Электромобили – это спорный, неоднозначный, но все же шаг в будущее. Постепенный переход транспорта на более чистые виды топлива осуществляется, этот процесс простым экспериментом объяснить нельзя.
Все чаще в городах появляются электробусы, которые в своей массе хоть как-то, но уменьшают число вредных выбросов. А у простых автолюбителей вопросы экологии стоят на втором плане, куда более интересно – насколько выгодно использовать машину, использующую электричество вместо обычного топлива.
Кратко
Как заряжать электромобиль
Об этом вопросе мало кто задумывается. Кажется, что в машине где-то спрятан кабель с вилкой, которую надо просто воткнуть в розетку и подождать несколько часов. Конечно же, никакой кабель, как в пылесосе, в автомобиле не хранится. Зато имеется разъем для подключения к зарядной станции.
Надо сказать, что к единому стандарту разъема производители так и не пришли. Число и расположение контактов отличается в зависимости от региона, производителя, параметров тока, числа фаз.
Так, европейский стандарт Type 2 Mennekes подразумевает использование 5 контактов для работы с постоянным или переменным током и поддерживает мощность до 43 кВт, а разъем CHAdeMO является сдвоенным, позволяя осуществлять быструю зарядку постоянным током мощностью до 400 кВт. Американские автомобили обычно придерживаются стандартов CCS Combo и SAE J1772 (Type 1).
Разъемы для зарядки не особо между собой похожи
И если с разъемом со стороны автомобиля понятно, то что собой представляет кабель для подключения к источнику питания?
Найти такой в Интернете и в специализированных магазинах несложно, но в описании будут мелькать помимо уже понятных Type 1 и Type 2 какой-то загадочный Mode.
Типы зарядных станций
Все схемы зарядки электромобилей на этой картинке.
Европейские стандарты предусматривают несколько режимов подключения электромобиля к источнику питания.
🔋 Mode 1. Автомобиль подключается непосредственно в розетку, при этом никакого контроля за потреблением не ведется. Этим режимом уже мало кто пользуется, он ограничен 240 Вольтами и 16 амперами и грозит перегрузкой соединения. Очень просто, но и очень долго.
🔋 Mode 2. Суть остается прежней, но между источником питания и потребителем появляется посредник – электронное устройство, защищающее сеть от перегрузки. Максимальная мощность составляет от 7,4 до 22 кВт для одной или трех фаз.
Режимы разнятся своей мощностью
🔋 Mode 3. Это уже куда более умный режим зарядки переменным током, контролируемый и защищенный. Происходит инициализация соединения с проверкой контактов и согласовании допустимых параметров и только тогда уже начинается передача тока. Мощность при трехфазном питании достигает 44 кВт.
🔋 Mode 4. Режим зарядки изначально постоянным током в отличие от предыдущих трех, где задействуется инвертор, с контролем и защитой, для него обычно задействуется специальный кабель с сильноточными шинами. Мощность варьируется от 50 до 175 кВт.
Американская спецификация разнит зарядки переменного тока по уровням мощности: Level 1 (до 1,92 кВт), Level 2 (до 14,4 кВт), Level 3 (до 60 кВт).
Где можно зарядить электромобиль
Пользователи автомобиля с традиционным ДВС уже имеют свои проверенные заправки, где разливают качественный бензин. С электромобилями проблем поиска качественного источника питания в общем-то и нет – топливо везде одинаковое. Варианта у пользователя два – заряжать дома / в гараже, используя домашнюю зарядную станцию, или воспользоваться публичным сервисом, ЭЗС.
Федеральный проект «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» как раз и продвигает в массы не только саму идею нового вида транспорта, но и инфраструктуру для него. Неслучайно только в Подмосковье в этом году планируется установить 125 быстрых ЗЭС с мощностью в 150 кВт и еще 30 медленных, на 22 кВт.
Зарядная станция на улице Москвы
Найти зарядки уже можно с помощью Яндекс карт или специальных приложений, например, PlugMe. Нет сомнения, что со временем эта инициатива распространится и на другие регионы, пока же там зарядные станций чаще всего – экзотика, впрочем, как и сами электроавтомобили.
