Вопреки представлениям общества, частные космические программы и корпорации существуют не только в США. Пресловутого Илона нашего Маска пытаются догнать множество компаний, среди которых есть и российские.
Некоторые из них уже запускают собственные аппараты. И пусть заявляют о себе они не так громко, но уже сейчас приносят пользу, осваивая космические просторы.
Некоторые владеют собственными космодромами, другие разрабатывают многоразовые ракетоносители, третьи успели завершить свой славный путь. Так что гордиться и «гордиться» есть чем.
Не Маском единым и NASA, так сказать. Смотрите сами.
«Спутникс»: наноспутники для связи и навигации
Хотя многие из нас привыкли своеобразно относиться ко всем инновационным затеям правительства, ставший притчей во языцех фонд «Сколково» даёт шанс серьезным проектам и в космической сфере.
Одним из первых стартапов, запущенных благодаря отдельному космическому кластеру «Сколково» стали ООО «Спутниковые инновационные космические системы», также известные как «Спутникс».
Фонд в 2012 году профинансировал разработку подсистем для спутников нового форм-фактора «ТаблетСат» грантом в размере 29,5 млн рублей. В начале 2014 года, перед запуском «Авроры», компания ввела в эксплуатацию наземный комплекс управления спутниками.
Система входит в состав малогабаритных спутников «ТаблетСат-Аврора» массой 22 кг разработки «Спутникс», предназначенных для дистанционного зондирования земли с разрешением в 15 метров.
Первая группа аппаратов состояла из 33 штук и была запущена в 2014 году на конверсионной ракете-носителе РС-20 «Днепр». Группа проработала 2 года, отсняв значительный пул геодезических снимков.
Следующим проектом «Спутникс» стал набор-конструктор для создания наноспутников различного назначения «Орбикрафт-Про», соответствующего международному стандарту CubeSat. Первый из них был запущен с борта МКС в 2018 году.
На данный момент компания участвует в разработке новой платформы для низкоорбитальных малых космических аппаратов массой 80-200 кг по заказу фонда Национальной Технологической инициативы (НТИ).
Летные испытания космического аппарата запланированы на 2024 год, а первые продажи предполагаются в 2025 году. Таким образом результаты компании можно считать более чем удовлетворительными.
«Лин индастриал»: модульные ракеты, «Селеноход» и магнито-плазменный двигатель
Еще один резидент космического кластера «Сколково» — компания «Лин Индастриал», — работает над несколькими проектами ракет-носителей легкого и сверхлегкого класса.
Основным проектом компании с 2014 года стало семейство модульных сверхлегких ракетоносителей «Таймыр» для вывода на низкую околоземную орбиту грузов массой от 10 до 180 кг.
«Лин Индастриал» организовала вторые огневые испытания ракетного двигателя в российской частной космонавтике. Который, однако, спустя 4 секунды после начала работы взорвался.
Кроме двигателя был поврежден и стенд для проведения испытаний, пострадали люди. И компания чуть не оказалась банкротом.
Что не помешало ей представить в 2016 году проект одной из самых дешевых ракет для вывода грузов на орбиту — «Тейю», чей двигатель стал первым ракетным двигателем в Европе, распечатанным на 3D-принтере.
Им же принадлежит проект уникального лазерного средства выведения BEaM, использующего плазму и магнитные поля для вывода груза на орбиту, показанный общественности в 2018 году (с полной презентацией можно ознакомиться по ссылке).
Не удивительно, что столь плодотворный коллектив поглотил другой российский проект «Селеноход». Его команда участвовала в конкурсе Google Lunar X PRIZE между частными компаниями, которые должны были отправить на Луну собственный луноход.
Уже в «Лин Индастриал» эти люди инициировали проект российской лунной базы «Луна семь» (седьмой полет человека на Луну после программы «Апполон»), который можно реализовать с использованием уже существующих технологий.
Однако, несмотря на высокую степень готовности «Таймыра», проведение первых испытаний компонентов BEaM, и включение предложений из «Луны семь» в Федеральную космическую программу на 2016–2025 гг., большого успеха «Лин Индастриал» не сыскал.
Проект «Луна семь» перестал получать финансирование ещё в 2017 году. Первый коммерческий запуск ракеты «Таймыра» со спутником на борту планировался на I квартал 2020 года и был перенесен на неопределенный срок.
На данный момент сотрудничество стартапа со «Сколково» и НКК приостановлено, проекты существуют только за счет личных средств разработчиков.
«НСТР Космические Системы»: доступные двигатели и орбитальные телескопы в онлайн
Счет «Лин индастриал» можно было бы пополнить результатами другой компании — ООО «НСТР Космические Системы» – стартап, основанный выходцем из первого коллектива вышеописанной компании.
