Мне ведь не одному довольно страшно осознавать, что 2005 год был дальше, чем об этом комфортно думать? Казалось бы, что вот только недавно мы читали в журналах про Resident Evil 4 и удивлялись, что в магазине только диск для PS2. Но нет, это было 20 лет назад.
В 2005 году началось новое поколение игровых консолей, на горизонте замаячил тот самый «next-gen» и ощущение, что сейчас вот-вот игровая индустрия совершит прорыв. А ещё в 2005 вышла куча крутых игр, многие из них отлично играются и по сей день. Сегодня мы вспомним 5 таких проектов.
1. Resident Evil 4. Новый стандарт для игр от 3го лица
Начать стоит с игры, ремейк которой выходил 2 года назад, понравился всем, но не отменил значимость оригинала. Resident Evil 4 сделала для жанра TPS примерно столько же, сколько DOOM для FPS и даже сейчас играется отлично.
Про сюжет, я думаю, смысла говорить нет. Все и так знают про Леона, деревню в глубине Испании, как бесит Эшли и как крут Краузер. Давайте лучше поговорим, что сделало Resident Evil 4 по-настоящему культовым проектом.
Первый факт в свое время разделил фанатов серии на два лагеря, которые грызут друг друга до сих пор. До релиза 4-й части было очевидно: серия сильно застоялась внутри жанра survival horror, у истоков которого она стояла. Сам по себе формат таких игр с фиксированной камерой и упором на ограниченные ресурсы и головоломки медленно умирал, к 2005 году игроки от этой формулы устали.
Тогда же главный идеолог жанра Синдзи Миками и решил развернуть серию на 180 градусов в сторону экшен-хоррора с большим упором на зрелищность. Под его руководством разработчики отодвинули вдумчивое исследование локаций и головоломки на задний план. Теперь Resident Evil стал тем, к чему стремился изначально: зомби-боевик категории «Б» с гротескными чудищами и максимально пафосными диалогами.
Все нововведения игры, что повлияли на шутеры от третьего лица, заслуживают отдельного и большого материала, поэтому здесь я ограничусь главными: камера и темп. Перспектива сместилась со спины на плечо главного героя. Новый формат камеры позволял как видеть всё, что происходит перед игроком, но при этом оставлял простор для внезапной атаки со спины (как шок-фактор, не иначе), а также точечно выцеливать конечности противника. Отсюда и увеличение темпа, врагов стало больше, а для убийства нужно стрелять не только в голову.
Где поиграть сейчас: Самая полная и исправленная версия оригинальной RE4 доступна для покупки на всех актуальных консолях и в Steam. Официально игра не переводилась на русский язык, к сожалению, но можно найти хороший фанатский русификатор, а также пачку модов с новым контентом для ценителей.
2. Devil May Cry 3. Эталон жанра «слэшер»
Не отходим далеко от игр Capcom. Пока Синдзи Миками переизобретал шутеры от третьего лица, его коллега Хидеаки Ицуно спасал маленькую дилогию Devil May Cry от забвения. И это при условии, что первая часть DMC вообще-то выросла из отмененного концепта Resident Evil 4.
С годами мне все больше кажется, что серия Devil May Cry существует вне времени. Номерные части этого франчайза выходят в лучшем случае раз в поколение, но зато каждая остается на слуху долгие годы вперед.
И началось все это именно с Devil May Cry 3, ведь первую и вторую игру вспоминают нечасто, а играть в них рекомендуют ещё реже. В чем же причина? Все банально, первые две части сильно устарели, а Devil May Cry 3 — нет. Это все еще драйвовый, безумный и сложный экшен с фирменным японским подходом к проработке персонажей и постановке боевых сцен. И все это под нестареющий саундтрек, который вполне хорошо заходит даже отдельно от игры.
Каждый бой с рядовым врагом — праздник стиля и красок. Каждый босс — настоящий экзамен на понимание игровых механик и тонкостей боевой системы. Каждая кат-сцена — тонна фирменного японского пафоса и безумия, разобранная на цитаты. Многие механики и даже приемы из DMC 3 можно увидеть в современных играх, в Zenless Zone Zero например.
