iPhones.ru

Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

Илья Сидоров avatar | 27
FavoriteLoading В закладки
Умели же. Как в царской России сделали автомобиль за 1500 рублей, который был не хуже Benz и продавался нарасхват

АвтоВАЗ и ГАЗ всегда были самыми популярными автомобилями в СССР и России. Некоторые даже считают, что с них и началась автомобильная промышленность, но это, конечно же, не так.

В 1896 году в Нижнем Новгороде был представлен первый российский серийный автомобиль, получивший название «Автомобиль Фрезе и Яковлева».

Он был не похож на современные машины, но для своего времени это была очень интересная и конкурентноспособная модель.

Как и у многих проектов в автоиндустрии, у него была очень интересная судьба со своими взлетами и падениями.

Кратко

Кто создал автомобиль


Петр Фрезе слева, Евгений Яковлев справа

Многие автомобильные марки названы в честь своих создателей, и автомобиль Фрезе и Яковлева не является исключением. О концепции бренда тогда никто не задумывался, поэтому в названии фактически есть слово автомобиль, чтобы было понимание, о чем идет речь.

Автомобиль был создан двумя российскими промышленниками и изобретателями: Петром Фрезе и Евгением Яковлевым.

Коротко о каждом

▶︎ Петр Фрезе родился в 1844 году в Санкт-Петербурге. Он принадлежал к дворянскому роду, члены которого занимались горной добычей.

В 1874 году он основал компанию по производству конных экипажей, которая впоследствии стала выпускать кареты для императора и его семьи.

▶︎ Евгений Яковлев родился в 1857 году в Санкт-Петербургской губернии. С 1875 по 1884 год он проходил службу во флоте, дослужился до звания лейтенанта.

В 1884 году был «уволен со службы по домашним обстоятельствам» и начал заниматься изучением двигателей внутреннего сгорания. В 1891 году запустил завод, на котором выпускал собственные двигатели.

Предприниматели встретились в Чикаго. Они приехали на Всемирную выставку 1893 года, которая до сих пор считается одной из самых масштабных в истории.


Benz Velo

Они приехали на выставку в качестве участников. Фрезе привез в США образцы повозок, а Яковлев — собственные двигатели. Оба изобретателя получили в Чикаго по бронзовой медали.

Познакомились они в павильоне Benz, где были выставлены автомобили Benz Victoria и Velo. На тот момент это были одни из первых коммерчески успешных автомобилей.

Фрезе и Яковлев решили, что им стоит выпустить аналогичный автомобиль, но с некоторыми улучшениями.

◦ Назад ◬

Сколько длилась разработка машины

Когда именно стартовал проект, неизвестно.

Но в 1894 году император Александр III анонсировал Всероссийскую промышленную выставку в Нижнем Новгороде, которая должна была пройти 1896 году, и Фрезе с Яковлевым решили в ней участвовать.

Подробности их совместной работы тоже неизвестны. Но уже весной 1896 автомобиль был готов, в мае начались первые испытания, а 14 июля состоялась официальная презентация на Всероссийской промышленной выставке.


Газета на русском и немецком языке, в которой рассказывалось об автомобиле Фрезе Яковлева

Вот как описывал автомобиль журналист Владимир Анфилов в журнале «Самокат», выпуск 123 от 11 мая 1896 года:

По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской.

Владимир Анфилов, журналист

Позже об автомобили Фрезе и Яковлева написали и другие газеты.

◦ Назад ◬

Чем удивлял автомобиль

Внешне машина напоминала Benz Velo, но это не была копия. Фрезе и Яковлев использовали оригинальные комплектующие и внесли немало конструктивных изменений.

Это был классический фаэтон того времени с откидным верхом, вмещающий два человека. За кузов, колеса и ходовую часть отвечал Фрезе, а Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию.

Мотор имел мощность 2 л.с. и позволял развивать максимальную скорость 20 км/ч. Для сравнения в Benz Velo изначально имел двигатель 1,5 л.с. Впоследствии мощность была увеличена до 3,5 л.с.