Сколько длится зарядка электромобиля
Этот показатель не может быть точно рассчитан, так как для каждого автомобиля он свой, да и немало факторов на него влияет: емкость батареи, текущий уровень заряда, стандарт зарядки автомобиля, станции и даже погода. Тем не менее некие средние цифры можно вывести.
Mode 1. Зарядка автомобиля среднего размера от обычной розетки в среднем составляет 19 часов. Оставить машину на зарядку на ночь можно, но этого не хватит для полного прохождения процедуры.
Mode 2. Домашняя зарядная станция позволит зарядить такой же электромобиль уже от 2 до 6 часов.
Никто не мешает заряжать автомобиль прямо в своем гараже
Mode 3. Эти станции обеспечивают более мощную, следовательно, и более быструю зарядку. В среднем она длится от 17 до 50 минут. Время еще не сопоставимое со временем заправки на обычной АЗС, но уже близкое к тому.
Mode 4. Для большинства автомобилей этот режим позволяет за полчаса произвести быстрый заряд батареи до отметки в 80%.
Сколько стоит зарядить электромобиль
А теперь от теоретических материй перейдем к сугубо практическим, оценив выгоду использования электромобиля. Сперва его надо будет зарядить. Итак, выбрано место и режим зарядки, используется подходящий кабель. Расчеты будут весьма усредненными, да и связывать их надо сразу же с отдачей в виде пробега.
Самый простой сценарий – зарядка от домашней электросети, от обычной розетки или от специально оборудованной домашней станции. С 1 июля одноставочный тариф для Москвы составляет 6,15 рубля за 1 кВт·ч. Емкость батареи электромобилей постепенно растет и сегодня в среднем составляет 60-80 кВт. Так что полная зарядка электромобиля от домашней сети обойдется примерно в 400-500 рублей.
Быстрая зарядка на коммерческой станции стоит дороже
Совсем уж экономный режим подразумевает использование двуставочного тарифа, что позволит за ночь зарядить машину еще вдвое дешевле!
Тариф на зарядку на коммерческой городской станции явно выше, он составляет 15-20 рублей для терминала с постоянным током и 8-12 рублей для более медленных станций переменного тока. Это обойдется автолюбителю уже в 1000-1500 рублей в условиях быстрой зарядки и 600-800 рублей при возможности подождать.
Цифры разнятся, конечно же, не на порядки, но в разы.
Сколько стоит езда на электромобиле
Цифры зарядки стоит оценивать, конечно же, применимо к пробегу. Дорогая или нет получается зарядка относительно автомобиля с ДВС и его заправкой топливом? И снова можно говорить о некоей усредненной оценке – так, зимой от одного и того же заряда электромобиль проедет меньше. В реальных условиях можно говорить о расходе 20 кВт·ч на 100-120 км.
Таким образом батарея электромобиля позволит проехать ему 300-400 км. Рекорд же вообще превышает 900 км, в недалеком будущем падет и сокровенная планка в 1000 км. Впрочем, средние показатели куда скромнее. Итак, зарядка на наши средние 300-400 км обойдется в 400-500 рублей в условиях экономии или в 1000-1500 рублей с использованием коммерческой быстрой станции. То есть каждый километр пробега автомобиля обойдется в 1,3-3 рубля.
Очный спор выявляет победителя!
Осталось сравнить эти цифры с тратами обычной машины с ДВС. В городских условиях потребление пусть составит 10 литров/100 км, что даст показатель в 540 рублей/100 км. Каждый километр пробега такого автомобиля будет стоит около 5,4 рублей. Очевидно, что электромобиль явно в выигрыше, причем в разы.
Электромобиль – выгодно, или нет
Нетрудно будет увидеть череду выгод от приобретения электромобиля: это и более дешевая заправка, выгодное обслуживание, налоговые льготы. Самим автомобилем комфортно пользоваться из-за его бесшумности, да и в целом безопасность и экологичность его выше.
При этом, радуясь экономичности такого транспорта, не стоит забывать и о том, что стоит такая машина заметно дороже своего аналога с ДВС. Хотя обслуживание электромобиля дешевле, его ремонт может стать незабываемым и недешевым квестом из-за проблем с запчастями.