Именно на счету их отделения «НСТР Ракетные Технологии» числится первый в российской частной космонавтике двигатель и первые же испытания, которые прошли ещё раньше, чем у «Лин Индастриал».
Успешные испытания привлекли внимание инвесторов. Тем не менее, последние сообщения от компании датируются 2019 годом, а домен неактивен.
Последние сообщения, доступные в сети, говорят о том, что команда разрабатывала (или продолжает это) сразу два проекта: AstroNYX и Errai. Первый представляет собой сеть автоматизированных телескопов с онлайн-доступом из любой точки Земли.
Второй решает задачи вывода этих телескопов, объединяя разработку жидкостных ракетных двигателей, метеоракет, а также сверхлегких ракет-носителей для запуска малых спутников.
«Даурия»: коммерчески успешная платформа наноспутников
Куда лучше шли дела другого производителя малых спутников — Dauria Aerospace, созданной бывшим владельцем «Техносилы» в 2011 году Михаилом Кокоричем.
До 2014 года компания имела несколько филиалов за рубежом, однако после сконцентрировала все работы — офис и производство, — в России. Кроме того, владельцам удалось привлечь «Сколково» и ряд зарубежных венчурных фондов.
Это позволило уже в 2015 году продать свои первые спутники Perseus-M1 и Perseus-M2 для дистанционного зондирования Земли американской компании Aquila Space. Аппараты уже находились на орбите.
За ними последовал космический аппарат DX1 на основе малой спутниковой платформы DX, созданной специалистами компании. Выведенный в космос, он позволил провести отработку экспериментальных технологий, которые должны были лечь в основу широкой линейки спутников Dauria.
Один из них — проект Pyxis для создания сети телекоммуникационных спутников высокоэллиптических орбит, способных обеспечить связь даже в приполярных регионах Земли.
Ещё одна платформа, АТОМ, для создания геостационарных космических аппаратов рабочей массы до тонны. Высокая эффективность аппаратов позволяет выводить их с минимальными затратами, обеспечив высокую конкурентноспособность.
Однако с Dauria Aerospace связана самая серьезная экономическая катастрофа частной российской космонавтики: в 2017 году заказанные Роскосмосом спутники МКА-Н производства Dauria не вышли на связь после старта.
Многомиллионный иск и отказ госкорпорации от расследования ситуации фактически обанкротил компанию, которая в декабре 2018 года прекратила даже информационную деятельность.
Momentus Space: орбитальный буксир
С 2017 года Кокорич успешно занимается развитием сервиса доставки грузов на околоземную орбиту Momentus Space в США и больше не связан с российским космосом.
Его текущая идея — эдакое космическое такси: большая ракета выводит на орбиту множество маленьких аппаратов, а буксиры Momentus Space будут растаскивать их на необходимые орбиты.
Проект включает 3 типа буксиров: малый Vigoride, средний Vigoride Extended и тяжелый Ardoride. Благодаря полученным 25,5 миллионам валютных инвестиций, запуски запланированы в конце 2020.
S7 Space: частный плавучий космодром и ремонтная база из МКС
Наиболее «тяжелым» и продвинутым стоило бы назвать проект S7 Space авиакомпании S7, созданный как дочерняя организация в 2016 году.
На счету компании 2 основных направления — «Морской старт» и «Наземный старт», а так же ряд «бумажных» проектов — «Орбитальный космодром», производство средних ракетоносителей и собственный космический многоразовый аппарат.
Наиболее известен «Морской старт»: с него S7 Space началась в 2016 году. Плавучий космодром позволил бы компании использовать дешёвые, доступные ракетоносители «Союз», существенно увеличив их грузоподъемность за счет базирования возле экватора.
К сожалению, сделка по приобретению морской платформы для запуска ракетоносителей была завершена только в 2018 году.
После этого компанию подвергли санкциям, и доступ к платформе был получен только в 2019 году. На данный момент плавучий космодром без ряда ответственного оборудования американского производства базируется на Дальнем Востоке, разоряя владельца.
На данный момент «Морской старт» ожидает поставки более современных ракет «Ангара» из-за северного размещения.
В связи с этим отделение S7 параллельно ведет разработку собственных ракетоносителей на базе традиционных советских «Союзов». Для этого планируется выкупить соответствующие технологии и уже готовые компоненты у «Роскосмоса».
Это позволит наладить частной корпорации собственное масштабное производство сначала легких модификаций «Союза», снятых с производства в России, а затем выпустить доработанную версию с многоразовой нижней ступенью.