Двигатель Яковлева был легче, чем у Бенца. Кроме того, Яковлев добавил испарительную систему охлаждения. При работе двигателя вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. Но часть воды испарялась.

Для хранения воды в машине было предусмотрено два бака, в совокупности они имели объем 30 литров.

Автомобиль имел заднеприводную конструкцию. Крутящий момент с двигателя на колеса передавался через две цепи, которые были связаны промежуточным валом с закрепленными на нем шкивами.

Коробка имела только две передачи: вперед (D) и нейтральный режим (N). Запаса топлива хватало на 200 км.

По своим характеристикам автомобиль Фрезе и Яковлева был конкурентом Benz Velo. А это был первый в мире серийный четырёхколёсный автомобиль Карла Бенца, поэтому уровень качества был очень высокий.

◦ Назад ◬

Сколько стоил автомобиль

Свою машину изобретатели оценили в 1500 рублей. Это примерно 2,5 млн рублей по текущему курсу.

Механический экипаж, с виду похожий на обыкновенный фаэтон, но приводимый в движение небольшим бензиновым двигателем, экипаж этот оценивается в 1500 рублей и в час может делать по шоссейной дороге до 20 верст (21 км — прим. iPhones.ru).

Газета «Каспий» от 27 августа 1896 года

Ценник был немаленьким, но машина стоила в два раза дешевле немецких и французских аналогов. Однако позволить её могли только очень богатые люди. Лошадь тогда стоила 50 рублей, а среднее жалованье рабочего составляло 25 рублей в месяц. Ни о каких кредитах речи не шло, а производство работало только под заказ.

Сколько было произведено машин, неизвестно. Единственное, что можно утверждать, что спрос был небольшим. Отчасти это связано с реакцией Николай II, который посетил нижегородскую выставку и сам увидел первую российскую машину.

Смотреть не на что, за границей лучше.

Николай II, запись из его дневника

За двигатель и экипаж Яковлев и Фрезе были удостоены лишь серебряных медалей на выставке. Крупные газеты об их изобретении не написали.

◦ Назад ◬

Когда завершилось производство

После выставки инженеры продолжили улучшать автомобиль, но в 1898 году умер Яковлев. Его наследники не захотели заниматься машинами, поэтому Фрезе фактически остался один с проектом.

Аналогичных российских моторов на тот момент не было, поэтому Фрезе начал закупать двигатели и коробки передач во Франции и устанавливать их на свои автомобили.

Несмотря на это, автомобиль все равно покупали. С 1901 по 1903 год компания Фрезе выпустила около сотни легковых автомобилей, но они уже не были полностью российскими. Можно считать, что предприятие было успешным, потому что в будущем Фрезе открыл фабрики в Москве и Варшаве.

wp-image-1273900wp-image-1273901

В 1901 году Фрезе представил первый российский грузовой автомобиль. Его грузоподъемность составляла 960 кг. В 1903 году компания выпустила первый почтовый фургон, а в 1904 году — первую пожарную машину.

Считается, что решение о выпуске пожарной машины было принято после пожара в Почтовом ведомстве Санкт-Петербурга в 1904 году. Тогда в пожаре сгорели все почтовые автомобили Фрезе, они были выпущены за полгода до происшествия.

В 1910 году Фрезе продал свою фабрику рижской компании «Руссо-Балт». На тот момент ему было 66 лет. Оставшиеся 8 лет жизни он провел в своем имении в Тверской области.

◦ Назад ◬

Какие автомобили сохранились

wp-image-1273903wp-image-1273904

Автомобиль Любови Елизаветиной

К сожалению, сегодня остался только один автомобиль Фрезе Яковлева, и то полноценным назвать его нельзя.

Им владеет искусствовед Любовь Елизаветина. Автомобиль она купила в конце 90-х. По её словам, он принадлежал реконструктору Спартаку Григоряну, который занимался восстановлением машины в 80-х, но не успел закончить работу.

