В начале 2013 года Кевин Линч принял предложение о работе в Apple. Самым забавным в этом предложении было то, что ему не сказали, чем именно он будет заниматься. Apple придерживается очень строгой секретности, поэтому на момент прихода в компанию он знал лишь ориентировочное название своей должности — вице-президент по технологиям — и что ему придется разрабатывать совершенно новый продукт.
Удивительно, что Apple вообще предложила ему работу. Ведь в течение восьми лет в Adobe, а особенно в последнее время в должности технического директора, он прославился в качестве человека, достаточно глупого, чтобы публично спорить со Стивом Джобсом о возможности поддержки Flash в iPhone. И когда Линч объявил о своем переходе в Apple, реакция общественности не заставила себя ждать. «Они хотят этого парня?» — в недоумении спрашивали все. Известный обозреватель Apple Джон Грубер открыто называл Линча тупицей и плохим кандидатом.
Линч должен был много доказать и, конечно же, многое сделать. Когда в свой первый рабочий день он прибыл на Инфинит Луп 1, то получил указание пропустить ознакомительный курс для новичков. Его руководитель (в то время это был царь «железа» Боб Менсфилд) отправил его прямиком в дизайн-студию и велел немедленно браться за работу. А изучить условия контракта и подписать все бумаги он сможет и потом.
Когда Линч вошел в студию, то обнаружил, что проект, в который его наняли, был уже почти на грани дедлайна. По факту, дедлайн уже наступил.
Ему сказали, что через два дня дизайн должен быть утвержден высшим руководством. И лучше бы ему быть готовым.
На тот момент не существовало ни рабочих прототипов, ни программного обеспечения. Были только робкие эксперименты — команда разработчиков iPod делала что-то, управляемое при помощи колесика — и масса идей. Однако в целом ожидания были ясны: старший вице-президент Apple по дизайну Джонни Айв поручил им создание революционного устройства, которое можно носить на запястье.
Это было либо чистой воды высокомерие, либо совершенно оправданные ожидания. Или и то, и другое одновременно. Ведь за последние 15 лет компания перевернула представления о трех категориях продуктов, благодаря чему стала самой дорогой компанией на Земле. До iPod были MP3-плееры, но Apple заставила всех хотеть именно iPod. iPhone превратил смартфон из устройства для бизнеса в поп-культуру. А iPad вывел планшеты из забвения, одним махом перечеркнув годы работы компаний вроде Nokia или Microsoft. Для четвертого акта в Apple выбрали часы. Они станут четвертой ступенью в династии — и первой, созданной не под руководством Стива Джобса. Ожидания и придирки со стороны публики будут высочайшими; часы должны быть, выражаясь в эппловской манере, невероятно хороши.
Никакого давления, Кевин. Никакого.
В Apple решили сделать часы, и только после этого начали исследовать, для чего они могут пригодиться помимо банального отображения времени. «Было ощущение, что технология вот-вот переберется на тело» — говорит Алан Дай, руководитель группы разработки пользовательского интерфейса Apple. «Мы решили, что естественным и исторически важным местом для неё станет запястье»
Зачем вообще нужно носимое на запястье устройство, какие задачи оно может решать — часовая команда постепенно находила ответы на эти вопросы, изобретая новые способы взаимодействия с устройством. Но одно было ясно с самого начала: будущий успех или провал часов зависит исключительно от компонента, который носит скучное название «пользовательского интерфейса». Интерфейс определит судьбу нового продукта: то ли они будут выставлены в дюжине музеев, то ли о них будут вспоминать, как о величайшем фиаско Apple со времен Newton.
Именно на этом этапе Алан Дай включился в игру. Как глава группы пользовательского интерфейса, он отвечает за создание способов коммуникации между пользователем и его устройством — как именно пользователь может передать устройству команду, и как именно устройство отреагирует. В жизни вы видите результаты их работы в своем ноутбуке, телефоне или планшете. Например, когда иконка приложения колеблется, сообщая таким образом о готовности быть передвинутой в любое другое место на экране. Все подобные «фишки» — это работа команды пользовательского интерфейса.
Графический дизайнер по профессии, Дай выглядит человеком из мира Барбери, а не Блекбери.
