 года местные органы власти также сформировали китайским компаниям новый рынок сбыта, заключив с ними контракты на электрификацию своих автобусных и таксомоторных парков.

wp-image-1299906wp-image-1299898

Автобусный парк города Шэньчжэнь, насчитывающий 16 000 автобусов, был электрифицирован компанией BYD в 2011 году, задолго до того, как она стала крупнейшей в мире по производству электромобилей.

Чтобы привлечь потребителей, правительство тоже предложило им щедрые субсидии и льготы. Например, владельцы личных электрокаров получали скидки на зарядку, льготные условия парковки, исключения из политики борьбы с пробками.

У потребительских электромобилей даже номерной знак был другого цвета, что делало их заметным. Когда люди видели такое авто, они сразу понимали, что перед ними футуристичный электромобиль с привилегиями.

Однако после этих попыток преобразовать рынок, китайские компании торопились быть первыми и выпускали очень плохие авто.

Государству снова пришлось принимать меры.

Западные компании были вынуждены использовать китайские аккумуляторы с самого начала

Основная проблема первых электрокаров была в некачественных батареях.

Поэтому китайское правительство ввело строгие стандарты для аккумуляторов. Скидки и льготы давали только тем, кто производил батареи высокой плотности энергии.

А иностранные компании вроде GM и Tesla должны были использовать аккумуляторы китайского производства, чтобы получить выгодные условия наравне с китайскими производителями.


Батареи китайской CATL в базовой Tesla Model 3, созданной для мирового рынка

К тому времени стратегия уже была проверена властями.

Точно таким же способом Китай догнал американские компании в разработке собственного ПО и создал суперприложение WeChat, без которого больше не может нормально жить ни один китаец. Об этом я подробно рассказывал здесь.

В 2022 году правительство Китая отменило потребительские субсидии, потому что рынок окреп. Но спрос уже был создан на мировом уровне.

А в 2024 году больше половины новых автомобилей в Китае были электрическими. Это важная веха, которая означает, что большинство людей теперь предпочитают электромобили моделям с бензиновыми двигателем, что ещё сильнее подогревает спрос.

И если на домашнем рынке вопрос с защитой своих компаний был решён, то для доминирования во всём мире Китай пошёл на более жёсткие меры.

Он захватил полный цикл производства аккумуляторов.

Никто другой в мире не владеет почти полным циклом производства батарей для авто

Второй большой причиной, благодаря которой китайские компании добились доминирования, стал почти полный контроль над цепочкой производства батарей.

В электромобилях обычно используются литий-ионные аккумуляторы. Их четыре основных компонента это: катод, анод, раствор электролита и сепаратор. Подробнее об устройстве аккумулятора можете почитать тут.

Катод обычно заполнен никелем, кобальтом и марганцем. В качестве анода используется графит, а электролит в основном состоит из солей лития.

Так вот за последние несколько лет китайские компании начали приобретать доли в рудниках по всему миру, где добываются эти полезные ископаемые.

Это привело к контролю высокой доли мировых поставок минералов, необходимых для производства аккумуляторов: 8% никеля, 20% кобальта, 40% лития, и огромные 83% графита.

Но независимо от того, кто добывает остальные полезные ископаемые, Китай перерабатывает большинство из них, и тут у страны контроль почти полный.

На этом этапе фабрики измельчают добытое сырье и извлекают из него нужные минералы. Поскольку процесс сильно загрязняет окружающую среду, в развитых странах им почти не занимаются.

wp-image-1299911wp-image-1299910

А вот Китай занимается этим давно: литейный аккумуляторы используются не только в электромобилях но и в смартфонах, планшетах, ноутбуках и в другой потребительской электроники.

В итоге китайские заводы изготавливают большую часть четырёх компонентов для аккумулятора: 70% сепаратора, 70% катода, 78% электролита и 92% анода. Они же собирают все эти компоненты вместе, благодаря чему 78% всего производственного цикла батареи является местным.

