Авиаконструкторы постоянно улучшают самолёты, но без радикальных изменений. Крупные авиакомпании и производители сегодня не рискуют менять работающие технологии.
Но в 1950-х все было не так. После окончания Второй мировой войны все страны решили переосмыслить авиацию. СССР и Великобритания начали развивать гражданскую авиацию, в результате чего мир увидел легендарные Ту-144 и Конкорд.
Французский производитель двигателей Snecma пошёл по другому пути. Компания разработала первый в мире самолёт C-450 Coléoptère без крыльев, способный взлетать вертикально.
В переводе с французского Coléoptère имеет три значения: жук, летательный аппарат с кольцевым крылом и колеоптер. Все из них подходят к C-450.
Проект быстро начали копировать другие производители, но потом все резко приостановили разработки.
В этом материале вы узнаете, как появилась идея создания C-450, какие у него были плюсы и минусы и почему проект не дошёл до финальной стадии.
Самолёт изначально создавался для французских военных
После окончания войны, авиаконструкторы по всему миру начали разрабатывать самолёты, способные взлетать вертикально, продолжать полет в горизонтальном положении, а затем приземляться в исходном состоянии.
Эта конструкция была интересная в первую очередь военным.
Война показала, что традиционные взлётной-посадочные полосы обладают двумя серьёзными недостатками:
▪️ Они слишком заметные, поэтому враг с воздуха может обнаружить военный аэродром и нанести удар
▪️ Хоть самолёты и умеют взлетать с грунтовых дорог, в случае разрушения искусственной взлётной-посадочной полосы, это будет сделать нелегко, поскольку повреждения могут быть очень серьёзными
При отсутствии необходимости взлётной-посадочной полосы самолёт может взлетать и садиться практически где угодно. Это преимущество не только для военной, но и для гражданской авиации.
Snecma Atar Volant
К середине XX века турбореактивные и турбовинтовые двигатели уже обладали достаточной мощностью, чтобы поднять самолёт в воздух.
Во Франции разработкой самолёта вертикального взлёта и посадки занялся производитель двигателей Snecma.
В 1956 году Snecma построила турбореактивный двигатель Atar Volant, способный осуществлять вертикальный взлёт. После этого компания начала проектировать свой самый необычный самолёт в истории.
К разработке C-450 почти сразу подключились немецкие инженеры
Сборка прототипа Snecma C-450
C-450 решили создать на базе испытательного стенда двигателя Atar Volant. Он оснащался подвижным сидением, которое оставалось в вертикальном состоянии независимо от положения самолёта.
На развитие проекта существенное влияние оказал конструктор Гельмут фон Зборовски из немецкой компании BTZ. Он придумал кольцевое крыло, ставшее отличительной особенностью C-450.
Snecma подписала контракт с BTZ. Французы отвечали за фюзеляж, силовую установку и основные бортовые системы, а немцы создали крыло согласно необходимым характеристикам.
На начальных этапах разработка велась на средства Snecma. Но после подписания договора с BTZ, проект начало спонсировать министерство обороны ФРГ.
В середине 1958 году был создан первый прототип C-450.
В нем не было привычных крыльев. На первый взгляд, металл, который прикрывает двигатель и другие системы самолёта, просто является каркасом. Но на самом деле это крыло, которое в 50-х гг. стало настоящей революцией.
Крыло диаметром 3,2 метра было изготовлено из легкого сплава, имело каркасную конструкцию и оно не оснащалось закрылками.
Из вертикального в горизонтальное положение C-450 переходил с помощью двух небольших выдвижных килей, установленных по бокам в носовой части фюзеляжа.
Оперение самолёта было представлено четырьмя треугольными крылышками, которые обеспечивали управление во время полёта и устойчивость в вертикальном положении.
C-450 оснащался четырьмя неубирающимся шасси, которые крепились к нижней части крыла.
Двигатель Snecma Atar 10IE с тягой 3700 кг и максимальной скоростью 800 км/ч был установлен в фюзеляже. Там же находились воздухозаборники, обеспечивающие необходимый поток воздуха при взлёте самолёта.
Прототипом самолёта могли управлять только пилоты с большим опытом
Пилот Огюст Морель (на переднем плане) после первого полёта на C-450
В декабре 1958 года прототип C-450 впервые поднялся в воздух. Самолётом управлял пилот Огюст Морель, который до этого тестировал испытательный стенд Atar Volant.
После первого полёта было обнаружено несколько серьёзных недостатков в конструкции C-450.