Аккуратно зачесанные на левую сторону волосы, японская ручка, пристегнутая к рубашке из гинема — всё это явно демонстрирует, что он уделяет пристальное внимание даже мельчайшим деталям своего стиля. Он пришел в Apple с послужным списком, который включал в себя должность дизайн-директора модного дома Кейт Спэд, а также создание брендинга для Miller и Levi’s в качестве авторитетного специалиста Ogilvy & Mather. После работы в маркетинговом отделе Apple, где он участвовал в создании культовых упаковочных коробок компании, Даю вручили бразды правления группой пользовательского интерфейса.
Айв начал думать о создании часов вскоре после смерти Стива Джобса в октябре 2011. Некоторое время спустя он пришел с этой идеей к Даю и небольшой группе дизайнеров. Это случилось в самом разгаре марафона переработки мобильной ОС компании. «Мы буквально жили в дизайн-студии» — говорит Дай — «Небольшая группа сотрудников, занятых работой над iOS 7». Новая операционная система iOS 7 была не просто редизайном программного обеспечения для смартфонов и планшетов. Это был переломный момент в компании, ознаменовавший вознесение Джони Айва на вершину всего дизайна в Apple. Дай и команда пользовательского интерфейса должны были переосмыслить каждое взаимодействие, каждую анимацию, каждую функцию.
Продюсер шоу Saturday Night Live Лорн Майклс поощряет сумасшедшие переработки своих сотрудников, потому что, по его мнению, безумно уставшие люди становятся более творческими и более бесстрашными. Эти же принципы взяла на вооружение и дизайн-студия Apple. Так, команда весь день работала над анимацией при запуске приложений в Центре Управления новой iOS 7, и дневные разговоры о программном обеспечении смартфонов плавно перетекли в ночную дискуссию о совершенно других устройствах. Идея создания часов породила множество вопросов: Что они могут привнести в жизни людей? Что нового можно сделать с устройством, которое носится на руке? Примерно в это же время, Айв начал глубоко вникать в часовое дело, изучая его эволюцию от определения времени по положению солнца до создания механических часов — сначала башенных, а потом и наручных. Часовое дело стало навязчивой идеей. А потом эта идея превратилась в продукт.
В процессе команда Apple также сформулировала основное предназначение часов. Оно было простым: телефон разрушает твою жизнь.
Как и все мы, Айв, Линч, Дай и остальные сотрудники Apple постоянно страдают от тирании сигналов: длинного списка надоедливых уведомлений, который нужно постоянно проверять. «Сейчас мы настолько всепроникающе связаны с технологиями» — говорит Линч. — «Люди носят с собой телефоны и постоянно смотрят на их экраны». Особо пристальное внимание они уделили тем, кто зарывается в свои телефоны за обеденным столом, кто рассеянно тянется рукой к карману после каждого звонка или вибрации. «Люди хотят подобной вовлеченности» — продолжает Линч. — «Но как мы можем сделать её хотя бы немного более человечной, особенно в те моменты, когда ты не один?»
Наши телефоны стали навязчивыми. Но может быть можно сделать всё наоборот? Что если можно создать устройство, которое не захочется — или будет невозможно — использовать много часов подряд? Что если сделать устройство, которое будет фильтровать всякую чушь, а вместо неё давать только по-настоящему важную информацию? Так можно изменить современную жизнь. И так после тридцати с лишним лет создания устройств, которые захватывают и поглощают всё наше внимание — чем больше, тем лучше — Apple решила, что путь в будущее лежит через отвоевывание внимания обратно.
Apple в значительной мере сама создала нам эту проблему. И теперь Apple планирует решить её при помощи квадратной пластинки металла и браслета миланского плетения.
Целью создания часов в Apple стало освобождение людей от их телефонов. Поэтому есть своеобразная ирония в том, что первый рабочий прототип часов представлял собой iPhone, оснащенный ремешком на липучке. «Очень красивым ремешком на липучке» — осторожно добавил Линч.
Команда создала полноразмерный симулятор Apple Watch, который отображался на экране. Работа над программным обеспечением двигалась гораздо быстрее, чем над аппаратной частью, и команде нужен был способ проверить, как оно будет работать на запястье. На экране симулировалась и цифровая коронка — копия классической заводной коронки механических часов — которую можно было вращать свайпом, но едва ли это могло передать ощущение поворота настоящей коронки. В конце концов, свайп — это как раз то, что и должна была заменить коронка. Поэтому им пришлось сделать дополнительный аксессуар — настоящую часовую коронку, которая подключалась к разъему Lightning внизу телефона.
В некотором смысле, первый прототип Apple Watch походил на любой из десятков тысяч проектов с Кикстартера — подозрительно выглядящий чехол от айфона со странно торчащим аксессуаром.