Электромобиль – экологично и в целом выгодно!
Но главное, пожалуй, неудобство в использовании электромобиля – его зарядка. Все же инфраструктура для этого только-только развивается. Заправиться бензином на трассе или в небольшом городке проблемой не станет, а вот найдется ли там зарядная станция – большой вопрос. Да и времени на саму зарядку требуется больше, в условиях домашней станции – вообще часы.
В любом случае электромобиль не видится атавизмом или тупиковой ветвью развития транспорта. Так или иначе будущее явно за новыми видами топлива, неслучайно в фантастике бензином никто не заправляется, а постапокалипсисы наподобие Безумного Макса – забавное исключение.
46 комментариев
Форум →тупиковая ветвь. по крайней мере пока.
@CoordinatoR, вы про “ветвь” в вышей голове?
@CoordinatoR, В 18 странах Европы Supercharger-ы для теслы вообще бесплатны. Выгода по-моему очевидна.
Спасибо за статью, интересно было почитать… но “электромобиль = экологично” это увы безграмотное заявление
@Kislij, смотря что брать за экологичность, если рассматривать с точки экологии в городе, то электромобили тут явно один из самых экологичных видов транспорта, экологичней ток велосипед и самокат
@Dr.Plush, а при чём здесь город или нет? Велосипед и самокат экологичны, спору нет, но не электромобиль.
@Ёжик, притом, что он не загрязняет воздух в городе, то что электричество для его зарядки может быть грязным и для производства батарей тоже куча гадости выходит, это все не в городе, а где-то далеко и даже в других странах, по этому экологичность электромобиля в городе высокая
@Kislij, если что-то не связано с грамотностью (чтением и письмом), то утверждать про «это безграмотно» – вот это и будет безграмотно.
Это может быть заблуждение, ошибочно, некорректно, неверно, безосновательно, не научно, ложно… но не безграмотно. :)
Если зарядки развивать-норм в использовании
В Алмате почти в каждом ТЦ и БЦ есть пара зарядных станций
Но электротачка только для города
@romeosp, для какого? в какую погоду? если развиты зарядки, вообще похер… выезжаешь из дома на полном заряде, на пол пути дозарядился и вуаля – ты в другом городе (Мск-Сбп)
@Kislij, не так. Выезжаешь из города на полном заряде. На полпути остановился, поставил авто на зарядку, снял гостиницу, заказал завтрак, обед и ужин, выспался и с утра поехал дальше ))
У – удобно 👍
@micend, Учитывая, что ни один уважающий себя автолюбитель, более 500-600 км без остановки не ездит, электромобили очень удобный вид транспорта. Пока я ем, отдыхаю, пью кофе – автомобиль полностью зарядится за 1.5-2 часа.
Сегодня уже даже китайцы проезжают 500-600 летом, и 400 зимой на одном заряде.
Париж. Ближайшая заправка 8 км от дома. Была ближе, но закрылась. Ближайшая электрозарядка прямо у дома, причём с 3х сторон разные. Ещё несколько в ближайших паркингах. Так что спорно про инфраструктуру.
@MagicApple, Даже в Швеции все плохо с зарядной инфраструктурой. Да что уж говорить, даже в Норвегии. Простой пример в *удобстве электромобиля*: В двухнедельном неспешном путешествии по Норвегии на машине с ДВС я посмотрю достопримичательностей и интересных мест в два раза больше чем на электромобиле за тот же промежуток времени. Это простой жизненный пример так сказать. Так что пока что этот авто чисто для езды вокруг дома (дом, работа покупки).
@b0n3, Моё мнение – северные страны вообще не для электроавтомобилей. А вот весь юг – здесь как раз отличный вариант.
Аналогично и с электричеством, Север – АЭС, ветер. Юг – солнечная генерация.
@MagicApple, все так, За исключением того, что на солнечной энергии столько не нагенерироаать и за 100 лет, как на АЭС
@MagicApple, Подмосковье, город на 100тыс чел. – три зарядки. Одна в 1 км от меня, другие в 2-3.