На восстановление машины ушло 23 года. Проект был закончен только в 2023 году. Многие детали кузова пришлось заменить. Вместо бензинового двигателя установлен электромотор, а другие технические компоненты были взяты с автомобилей 20 века.

Сейчас эту машину можно увидеть на различных автовыставках и музеях.

Также в 1996 году в Научно-техническом центре журнала Авторевью были созданы три реплики машины. Одна из них располагается в экспозиции Политехнического музея Москвы.

◦ Назад ◬

Влияние на автоиндустрию

Хотя автомобиль Фрезе и Яковлева не получил продолжения, он все равно оставил свой вклад в истории. И не только в качестве первого серийного российского автомобиля.

Используя свои наработки Фрезе смог выпустить множество первых технических автомобилей в России, которые не отставали от западных конкурентов по своим техническим характеристикам.

Кроме того, эта машина Фрезе и Яковлева так и осталась единственной серийной в дореволюционной России. В будущем автомобильная промышленность развивалась уже под советской властью.

◦ Назад ◬

Ещё интересное, чтобы расширить горизонт 🙌

▶︎ Чем бензиновый двигатель отличается от дизельного. Знатоки, что скажете

▶︎ Как компания Nio из Китая уделала все электрокары мира. Когда аккумулятор всё, его поменяют на новый за 5 минут

▶︎ Это китайская дорога с движением на 50 полос, где все машины стоят в гигантской пробке. Не жалуйтесь на Москву

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (19 голосов, общий рейтинг: 4.79 из 5)
undefined
iPhones.ru
АвтоВАЗ и ГАЗ всегда были самыми популярными автомобилями в СССР и России. Некоторые даже считают, что с них и началась автомобильная промышленность, но это, конечно же, не так. В 1896 году в Нижнем Новгороде был представлен первый российский серийный автомобиль, получивший название «Автомобиль Фрезе и Яковлева». Он был не похож на современные машины, но для...
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

27 комментариев

Форум →
  1. id809088089 avatar
    id809088089 14 сентября в 10:21
    11

    Может и смарфтон делали в царской России лучше айфона?

    Siberian84 avatar
    Siberian8414 сентября в 12:43
    4

    @id809088089, может и сделали. А с какой целью интересуешься?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. id618064388 avatar
    id618064388 14 сентября в 10:34
    2

    Либеральный Ленин все пох*рил, а потом и Ельцын… а либиральные жители России все продолжали думать, что надо «дружит» с западом, что бы все было хорошо…

    Ilja Grübel avatar
    Ilja Grübel14 сентября в 11:11
    13

    @id618064388, лучше дружить, чем воевать.

    id618064388 avatar
    id61806438814 сентября в 19:26
    3

    @Ilja Grübel, ну да еще не забудьте 15 республик от себя отделить, а то дружить не будем)))

    FelizNavidad avatar
    FelizNavidad14 сентября в 20:27
    8

    @id618064388, А каково это жить, осознавая каждый день, что ты подонок? Или ты этого не понимаешь?

    id618064388 avatar
    id61806438814 сентября в 23:02
    1

    @FelizNavidad, обоснуй

    Йода avatar
    Йода14 сентября в 23:59
    8

    @id618064388, Точно. Вы еще США предложите выделить все штаты в отдельные государства, Германии – все земли, Францию разделить по границам провинций. Великобританию проще всего разделить на Англию, Шотландию, Уэльс, Северную Ирландию, Нормандские острова и остров Мэн. И так далее…

    Но проще всего Вам изучить историю и узнать, что такое федеративные государства, как и зачем они образовывались. Хотя бы просто чтобы не смешить людей.

    Еще узнайте, что такое конфедерации и чем они отличаются от федераций.