Получив топорный прототип в руки — вернее, на запястья — часовая команда смогла приступить к тестированию некоторых базовых функций, которые устройство должно было перенять у телефона. Очень поучительными стали попытки придумать, как можно отправить смску. Сначала процесс был похож на отправку сообщений на iPhone: здесь адресат, тут сообщение, а вот кнопка отправки. «Это понятно пользователю, но такой способ занимает очень много времени» — говорит Линч. А ещё это тяжело. Серьезно, попробуйте поднять руку, как будто вы смотрите на часы. А теперь сосчитайте до 30. Такой способ отправки сообщений совсем не годился для хорошего пользовательского опыта. «Мы не хотели вынуждать людей делать это постоянно» — говорит Дай.
В итоге они придумали так называемый Quickboard — своеобразного робота, который читает сообщения и предлагает несколько подходящих ответов. Например, когда твоя девушка спрашивает, хочешь ли ты на ужин китайскую еду или мексиканскую, «Китайская» и «Мексиканская» автоматически всплывут в списке возможных ответов, так что остается лишь тапнуть по нужному, и готово. «Мы ещё подумали: окей, для отправки таких штук ведь совсем не нужно просматривать ещё один диалог с подтверждением и нажимать ещё одну кнопку» — говорит Линч. — «Это же мгновенное действие, просто ответь и всё». Для более сложных взаимодействий команда оборудовала часы микрофоном, позволяющим надиктовать сообщение или сделать что-то при помощи Сири. Задача слишком сложна для голосового управления? Тогда пора доставать телефон.
Во время тестирования стало очевидно: залогом успеха часов является скорость. Взаимодействие должно длиться пять, максимум десять секунд. Они максимально упростили одни функции, и совсем убрали другие, когда желаемой скорости работы добиться не получалось. Линчу с командой пришлось дважды перерабатывать программное обеспечение часов, чтобы обеспечить необходимую скорость. Ранняя версия операционной системы выводила информацию в виде ленты, отсортированной в хронологическом порядке сверху вниз. Но эта идея не получила реализации, и не вышла за пределы кампуса Apple. В часах, которые увидят мир 24 апреля, заложена совершенно другая логика. Они сфокусированы на уменьшении времени, за которое пользователь решает: стоит ли что-то его внимания, или нет.
Эта функция называется «Быстрый взгляд» (Short Look). Пользователь чувствует вибрацию на запястье, которая оповещает его о пришедшем сообщении. Стоит немного повернуть запястье, чтобы взглянуть на экран, как на нем отобразится надпись «сообщение от Джо». Если сразу опустить запястье обратно, то сообщение останется непрочитанным, а уведомление исчезнет. А если продолжать смотреть на экран, сообщение выведется на него полностью. Часы анализируют заинтересованность пользователя в той или иной информации по его реакции и самостоятельно расставляют приоритеты. Команда разработчиков часов создала подобные взаимодействия, чтобы вы меньше смотрели на свои гаджеты.
И они достигли своей цели. Команда разработала уведомления, которые позволяют получить нужную информацию и отреагировать на неё не открывая приложения. Они придумали так называемые «взгляды» (Glances) — общий экран для скоротечных событий, вроде спортивных результатов или новостей. «Мы полностью пересмотрели пользовательский интерфейс» — говорит Линч. «Мы переписывали некоторые приложения — сообщения, почту, календарь — по несколько раз, чтобы в итоге получить действительно изящное решение».
Им пришлось создавать ПО, которое предоставило бы всё нужное пользователю, но при этом не было бы навязчивым. Неудача на пути к этой цели означала бы, что раздраженные назойливым жужжанием пользователи попросту перестали бы носить часы, и понесли «самое личное устройство» назад в магазины. К тому времени, когда Линч со своей командой закончили третий раунд изменений ПО, Айв, Дай и все остальные были уверены, что им таки удалось достичь баланса.
Но если разработка ПО было просто сложной, то сделать «железо» было по-настоящему инопланетной задачей. Команда пользовательского интерфейса ухватилась за возможность часов вибрировать на руке и в связке с инженерами стала создавать абсолютно новый способ взаимодействия. Результатом их работы стал так называемый Taptic Engine (смесь слова haptic, «осязательный», с tap, «постукиванием» — прим. пер.), способный передать ощущение, напоминающее легкое постукивание пальцем по запястью. Поскольку наши тела чрезвычайно чувствительны к прикосновениям и вибрациям, Apple Watch могут передавать широкую гамму сообщений, изменяя темп, количество и силу вибраций.