Где поиграть сейчас: Capcom с большим уважением относится к своему наследию, поэтому в DMC 3 можно поиграть на всех актуальных платформах, в том числе на Nintendo Switch. На больших консолях и ПК игра доступна в составе сборника DMC HD COLLECTION вместе с первой и второй частью, а на «Свиче» можно купить отдельно только третью часть с дополнительными фишками по части геймплея. Но, к сожалению, без перевода на русский язык.
3. Need for Speed: Most Wanted. Лучшая часть франшизы
Но, пожалуй, хватит про японский геймдев, а то опять в комментариях анимешником обзовете. В 2005 году было много и других значимых игр. Например, пик развития главной аркадной гоночной серии индустрии.
Не так давно я смотрел один старенький материал, который делали перед выходом Need for Speed: Most Wanted. И вот там прозвучал тезис, что серия очень сильно стагнирует и ей нужна сильная перетряска. Слышать такое в 2025, конечно, удивительно в ретроспективе.
Но тезис не лишен смысла. Давайте посмотрим на серию из нашего времени. До дилогии Underground во франчайзе был провал за провалом. Началось все с сомнительной NFS 4, продолжилось на рекламной NFS про машины Porche, закончилось на низких оценках сиквела Hot Pursuit. Затем у NFS случился резкий разворот от люксовых авто и гонок по живописным трассам в сторону дешевого японского автопрома и эстетики нелегальных ночных гонок, правда, без участия полиции. Во второй части Underground полицию тоже не добавили, зато впихнули душный открытый мир.
И вот после такого выходит Most Wanted. Не Underground 3, а скорее духовный наследник дилогии Hot Pursuit, с полицией, но без лоска суперкаров и упором на уличные гонки, с сюжетом про список опасных гонщиков и негра-полицейского.
В 2025 Need for Speed: Most Wanted играется до сих пор отлично. Здесь нет удушающего открытого мира, перегиба в тюнинге и стайлинге и сомнительного качества комиксов вместо кат-сцен. Зато в наличии нервные и адреналиновые гонки с полицией, не перегруженная кастомизация автомобиля, приятная физика и… ладно, все еще кринжовый сюжет, но уже сделанный с закосом под настоящее кино.
Где поиграть сейчас: И тут мы сталкиваемся с проблемой. Официально купить Need for Speed: Most Wanted в Steam или на современные консоли не получится, игра давно снята с продаж из-за истекших лицензий на машины и музыку.
Но, само собой, есть возможность запустить улучшенную модами версию игры на ПК или же достать где-нибудь PS2, Xbox 360 или Nintendo GameCube и поиграть там как с лицензионного диска (найти его не так просто в наше время), так и с помощью прошивки. Версия для Xbox 360 считается лучшей. Еще есть вариант с эмулятором PS2 и Nintendo GameCube на смартфоне или ретро-приставке, но там, сами понимаете, всё сильно зависит от настроек эмулятора и мощности.
4. Condemned: Criminal Origins. Экспериментальный хоррор нового поколения
Пока одни люди ругались на Capcom за неуважение Capcom к жанру survival horror, другие люди пугались до тряски в руках от прохождения Condemned, одной из первых игр на новеньком Xbox 360. Господам с ПК пришлось ждать год, чтобы попробовать.
По ощущениям, про Condemned сейчас уже потихоньку забывают, а зря. Игра до сих пор пугает всем чем можно – от темноты до того чем может быть человек в этой самой темноте.
Итак, вы, игрок, берете на себя роль агента ФБР по имени Итан Томас. История начинается с расследования убийства молодой женщины. Место преступления соответствует — заброшенное здание, любимое убежище для наркоманов, бомжей и прочих отбросов современного общества. Всё идет к тому, что за деяние несет ответственность некий серийный убийца по кличке Сват (или Составитель Пар, как удобнее), и, по сути, дело раскрыто, осталось только поймать выродка. Однако всё идет наперекосяк, и под угрозу оказаться за решеткой попадает сам Итан.
В Condemned: Criminal Origins большой упор делается на рукопашный бой с применением подручных средств, от газовых труб и руки манекена до топоров и кувалд. Огнестрельного оружия мало, патронов еще меньше. Все противники в игре — это психопаты, наркоманы, сектанты и прочие маргинальные слои населения. Чем дальше по сюжету — тем более изувеченные и гротескные люди будут нам противостоять. Да, именно монстров и чудовищ тут нет.
