О странных экспериментах времён Советского Союза ходит много историй, будь то подводные дома в Крыму или выдуманный эксперимент со сном, про который даже сняли короткометражку.
Но вагон на реактивной тяге был реальным и функционирующим транспортом в 1970 году.
Впоследствии он помог навести скоростной мост между Москвой и на тот момент Ленинградом, хоть и опосредованно.
Разберёмся, зачем скрестили поезд с самолётом, куда пошли наработки с него и где сейчас найти этот артефакт.
Скоростные поезда нужно было проверить на безопасность
M‑497 «Чёрный жук». Западная версия реактивного поезда, которую, в отличие от советской, производитель пытался сделать для пассажиров
В 1970-х годах с экономическим развитием у людей появилась потребность в быстром способе передвигаться между мегаполисами. Так начались эксперименты со скоростными поездами.
За задачу взялся Калининский вагоностроительный завод (теперь Тверской), куда пригнали все детали для опытного образца.
Чтобы разработать пассажирский поезд, сначала нужно было понять, какие нагрузки перенесут состав и рельсы при движении быстрее 160 км/ч.
Для этого советские инженеры решили разработать Скоростной вагон‑лабораторию (СВЛ) как ответ на американский M‑497 «Чёрный жук», который штаты запустили в 1966 году.
Як-40 и ЭР22. Из их деталей собрали аэровагон
В обоих случаях на переднюю часть транспорта ставили двигатели от самолёта. В советском варианте их сняли с Як-40.
Почему взяли именно такой способ. На колёса действуют разные силы, в том числе прицепленный к ним мотор. Он бы искажал замеры.
За счёт реактивной тяги инженеры получали точные результаты о трении и устойчивости, потому что колёса двигались по принципу телеги, а не за счёт привода.
СВЛ собрали на основе уже стоявшего на ходу вагона ЭР22, которому приделали обтекатели и жаропрочную крышу, чтобы та не сгорела от выхлопа двигателей.
В кабину поставили авиационный пульт управления, который питался дизельным генератором. Сам же транспорт приходил в движение за счёт керосина. Его на «борту» было максимум 7,2 тонны.
Вагон разгонялся до уровня современных. И через 5 лет заглох
Скоростные «Русская тройка» и ЭР200 соответственно. В их основу легли данные из опытов с реактивным поездом
В первом испытании 1971 года инженеры получили скорость 187 км/ч, а в 1972 достигли рекордных 249 км/ч. До той же отметки добирается Сапсан на маршруте Москва – Санкт-Петербург в наше время.
Дальше физики на уровне теорий пытались найти безопасную скорость, при которой тележки (ходовая часть вагона) в текущем виде будут максимально стабильными. В итоге пришли к 160 км/ч.
Эксперименты продолжались следующие три года, а затем необходимость в них отпала: инженеры получили нужную полевую информацию.
Она должна была стать базой для первого в Советском Союзе высокоскоростного электропоезда «Русская тройка». После испытаний его модель РТ200 курсировала с пассажирами всего год: с 1975 по 1976.
Затем руководство СССР взяло свои наработки и перебросило их в пользу чехословацкого ЭР200, так что отечественный проект полностью свернули к 1980 году.
После выхода из завода в Риге с постоянными доработками
европейская модель курсировала по российским рельсам до 2009 года, пока ей на смену не пришёл Сапсан от Siemens.
Лаборатория простаивала 30 лет, а потом стала памятником
После опытов для СВЛ не нашли применения, поэтому сначала он стоял 10 лет на Калининском вагоностроительном заводе, а в 1986 году из него, предположительно, хотели сделать кафе.
В начале 2000‑х колёса настолько испортились, что вагон не смогли перегнать в Музей железнодорожной техники.
Но корпус не пропал бесследно. В 2008 году к 110-летию Тверского завода из каркаса сделали памятник, в котором использовали отреставрированные нос и реактивные двигатели вагона.
Таким был сюрреалистичный и безумный на бумаге опыт железнодорожных инженеров. Который заложил в 1970-х основу для скоростных поездов в СССР и России на 30 лет вперёд.
Бонус: иллюстрация из выпуска журнала Техника Молодёжи. Март, 1971
37 комментариев
Форум →Кафе наверное в 1998 , а не 1968 хотели сделать
@sergxmr, поправил, спасибо. В 1986.
Как всегда в ссср обосрались и отдали другим, так и живем по сей день в страхе
@maxipost, вытирай зад и вылезай из-под шконки, Советского Союза уже 30 лет как нет, только тссс.
@anonymous, тебя сейчас в ссср возвращают умник, или ты может за границей живешь?))
? Наша версия на Вовку похожа, а западная версия на загорелова Дональда!
“Вагон разгонялся до уровня современных. И через 5 лет заглох” ? Так набрал скорость, что остановиться только через 5 лет смог? ?
Статья уровня “яндекс-дзен”, с претензией на научную историю.
Спасибо за такую статью! Очень интересно, был в Твери видел этот памятник
На этом сайте с победой не поздравляют? Или не отмечают? Странновато
@MSK 313, поздравляю с победой!
