АвтоВАЗ и ГАЗ всегда были самыми популярными автомобилями в СССР и России. Некоторые даже считают, что с них и началась автомобильная промышленность, но это, конечно же, не так.
В 1896 году в Нижнем Новгороде был представлен первый российский серийный автомобиль, получивший название «Автомобиль Фрезе и Яковлева».
Он был не похож на современные машины, но для своего времени это была очень интересная и конкурентноспособная модель.
Как и у многих проектов в автоиндустрии, у него была очень интересная судьба со своими взлетами и падениями.
Кратко
Кто создал автомобиль
Петр Фрезе слева, Евгений Яковлев справа
Многие автомобильные марки названы в честь своих создателей, и автомобиль Фрезе и Яковлева не является исключением. О концепции бренда тогда никто не задумывался, поэтому в названии фактически есть слово автомобиль, чтобы было понимание, о чем идет речь.
Автомобиль был создан двумя российскими промышленниками и изобретателями: Петром Фрезе и Евгением Яковлевым.
Коротко о каждом
▶︎ Петр Фрезе родился в 1844 году в Санкт-Петербурге. Он принадлежал к дворянскому роду, члены которого занимались горной добычей.
В 1874 году он основал компанию по производству конных экипажей, которая впоследствии стала выпускать кареты для императора и его семьи.
▶︎ Евгений Яковлев родился в 1857 году в Санкт-Петербургской губернии. С 1875 по 1884 год он проходил службу во флоте, дослужился до звания лейтенанта.
В 1884 году был «уволен со службы по домашним обстоятельствам» и начал заниматься изучением двигателей внутреннего сгорания. В 1891 году запустил завод, на котором выпускал собственные двигатели.
Предприниматели встретились в Чикаго. Они приехали на Всемирную выставку 1893 года, которая до сих пор считается одной из самых масштабных в истории.
Benz Velo
Они приехали на выставку в качестве участников. Фрезе привез в США образцы повозок, а Яковлев — собственные двигатели. Оба изобретателя получили в Чикаго по бронзовой медали.
Познакомились они в павильоне Benz, где были выставлены автомобили Benz Victoria и Velo. На тот момент это были одни из первых коммерчески успешных автомобилей.
Фрезе и Яковлев решили, что им стоит выпустить аналогичный автомобиль, но с некоторыми улучшениями.
Сколько длилась разработка машины
Когда именно стартовал проект, неизвестно.
Но в 1894 году император Александр III анонсировал Всероссийскую промышленную выставку в Нижнем Новгороде, которая должна была пройти 1896 году, и Фрезе с Яковлевым решили в ней участвовать.
Подробности их совместной работы тоже неизвестны. Но уже весной 1896 автомобиль был готов, в мае начались первые испытания, а 14 июля состоялась официальная презентация на Всероссийской промышленной выставке.
Газета на русском и немецком языке, в которой рассказывалось об автомобиле Фрезе Яковлева
Вот как описывал автомобиль журналист Владимир Анфилов в журнале «Самокат», выпуск 123 от 11 мая 1896 года:
По окрестностям Питера разъезжает механический экипаж. Его пассажиры выдают себя за производителей и едва ли не изобретателей этой машины и клянутся, что все до последнего винтика в экипаже сделано ими в собственной мастерской.
Владимир Анфилов, журналист
Позже об автомобили Фрезе и Яковлева написали и другие газеты.
Чем удивлял автомобиль
Внешне машина напоминала Benz Velo, но это не была копия. Фрезе и Яковлев использовали оригинальные комплектующие и внесли немало конструктивных изменений.
Это был классический фаэтон того времени с откидным верхом, вмещающий два человека. За кузов, колеса и ходовую часть отвечал Фрезе, а Яковлев изготовил двигатель и трансмиссию.
Мотор имел мощность 2 л.с. и позволял развивать максимальную скорость 20 км/ч. Для сравнения в Benz Velo изначально имел двигатель 1,5 л.с. Впоследствии мощность была увеличена до 3,5 л.с.
Двигатель Яковлева был легче, чем у Бенца. Кроме того, Яковлев добавил испарительную систему охлаждения. При работе двигателя вода постоянно кипела, пар поступал в конденсатор, где охлаждался и конденсировался в воду. Но часть воды испарялась.
Для хранения воды в машине было предусмотрено два бака, в совокупности они имели объем 30 литров.
Автомобиль имел заднеприводную конструкцию. Крутящий момент с двигателя на колеса передавался через две цепи, которые были связаны промежуточным валом с закрепленными на нем шкивами.