Один «рисунок» вибраций сообщит о телефонном звонке, а другой напомнит о совещании за пять минут до его начала.
В Apple протестировали множество прототипов, и все они по-разному ощущались на руке. «Некоторые были слишком надоедливыми» — говорит Линч. — «Другие были слишком незаметными. А некоторые ощущались так, будто на запястье поселился жук». Когда они поместили новый «таптильный» движок в часы, команда начала экспериментировать с новым выразительным языком, переводя разные цифровые сообщения в звуки и вибрации. Как ощущается твит? А важная смска? Для ответа на эти вопросы инженеры собрали коллекцию звуков, начиная от звона колоколов и пения птиц, и заканчивая звуками световых мечей, а затем начали переводить их в физические ощущения.
Еженедельно команда программистов и команда пользовательского интерфейса устраивали собрания, на которых тестировали связки «звук-ощущение», сообщающие, к примеру, о входящем звонке. Джони Айв имел решающее слово, и ему было сложно угодить: «Слишком металлический, недостаточно натуральный» — ворчал он. Больше года ушло на доведения звуков и вибраций до состояния, удовлетворившего Айва.
Вибрации были не единственным объектом подобного маниакального внимания к деталям. На маленьком дисплее часов мелкие элементы приобретают большее значение, и команда пользовательского интерфейса разработала несколько новых способов взаимодействия с устройством. В первую очередь это цифровая коронка, а также так называемый Force Touch, который открывает дополнительные меню при более сильном нажатии на экран. Они также разработали абсолютно новый шрифт «Сан-Франциско», который гораздо лучше считывается на маленьком экране, чем стандартная эппловская «Гельветика». Буквы стали более квадратными, говорит Дай, но приобрели мягкие изогнутые уголки, повторяющие изгиб корпуса часов. Этот шрифт широкий и легко читается даже при небольших размерах, а при увеличении буквы немного уплотняются. «Мы просто находим его более красивым» — добавляет Дай.
Все участники проекта очень серьезно относились к трудностям создания устройства, которое люди будут носить на руках. Возможно, это не такое уж и большое достижение — в конце концов, швейцарские дизайнеры часов делают это каждый день. Взяв с них пример, команда Apple отошла от многолетней практики компании выпускать устройства в двух-трех вариантах. Взамен они создали три совершенно разные ниши часов: Sport, Watch и Edition. И хоть алюминиевые Sport за 349 $ выполняют абсолютно те же функции, что и золотые Edition за 17 000 $, Дай утверждает, что это абсолютно разные продукты.
Вот что он почерпнул из часовой промышленности: решающие факторы — это персонализация и красота. Единственный способ увидеть абсолютно одинаковый продукт на запястьях совершенно разных людей — это предложить множество вариантов. Разные размеры, материалы, ремешки — на любой вкус и бюджет. «Если вы собираетесь что-то на себя надеть и носить, в особенности на запястье, вы не сможете не обращать на него внимание» — говорит Дай.
Вариативность была ключевым элементом этого проекта с самого начала: два размера экрана, три класса устройств, легко заменяемые ремешки, различные вариации циферблатов. А ещё множество так называемых «усложнений» — своего рода микро-виджетов, которые показывают актуальную информацию, вроде погоды или уровня активности владельца, и делают часы максимально персонифицированными.
«Мы не хотели сделать три варианта часов, мы хотели получить миллион вариантов», — говорит Дай. — «И сочетая железо с программной начинкой, мы можем добиться этого».
Для Apple часы — это следующий логический шаг на пути к статусу производителя премиальных продуктов, даже в эру вездесущих технологий. Ведь часы — это нечто большее, чем классный способ получать уведомления и делать звонки; это ещё и модный аксессуар. Теперь основная задача Apple — убедить тонущих в море ширпотребных гаджетов пользователей в том, что их часы достойны того, чтобы впустить их в свои жизни. Ставки велики: если Apple зарекомендует себя компанией, продающей часы за 17 тысяч, они смогут завоевать и остальные люксовые рынки. Например, автомобильный.
Аналитик исследовательской компании Creative Strategies Бен Бажарин считает, что эта задача им по плечу. «У Apple самая прибыльная клиентская база, позволяющая себе высокие траты» — говорит Бажарин. — «Это именно те люди, с которыми работают традиционные производители часов — богатые покупатели». Годовой оборот индустрии роскошных часов превышает 20 млрд долларов. Эти деньги исходят от людей, которые также в большинстве своем являются приверженцами Apple. И компания нацелилась на эту категорию покупателей, тратя на создание своих часов больше денег, чем уходит на создание самого модного Patek Philippe.
Последствия для бизнеса, конечно же, важны для Apple, но проблема, которую они пытаются решить при помощи часов, выходит далеко за пределы Купертино. Успех Apple Watch может радикально изменить наши отношения с девайсами. Технологии отвлекают нас от действительно важных вещей — наших друзей, счастливых мгновений, улыбок с другого конца комнаты. Но, возможно, именно технология и вернет нам эти моменты. Сможет ли Apple создать такую технологию — вопрос на 750 миллиардов долларов рыночной капитализации.
Линч подается вперед в кресле, рассказывая о своих детях. О том, как здорово иметь возможность просто бросить взгляд на часы и понять, что пришедшие сообщения не требуют срочного внимания, и можно вернуться к семейным делам, даже не оторвавшись от них по-настоящему.
Мгновением спустя он встает. Ему нужно идти, он ещё должен отчитаться Даю с Айвом о чем-то важном. За все время нашего разговора он ни разу не посмотрел на свой телефон. [Wired]
9 комментариев
Форум →Статья конечно интересная. Скептически отношусь к этому продукту эпл, но честно сказать, такая философия их использования мне очень по душе. Уж очень начинает раздражать вся эта отстраненность людей от внешнего мира. Но, решить эту проблему часы конечно же не в силах.
Вот так вот резко отучить людей от того чтобы они пялились в свои телефоны? Как? 80% из тех кто пялит в экран – болтает в соцсети или вотсапе, болтает не кратко (как они предлагают отвечать на сообщения) а развернуто и как говорится “ни о чем”. Добрая половина из них играет во всякую ерунду.
Штука очень полезная, но только для тех, кто уже на пути к тому, чтобы исключить это мобильное помешательство из своей жизни. И лично я уже задумался над приобретением, хоть и считаю их дизайн крайне посредственным. Больше всего наверное подкупает тактильное ощущение от уведомлений от разных людей. Чувствовать тактильно что тебе пишут разные люди – это видимо новый уровень.
@Spoomer, есть другая сторона умных часов. Когда сидишь на встрече и постоянно бросаешь взгляд на экран Pebble, то собеседник начинает нервничать :)
@Артур Малосиев, смотря как бросать взгляд. Если пришедшее уведомление сбивает тебя и ты теряешь нить разговора, то тут любой собеседник будет «нервничать» :)
@Артур Малосиев, плюс фантомные уведомления, когда идёшь по улице
Пеббл кстати совсем испортился. Видимо первая партия была не очень качественная. На экране артефакты, которые перекрывают полностью всё и их не убрать. Ничего не помогает. Убрал в дальний шкаф. Продам через 30 лет дорого :)
@Spoomer, я думаю взять часы как фитнес трекер и чтобы наоборот не пропускать уведомления или звонки, когда телефон лежит в кармане куртки или в сумке (iPhone 6+ неудобно носить в кармане джинсов). Последнее время постоянно пропускаю звонки. И обычно это не проблема, но когда ждешь звонок, постоянно доставать телефон и проверять неудобно. Особенно, если прогуливаешься по холодной улице :-)
Интересная статья, да такой подход интересен, возможно действительно с приходом часов люди станут меньше утыкаться в свои смартфоны. Хотя не факт, для большинства это возможность уходить от реальности особенно в транспорте или другом месте большого скопления людей. Я лично в метро не часто сижу в смартфоне, обычно не зачем особо да и не с кем, может это меня и спасает от такого же состояния вечной жизни в телефоне.
@DarkLadyDarina, книги на телефоне не читаете?
@Alex318i, книги читают не только на телефонах.
@goodhoopoe, спасибо, кэп. :)
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.В macOS пропало перетаскивание (выделение) тремя пальцами с помощью трекпада
Как смотреть ролики YouTube на Apple Watch
Как включить встроенный переводчик в Safari на iOS 14
Как играть в игры на старом Mac
Как выводить звук с телевизора или Apple TV на колонку HomePod
Что делать, если завис виджет приложения Музыка
Как отвязать Apple Watch от iPhone, если смартфон украли
Как изменить свой аватар из Gmail на iPhone