Самолёт медленно вращался вокруг собственной оси во время зависания в воздухе. Спидометр показывал неточные значения при взлёте, а органы управления не позволяли точно контролировать аппарат во время посадки.
Первые полёты проходили с помощью страховочных тросов. После нескольких успешных испытаний от них решили отказаться.
6 мая 1959 года Морель взлетел на C-450 без страховки. Также в этот день самолёт впервые самостоятельно висел в воздухе.
Затем Snecma начала испытывать C-450 на разных высотах и отрабатывала простые манёвры. Со временем пилот и инженеры решили протестировать горизонтальный полет. Один из этих испытательных полётов едва не закончился трагедией.
При спуске с высоты 870 метров, у самолёта неожиданно отказали некоторые органы управления. Опытный пилот смог стабилизировать аппарат и аккуратно посадить его на землю. По результатам расследования причин происшествия, были наложены ограничения на максимальную скорость спуска.
Единственный прототип уничтожили в авиакатастрофе
25 июля 1959 года C-450 отправился в свой девятый свободный полет. В соответствии с утверждённым полётным заданием Морель должен был поднять самолёт на необходимую высоту, затем наклонить его под определённым углом и вернуться в исходном положении на землю.
Пилот выполнил манёвр, но при возвращении в вертикальное положение, самолёт начал неконтролируемо вращаться во всех трёх плоскостях и терять высоту.
Не имея запаса высоты для исправления ситуации, лётчик был вынужден катапультироваться. Он покинул самолёт на высоте примерно 15 метров.
Пилот получил травму позвоночника и отправился на длительное лечение. После окончания реабилитации он уже не мог летать.
Первый и единственный прототип С-450 разбился. Исследование обломков показало, что причиной аварии стал внезапный отказ некоторых бортовых систем.
При этом было установлено, что конструкция самолёта и двигатель работали корректно, и можно было продолжать дальнейшее тестирование.
Проект закрыли не только из-за катастрофы
Во время испытаний инженеры и военные нашли ещё несколько серьёзных недостатков в C-450, которые перевешивали все его достоинства:
▪️ Самолёт оказался сложным в производстве и эксплуатации, а управлять им могли не все пилоты.
▪️ C-450 разрабатывался для военных, но тестирование проходил «голый» самолёт. Для превращения C-450 в боевую машину требовались серьёзные доработки и очень много времени
Оценив туманные перспективы проекта, министерство обороны Германии решило отказаться от его дальнейшей поддержки. Потеряв крупного спонсора и заказчика, Snecma не стала продолжать разработку C-450.
Помимо военного C-450 с турбореактивным двигателем, Snecma хотела выпустить и другие самолёты с кольцевым крылом. Компания планировала построить сверхзвуковой истребитель, штурмовик с винтовым двигателем и небольшой самолёт, предназначенный для перевозки нескольких человек или груза.
К первой половине 1959 года все эти самолёты были на стадии эскизного проектирования. Их полноценную разработку планировали начать после тестирования C-450.
Отказавшись от C-450, компания завершила и другие проекты на его основе.
Обломки единственного прототипа C-450, который разрушился в авиакатастрофе, были отправлены на металлолом. Память об этом инженерном чуде осталась в немногочисленных сохранившихся фотографиях.
Другие компании даже близко не приблизились в создании конкурента C-450
C-450 стал первым самолётом с кольцевым крылом, который прошёл начальные испытания.
Изначально проект привлёк большое внимание авиаконструкторов со всего мира, и это неудивительно, ведь похожих самолётов раньше не было.
Многие компании и страны захотели скопировать C-450, но сразу столкнулись с аналогичными проблемами, что испытывала Snecma.
Более того, самые популярные копии C-450, были только макетами и концептами, в то время как Snecma вела полноценную разработку и испытания.
В конце 1950-х гг. Hiller Aircraft представила свой вариант самолёта с кольцевым крылом Hiller VXT-8. Он был похож на C-450, за исключением прозрачной кабины. Но поскольку это был макет, то какие-то другие особенности и отличия сложно выделить.
Hiller VXT-8
Ещё одним американским колеоптером стал Convair Model 49. В 1964 году армия США объявила конкурс на лучшую передовую систему воздушной огневой поддержки.
В 1967 году компания Convair представила самолёт Model 49 с кольцевым крылом. На бумаге он был во всем лучше C-450.
Convair Model 49
В Model 9 диаметр крыла составлял почти 7 метров, в движение его приводили два двигателя по 2200 л. с. каждый, а самолёт уже был оснащён всем необходимым оборудованием для военных.
