Этот безумный советский вездеход «Харьковчанка» ездил по Антарктиде 60 лет. Аналогов ему до сих пор нет

Илья Сидоров avatar | 5
FavoriteLoading В закладки
/

Почти 70 лет назад в Советском союзе был создан антарктический вездеход «Харьковчанка», который до сих пор не имеет аналогов в мире.

Эта машина использовалась для исследования Антарктиды и поездки на Южный Полюс, а впоследствии для многих других научных миссий и задач.

«Харьковчанка» продемонстрировала всему миру машиностроительные возможности СССР, но сегодня о ней почти ничего неизвестно, а многие и вовсе не знают, что когда-то был такой вездеход. Сейчас это исправим.

Кратко

Зачем её создали


АТ-Т

В 1955 году началась Советская Антарктическая экспедиция (САЭ), в ходе которой полярники должны были создать исследовательские станции и закрепиться на неизведанном на тот момент материке.

Одной из главных составляющих экспедиций всегда был транспорт. В первую экспедицию ученые взяли военные грузовики и тракторы на гусеницах.

Грузовики показали свою бесполезность в условиях Антарктиды, а тракторы, наоборот, продемонстрировали эффективность гусениц в снегах.

Сразу стало понятно, что на Антарктиде нужен особенный транспорт. В 1958 году, в составе 4-й САЭ, на Антарктиду были доставлены первые вездеходы АТ-Т (артиллерийский тягач — тяжёлый).


АТ-Т

Их производство началось в 1950 году, и они предназначались для исследования труднодоступных районов СССР. Гусеница, двигатель, коробка передач и привод были взяты от танка Т-54, а кабина представляла из себя расширенную версию кабины грузовика ЗИС-150.

АТ-Т были очень эффективными, но все же имели ряд недостатков, из-за которых на одних АТ-Т невозможно было достичь Южного Полюса.

Чем ближе подъезжаешь к Южному полюсу, тем ниже становится температура. Она может достигать -70-80 ℃, и при такой температуре топливо замерзало. Экипажу приходилось выходить на улицу и разводить костер под машиной, чтобы разогреть дизель. Помимо того, что это долго и сложно, нужно учитывать, что для человеческого организма долгое нахождение на улице при такой температуре, является серьезным испытанием.

Кроме того, кузов АТ-Т не был приспособлен к долгим экспедициям в тяжелых условиях. Поэтому полярникам срочно понадобилась замена.

◦ Назад ◬

Главные фишки «Харьковчанки»


«Харьковчанка»

В 1957 году правительство СССР поручило создать новый вездеход двум харьковским предприятиям: машиностроительный завод отвечал за шасси, а авиационный завод — за кузов «Харьковчанки». Вездеход был создан за три месяца, рекордный срок и по нынешним временам.

В основе «Харьковчанки» лежат агрегаты от танка Т-54, но с удлиненным шасси на два катка и метровой гусеницей, чтобы улучшить сцепление со снегом.

Двигатель размещался в салоне. Главный недостаток АТ-Т превратили в преимущество в «Харьковчанке». При необходимости экипаж мог починить двигатель, не выходя на улицу.

Конструкция гусениц и двигателя была простая и уже всем известная. В этом был смысл, потому что чем проще конструкция, тем её проще ремонтировать. Никаких СТО на Антарктиде не было, поэтому полярникам приходилось все делать самостоятельно.

Поверх шасси была установлена герметичная кабина, в которой экипаж мог жить и работать. В салоне имелось 6-8 спальных мест, туалет, небольшая кухня, мастерская и лаборатория.

На крыше был установлен прозрачный навигационный купол. В то время не было ни GPS, ни ГЛОНАСС, поэтому полярникам приходилось ориентироваться по звездам и прокладывать маршрут с помощью секстанта и хронометра.

«Харьковчанка» имела длину 8,5 метров, ширину 3,5 метра и высоту 4 метра. Её форсированный дизельный двигатель с приводным нагнетателем выдавал 995 л.с., но максимальная скорость была ограничена 30 км/ч, а в реальности она передвигалась ещё медленнее.


Выгрузка «Харьковчанки» с дизель-электрохода «Обь» в Антарктиде.

Это связано с тем, что вес «Харьковчанки» составляет 35 тонн, ещё она таскала прицеп с топливом весом 70 тонн.

26 декабря 1959 года колонна из двух «Харьковчанок» и одного АТ-Т достигли Южного полюса через восток Антарктиды. Экспедиция длилась 98 дней (с 27 сентября 1959 года до 8 января 1960 года). За это время «Харьковчанки» и АТ-Т преодолели 4000 км от станции Мирный до Южного полюса и обратно.

