Не ошибусь, если скажу, что портативные консоли ассоциируются в первую очередь с Nintendo и Sony, чьи Game Boy, DS, PSP и Vita стали хитами в той, или иной мере.
Однако история знает множество попыток других компаний бросить вызов гигантам. Почему эти консоли не смогли повторить их успех? Рассмотрим несколько примеров и причины их провала.
1. Atari Lynx (1989)
Atari Lynx — это история амбиций, инноваций и, к сожалению, коммерческого провала. Atari Lynx, выпущенный в 1989 году, стал одной из первых портативных игровых консолей с цветным экраном. Однако, несмотря на передовые для своего времени технологии, устройство не смогло завоевать рынок, уступив конкуренту — Nintendo Game Boy.
Компанию Atari можно вполне считать компанией пионером в сфере домашних консолей. Правда не стоит забывать что именно Atari и ее политика издания игр стала одной из главных причин затяжного кризиса игровой индустрии 80х. Соответственно к концу десятилетия репутация у американской компании была не самая лучшая.
Отсюда и удивительно наблюдать за деятельность небольшой компании под названием Epyx. В конце 1980-х Epyx начала работу над портативной игровой системой, которая должна была превзойти всё, что существовало на рынке. Проект получил название “Handy Game”. Команда Epyx сосредоточилась на создании устройства с цветным экраном, мощным процессором и возможностью многопользовательской игры через кабель связи.
Однако у Epyx не было достаточных ресурсов для массового производства и маркетинга консоли. В поисках партнёра они обратились к нескольким крупным компаниям, включая Nintendo и Sega, но те отказались. В итоге Epyx заключила сделку с Atari, которая отчаянно пыталась остаться на плаву. А тут смотрите – к вам идут люди с действительно прорывным концептом для своего времени.
Atari Lynx вышла в 1989 году. Консоль получилась значительно более технически продвинутым устройством, чем тот же Nintendo Game Boy. Однако одними мощностями рынок не завоевать. Первый камень на пути к успеху — цена. В 1989 году Lynx продавался за 179 долларов, в то время как Game Boy — за 89. Учитывая, что целевая аудитория поративок в основном дети и подростки, проблема более чем очевидна.
Также Atari не сумели выстоять против агрессивного маркетинга Nintendo. Компании просто было нечего предложить в ответ ни будущему покупателю, ни человеку что уже купил. Игр было мало, и несмотря на крутой по тем меркам экран, они проигрывали в качестве той же Nintendo.
Итог закономерный – провал, забвение и статус желанного экспоната для коллекционеров. Ничем кроме амбиций Atari Lynx не смогла зацепить потребителя в актуальное время.
2. Sega Nomad (1995)
Nomad не первая попытка великой Sega ворваться на портативный рынок, справедливости ради. Но если с Game Gear ситуация более-менее похожая на предыдущий пример — портативка была попыткой прямой конкуренции с Game Boy, то с Nomad (переводится как «кочевник») всё гораздо интереснее.
Sega Nomad была выпущена исключительно в Северной Америке в октябре 1995 года, стала попыткой компании Sega расширить жизненный цикл своей 16-битной консоли Sega Genesis (известной как Mega Drive за пределами США). Создана консоль была на основе устройства Mega Jet, которая является версией Mega Drive, предназначенной для использования на самолётах Japan Airlines. Для работы Mega Jet требуется подключение к телевизионному экрану и источнику питания, поэтому вне самолётов её можно использовать только в автомобилях, оборудованных телевизором и гнездом прикуривателя.
Логика Sega Nomad заключалась в том, что потребитель мог продолжать играть в буквально те же самые игры, что и дома, но в портативном формате. Идея, которая действительно опережает свое время. Но, к сожалению, это приставку и погубило.
Nomad требовал аж 6 батареек для работы, и хватало их от силы на 2-3 часа, что делало его непрактичным для портативного использования, особенно на фоне 10–30 часов работы Game Boy на четырех батареях. Ценник тоже не радовал — целых 170 долларов.
Но главная причина провала Nomad — это сама Sega. Компания на тот момент вела аж 5 проектов — Saturn, Mega Drive, Game Gear, Pico и Master System, а также два дополнения Mega-CD и 32X для собственно Mega Drive. А из-за того, что Sega сосредоточилась на Sega Saturn (конкурент PlayStation), Nomad не получила достаточной маркетинговой поддержки, за пределы Северной Америки она так и не выбралась и имела региональную защиту, отрезающую возможность ей нормально пользоваться за переделами региона.
Последним штрихом стал год выпуска консоли — 1995, когда вовсю за место у телевизора сражались Saturn и PlayStation. Итог закономерный — продажи еле-еле достигли миллион копий, статус коммерческого провала и еще одно звено в цепочке провалов Sega, которая в итоге стала причиной ухода компании с рынка консолей.
3. Neo Geo Pocket Color (1999)
Neo Geo Pocket Color (она же NGPC) — это проект компании SNK, которая известна прежде всего за эталонные аркадные игры и железо для аркад в целом. Компания в 80-х и 90-х прочно держалась на рынке как один из лучших поставщиков аркадных кабинетов в залы, игры с которых сильно и серьезно превосходили аналоги на домашних консолях. Идея NGPC заключалась в том, чтобы попытаться перенести аркадный экспириенс в портативный вариант.
Из примечательных особенностей портативки выделяли органы управления. Вместо крестовины на корпусе был миниатюрный аналоговый джойстик, что для своего времени выглядело футуристично. По играм тоже у NGPC всё было относительно неплохо — консоль поддерживали портами именитых франшиз SNK, таких как The King of Fighters, Metal Slug и Samurai Shodown. Также планировалось сотрудничество с Sega. Последняя планировала использовать консоль как платформу для своих игр, таких как Sonic the Hedgehog.
