Как устроены эскалаторы в метро Москвы, это целая технология. И почему один всегда не работает

Дмитрий Борисов avatar | 17
FavoriteLoading В закладки
/

Вы знали, что эскалаторы в Москве ежедневно перевозят до миллиарда человек? Интересно, что это устройство придумали более ста лет назад, и его конструкция глобально не менялась по сей день.

Давайте сегодня узнаем больше об истории эскалаторов, посмотрим, как они устроены и разберёмся, почему часто как минимум одна линия не работает.

Кратко

Как придумали эскалаторы и причем здесь Луна-Парк

Итак, 15 марта 1892 года американец Джесси Уилфорд Рено патентует свое изобретение «inclined elevator», что можно перевести как «наклонный подъемник». А уже спустя два года устройство, разработанное по этому патенту, устанавливают в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов.

Развлечению было дано название «Наклонный лифт Рено».

Интересный факт: идея создания эскалатора появилась еще раньше, в 1859 году. Тогда американец Натан Эймс из штата Мичиган изобрел машину, которую назвал «оборотной лестницей» и даже получил на неё патент за номером № 26076. Воплотить свою идею в жизнь Эймс не успел из-за смерти в 1860 году. Так что изобретателем считается не он, а Рено.

По некоторым данным, за две недели 75 тысяч человек прокатились на ленте Джесси Уилфорда, поднимавшей их на 2 метра. Всем, кто осмелится прокатиться, наверху полагалась рюмка виски.

Первый в мире прототип эскалатора на самом деле сильно отличался от того к чему мы привыкли. Первый американский эскалатор не имел ступенек, представляя собой простую движущуюся гладкую дорожку, а перемещались люди по нем, сидя на «перилах».

Далее история переносит нас в Париж 1900 года. Именно там, на Всемирной Ярмарке, был представлен первый работающий «escalade», или же «штурмовая лестница», если переводить с французского языка.

Интересный факт заключается в том, что эта разработка никаким образом не касалась патентов Рено, а была придумана Джорджем Уиллером как концепт движущейся лестницы. Именно Уиллер сконструировал ступени вместо перил.

Однако все права и патенты выкупил изобретатель Чарльз Сибергер, который работал в компании Otis Elevator, последняя еще сыграет свою роль в истории устройства.

Единственное изображение «escalade». На нем уже видны очертания современных эскалаторов.

Откуда же укрепилось в умах название Эскалатор? Помимо Сибергера и Уиллера в истории современных эскалаторов играет немаловажную роль Otis Elevator.

Именно эта компания зарегистрировала торговую марку Эскалатор и запустила лестницы в производство. С 1900 по 1920 год в Америке и Европе было установлено около 350 машин, в основном в универмагах и государственных учреждениях.

◦ Назад к содержанию ◬

Как работает эскалатор

wp-image-1267253wp-image-1267254

Принцип работы эскалатора элементарный – ступени эскалатора это закольцованный ремень. Когда человек стоит на его внешней части, внутренняя под ним движется. Рельефные ступени придуманы кстати в первую очередь для того, чтобы в механизм не попадал в том числе и мельчайший мусор.

В поручнях тоже есть неочевидный момент. Они движутся чуть быстрее чем ступени, за счет слегка увеличенного размера приводного блока.

И тут самое время открыть, наконец, тайну: почему поручень и ступени эскалатора двигаются с разной скоростью.

Дело в том, что скорость движения поручня эскалатора зависит от приводного блока, а скорость движения лестничного полотна — от электродвигателя. От трения блок постепенно стирается, поэтому скорость движения поручня меняется.

Если приводной блок новый, то поручень двигается быстрее ступеней, а если блок износился и скоро его пора менять, то поручень движется медленнее ступеней.

◦ Назад к содержанию ◬

Появление эскалаторов в метро


Вход на станцию метро Пикадилли, Лондон.

В метро самый первый эскалатор появился в 1911 году на станции Пикадилли в Лондоне. Без интересных случаев не обошлось: поначалу люди опасались использовать опасное на вид устройство, и чтобы убедить их в обратном, пришлось нанять специального человека, который показывал, насколько эскалатор безопасен и удобен для использования.

В нашей стране эскалаторы были представлены на Московской промышленной ярмарке весной 1914 года. Новинка вызвала интерес, но её применение посчитали слишком дорогим и нерациональным, ведь тогда даже метро ещё не было.

Об эскалаторах снова заговорили в 30-х годах XX века, когда строилось Московское метро. Первая линия метро прокладывалась на глубине до 30 метров, и было понятно, что без подъёма и спуска пассажиров не обойтись.

