Электромобили – это спорный, неоднозначный, но все же шаг в будущее. Постепенный переход транспорта на более чистые виды топлива осуществляется, этот процесс простым экспериментом объяснить нельзя.
Все чаще в городах появляются электробусы, которые в своей массе хоть как-то, но уменьшают число вредных выбросов. А у простых автолюбителей вопросы экологии стоят на втором плане, куда более интересно – насколько выгодно использовать машину, использующую электричество вместо обычного топлива.
Кратко
Как заряжать электромобиль
Об этом вопросе мало кто задумывается. Кажется, что в машине где-то спрятан кабель с вилкой, которую надо просто воткнуть в розетку и подождать несколько часов. Конечно же, никакой кабель, как в пылесосе, в автомобиле не хранится. Зато имеется разъем для подключения к зарядной станции.
Надо сказать, что к единому стандарту разъема производители так и не пришли. Число и расположение контактов отличается в зависимости от региона, производителя, параметров тока, числа фаз.
Так, европейский стандарт Type 2 Mennekes подразумевает использование 5 контактов для работы с постоянным или переменным током и поддерживает мощность до 43 кВт, а разъем CHAdeMO является сдвоенным, позволяя осуществлять быструю зарядку постоянным током мощностью до 400 кВт. Американские автомобили обычно придерживаются стандартов CCS Combo и SAE J1772 (Type 1).
Разъемы для зарядки не особо между собой похожи
И если с разъемом со стороны автомобиля понятно, то что собой представляет кабель для подключения к источнику питания?
Найти такой в Интернете и в специализированных магазинах несложно, но в описании будут мелькать помимо уже понятных Type 1 и Type 2 какой-то загадочный Mode.
Типы зарядных станций
Все схемы зарядки электромобилей на этой картинке.
Европейские стандарты предусматривают несколько режимов подключения электромобиля к источнику питания.
🔋 Mode 1. Автомобиль подключается непосредственно в розетку, при этом никакого контроля за потреблением не ведется. Этим режимом уже мало кто пользуется, он ограничен 240 Вольтами и 16 амперами и грозит перегрузкой соединения. Очень просто, но и очень долго.
🔋 Mode 2. Суть остается прежней, но между источником питания и потребителем появляется посредник – электронное устройство, защищающее сеть от перегрузки. Максимальная мощность составляет от 7,4 до 22 кВт для одной или трех фаз.
Режимы разнятся своей мощностью
🔋 Mode 3. Это уже куда более умный режим зарядки переменным током, контролируемый и защищенный. Происходит инициализация соединения с проверкой контактов и согласовании допустимых параметров и только тогда уже начинается передача тока. Мощность при трехфазном питании достигает 44 кВт.
🔋 Mode 4. Режим зарядки изначально постоянным током в отличие от предыдущих трех, где задействуется инвертор, с контролем и защитой, для него обычно задействуется специальный кабель с сильноточными шинами. Мощность варьируется от 50 до 175 кВт.
Американская спецификация разнит зарядки переменного тока по уровням мощности: Level 1 (до 1,92 кВт), Level 2 (до 14,4 кВт), Level 3 (до 60 кВт).
Где можно зарядить электромобиль
Пользователи автомобиля с традиционным ДВС уже имеют свои проверенные заправки, где разливают качественный бензин. С электромобилями проблем поиска качественного источника питания в общем-то и нет – топливо везде одинаковое. Варианта у пользователя два – заряжать дома / в гараже, используя домашнюю зарядную станцию, или воспользоваться публичным сервисом, ЭЗС.
Федеральный проект «Электроавтомобиль и водородный автомобиль» как раз и продвигает в массы не только саму идею нового вида транспорта, но и инфраструктуру для него. Неслучайно только в Подмосковье в этом году планируется установить 125 быстрых ЗЭС с мощностью в 150 кВт и еще 30 медленных, на 22 кВт.
Зарядная станция на улице Москвы
Найти зарядки уже можно с помощью Яндекс карт или специальных приложений, например, PlugMe. Нет сомнения, что со временем эта инициатива распространится и на другие регионы, пока же там зарядные станций чаще всего – экзотика, впрочем, как и сами электроавтомобили.
Сколько длится зарядка электромобиля
Этот показатель не может быть точно рассчитан, так как для каждого автомобиля он свой, да и немало факторов на него влияет: емкость батареи, текущий уровень заряда, стандарт зарядки автомобиля, станции и даже погода. Тем не менее некие средние цифры можно вывести.