Коробка имела только две передачи: вперед (D) и нейтральный режим (N). Запаса топлива хватало на 200 км.
По своим характеристикам автомобиль Фрезе и Яковлева был конкурентом Benz Velo. А это был первый в мире серийный четырёхколёсный автомобиль Карла Бенца, поэтому уровень качества был очень высокий.
Сколько стоил автомобиль
Свою машину изобретатели оценили в 1500 рублей. Это примерно 2,5 млн рублей по текущему курсу.
Механический экипаж, с виду похожий на обыкновенный фаэтон, но приводимый в движение небольшим бензиновым двигателем, экипаж этот оценивается в 1500 рублей и в час может делать по шоссейной дороге до 20 верст (21 км — прим. iPhones.ru).
Газета «Каспий» от 27 августа 1896 года
Ценник был немаленьким, но машина стоила в два раза дешевле немецких и французских аналогов. Однако позволить её могли только очень богатые люди. Лошадь тогда стоила 50 рублей, а среднее жалованье рабочего составляло 25 рублей в месяц. Ни о каких кредитах речи не шло, а производство работало только под заказ.
Сколько было произведено машин, неизвестно. Единственное, что можно утверждать, что спрос был небольшим. Отчасти это связано с реакцией Николай II, который посетил нижегородскую выставку и сам увидел первую российскую машину.
Смотреть не на что, за границей лучше.
Николай II, запись из его дневника
За двигатель и экипаж Яковлев и Фрезе были удостоены лишь серебряных медалей на выставке. Крупные газеты об их изобретении не написали.
Когда завершилось производство
После выставки инженеры продолжили улучшать автомобиль, но в 1898 году умер Яковлев. Его наследники не захотели заниматься машинами, поэтому Фрезе фактически остался один с проектом.
Аналогичных российских моторов на тот момент не было, поэтому Фрезе начал закупать двигатели и коробки передач во Франции и устанавливать их на свои автомобили.
Несмотря на это, автомобиль все равно покупали. С 1901 по 1903 год компания Фрезе выпустила около сотни легковых автомобилей, но они уже не были полностью российскими. Можно считать, что предприятие было успешным, потому что в будущем Фрезе открыл фабрики в Москве и Варшаве.
В 1901 году Фрезе представил первый российский грузовой автомобиль. Его грузоподъемность составляла 960 кг. В 1903 году компания выпустила первый почтовый фургон, а в 1904 году — первую пожарную машину.
Считается, что решение о выпуске пожарной машины было принято после пожара в Почтовом ведомстве Санкт-Петербурга в 1904 году. Тогда в пожаре сгорели все почтовые автомобили Фрезе, они были выпущены за полгода до происшествия.
В 1910 году Фрезе продал свою фабрику рижской компании «Руссо-Балт». На тот момент ему было 66 лет. Оставшиеся 8 лет жизни он провел в своем имении в Тверской области.
Какие автомобили сохранились
Автомобиль Любови Елизаветиной
К сожалению, сегодня остался только один автомобиль Фрезе Яковлева, и то полноценным назвать его нельзя.
Им владеет искусствовед Любовь Елизаветина. Автомобиль она купила в конце 90-х. По её словам, он принадлежал реконструктору Спартаку Григоряну, который занимался восстановлением машины в 80-х, но не успел закончить работу.
На восстановление машины ушло 23 года. Проект был закончен только в 2023 году. Многие детали кузова пришлось заменить. Вместо бензинового двигателя установлен электромотор, а другие технические компоненты были взяты с автомобилей 20 века.
Сейчас эту машину можно увидеть на различных автовыставках и музеях.
Также в 1996 году в Научно-техническом центре журнала Авторевью были созданы три реплики машины. Одна из них располагается в экспозиции Политехнического музея Москвы.
Влияние на автоиндустрию
Хотя автомобиль Фрезе и Яковлева не получил продолжения, он все равно оставил свой вклад в истории. И не только в качестве первого серийного российского автомобиля.
Используя свои наработки Фрезе смог выпустить множество первых технических автомобилей в России, которые не отставали от западных конкурентов по своим техническим характеристикам.
Кроме того, эта машина Фрезе и Яковлева так и осталась единственной серийной в дореволюционной России. В будущем автомобильная промышленность развивалась уже под советской властью.