Поэтому у компаний-производителей аккумуляторов было большое преимущество в том, чтобы вывести Китай в лидера на рынке электрокаров и в последствии диктовать свои условия.

Китайские компании отрываются в технологиях


Китай обогнал Японию и Корею в производстве аккумуляторов и представляет новые технологии, например батареи-лезвия от CATL

Китайская BYD, которая обошла в 2024 году Tesla по поставкам электромобилей, производит аккумуляторы для электроники с 1990-х годов. Поэтому компания имела опыт для разработки более крупных батарей под автомобили.

А вот США исторически вообще этим бизнесом не занимались. До Китая крупными поставщиками были Японии и Корея.

Контроль Китая над цепочкой поставок аккумуляторов на данный момент настолько глобален, что после того закона Байдена по защите местного производства, льготы могли получить только покупатели 20% всех электрокаров.

Закон гласил, что в аккумуляторах должно быть не более половины компонентов или минералов могут быть произведены в Китае.

Большинство среднебюджентых и дешевых электромобилей под это требование не подходили, поскольку содержали недорогие китайские аккумуляторы

Так и получается, что даже Tesla, которая занимает 80% электромобилей в США, использует батареи:

▪︎ Китайской CATL в базовой Model 3 и китайских версиях своих авто
▪︎ Ячейки собственной разработки в Cybertrack
▪︎ Японской Panasonic во всех остальных авто.


CATL показала аккумуляторную платформу с максимальной дистанцией 1000 км. Для сравнения, текущий стандарт 500 км

То есть компания-пионер и популяризатор не успела занять нишу и помочь штатам снизить зависимость от Китая.

Тем временем отрыв увеличивается. Благодаря своему доминированию китайские компании имеют большие ресурсы и продолжают совершенствовать свои аккумуляторы.

За последние два года они придумали, как отказаться от использования двух самых дорогих минералов для аккумуляторов: никеля и кобальта в катоде. Для этого внедрили новую технологию на базе литий-железо-фосфат (LFP).

В 2023-м году компания CATL представила аккумулятор на базе LFP, который может обеспечить автомобилю запас хода в 1000 километров всего за 17 минут зарядки.

BYD разработала собственную версию этой технологии, представив батареи-лезвия.

Вместо цилиндров они используют форму бруска, благодаря чему в один автомобиль можно уместить больше батарей, и соответственно также увеличить запас хода.

Доля LFP аккумуляторов выросла до 40% в 2024 году, и почти все они производится в Китае. Что интересно, скоро это изменится. CATL уже построила заводы в Германии и планирует построить ещё один Венгрии для европейского автомобильного рынка.

И это несмотря на жёсткие попытки США остановить её.

Крупнейший поставщик аккумуляторов в чёрном списке Пентагона, но продолжает строить завод в США


CATL попал в чёрный список пентагона в начале 2025 года

Возвращаясь к Соединённым Штатам, в итоге Ford Motors нашли место для своего завода по производству аккумуляторов CATL в городе Маршалл, штат Мичиган.

Проект стал поводом для расследования палаты представителей США в 2024 году. И букавльно две недели назад Пентагон внёс CATL в чёрный список на военные контракты.

Однако это не помешает Ford лицензировать технологии CATL и запустить первый завод батарей на базе LFP в США.

Когда у генерального директора Ford Джима Фарли спросили не было ли у компании хоть какой-то приемлемой замены, он ответил лаконично:

«Технология LFP отлично развита, а аккумуляторный бизнес глобален. Альтернативы нет.»

Такое неизбежное сотрудничество хорошо показывает, что в мире больше нет производителей электрокаров, которые смогут исключить использование китайских аккумуляторов, если хотят предлагать модели за лучшую цену.

В итоге догоняющих нет. Только безнадёжно отставшие

США инвестирует в развитие собственной аккумуляторной промышленности. Блумберг посчитал, что в 2030-м году стране потребуется 82 миллиарда долларов, чтобы удовлетворить внутренний спрос.