Mode 1. Зарядка автомобиля среднего размера от обычной розетки в среднем составляет 19 часов. Оставить машину на зарядку на ночь можно, но этого не хватит для полного прохождения процедуры.
Mode 2. Домашняя зарядная станция позволит зарядить такой же электромобиль уже от 2 до 6 часов.
Никто не мешает заряжать автомобиль прямо в своем гараже
Mode 3. Эти станции обеспечивают более мощную, следовательно, и более быструю зарядку. В среднем она длится от 17 до 50 минут. Время еще не сопоставимое со временем заправки на обычной АЗС, но уже близкое к тому.
Mode 4. Для большинства автомобилей этот режим позволяет за полчаса произвести быстрый заряд батареи до отметки в 80%.
Сколько стоит зарядить электромобиль
А теперь от теоретических материй перейдем к сугубо практическим, оценив выгоду использования электромобиля. Сперва его надо будет зарядить. Итак, выбрано место и режим зарядки, используется подходящий кабель. Расчеты будут весьма усредненными, да и связывать их надо сразу же с отдачей в виде пробега.
Самый простой сценарий – зарядка от домашней электросети, от обычной розетки или от специально оборудованной домашней станции. С 1 июля одноставочный тариф для Москвы составляет 6,15 рубля за 1 кВт·ч. Емкость батареи электромобилей постепенно растет и сегодня в среднем составляет 60-80 кВт. Так что полная зарядка электромобиля от домашней сети обойдется примерно в 400-500 рублей.
Быстрая зарядка на коммерческой станции стоит дороже
Совсем уж экономный режим подразумевает использование двуставочного тарифа, что позволит за ночь зарядить машину еще вдвое дешевле!
Тариф на зарядку на коммерческой городской станции явно выше, он составляет 15-20 рублей для терминала с постоянным током и 8-12 рублей для более медленных станций переменного тока. Это обойдется автолюбителю уже в 1000-1500 рублей в условиях быстрой зарядки и 600-800 рублей при возможности подождать.
Цифры разнятся, конечно же, не на порядки, но в разы.
Сколько стоит езда на электромобиле
Цифры зарядки стоит оценивать, конечно же, применимо к пробегу. Дорогая или нет получается зарядка относительно автомобиля с ДВС и его заправкой топливом? И снова можно говорить о некоей усредненной оценке – так, зимой от одного и того же заряда электромобиль проедет меньше. В реальных условиях можно говорить о расходе 20 кВт·ч на 100-120 км.
Таким образом батарея электромобиля позволит проехать ему 300-400 км. Рекорд же вообще превышает 900 км, в недалеком будущем падет и сокровенная планка в 1000 км. Впрочем, средние показатели куда скромнее. Итак, зарядка на наши средние 300-400 км обойдется в 400-500 рублей в условиях экономии или в 1000-1500 рублей с использованием коммерческой быстрой станции. То есть каждый километр пробега автомобиля обойдется в 1,3-3 рубля.
Очный спор выявляет победителя!
Осталось сравнить эти цифры с тратами обычной машины с ДВС. В городских условиях потребление пусть составит 10 литров/100 км, что даст показатель в 540 рублей/100 км. Каждый километр пробега такого автомобиля будет стоит около 5,4 рублей. Очевидно, что электромобиль явно в выигрыше, причем в разы.
Электромобиль – выгодно, или нет
Нетрудно будет увидеть череду выгод от приобретения электромобиля: это и более дешевая заправка, выгодное обслуживание, налоговые льготы. Самим автомобилем комфортно пользоваться из-за его бесшумности, да и в целом безопасность и экологичность его выше.
При этом, радуясь экономичности такого транспорта, не стоит забывать и о том, что стоит такая машина заметно дороже своего аналога с ДВС. Хотя обслуживание электромобиля дешевле, его ремонт может стать незабываемым и недешевым квестом из-за проблем с запчастями.
Электромобиль – экологично и в целом выгодно!
Но главное, пожалуй, неудобство в использовании электромобиля – его зарядка. Все же инфраструктура для этого только-только развивается. Заправиться бензином на трассе или в небольшом городке проблемой не станет, а вот найдется ли там зарядная станция – большой вопрос. Да и времени на саму зарядку требуется больше, в условиях домашней станции – вообще часы.
В любом случае электромобиль не видится атавизмом или тупиковой ветвью развития транспорта. Так или иначе будущее явно за новыми видами топлива, неслучайно в фантастике бензином никто не заправляется, а постапокалипсисы наподобие Безумного Макса – забавное исключение.

46 комментариев
Форум →