На работе (Мск) и вовсе внутри территории две.
“В любом случае электромобиль не видится атавизмом или тупиковой ветвью развития транспорта”
Уже давно имеется другое мнение. Это именно тупиковая ветка. Даже, если будет розетка в каждом столбе. мы не сможем вырабатывать столько энергии, если всех пересадить на электрички. Не говоря уже об экологии.
Ждем чего-то нового. А пока, особенно за мкадом, электричка является игрушкой и во многом менее удобна чем ДВС. Приводить Европу в пример не надо – у них нефти нету и дорого. Про время зарядки я вообще молчу. Защищают в основном те, кто купил себе катки или их продают ;)
Ну или мы найдем способ дешево и безвредно генерить овердохера электричества. Холодный синтез и тд. Тогда расклад поменяется. А пока, к примеру из Новосибирска в горный Алтай, только на ДВС. В городе – коттедж – работа – ок. А в квартире где заряжать? Не переубедите меня. Аргументов за очень мало. Выгода в деньгах не аргумент. Европа топит за это? – нету нефти у них, а перерабатывать батареи капец как сложно и дорого.
@virtualinsanity, вы откуда взяли про нехватку электроэнергии? Если не считать майнинга (который суть зло и сжигание энергии в пустую) и растущих как на дрожжах AI, которые работают 24×7, то большая часть электроэнергии потребляется в светлое время суток – утром, днем и вечером (когда работают предприятия, офисы и домохозяйства не спят). Ночью потребление падает чуть ли не кратно. И энергию девать некуда. При этом, у гидро, атомных и ветряных электростанций не эффективно снижать выработку энергии ночью (получается, что оборудование простаивает!). Пока есть вода и ветер – надо «крутить». Это более-менее можно делать на небольших тепловых. Тем более, что их работа связана с сжиганием топлива и выбросами в атмосферу, так что их логично притормаживать ночью, если нужно меньше вырабатывать – заодно воздух очищается. Про солнечные и так понятно. Вывод: ночью энергии для зарядки электромобилей достаточно. На ближайшее будущее уж точно.
@peper-, а ты посмотри потребление бензина в стране, и переведи этот бензин в кВт и тогда поймешь сколько нужно дополнительной генерации электроэнергии. А там не только генерация но и распределительные сети. Сети то тоже нужны, вот представим паркинг ЖК и у скажем сотня машин электрички… пусть зарядка 10 кВт и вот 1 МВт нужно дому только на зарядку авто )))
Ниссан Лиф. Самара. По городу и области в теплое время года – за глаза. В холодное чуть сложнее. Только по городу.
Зарядок предостаточно. А впрочем и не нужно. В гараж на ночь поставил – и алга. Цена вопроса 1200 в месяц за коммуналку в гск.
В плане ТО – весьма экономично. 2 литра масла в редуктор, 5 литров антифриза, салонный фильтр – вот и все расходники. Ходовка – да как на других ниссанах нижней ценовой категории. Колодки используются и меняются редко, ибо рекуперативное торможение. Ни тебе свечей, ни ремней…
Из минусов – клиренс маловат, запас хода хорош только в топовой версии, зимой запас хода проседает очень сильно.
Я продаю новые автомобили в LA, в том числе Nissan Ariya.
1. Сервис центр их ненавидит – они ломаются, не заряжаются. Наш сотрудник через месяц после покупки сдал в сервис, люди постоянно приезжают с проблемами. С Теслой такая же была история (новая 2024 года тройка), только сломалась через неделю после покупки.
2. Нет достаточного количества зарядок, если зарядка быстрая (LVL 3), то они время от времени выходят из строя, на данный момент наша перегрелась (и это уже не первый раз).
3. Многие люди привыкли к бесплатной зарядке, раньше были акции и меньше машин. Сейчас акции закончились, за зарядку нужно платить. Постоянные драки за зарядные станции между клиентами.
4. Знакомые, кто ездил на Теслах пересел обратно на бензин. Те, кто сейчас купили электрички – сказали, что после окончания лизинга вернутся на бензин.
Для кого эти машины – для тех у кого есть частный дом с солнечными панелями и домашней LVL 2.