Однако производство эскалаторов было засекречено, а за техническую документацию и чертежи требовали огромные суммы. Кроме того, зарубежные эскалаторы могли подниматься только на высоту до 18 метров, а для московского метро были нужны машины с высотой подъёма около 30 метров.

Тогда было принято решение создать эскалаторы самостоятельно.

Гордость молодого Советского Союза — завод «Красный Металлист». Именно здесь были созданы первые отечественные эскалаторы. Интересно, что конструкторы завода опирались только на рекламные буклеты зарубежных эскалаторов и рассказы людей, которым удалось на них прокатиться, чтобы создать свои первые образцы.

Итак, 31 января 1935 года на станции «Красные Ворота» состоялся пуск первого советского эскалатора (модель Н-30, главный конструктор – М.М. Андрианов) .

Примечательно, что наши эскалаторы конструктивно во всем превосходили западные.

wp-image-1267259wp-image-1267260wp-image-1267261

Скорость первых эскалаторов определили в 0,75 м/с, в то время как зарубежные имели меньшую скорость – 0,5 м/с.

А еще на тот момент советские эскалаторы были самыми крупными в мире.

◦ Назад к содержанию ◬

Современная история эскалаторов

Классический вид современных торговых центров (ТЦ, далее по тексту)

В современном мире эскалаторы стали неотъемлемой частью крупных торговых центров, станций метро и даже некоторых промышленных зданий. И наша страна не исключение.

При проектировании торговых центров есть одна хитрость: эскалаторы обычно располагаются в разных концах коридора ТЦ, а между ними находятся магазины. Проходя между лестницами, посетители часто заглядывают хотя бы в один магазин на пути.

На данный момент существует несколько видов эскалаторов. Например лестничные – самый старый тип эскалаторов. Исходя из названия они встроены в лестницу.


Пример самого простого лестничного эскалатора

Еще интересный вид эскалатора – изогнутый. Эти эскалаторы обычно встречаются в аэропортах, торговых центрах, универмагах и других общественных местах.

Преимущество изогнутых эскалаторов в том, что они позволяют гораздо более эффективно использовать пространство, чем прямые эскалаторы.


Так выглядит первый изогнутый эскалатор в США. Находится он в Сан-Франциско

◦ Назад к содержанию ◬

Интересные факты про эскалаторы

📍 После того как был успешно освоен первый эскалатор в Лондоне, в газетах можно было встретить такие очерки «Замечено, как пассажиры по пути в Сити выходили из поезда, поднимались на эскалаторе, затем спускались и садились в следующий поезд.»

Именно про этот эскалатор писали в газетах

📍 Самый короткий в мире эскалатор расположен в подвале универмага японского города Кавасаки – 5 ступеней и 83,4 см в высоту.

В 1989 г. он был занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый бесполезный в мире.

📍 А вот самый длинный эскалатор у нас. Установлен он на станции московского метро “Парк Победы”. Длина этого эскалатора составляет почти 130 м, в нижней точке он находится на глубине 68 м.

За звание самого длинного боролись еще в Гонконге, но наш «Парк Победы» оказался длиннее всех.

◦ Назад к содержанию ◬

Один эскалатор ВСЕГДА не работает, почему

Станция метро «28 Мая». Людей немного но один эскалатор не работает.

Представьте себе: час пик, метро, толпа людей. И вот вы видите пустой эскалатор, который, казалось бы, должен работать. Но он не работает.

На самом деле, у этой ситуации есть объяснение. Всегда неработающая линия эскалаторов может быть связана с тремя причинами.

Во-первых, необходимо иметь резерв на случай поломки основных эскалаторов. Иначе людям будет очень сложно передвигаться и выходить из метро.

Во-вторых, это связано с безопасностью. Если одновременно включить все четыре линии эскалатора (например), станция сразу же заполнится людьми, и передвигаться по ней станет невозможно.

Этот случай активно замалчивался. Короткое сообщение в газете и всё

В-третьих, это уже из разряда моих личных догадок, никто не хочет повторения 1982 года, когда из-за выхода из строя механизма одного эскалатора на станции «Авиамоторная» погибло как минимум 8 человек.

В тот момент были включены все линии, и тормоза не сработали, скорость спуска увеличилась в 2,4 раза. За 2 минуты погибло 8 человек, а около 30 получили телесные повреждения. Многие на всю жизнь остались инвалидами.

◦ Назад к содержанию ◬

Выводы

На этой оптимистичной ноте мы завершаем нашу статью. Мы рассмотрели историю эскалаторов и узнали, как они выглядят в наши дни. Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, как они работают, и сможете ответить на вопросы других пассажиров московского метро.

Спасибо за внимание! Хорошего вам дня!

