Авиация – перспективное направление развития военной техники. Многие страны имеют на вооружении истребители и многоцелевые военные самолеты. Специалисты разделяют эту технику на поколения и оценивают военный потенциал ВВС, исходя из количества и класса имеющихся самолетов.
Сейчас разберемся в поколениях военных истребителей и посмотрим, кто лидирует по производству такого вооружения, а кто может вступить в гонку в ближайшее время.
Кратко
Что означают поколения истребителей
Боевые самолеты разных производителей, которые схожи по многим характеристикам, принято объединять в группы или поколения. Никакой официальной градации не существует и каждый производитель может по-своему разделять эти модели.
Для удобства аналитики делят реактивные истребители на такие поколения:
Первое поколение. Самолеты конца 1940-х – начала 1950-х годов выпуска. Первые модели на реактивной тяге, отличаются стреловидной формой крыла и дозвуковой скоростью. Основное вооружение – авиационные пушки, пулеметы и неуправляемые ракеты.
Советские представители этого поколения: МиГ-15, МиГ-17 и Як-25. В США это F-3 Demon, F-84F Thunderstreak и F-86 Sabre.
Второе поколение. Самолеты 1950-60-х годов выпуска. Модели оснащались турбореактивными двигателями и развивали сверхзвуковую скорость в режиме форсажа непродолжительное время. Вооружение, управляемые или самонаводящиеся ракеты.
Советские представители этого поколения: МиГ-19, Су-7, Су-9, Су-15. В США: F-100 Super Sabre, F-101 Voodoo, F-104 Starfighter, F-106 Delta Dart.
Третье поколение. Модели, выпускавшиеся с 1960-х по 1980-е годы. Скорость достигает 2 Маха (примерно в 2 раза больше скорости звука) благодаря турбореактивным двигателям нового поколения. Вооружение – ракеты средней и большой дальности.
Советские представители этого поколения: МиГ-21, МиГ-23, МиГ-27, Су-17. У США: F-4 Phantom II, Northrop F-5.
Четвертое поколение. Модели военных самолетов, которые создавались с 1980-х по 2010-е годы. Они отличались улучшенной маневренностью, интегральной аэродинамической схемой крыла, двухконтурными турбореактивными двигателями. Скорость составляет 2 Маха и выше.
Советские и российские представители: Су-27, МиГ-29, Су-30, Су-33. В США: F-14 Tomcat, F-15 Eagle, F-16 Fighting Falcon, F/A-18 Hornet.
Пятое поколение. Истребители, которые разрабатывают и выпускают с конца XX-века и до текущего времени. В них применяют технологии уменьшения заметности и более современную авионику. Большая часть полета может происходить на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
Российские представители: Су-57, Су-75. У США: F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Шестое поколение. Это грядущее поколение истребителей, которые могут появиться на вооружении в ближайшее десятилетие. Разработки таких моделей ведут некоторые страны, но о серийном производстве говорить пока рано.
Скорее всего, модели 6-го поколения будут летать на гиперзвуковых скоростях (в несколько раз превосходить скорость звука), получать более современные системы навигации и вооружение.
В России разрабатывается модель МиГ-41, которая на данный момент находится на стадии опытно-конструкторских работ. Истребитель может открыть 6-е поколение.
Страны с большим военным бюджетом содержат на вооружении в основном истребители 4-го поколения и постепенно перевооружаются на 5-е поколение военных самолетов. О нем и поговорим ниже.
Какие требования к истребителям 5-го поколения
Чтобы военный самолет считался истребителем 5-го поколения, он должен удовлетворять большинству требований:
Способность вести обстрел на сверхзвуковой скорости.
Возможность вести обстрел нескольких целей одновременно.
Сильное уменьшение заметности самолета в инфракрасном и радиолокационном диапазонах.
Полет на сверхзвуковых скоростях без использования форсажа.
Высокая маневренность на больших скоростях.
Большая максимальная высота полета.
Наличие активных систем защиты от ракет.
Высокий уровень автоматизации систем.
Набор требований формальный, никто четко не выдвигает его к самолетам и не проверяет наличие всех пунктов. Скорее наоборот, когда сформировалась группа самолетов со схожими параметрами, их выделили, как отличительные черты моделей 5-го поколения.
Какие истребители 5-го поколения существуют
Указанным выше требованиям на данный момент соответствуют всего 4 модели истребителей.



Многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57. Источник
Су-57 (Россия). Многоцелевой истребитель, который совершил первый полет в 2010 году.


Многофункциональный истребитель пятого поколения F-22 Raptor
F-22 Raptor (США). Малозаметный многоцелевой истребитель, который стоит на вооружении с конца 1990-х годов.


Многофункциональный истребитель пятого поколения F-35 Lightning II
F-35 Lightning II (США). Многофункциональный истребитель, который выпускается в трех модификациях и летает с 2006 года.


Многофункциональный истребитель пятого поколения Chengdu J-20
Chengdu J-20 (Китай). Тяжелый или многофункциональный истребитель, который используется с 2017 года.
Кроме этого существуют: Су-75 (Россия), J-31 (Китай), X-2 Shinshin (Япония), TF-X KAAN (Турция). Это разработки, которые находятся на разных стадиях готовности, но еще не приняты на вооружение.
Кроме этого известно, что истребители 5-го поколения разрабатывают в Индии (HAL AMCA), Южной Корее (KAI KF-X), Иране (IAIO Qaher-313) и Швеции (Flygsystem 2020).
Сколько истребителей 5-го поколения есть у разных стран
Многие характеристики военной техники и ее количество засекречены. Некоторые аналитики собирают информацию из разных источников и делают предположение о вооружении разных стран. Портал MilitaryWatchMagazine собрал данные и выдвинул свое предположение.
▸ F-22 Raptor (США) начали активно производить с 2005 года. С того времени было поставлено на вооружение почти 200 подобных истребителей.
▸ F-35 Lightning II (США). Если сравнивать модель с другими истребителями, заметно что она уступает в максимальной скорости, предельной высоте полета и снаряженной массе. Сам самолет немного компактнее одноклассников и дешевле в производстве. Он подходит для большинства задач ВВС США и его активно ставят на вооружение. По разным оценкам, американцы выпустили около 1000 таких истребителей.
▸ Су-57 (Россия) разрабатывался позднее американских аналогов. Первый испытательный полет состоялся в 2010 году, это на 13 лет позднее, чем начал летать F-22. На вооружении ВКС России истребитель 5-го поколения Су-57 состоит лишь 2 года. За это время произведено 22 серийных модели и еще около 10 самолетов имеют статус испытательных.
▸ Chengdu J-20 (Китай) начали испытывать в 2011 году, а на вооружение взяли в 2017 году. С того времени воздушные силы Китая получили около 250 моделей.
Из истребителей 5-го поколения только F-35 экспортируется в другие страны. Разные модификации этого самолета поставляются в Великобританию, Австралию, Канаду, Германию, Норвегию, и некоторые другие страны. Израиль уже подписал договор о покупке 25 истребителей F35, но поставки самолетов начнутся лишь в 2028 году.
◦ Назад к содержанию ◬

85 комментариев
Форум →