@Павел Телешевский, Взаимно
@MSK 313, здесь те кто не смотрит 1 и 2 канал, а на ютуби говорят что выиграли не мы, всё выдумали рептилоиды.
@MSK 313, Пожалуйся вовке в бункер!
@MSK 313, не отмечают.
@MSK 313, 75 лет как война закончилась. Сегодня пандемия и кризис на дворе. Насколько нужно быть тупыми чтоб заходить на каждый сайт смотреть появилась новость о дне победы. Для таких тупых как ты и пельмени и водочка появились с георгиевской лентой. Празднуй и бухай со своими корешами
@king_of_monkeys, Мне стыдно за твоих дедов что ты такой заднеприводный. К счастью ленту не ношу не бухаю а пельмени раздаю ослам на пропитании в карантин
ЭР200 – «Электропоезд Рижский» же. Электричка.
Чехословацкий – ЧС200, в девичестве Шкода 66Е – двухсекционный электровоз (локомотив), таскал поезд «Невский Экспресс».
До Баклана, пардон, Siemens ICE3, был еще «былинный отказ» в лице ЭС250 «Сокол» разработки питерского КБ Рубин. Но слишком много было допущено косяков при разработке, и проект закрыли, посчитав, что проще будет купить у немцев ICE (разработки конца 80-х с доработками конца 90-х), обозвать это Бакланом и сказать шо так и былó.
Чем не угодил китайский вариант (купить лицензию у Хитачи) – неясно.
@Kaji, Hitachi – Япония.
@Phonerz, я в курсе. Я о том, что китайцы честно купили лицензию у японцев, и выпускают те же современные Шинкансены.
много такого было. В прошлом году был в музее завода ГАЗ, у них есть останки прототипа машины с реактивным двигателем, расположенным вертикально, который должен был передвигаться прыжками с “кочки” на “кочку”
@ado1, можно подробнее пожалуйста?)
Все таки я не думаю что в 70-х годах целью изобретения такого транспорта было быстрое перемещение людей)) Вот то что там ракету возили- поверю. Кстати катера на воздушных крыльях- вот это классные штуки- там вроде тоже реактивные двигатели были, только под водой они стояли. Я даже катался пару раз на нем в детстве – из Гагр в Батуми, году в 1987-88)
@dok_h, что-то Вы всё в кучу смешали.
Есть корабли на воздушной подушке – и чот я не видел, чтобы там реактивные двигатели стояли.
На черноморском побережье ходили катера на подводных крыльях – но на них либо обычный винт стоял (с дизельным мотором), либо бывают ещё на газотурбинном двигателе с водомётным движетелем – но они менее экономичны и в пассажирских перевозках, вроде, не использовались, да и плавсредство становится более опасным за счёт оголения крыла.
А как это НА ВОЗДУШНЫХ КРЫЛЬЯХ?
@iWanderer, да-да, опечатался, на подводных конечно же) Я думал там водомет стоял, разве нет?
@dok_h, раз опечатались, то +; нет, водомёт не стоял: эти Ракеты/Кометы и пр. – по сути дела теплоходы. Там обычный дизель был на гражданских судах. Проблема в том, что эти суда по своему классу могут ходить либо по рекам/озёрам, либо (если море) – в прибрежных водах: когда крыло выскакивало на поверхность (например, от волны) – они оч сильно теряли устойчивость. А высокая скорость усугубляла этот эффект. Поэтому в гражданском судостроительстве использовался в основном обычный дизель с обычным винтом.
В начале 70-х, когда с родителями отдыхал в Сочи, помню, что такие из Сочи в Пицунду ходили.
@iWanderer, спасибо за пояснение, не знал что там дизель. В детстве слышал что они быстрые, т.к. бензиновые)))
@dok_h, мой ответ Вам пропал, но виден в истории моих комментариев. Почитайте.
@iWanderer, ну есть и на воздушных крыльях и с реактивными двигателями для перемещения над водой, это экранопланы
@sergxmr, +: были такие; их испытывали, кажется, на Азовском, и они точно не возили отдыхающих на ЧПК.
@iWanderer, на Каспии ракетоносец испытывали, а сейчас можете себе купить для перевозки пассажиров, вполне коммерческая тема
Толку если дороги говно?) Сапсан тоже больше может чем дороги по которым ездит..
За 30 лет никогда таких поездов не видел Оо
5+
Хорошая статья! Спасибо. С удовольствием почитал. И это явно лучше статьи «полная херня с али»))))
шикарный материал! Спасибище!
Для экономии времени и средств в СССР все технические проекты сразу создавались заброшенными. Буран тот же…
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Где найти историю покупок в App Store на iOS 11
Как на iPhone скрыть фотографии из выдачи Spotlight
Как экспортировать пароли из Chrome в стороннее приложение
Как отвязать iPhone от оператора?
Как устранить смещение фронтальной камеры на iPhone
Проблемы с Lightning-кабелем. Как разобраться, в чем дело?
Как переназначить кнопки джойстика в iOS 14
Можно ли подключить iPad к сети при помощи LAN-кабеля