@Xristos, Зачем ровняться на качество Ниссан? Рассмотрим Porche?
Кстати, ДВС в первый год так же изрядно ломаются. И Мерсы в том числе. Гарантия всё правит, и после можно ездить долгие годы. Тесла ремонт по гарантии вас чем то смущает?
@Xristos, для Штатов, где очень много любителей больших и мощных авто, электромобили, конечно так себе идея. Да и бенз, всегда удобнее и практичней. Бак залить, дело нескольких минут, а заряжать тазик, всё равно время надо потратить какое-то. Да и будем откровенны, авто у вас, просто улёт, не то что эти свистелки-перделки по 2-2,5л. и на всратых 150-249л.с. которые нынче так популярны у экономных европейцев и в СНГ и России. Авто должно приносить удовольствие и быть драйвовым. В убогом тазике, который еле ползёт, такого явно никогда не получишь, равно как и в электромобиле. Авто без души считай
@Carter_Mayers, ты хоть понял что сказал? в электромобиле не получишь драйва? Они с места стартуют до 100 за 3 секунды, причём китайские. Мало?
@Xristos,
1. Технике свойственно ломаться. Очень спорный вопрос что EV ломаются чаще автомобилей с ДВС.
2. Для non-Tesla EV это действительно пока проблема, но для Tesla проблем с зарядкой нет от слова совсем. А скоро Suprchargers как с Европе будут доступны всем.
3. Акции и сейчас работают. Например, VW своим покупателям предоставляет три года по сути бесплатной зарядки. А если у вас на зарядках драки, может нужно район сменить?
4. По моему опыту (Tesla 3, Tesla Y, VW ID.4) и наблюдениям мало кто попробовав EV пересядет назад на ДВС.
Ну и как бы в LA большинство живут в домах. Или, повторюсь, нужно что-то менять ;)
1. Электричество не берется ниоткуда. “Экологичность” автомобиля означает уменьшение экологичности в месте производства электроэнергии (какими бы они “чистыми” по заверениям не были).
2. В реальных условиях русской зимы – электромобиль ненадежен от слова совсем.
3. Ресурс аккума тоже далеко не бесконечен. А замена выйдет в весьма круглую сумму.
@_OSha_, три из трех «не угадали»:
1) Атомная и гидроэнергетика экологичнее, чем добыча, переработка, транспортировка, хранение и сжигание ископаемого топлива.
2) Надежность электромобиля мало связана с «русской зимой». Если у авто есть какие-то проблемы с надежностью, то с холодом они будут связаны далеко не в первую очередь.
А с температурой 20-25 градусов ниже нуля в нормальном электромобиле и гараже (а как еще выгодно заряжать, кроме как в своем гараже по ночному тарифу?) проблем особых не будет. Но при -25 у большинства дизельных авто будут проблемы. И завестись, и достаточно быстро прогреться. Так как они настолько эффективны, что не дают достаточно тепла. Поэтому нужен будет и предпуск, и «фен». Последнее – прямо как в электричках.
3) Ресурс современных автомобильных аккумуляторов измеряется уже сейчас тысячами циклов. При 2-3 зарядках в неделю это уже 10 и более лет эксплуатации. А на самом деле – больше. Покупатели дорогих машин (а хорошие электрички это именно премиум сейчас) на них столько не ездят.
@_OSha_, Главное, что экологичность появляется рядом с вами, как минимум стоя в пробке вы не дышите своим выхлопом.