Разработка проекта «Орбитальный космодром» стартовала в 2018 году и была поддержана головным предприятием «Роскосмоса».
Проект предполагает превращение российского сегмента МКС в сборочный цех крупных космических объектов для ближнего и дальнего космоса.
Так же его планируется использовать в качестве центра технического обслуживания, ремонта и модернизации космических аппаратов непосредственно в космосе.
Третья роль проекта — перевалочная база для лунных программ.
«КосмоКурс»: доступный космический туризм
Кроме грузовых и сугубо научно-технических проектов, в России пытаются создавать бизнес и в развлекательной сфере, связанной с космосом.
Поддерживаемый Роскосмосом «КосмоКурс» разрабатывает многоразовый суборбитальный комплекс для отправки в космос туристов.
По планам создателей компании, первый туристический полет продолжительностью 15 минут должен состояться уже в 2025 году, а уже год спустя на орбиту будут выходить 120 аппаратов.
Шесть туристов и один инструктор смогут побывать на той самой орбите корабля «Восток-1», которую когда-то посетил Юрий Гагарин. Точнее, её небольшую часть.
Несмотря на высокую цену около 250 тысяч долларов, проект предполагается развивать: частично за счет привлечения бюджетных средств, выделяемых через Роскосмос и другие государственные учреждения, частично — за счет предварительных продаж.
Ещё одним достижением компании стало участие в конкурсе Роскосмоса на разработку сверхмалого двухступенчатого ракетоносителя «Амур-СПГ» на метане с возвращаемой первой ступенью.
Success Rockets: краудфандинговые ракеты с разработкой на аутсорсе
В июне 2020 года Олег Мансуров, ранее известный благодаря платформе для проведения хакатонов «Актум» объявил о запуске нового проекта Success Rockets по созданию сверхлегкой ракеты для вывода малых грузов на околоземную орбиту.
Тем же планировали заниматься большинство вышеупомянутых компаний, однако «Успешные ракеты» нашли ряд частных инвесторов.
Их ракета длиной 20 метров будет весить 13 тонн и сможет выводить на орбиту не менее 250 килограмм груза. Кроме того, проект обещает минимальную стоимость запуска в расчете на килограмм груза.
Первые запуски Success Rockets запланированы на 2024 год, хотя документы на момент освещения в СМИ ещё изучались рядом заказчиков.
Большую часть средств Мансуров планирует собрать с помощью краудфандинга, а разработку — на конкурсной основе сторонними компаниями.
Судьба российской частной космонавтики
Богата земля русская талантами, способными создавать продвинутые аэрокосмические проекты. К сожалению, многие из них ожидает традиционная судьба русских авиаконструкторов и Циолковского.
Описания программ обширны на бумаге и в СМИ. С результатами не так радужно. Фактически, коммерческого успеха добилась только Dauria Aerospace — только она смогла продать не только разработки, но и готовый проект, запущенный в космос.
Причин довольно много, однако основная — отсутствие заинтересованных заказчиков. До 2014 года российским проектам был доступен весь международный рынок. Сейчас, судя по всему, им приходится выбирать между госзаказом и рынком.
Государственная корпорация не обеспечивает доступ к существовавшим технологиям и разработкам, поэтому большая часть интересных коммерческих проектов тонет в рутинной подготовке производства.
Не удивительно, что среди всех вышеописанных компаний на плаву осталось совсем немного: американская реинкарнация Dauria Aerospace, Success Rockets Мансурова и КосмоКурс. Та же ситуация происходит и в США, где только проекты Илона Маска имеют общественный резонанс и определенный коммерческий успех.
Но на его стороне — финансирование правительства, доступ к разработкам NASA, колоссальная производственная база и достаточное число специалистов с высокой подготовкой.
У российских частных аэрокосмических компаний нет ничего, кроме желания и собственных денег. Так что многие из их разработок мы ещё увидим. Некоторые — когда Маск по собственному обыкновению выкупит чертежи и запустит производство у себя на родине.
А у нас что? Одни
гитаристыпрограммисты в стране, на заводах работать некому. Пока «Роскосмос» не решит делегировать часть работы в частные руки.
31 комментариев
Форум →Сейчас начнется срачь !!! ФАС !!!
@axinfernis, будем надеется на адекватность народа)
@axinfernis, а когда Союзмультфильм переехал в Роскосмос?
@axinfernis, а смысл сраться из за влажных мечтаний Рогозина?
Плачу от гордости ?
@firesnake, ударение на какой слог?)
@firesnake, плати дальше ;)
Так, я за попкорном!!!
Так-то и я могу нарисовать красивых картинок. Какие выплаты мне положены?