Его особенностью стала откидывающаяся кабина. Во время взлёта и посадки она находилась в горизонтальном положении, а в полете переходила в вертикальное.
К сожалению, оба этих проекта так и остались нереализованными. Разработка Hiller VXT-8 не началась, потому что в том же году разбился C-450 и дальнейшие его испытания остановили.
На Model 49 армия США отказалась выделять деньги, поскольку всем было понятно, что этот самолёт будет строить очень долго. К тому же в те года за Convair была слава «пожирателя бюджетов».
17 комментариев
Форум →Вот люди творили придумывали – а щас один фейк китайский
5+
Есть закон аэродинамики: летают красивые самолёты, уродливые почему-то не летают. Закон, конечно, странный, но наблюдения его подтверждают
@Vlad, нет такого закона… есть цитата А Н Туполева:
«Хорошо летать могут только красивые самолеты»
@Andrey, разбился каждый 9-й Ту-154, мировой рекорд в гражданской авиации
@sengiley88, предполагаю, что вопрос эксплуатации ещё стоит , когда используют левый детали и тп
@sengiley88,
Приведите пожалуйста источник информации о таких цифрах.
@sengiley88, вас кто-то обманул…
25 из 114 > 71 из 923… разве нет?
кроме того…. в первом случае причина в конструкции, а во втором, в большинстве случаев, ошибки пилотирования и не зависящие от самолета и экипажа обстоятельства
при этом ни один ни второй не являются самым аварийным… парадокс, да?
по сабжу… в данном случае термин «катастрофа» не к месту…
весь первый абзац ерунда больше, чем полностью…
Как советский пылесос “Тайфун” выглядит😁
@Disney, …)))
пылесос Чайка, не?
@Disney, Не удивительно, “Тайфун” делали по конверсии)))
Я смотрю у французов тоже здорово получается пилить казённые бабки
@Дайте две!, вы неверно понимаете слово “пилить”. Пилить это когда деньги превращаются не в прототип чего то доселе невиданного, а в дворцы и мерседесы и вранье про провокации американцев.
@joker2k2, не согласен с вашей трактовкой – пилить – это когда деньги идут не по назначению, в частности – когда уходят во что-то очевидно бессмысленное, а это уродство на фото и есть очевидно бессмысленное, и уродливое создание.
Вспоминается: “Из буханки хлеба, ниток, двух спиц, пуговиц и еще чего-то за 15 минут можно сделать макет троллейбуса. На зачем?”
Странно почему они выбрали эту компоновку для вертикального взлёта, а не более привычную самолётную (как в последствии они и сделают с хариеером)
Даже на эскизе сразу видны вопросы:
1. Куда крепить пушки и ракеты? Самолет же для военных. (И как скажется, это на центре массы, не будет его уводить в сторону при частичной загрузке)
2. Непонятно, что с обзором у лётчика в вертикальном положении? Он куда смотрит-то? Вверх?
3. Как этой штукой управлять? (Это сейчас компьютер позволяет, пилоту только задавать направление, а стабилизацию и контроль делает сам), тогда все напрямую было, тросы и гидравлика. Вручную?
4. Малейший отказ или сбой, и вся конструкция завалится на бок (как и получилось).
5. Как она будет вести себя при маневрировании, с такой аэродинамикой? (Как выяснилось будет медленно вращаться вокруг оси)
@MaIronCool, на самом деле, колеоптер прорабатывали задолго до разработки французского образца. В данном случае есть свободная носовая зона, позволяющая разместить блок ракет (как у проектов поздних перехватчиков Luft 46), либо пушки, которые на тот момент являлись основным вооружением перехватчика.
С аэродинамикой не то чтобы просчитались: основное применение колеоптера заключалось в быстром старте по нормали, стабилизация в полете примерно под углом 15-45 градусов от поверхности земли, встреча противника, атака – а дальше как пойдет.
Большой маневренности не требовалось, требовалась дешевая компактная конструкция с вертикальным взлетом для плотного размещения на кораблях и военных базах без обычной авиации.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Раскладка клавиатуры происходит со второго раза в macOS
Что выбрать: MacBook или Xiaomi Mi Notebook
Как отслеживать цену приложения в App Store
Как настроить внешний вид папок на Mac
Как в macOS закрыть зависшее приложение, которого нет в Доке
Можно ли установить на iPhone не самую последнюю версию iOS?
Что делать, если пропал пункт «Сохранить как…» в стандартных приложениях macOS
Как отключить предпросмотр вкладок в Safari на Mac