Так что в будущем ситуация может измениться, но сейчас субсидии бесполезны. На данном этапе американские автопроизводители изо всех сил пытаются предоставить потребителям доступные элетромобили, рискуя экономическим суверенитетом контрактами с Китаем.

Стоило оно того, или нет, покажет время. Но сейчас тенденция доминирующего Китая кристально ясна.

И вряд ли пошлины Трампа, которыми он угрожает в том числе производителям электромобилей, помогут сократить почти двукратную разницу стоимости авто в США по сравнению с Китаем.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (13 голосов, общий рейтинг: 4.69 из 5)
undefined
iPhones.ru
2024 год закончился неожиданными перестановками в мире электромобилей. Tesla впервые сократила поставки и потеряла лидерство по количеству проданных авто с аккумуляторами. Ей на смену первое место заняла китайская «тёмная лошадка» BYD. 
В декабре 2024 года Китай занял 76% мировых поставок электромобилей. А американский Ford Motoros тем временем сократил объём выпуска своего электропикапа F-150 Lightning, потому...
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

14 комментариев

Форум →
  1. aequo avatar
    aequo сегодня в 13:24
    0

    Вопрос только, что такое китайский сервис в американских реалиях! ;-)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. heller avatar
    heller сегодня в 13:34
    0

    у нациста скоро все продажи рухнут вовсе, поделом ему

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. dweller avatar
    dweller сегодня в 13:37
    2

    А что нам даёт сравнение средних цен в США и Китае? В Норвегии, например, средняя цена «электричек» тысяч 60 долларов, но в прошлом году они заняли 88,9% рынка новых автомобилей, тогда как в Китае около 40% 🤷‍♂️

    collder avatar
    collderсегодня в 16:49
    0

    Население Китая и норвегии специально заменяется процентами?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. wailwolf avatar
    wailwolf сегодня в 13:49
    0

    США вбухают как они умеют в любую рисовую страну и они все сделают. Есть Япония, Южная Корея, Сингапур. Тот же Panasonic на gigafactory масштабирует к концу 2025 акб. Вот тогда и посмотрим ✌🏼

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Kislij avatar
    Kislij сегодня в 14:15
    2

    хорошая статья, спасибо

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. В
    Виктория Вдовина
    сегодня в 14:31
    0

    Китай – новый король электрокаров!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. А
    АБ
    сегодня в 14:48
    2

    Финансовые показатели Тесла не подтверждают того, что она якобы тонет. Во вторых, в статье никак не освещено то, что америкосы совместно с корейцами и японцами усиленно строят у себя порядка полутора десятков фабрик по производству АК.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. М
    Михаил Захаров
    сегодня в 15:02
    0

    Поездив, выберешь Теслу

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  9. KOCMOHABTbI avatar
    KOCMOHABTbI сегодня в 15:15
    0

    где по капитализации тесла и где китайщина? не вижу, что кто то тонет

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  10. M
    Mister
    сегодня в 15:21
    0

    дешевле не означает что они стоят своих денег, так как покупая китайский автомобиль есть большой шанс получить товар на который нет сервиса или деталей, то есть выбрасывать в шрот гораздо раньше чем ту же теслу и тем самым потратить даже больше чем на покупку теслы

    Andrey-lights avatar
    Andrey-lightsсегодня в 16:00
    0

    Покупая китайский автомобиль в Китае, ни с сервисом ни с запчастями проблем не будет. Так же как в Америке с американцем. Приташив к нам через 3 пи@ды что американца что китайца, ни сервиса ни запчастей не будет ни на то ни на то. Все псевдо официалы тех или иных марок направлены только на то, что бы продать авто, а вот сервис и запчасти это уже вторично

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  11. P
    Paul Ruman
    сегодня в 16:00
    0

    Автор бред несет, Тесла себя хорошо чувствует в Китае

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  12. aandrop avatar
    aandrop сегодня в 17:27
    0

    Тесла тонет, смешно )

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.