◦ Назад к содержанию ◬

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (50 голосов, общий рейтинг: 4.66 из 5)
undefined
iPhones.ru
Вы знали, что эскалаторы в Москве ежедневно перевозят до миллиарда человек? Интересно, что это устройство придумали более ста лет назад, и его конструкция глобально не менялась по сей день. Давайте сегодня узнаем больше об истории эскалаторов, посмотрим, как они устроены и разберёмся, почему часто как минимум одна линия не работает. Кратко Как придумали эскалаторы Как...
Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

🙈 Все комментарии

Форум →
  1. lonz avatar
    lonz12 июля в 19:09
    3

    Я думал, что триллион в день.

    Zeder avatar
    Zeder13 июля в 22:23
    2

    @lonz, согласен с расчетом! 😂

  2. iWanderer avatar
    iWanderer12 июля в 21:05
    3

    Автор, ты б хоть вопрос изучил. ((

    После открытия БКЛ Московского метрополитена самая глубокая станция метро Марьина Роща БКЛ; она же имеет и самые длинные эскалаторы.
    При запуске БКЛ освещали сей факт «из каждого утюга» – необязательно пользоваться метро.

    Andrey-lights avatar
    Andrey-lights12 июля в 23:15
    2

    @iWanderer, смеха ради, подобная статья тут была уже 2018 году, такое чувство что ее просто перезалили. Даже фото с вырезкой про катастрофу та же.
    Называлась прошлый раз тема: Почему в метро половина эскалаторов всегда не работает?

  3. MagicApple avatar
    MagicApple12 июля в 21:29
    2

    ежедневно перевозят до миллиарда человек? Бедная Москва, похоже в неё въехал весь Китай.

  4. Жажа Петрович avatar
    Жажа Петрович12 июля в 21:45
    5

    >Вы знали, что эскалаторы в Москве ежедневно перевозят до миллиарда человек?
    До триллиона и это только одна выхино

  5. id618064388 avatar
    id61806438812 июля в 21:55
    1

    «Примечательно, что наши эскалаторы конструктивно во всем превосходили западные.»
    Что и требовалось доказать, страна закрыта, а получалось лучше как так?
    Да еще и первого человека в космос запустили, и это в тоталитарном Советском Союзе, где страна закрыта от «западных технологий»

    Wert avatar
    Wert13 июля в 16:03
    1

    @id618064388, до производства туалетной бумаги оставалось 7 лет.

    id618064388 avatar
    id61806438813 июля в 19:37
    0

    @Wert, бумага вообще впервые появилась в китае, чот запад отстает))

  6. Wert avatar
    Wert12 июля в 23:28
    4

    Эм… миллиарда??? Это если бы в Москве было 30М человек и каждый из них проехал в метро 33 раза за день.

  7. Uno avatar
    Uno13 июля в 0:18
    3

    Вижу, у Кирилла Морозова появился достойный коллега-конкурент )))

  8. Влад avatar
    Влад13 июля в 1:47
    2

    откуда столько токсиков в комментах? интересная статья

    Жажа Петрович avatar
    Жажа Петрович13 июля в 9:56
    1

    @Влад, вы знали, что айфонсру 100 октиллионов токсиков?

    gf3yksj8ct avatar
    gf3yksj8ct13 июля в 11:55
    0

    @Влад, да я, собсна говоря на айфонс.ру прихожу не столько ради статей, сколько чтобы полюбоваться токсиками в камментах.

  9. dimaps avatar
    dimaps13 июля в 15:29
    0

    Ничего себе «оптимистичная нота»

  10. Zeder avatar
    Zeder13 июля в 22:18
    0

    Блин, русский путь – самим сделать то, что уже изобретено и запатентовано другими.

    Вы не знаете и не понимаете, что в то время ПАТЕНТ имел очень важное значение! А по закону, если кто-то понимает о чем я, надо было смотреть какие ограничения и права нес патент.

    Например, Эдисон вел семилетнюю войну за свой патент на электрическую лампочку. И другие производители не могли делать то-же самое. Это ЗАКОН!

    Например, известный промышленник Вечтингауз покупал патенты у Теслы и только тогда ИМЕЛ ПРАВО производить асинхронные двигатели.

    А русским по-ую! Мы видели, мы сделаем сами….

    Устроили из метро бомбоубежище и такие – у нас самые длинные эскалаторы!

    Ку-ку!

    Silmaril avatar
    Silmaril19 июля в 11:16
    0

    @Zeder, так СССР был отдельным закрытым миром со своими законами, по тому с ними и не судились западные страны как в вашем примере с Эдисоном. Бесполезно.
    Также Китай (которому во многом пофиг на то что там за его пределами творится, тем более раньше) занимался копированием по началу, а теперь вот сами дадут фору во многих вещах.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь