Вы знали, что эскалаторы в Москве ежедневно перевозят до миллиарда человек? Интересно, что это устройство придумали более ста лет назад, и его конструкция глобально не менялась по сей день.
Давайте сегодня узнаем больше об истории эскалаторов, посмотрим, как они устроены и разберёмся, почему часто как минимум одна линия не работает.
Кратко
Как придумали эскалаторы и причем здесь Луна-Парк
Итак, 15 марта 1892 года американец Джесси Уилфорд Рено патентует свое изобретение «inclined elevator», что можно перевести как «наклонный подъемник». А уже спустя два года устройство, разработанное по этому патенту, устанавливают в нью-йоркском парке Кони-Айленд как аттракцион для туристов.
Развлечению было дано название «Наклонный лифт Рено».
Интересный факт: идея создания эскалатора появилась еще раньше, в 1859 году. Тогда американец Натан Эймс из штата Мичиган изобрел машину, которую назвал «оборотной лестницей» и даже получил на неё патент за номером № 26076. Воплотить свою идею в жизнь Эймс не успел из-за смерти в 1860 году. Так что изобретателем считается не он, а Рено.
По некоторым данным, за две недели 75 тысяч человек прокатились на ленте Джесси Уилфорда, поднимавшей их на 2 метра. Всем, кто осмелится прокатиться, наверху полагалась рюмка виски.
Первый в мире прототип эскалатора на самом деле сильно отличался от того к чему мы привыкли. Первый американский эскалатор не имел ступенек, представляя собой простую движущуюся гладкую дорожку, а перемещались люди по нем, сидя на «перилах».
Далее история переносит нас в Париж 1900 года. Именно там, на Всемирной Ярмарке, был представлен первый работающий «escalade», или же «штурмовая лестница», если переводить с французского языка.
Интересный факт заключается в том, что эта разработка никаким образом не касалась патентов Рено, а была придумана Джорджем Уиллером как концепт движущейся лестницы. Именно Уиллер сконструировал ступени вместо перил.
Однако все права и патенты выкупил изобретатель Чарльз Сибергер, который работал в компании Otis Elevator, последняя еще сыграет свою роль в истории устройства.
Единственное изображение «escalade». На нем уже видны очертания современных эскалаторов.
Откуда же укрепилось в умах название Эскалатор? Помимо Сибергера и Уиллера в истории современных эскалаторов играет немаловажную роль Otis Elevator.
Именно эта компания зарегистрировала торговую марку Эскалатор и запустила лестницы в производство. С 1900 по 1920 год в Америке и Европе было установлено около 350 машин, в основном в универмагах и государственных учреждениях.
Как работает эскалатор


Принцип работы эскалатора элементарный – ступени эскалатора это закольцованный ремень. Когда человек стоит на его внешней части, внутренняя под ним движется. Рельефные ступени придуманы кстати в первую очередь для того, чтобы в механизм не попадал в том числе и мельчайший мусор.
В поручнях тоже есть неочевидный момент. Они движутся чуть быстрее чем ступени, за счет слегка увеличенного размера приводного блока.
И тут самое время открыть, наконец, тайну: почему поручень и ступени эскалатора двигаются с разной скоростью.
Дело в том, что скорость движения поручня эскалатора зависит от приводного блока, а скорость движения лестничного полотна — от электродвигателя. От трения блок постепенно стирается, поэтому скорость движения поручня меняется.
Если приводной блок новый, то поручень двигается быстрее ступеней, а если блок износился и скоро его пора менять, то поручень движется медленнее ступеней.
Появление эскалаторов в метро
Вход на станцию метро Пикадилли, Лондон.
В метро самый первый эскалатор появился в 1911 году на станции Пикадилли в Лондоне. Без интересных случаев не обошлось: поначалу люди опасались использовать опасное на вид устройство, и чтобы убедить их в обратном, пришлось нанять специального человека, который показывал, насколько эскалатор безопасен и удобен для использования.
В нашей стране эскалаторы были представлены на Московской промышленной ярмарке весной 1914 года. Новинка вызвала интерес, но её применение посчитали слишком дорогим и нерациональным, ведь тогда даже метро ещё не было.
Об эскалаторах снова заговорили в 30-х годах XX века, когда строилось Московское метро. Первая линия метро прокладывалась на глубине до 30 метров, и было понятно, что без подъёма и спуска пассажиров не обойтись.
Однако производство эскалаторов было засекречено, а за техническую документацию и чертежи требовали огромные суммы. Кроме того, зарубежные эскалаторы могли подниматься только на высоту до 18 метров, а для московского метро были нужны машины с высотой подъёма около 30 метров.
Тогда было принято решение создать эскалаторы самостоятельно.
Гордость молодого Советского Союза — завод «Красный Металлист». Именно здесь были созданы первые отечественные эскалаторы. Интересно, что конструкторы завода опирались только на рекламные буклеты зарубежных эскалаторов и рассказы людей, которым удалось на них прокатиться, чтобы создать свои первые образцы.
Итак, 31 января 1935 года на станции «Красные Ворота» состоялся пуск первого советского эскалатора (модель Н-30, главный конструктор – М.М. Андрианов) .
Примечательно, что наши эскалаторы конструктивно во всем превосходили западные.



Скорость первых эскалаторов определили в 0,75 м/с, в то время как зарубежные имели меньшую скорость – 0,5 м/с.
А еще на тот момент советские эскалаторы были самыми крупными в мире.
Современная история эскалаторов
Классический вид современных торговых центров (ТЦ, далее по тексту)
В современном мире эскалаторы стали неотъемлемой частью крупных торговых центров, станций метро и даже некоторых промышленных зданий. И наша страна не исключение.
При проектировании торговых центров есть одна хитрость: эскалаторы обычно располагаются в разных концах коридора ТЦ, а между ними находятся магазины. Проходя между лестницами, посетители часто заглядывают хотя бы в один магазин на пути.
На данный момент существует несколько видов эскалаторов. Например лестничные – самый старый тип эскалаторов. Исходя из названия они встроены в лестницу.
Пример самого простого лестничного эскалатора
Еще интересный вид эскалатора – изогнутый. Эти эскалаторы обычно встречаются в аэропортах, торговых центрах, универмагах и других общественных местах.
Преимущество изогнутых эскалаторов в том, что они позволяют гораздо более эффективно использовать пространство, чем прямые эскалаторы.
Так выглядит первый изогнутый эскалатор в США. Находится он в Сан-Франциско
Интересные факты про эскалаторы
📍 После того как был успешно освоен первый эскалатор в Лондоне, в газетах можно было встретить такие очерки «Замечено, как пассажиры по пути в Сити выходили из поезда, поднимались на эскалаторе, затем спускались и садились в следующий поезд.»
Именно про этот эскалатор писали в газетах
📍 Самый короткий в мире эскалатор расположен в подвале универмага японского города Кавасаки – 5 ступеней и 83,4 см в высоту.
В 1989 г. он был занесен в Книгу Рекордов Гиннеса, как самый бесполезный в мире.
📍 А вот самый длинный эскалатор у нас. Установлен он на станции московского метро “Парк Победы”. Длина этого эскалатора составляет почти 130 м, в нижней точке он находится на глубине 68 м.
За звание самого длинного боролись еще в Гонконге, но наш «Парк Победы» оказался длиннее всех.
Один эскалатор ВСЕГДА не работает, почему
Станция метро «28 Мая». Людей немного но один эскалатор не работает.
Представьте себе: час пик, метро, толпа людей. И вот вы видите пустой эскалатор, который, казалось бы, должен работать. Но он не работает.
На самом деле, у этой ситуации есть объяснение. Всегда неработающая линия эскалаторов может быть связана с тремя причинами.
Во-первых, необходимо иметь резерв на случай поломки основных эскалаторов. Иначе людям будет очень сложно передвигаться и выходить из метро.
Во-вторых, это связано с безопасностью. Если одновременно включить все четыре линии эскалатора (например), станция сразу же заполнится людьми, и передвигаться по ней станет невозможно.
Этот случай активно замалчивался. Короткое сообщение в газете и всё
В-третьих, это уже из разряда моих личных догадок, никто не хочет повторения 1982 года, когда из-за выхода из строя механизма одного эскалатора на станции «Авиамоторная» погибло как минимум 8 человек.
В тот момент были включены все линии, и тормоза не сработали, скорость спуска увеличилась в 2,4 раза. За 2 минуты погибло 8 человек, а около 30 получили телесные повреждения. Многие на всю жизнь остались инвалидами.
Выводы
На этой оптимистичной ноте мы завершаем нашу статью. Мы рассмотрели историю эскалаторов и узнали, как они выглядят в наши дни. Надеюсь, теперь вы лучше понимаете, как они работают, и сможете ответить на вопросы других пассажиров московского метро.
Спасибо за внимание! Хорошего вам дня!

17 комментариев
Форум →