Я свой nissan leaf зимой в сибири бросаю около работы в -35 градусов, а вечером сажусь, нажимаю вкл и еду тут же домой, салон прогревается за 4 минуты. В авто с ДВС вы себе такого позволить не сможете
@_OSha_, а двигатель ДВС конечно же бесконечен…))
В электричке мотор почти вечный. Расходники – колодки да рычаги (и то если дороги хреновые)
Как основное и единственное средство передвижения, полная фигня будет. Особенно в регионах, бабки тупо на ветер. Только в по своему городу и области ездить, на большие расстояния ещё не скоро можно будет ещё на электротазиках ездить. По крайней мере в РФ и СНГ, бенз и заправки есть везде, а электромобиль мало того что ждать надо, пока зарядится, так ещё и далеко не везде и всегда это можно сделать. Не зря многие автопроизводители, уменьшили производство этого недоразумения. Чисто по мне, электромобиль, авто без души, никогда в это не сяду, даже если смогу себе позволить иметь пару авто сразу
О какой экологичности этих электротазов можно говорить?! Как закончится срок эксплуатации аккумуляторов в электротазах,утилизация этих батарей нанесет гораздо больше вреда природе чем утилизация авто с ДВС! И технологии по утилизации этого электрохлама не отработана, от слова совсем! Недаром производители этих батарей молчат об этом, “как рыба об лёд”.А то про эти успехи трубили бы под фанфары!
@Yrybyry-kyrymbyry, когда утром с осени до лета под моими окнами владельцы двс авто начинают прогревать их по 10-20 минут, вот про эту экологичность говорят. Утилизация батареи где-то далеко за городом меня уже не коснется, а вот дышу выхлопом я прямо у себя в квартире.
@Yrybyry-kyrymbyry, батареи хватает минимум на 10 лет. И летит она не вся, а 1-2 блока. Замена и ремонт обойдётся в 1000 долл. И опять езди дальше. О чем вы говорите?
Чисто электричка – так себе, согласен. Но для нашей страны последовательный гибрид – самое то. Месяцами ездят без зарядки на бензине и 450 лс всегда в запасе (Лисян к примеру)
@zO_Om, последовательные гибриды, если вообще не использовать зарядку, превращаются в полный бред. У этих машин (тяжелых весьма) расход топлива в режиме езды только на бензине при разумной вполне скорости – 10-12 литров/100 км. На трассе на 130-150 км/ч скорости еще плюс 5-8 литров. Для сравнения, мой дизельный GLE в таком режиме кушает 9-10 литров по городу при разумной езде, 7-7,5 – по мкаду, 12-14 – если притопить на загородной трассе. Так что плагин-гибриды – только заряжать!
Нас ждет настоящий батл в подаче информации про электромобили! Одни преимущественно из старого света будут говорить про “неэкологичность, проблемы переработки аккумов, дорогое эл-ство, неразвитость инфраструктуры” при этом пытаясь строить новые заводы под электрички в Венгрии (БМВ) из за того что там русский газ а так же деш эл-ство что бы хоть как то конкурировать,,, другие же парни с востока продолжать делать лучшие электрички по низким ценам ,, и мы будем хавать сначала одну инфу потом другую) и сраться в комментах)) Будет интересно
@telnal, самое неприятное, что в итоге нефть станет никому не нужна. и мы будем сраться сами с собой. за еду.
@MagicApple, не помрем, хоть чище дышать станет и меньше нефте-белых воротничков
Если бы управляющая компания разрешила поставить зарядку во дворе- давно бы пересел на электричку
@Gidrotehniks, а вот тут нам всем хрен… :( Только свой дом спасает.
@Gidrotehniks, а причём здесь она? голосуют жильцы на общем собрании, с их общего согласия на придомовой территории и за свой счёт ставьте что хотите. УК обслуживает, а не разрешает.
@MagicApple, да, ук не может запрещать, ток тсж может
На Украине тоже многие электрички купили. Радовались до момента отключения электричества.
Европе лучше всё таки ДВС.
Не знаю как в других городах, но в Москве городские зарядки бесплатные. Товарищ у меня VW i.d 6 все лето заряжает в городе абсолютно бесплатно.
Вроде как есть еще какие-то платные частные зарядки, но их мало
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Можно ли подключить AirPods к старым iPhone и iPad
Почему iPhone иногда сильно снижает яркость экрана
Где искать понравившиеся треки в Apple Music
Как менять циферблат Apple Watch вместе с изменением режима Фокусирования
Зачем в iPhone нужен Game Center. Как настроить и правильно пользоваться сервисом
Как на iPhone включать любимый плейлист после звонка будильника
iPhone блокируется при просмотре YouTube. Как исправить?
Как делиться паролем Wi-Fi с iPhone на Android-смартфоны