Рисуйте, показывайте – посмотрим, оценим, найдем куда определить
LOL
Мультипликационные войска РФии!
Конкурентов нет, пока реально кто-то не полетел, всё это слова, так же как и с “убийцами” айфонов
Строго говоря, у нас ГОСТы и другие нормативные не позволяют запускать многоразовые ракеты (впрочем, Маску на серийные запуски тоже разрешение не выдано – текущая деятельность идёт как экспериментальная со всеми вытекающими). :/
Обратите внимание на Таймыр – он испытан и готов к запуску в производство.
@Николай Маслов, Таймыр – это полуостров, он не летает)
Да да, а ещё Мельница конкурент Пиксару, Лада – Форду, Эльбрус – Интелу.
—————-
Сейчас вы находитесь здесь
——————-
Вот когда ракета полетит, тогда и поговорим…
@DomenER, в каком филиале ракету получали туда и идите ;)
Скажу то что знаю точно, до создания реального прототипа космического буксира на ЯЭДУ ещё лет двадцать пахать в нынешнем темпе и только в кооперации. Технологии капельных холодильников были у СССР сейчас они в значительной степени утрачены в том числе в области материаловедения, воспроизвести в серии даже разработки СССР пока не получается.
С точки зрения обывателя (моей), у Маска ракеты не просто летают, но еще и коммерчески успешны, а у наших частников они только в виде красивых картинок и прожектов. Впрочем, как раз об этом в конце статьи.
У наших частников они в виде раздельных компонентов или отдельных экспериментальных устройств. Я Вас не зря отправил к Таймыру – он готов, денег нет запускать и заказов. Спутники тоже летали и нашли своего заказчика, но Даурия – самая печальная история российской космонавтики.
*Таймыр – модификация серийного Союз-7. Узлы отработаны, строить не на что.
Если бы Роскосмос вел себя как NASA – через пару лет они бы летали массово. Но об успешности Маска тоже говорить рано, поскольку он, как полагается всем стартаперам, пока живет на дотациях и собственных средствах, проект себя не окупает и прямые функции не выполняет. (Подчеркну, текущие полёты – экспериментальные по правилам регуляторов. Нельзя просто построить ракеты и начать их запускать в космос, как нельзя купить самолет и летать на нём).
@Николай Маслов, это цитаты от разлученного в детстве брата Рогозина, который нашел себя в частном секторе российской космонавтики?
Господи, опять этот Маслов строчит всякую фигню в стиле «сделаноунас» и «угарной силы» а про Маска вообще смешно. Рано мол говорить об успешности. Охренеть
Слава богу хоть бросил писать ахинею про оружие.
Смішно… построили космотром Восточный и ракету Союз2 для него, оказалось ракета не подходит к комодрому. Ето каким надо быть рукожопып инжинером
что б такое отчибушить?
@stepan70, инженеру что дают, он то и разрабатывает. Начальство из попы
У меня друг много лет работает на заводе им.Лавочкина в Химках, который относится к роскосмосу. За все время работы они научились очень классно делать мангалы и шампура, остальные нужные изделия почти всегда производятся через одно место и не всегда по трезвому делу, а отк все принимает. Вот такое лично у меня мнение о нашем ракетостроении.
Полезная статья. Она показывает, что есть люди которые хотят что-то делать, а не только строчить тупые комменты – как-все-плохо-здесь и как-все-хорошо-там.
У нас черная ракета, потому что у нас все по-серьезке)))…. или мы экстримальные такие, потмоу как у всех прошаренных пацанов должно быть все черное
какая прекрасная статья! Просто песТня какая то, а не статья!
Я бы ее назвал классически – клуб четырех коней.
Рогозин предложил российским поклонникам Илона Маска «поцеловать его куда-нибудь».
Так он прокомментировал сбор подписей за установку в Москве памятника американскому предпринимателю.
Ути какой обидчивый
Депутат Госдумы единоросска Вторыгина предложила установить возрастные ограничения на прослушивание рэпа.
Напоминаю: содержание питомника для слабоумных под названием «Госдума» обходится нам в несколько десятков миллиардов рублей в год.
P.S. О каких ракетах Вы речь ведёте?!?
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как откатиться с iOS 13 на iOS 12 без потери данных
Как восстановить перезаписанный файл на Mac
Как организовать домашний медиа-сервер из iPad, Apple TV и Android-смартфона
Как не палиться, когда читаешь сообщения в мессенджерах
Как в Safari на Mac открывать вкладки в фоне и сразу к ним переходить
Какие приложения работают на iOS 10.3, а какие нет
Можно ли подключить AirPods к старым iPhone и iPad
Почему после входа в Apple ID удаляются все заметки на iPhone