Правда все это не спасло консоль от провала. И снова успеху помешали две вещи – маркетинг и Game Boy. С первым все относительно просто. SNK просто не понимали как продавать консоль за пределами японского региона, а на домашнем рынке ей приходилось делить место рядом с гиперуспешным Game Boy и стремительно набирающим популярность (но тоже провальным по итогу) Wonderswan Color.
Все же у Game Boy была огромная библиотека игр и поддержка крупных разработчиков, чего не хватало NGPC. Большинство игр для NGPC разрабатывали сами SNK, сторонние разработчики обходили бренд стороной. Ну и финальным аккордом стал выход Game Boy Advance в 2001 году. Некст-ген от Nintendo был значительно мощнее и популярнее чем портативка SNK. В итоге тот же 2001 год стал последним как для NGPC так и для всей SNK в целом.
4. Nokia N-Gage (2003)
Все примеры выше по тексту были амбициозными попытками создать устройства, так или иначе опережающие свое время. Но не в случае с Nokia. Идея заключалась в том, чтобы создать устройство, которое могло бы конкурировать с портативными игровыми системами, такими как Nintendo Game Boy Advance, и при этом оставаться полноценным телефоном. Предпосылки создания устройства очевидны: в начале 2000-х мобильные игры начали набирать популярность.
Только вот Nokia не хотели просто телефон помощнее, задача стояла создать именно устройство с эксклюзивными играми, которые ничем бы не уступали хитам с Nintendo Game Boy Advance и грядущей PSP.
Что же пошло не так у такого, казалось бы, успешного стартапа? Да практически всё. Я лично держал первую версию N-Gage в руках и могу сказать лишь одно — играть на нем неудобно от слова «совсем». Экран совсем не подходил для долгих сессий и больших проектов. Для смены игрового картриджа нужно было снимать заднюю панель и батарею, это раздражает. Сами игры тоже не то чтобы хоть как-то можно было назвать конкурентами хитов с «Геймбоя».
И это уже не говоря о том, что телефоном было неудобно пользоваться в принципе. Чтобы позвонить, пользователю приходилось держать устройство боком, что выглядело нелепо и было неудобно. А еще N-Gage был дороже, чем большинство мобильных телефонов и портативных консолей того времени. Цена в $299 отпугивала всех — от энтузиастов портативного гейминга до мобильных гиков.
Вдобавок к этому Nokia так и не смогла найти свою аудиторию и не заинтересовать ни геймеров, ни фанатов бренда. Никто не понимал, зачем им нужен странный неудобный телефон с такими себе по качеству игрушками.
5. Tapwave Zodiac (2003)
А закончить этот некролог я предлагаю одним из самых незаметных провалов игровой индустрии. Я уверен, что многие уже и не вспомнят, что такое Palm OS, а тем более что на основе этой системы пытались создать убийцу PSP и Nintendo DS.
По сути, Tapwave Zodiac — это развитие идей Nokia N-Gage, только Zodiac — это не телефон-консоль, а КПК с претензией на портативную консоль. Вы же помните времена, когда рынок делился на сотовые телефоны и КПК? Вот, собственно, КПК были ближе к карманным компьютерам с соответствующей логикой операционной системы. Собственно, Palm OS и была операционкой преимущественно для наладонных компьютеров.
Tapwave Zodiac от типичного КПК тех лет отличало исключительно наличие аналогового джойстика и кнопок управления. В остальном, в том числе и по части интерфейса и наполнения контентом, это была та же Palm OS, не совсем предназначенная для игр. Эксклюзивно для Zodiac игр-то никто и не делал, счастливому геймеру предлагалось довольствоваться крайне скудной библиотекой игр, разработанных для Palm OS. Для энтузиастов там было на что посмотреть (например, эмулятор первого Game Boy, порты классических ПК-игр с DOS и DOOM), но заинтересовать рядового геймера было нечем. Тем более пользователя Nintendo DS и PSP.
Помимо этого, Tapwave Zodiac страдала уже от стандартных для этого текста проблем — необъективно высокая цена и отсутствие нормальной рекламы. Итог очевидный. Гибрид КПК и консоли провалился, и продажи свернули в 2005-м.
Все портят амбиции
Через все примеры так или иначе проходит один и тот же аргумент — амбиции. Неумные, зачастую опережающие свое время амбиции и попытка прыгнуть выше головы без внимательного изучения конкурентов. Если взять период с конца 80-х и до конца 90-х, то можно заметить, как несколько компаний пытались превзойти Game Boy. И по техническим характеристикам им это удавалось. Только вот лучше железо не значит лучше продукт, как показала практика.
Nintendo предлагали в первую очередь доступное устройство и интересные игры, хорошие настолько, что получать от них удовольствие не мешал ни монструозный корпус, ни монохромный экран без подсветки. Когда за амбициями нет стержня, это прямая дорога к провалу.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!
3 комментария
Форум →хороший текст, спасибо!
А где Бандай Вандерсван с файтингами по Сейлормун и еще куче игр по аниме? Непорядок. )))
Про него писал ещё раньше тут https://www.iphones.ru/iNotes/samye-bezumnye-i-provalnye-konsoli-proshlogo-sredi-nih-dazhe-est-ustroystvo-ot-apple#p3
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Почему не удается установить macOS на внешний накопитель
Как включить автоответ на звонки в iOS 13
Как работает Apple Sim в России
Как выводить изображение с iPhone на телевизор
Как отключить push-рекламу оператора на iPhone?
Не приходят уведомления Твиттера
Как установить KODI на Apple TV 4
Что делать, если MacBook завис и после «хард ресета» не включается