А еще первая ассоциация лично у меня с Condemned: Criminal Origins — это грязь и антисанитария. Каждая локация — это всегда ода запустению, заброшенности и непригодности даже для нахождения, не то что для жизни. Находиться в местных локациях иногда физически неприятно, что отлично играет на чувстве страха. И всё это под тяжелую детективную историю о серийных убийцах.
Где поиграть сейчас: Condemned: Criminal Origins можно купить на современных Xbox, там она доступна в рамках обратной совместимости. Диск искать не нужно, игра есть в цифре. Также игру можно найти в Steam. Правда, есть исключение — игра до сих пор запрещена к продаже на территории Германии.
5. F.E.A.R. Главный шутер года
Я начал с двух игр от одной компании, в таком же формате и закончу. Дело в том что Condemned: Criminal Origins и F.E.A.R. разрабатывали параллельно как эксклюзивные игры для разных платформ.
И пока на Xbox все боялись маньяков, на ПК игроки шарахались от вида маленькой девочки с длинными черными волосами. События игры, кстати, происходят именно в 2025 году.
Но назвать F.E.A.R. (First Encounter Assault Recon, или «Федеральная Единица Агрессивного Реагирования» в русской адаптации) чистокровным ужастиком у меня язык не поворачивается. В первую очередь это шутер от первого лица с каким-то запредельным уровнем искусственного интеллекта у противников и подачей сюжета в стиле американских горок.
Игра четко делится на две ситуации, в одной вам сложно, а в другой страшно. Вы либо участвуете в очень зрелищных перестрелках, где противники разлетаются на суповой набор в замедлении времени, либо боитесь ступить и шаг, потому что не знаете, чего ожидать от этой девочки в красном за дверью. А еще один из главных злодеев — каннибал с садистскими наклонностями, да. Сюжет у игры до сих пор воспринимается как цельная и страшная история, нежели как рудимент для оправдания происходящего.
Где поиграть сейчас: Поиграть в F.E.A.R. сейчас можно на ПК, игра доступна в составе Complete Pack, где есть все части серии. На консолях все гораздо сложнее – на современной PlayStation игра не выходила и заперта в библиотеке PS3. А на Xbox доступна в программе обратной совместимости, но именно первая игра есть только на диске.
Иногда все же время щадит
Уверен, что каждый читатель составит свой список не менее культовых игр, которым в этом году исполняется 20 лет. И верю, что они также хорошо прошли проверку временем и играются отлично по сей день.
Страшно осознавать, как быстро летит время, и видеть, как, казалось бы, новые для нас штуки оказываются уже в столь далеком прошлом. Однако время — неотъемлемая часть нашей жизни, и мне очень приятно видеть, что есть вещи, которые все-таки ему не подвластны.
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!
9 комментариев
Форум →ТОП очень индивидуальный… вкусовщина
Resident Evil 4 – классика!
Знаешь, я вот конченный любитель франшизы RE как игр так и фильмов, и на мой взгляд самый офигенный Резидент в играх – это Resident evil 2 ( классика и ремастер). Re 3 и Код Вероника тоже не стыдно. Все остальное, ну окэй. Из фильмов считаю топовой первую часть и пятую ( где вернули почти всех актеров из первой). Финал фильма немного всратый но признаюсь честно, всплакнул.
FEAR и Most Wanted 🥰
Недавно видел что народ делает ремейки NFS MW и Underground 2 на Unreal Engine 5
Это вставляет тем, кто в них играл в молодости. Вот на уровне ностальгии и пробирает. А так молодежь нынче другие игры любит.
Автор, название Porsche пишется так, и только так! Не за что!)
на новые игры времени нет, а они тут на ремастеры да на старье фапают…
Недавно прошел XCOM из 90, до сих пор актуальна и продумана лучше современных
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как установить KODI на Apple TV 4
Как сделать флешку для macOS и Windows одновременно
Почему не получается создать бекап iPhone на компьютере
Как изменить заставку на экране блокировки Mac
Как на MacBook с процессором M1 вернуть кнопки регулировки подсветки клавиатуры
Почему в macOS Monterey не работают звуковые эффекты FaceTime
Как настроить Mac, чтобы он не уходил в спящий режим
Почему не работает функция «Привет, Siri» на iPhone