Ещё интересное, чтобы расширить горизонт 🙌
▶︎ Чем бензиновый двигатель отличается от дизельного. Знатоки, что скажете
▶︎ Как компания Nio из Китая уделала все электрокары мира. Когда аккумулятор всё, его поменяют на новый за 5 минут
▶︎ Это китайская дорога с движением на 50 полос, где все машины стоят в гигантской пробке. Не жалуйтесь на Москву
27 комментариев
Форум →Может и смарфтон делали в царской России лучше айфона?
@id809088089, может и сделали. А с какой целью интересуешься?
Либеральный Ленин все пох*рил, а потом и Ельцын… а либиральные жители России все продолжали думать, что надо «дружит» с западом, что бы все было хорошо…
@id618064388, лучше дружить, чем воевать.
@Ilja Grübel, ну да еще не забудьте 15 республик от себя отделить, а то дружить не будем)))
@id618064388, А каково это жить, осознавая каждый день, что ты подонок? Или ты этого не понимаешь?
@FelizNavidad, обоснуй
@id618064388, Точно. Вы еще США предложите выделить все штаты в отдельные государства, Германии – все земли, Францию разделить по границам провинций. Великобританию проще всего разделить на Англию, Шотландию, Уэльс, Северную Ирландию, Нормандские острова и остров Мэн. И так далее…
Но проще всего Вам изучить историю и узнать, что такое федеративные государства, как и зачем они образовывались. Хотя бы просто чтобы не смешить людей.
Еще узнайте, что такое конфедерации и чем они отличаются от федераций.
И наконец, Вас может удивить, почему некоторые страны называются республиками ;)
@Йода, единственный дельный комментарий, респект
@Йода, да да только вот чо то ты молчал когда отделили косово от Сербии, Югославию поделили на несколько стран, поддержка террористов в Сирии, причем президент Сирии не давал разрешения американцам входить в страну
@Йода, причем здесь вообще сша герма6ия франция и англия, речь идет о России, зачем американцы потребовали отделение республик от СССР, чем они им мешали?
@id618064388, на дежурстве сегодня?
В заголовке «продавался нарасхват» в тексте «спрос был небольшим». А с учетом неизвестного количества выпущенных машин (может 1-2) такой себе «убийца» Бенца получается…
@TurburatoR, Маруся уже Теслу убила, ага
Создать автомобиль – это 10%.
Остальные 90% – создать его промышленное производство.
@CoordinatoR, до Форда такового фактически не было, никакого конвейера
Ой и правда!!! Статья нейронкой написана. Ну или сказать точнее высрана
Печальная история.
А Николай второй был иноагентом
@Gautama, а Ленин? Вернее, так – а кто не был иноагентом?
2,5 миллина рублей = 1500 РИ рублей или 25 000$ текущих долларов. Но помните, братья, рубль – стабильная валюта, вкладывайте в него. Доллар скоро точно рухнет.
Автомобиль Любови ЕлизаветинОЙ
Ахах. Скопировать чужое – это по русски «создать»? А «адапировать» – это допилить напильником то, что не удалось украсть и пришлось кузнецу Прохору заказывать?
Еще были фотоаппараты не хуже современных, сохранились фотографии с них, на которых были запечатлены выставки генераторов бесплатного электричества. Мосты были построены и дамбы ( до сих пор стоят и не разрушаются ), целые города по технологиям, которых у нас до сих пор нет. Мы смогли лишь откапать метро, здания и технологии древних сохранившееся в земле, чем сей час и пользуемся. До нас была цивилизация превосходящая нас во многом, потом было 2 года ядерной зимы, потом появились цари. Какие то люди решили за всех, что нужно добывать и продавать нефть и на этом достижения стали не нужны, ведь и так все хорошо. Сегодня идет передел мира из за нефти, ресурсов и тд. Что будет завтра?
@8, Не соватую так много пить галопередола, у вас наблюдается явный передоз. Сделайте паузу хотя бы пару дней, должно отпустить.
@FelizNavidad, это когда впервые зашел на ютюб и тебе попались конспирологические видео с 3-5 тыс. просмотров и озвучкой как из жoпы
5+
смекалка, изобретательность всегда была на земле Российской, а вот с администраторами не везло..
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как на iPad активировать камеру при помощи Apple Pencil
Как спрятать приложение Почта на iPhone
Почему не удаляется приложение на iPhone и отображается белая иконка
Как на iPhone добавить часы с секундной стрелкой
Можно ли сохранить фото с iPhone в облако, а затем спокойно удалить?
Вспышка iPhone не работает на холоде
Как на iPhone очистить историю браузера. Удаляем посещенные сайты в Safari быстро
Почему в Safari на iPhone появляется ошибка «Этот сайт заблокирован от автоматического инициирования вызова»