    И наконец, Вас может удивить, почему некоторые страны называются республиками ;)

    Дядя Фёдор avatar
    Дядя Фёдор15 сентября в 2:23
    0

    @Йода, единственный дельный комментарий, респект

    id618064388 avatar
    id61806438815 сентября в 8:49
    1

    @Йода, да да только вот чо то ты молчал когда отделили косово от Сербии, Югославию поделили на несколько стран, поддержка террористов в Сирии, причем президент Сирии не давал разрешения американцам входить в страну

    id618064388 avatar
    id61806438815 сентября в 9:08
    2

    @Йода, причем здесь вообще сша герма6ия франция и англия, речь идет о России, зачем американцы потребовали отделение республик от СССР, чем они им мешали?

    zayonc avatar
    zayonc14 сентября в 11:48
    6

    @id618064388, на дежурстве сегодня?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. TurburatoR avatar
    TurburatoR 14 сентября в 10:42
    10

    В заголовке «продавался нарасхват» в тексте «спрос был небольшим». А с учетом неизвестного количества выпущенных машин (может 1-2) такой себе «убийца» Бенца получается…

    Kermit avatar
    Kermit14 сентября в 21:57
    3

    @TurburatoR, Маруся уже Теслу убила, ага

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. CoordinatoR avatar
    CoordinatoR 14 сентября в 12:04
    2

    Создать автомобиль – это 10%.
    Остальные 90% – создать его промышленное производство.

    Vanenz0 avatar
    Vanenz014 сентября в 14:45
    2

    @CoordinatoR, до Форда такового фактически не было, никакого конвейера

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. cheromon avatar
    cheromon 14 сентября в 12:08
    1

    Ой и правда!!! Статья нейронкой написана. Ну или сказать точнее высрана

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. Gautama avatar
    Gautama 14 сентября в 12:29
    5

    Печальная история.
    А Николай второй был иноагентом

    Vanenz0 avatar
    Vanenz014 сентября в 14:45
    2

    @Gautama, а Ленин? Вернее, так – а кто не был иноагентом?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. alexmaru avatar
    alexmaru 14 сентября в 15:20
    1

    2,5 миллина рублей = 1500 РИ рублей или 25 000$ текущих долларов. Но помните, братья, рубль – стабильная валюта, вкладывайте в него. Доллар скоро точно рухнет.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. aaga avatar
    aaga 14 сентября в 18:37
    0

    Автомобиль Любови ЕлизаветинОЙ

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  9. star_iK avatar
    star_iK 14 сентября в 18:45
    2

    Ахах. Скопировать чужое – это по русски «создать»? А «адапировать» – это допилить напильником то, что не удалось украсть и пришлось кузнецу Прохору заказывать?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  10. 8 avatar
    8 14 сентября в 19:16
    1

    Еще были фотоаппараты не хуже современных, сохранились фотографии с них, на которых были запечатлены выставки генераторов бесплатного электричества. Мосты были построены и дамбы ( до сих пор стоят и не разрушаются ), целые города по технологиям, которых у нас до сих пор нет. Мы смогли лишь откапать метро, здания и технологии древних сохранившееся в земле, чем сей час и пользуемся. До нас была цивилизация превосходящая нас во многом, потом было 2 года ядерной зимы, потом появились цари. Какие то люди решили за всех, что нужно добывать и продавать нефть и на этом достижения стали не нужны, ведь и так все хорошо. Сегодня идет передел мира из за нефти, ресурсов и тд. Что будет завтра?

    FelizNavidad avatar
    FelizNavidad14 сентября в 20:26
    5

    @8, Не соватую так много пить галопередола, у вас наблюдается явный передоз. Сделайте паузу хотя бы пару дней, должно отпустить.

    nnm1 avatar
    nnm114 сентября в 21:48
    5

    @FelizNavidad, это когда впервые зашел на ютюб и тебе попались конспирологические видео с 3-5 тыс. просмотров и озвучкой как из жoпы

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  11. maclex avatar
    maclex 15 сентября в 13:59
    0

    5+

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  12. xava avatar
    xava 15 сентября в 16:46
    0

    смекалка, изобретательность всегда была на земле Российской, а вот с администраторами не везло..

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.