◦ Назад ◬

Какие недостатки у «Харьковчанки»

«Харьковчанки» не зря таскали за собой топливо. Дело в том, что у них был огромный расход, который объяснялся высоким весом самих вездеходов и перевозимых прицепов с топливом.

При скорости 6 км/ч «Харьковчанки» потребляли до 12 литров дизеля на 1 км.

К 6 ноября санно-гусеничный поезд (три снегохода «Харьковчанка» и два тягача) был полностью подготовлен к движению в центральные районы материка. В 15 час. 10 мин. по московскому времени он вышел со станции Комсомольская, имея на буксире 11 саней-прицепов с общим грузом (вместе с санями) около 250 т. Только одного топлива было около 110 т.

Александр Дралкин, глава экспедиции к Южному Полюсу 1959 года

Более крупные гусеницы тоже оказались проблемой, потому что они часто ломались, а ремонт усложняли сильные морозы.


Ремонт гусениц на «Харьковчанке»

Во время перехода из Мирного до станции Комсомольская пришлось заменить 220 стальных пальцев и 20 траков.

Но, когда ломались стальные пальцы, соединяющие траки гусениц, механикам-водителям на морозе в 50°, при метелях приходилось вооружаться кувалдами. При такой большой высоте над уровнем моря и постоянном кислородном голоде достаточно было сделать два — три удара кувалдой и дышать становилось трудно, требовался отдых. Тогда на смену уставшему приходили другие участники перегона.

Александр Дралкин, глава экспедиции к Южному Полюсу 1959 года

Проблемы с гусеницами были настолько серьезными, что уже в середине экспедиции было принято решение укоротить уширители вместо одного метра до 75 см.

Изоляция кабины оказалась намного хуже ожиданий. Инженеры рассчитывали, что температура в кабине будет падать на 1-2 градуса за ночь. Но в реальности за одну ночь она могла опуститься с 30 до 0 градусов, поэтому приходилось периодически запускать двигатель, чтобы поддерживать тепло.

Температура воздуха непрерывно понижалась, приближаясь к —60°, и даже в кабинах снегоходов временами было —15 — 20°. Выручали спальные мешки с пуховыми вкладышами.

Александр Дралкин, глава экспедиции к Южному Полюсу 1959 года

На одной из «Харьковчанок» вышла из строя коробка передач. Но у полярников была с собой запасная коробка. За 5 дней механики заменили коробку, которая весила более 600 кг.

◦ Назад ◬

Что изменилось в «Харьковчанке-2»


Выгрузка «Харьковчанки-2» на Антарктиду

20 лет три «Харьковчанки» первого поколения трудились на Антарктиде. В середине 70-х харьковские заводы выпустили три модифицированных вездеходов «Харьковчанка-2».

Главное его отличие от первой версии заключается в том, что двигатель был перенесен из кузова под капот. Фактически, передняя часть была взята от АТ-Т.

Изначально двигатель в первой «Харьковчанке» разместили внутри для удобства ремонта, но последующая эксплуатация показала, что к некоторым его частям неудобно добираться, поэтому размещение под капотом стало предпочтительнее. Кроме того, такое расположение решило другую неприятную проблему, а именно сажа от работы двигателя перестала поступать в салон. Также была улучшена надежность гусениц и коробки передач.

Кузов второй «Харьковчанки» претерпел множество изменений. В первую очередь, он стал намного герметичнее, поэтому холод проникал намного медленнее.

Новый вездеход получил вспомогательный генератор, благодаря которому основной двигатель мог оставаться выключенным, в то время как энергия и тепло по-прежнему поступали в жилой модуль.

Вторая «Харьковчанка» быстро завоевала статус надежной и более комфортной модели, по сравнению с первой версией.

В 80-х в СССР велись разработки «Харьковчанки-3», которая должна была стать самым крупным обновлением вездехода за счет перехода на платформу тягача МТ-Т. Но после распада СССР разработка была прекращена.

◦ Назад ◬

Что случилось с «Харьковчанками»


«Харьковчанка» на станции Восток в 2015 году

«Харьковчанки» получились очень надежными. Они смогли проездить в тяжелых условиях более 60 лет, и это без должного технического обслуживания.

В настоящее время работающих «Харьковчанок» на Антарктиде почти не осталось. Известно, что в 2015 году на станции Восток работала вторая «Харьковчанка». Её использовали для укатывания взлетно-посадочной полосы.

Да и ездить на ней просто кошмар, дизель под сиденьем находится, прокладки многие прогорели, не продохнуть, приходилось с открытыми дверьми кататься.

Один из полярников на станции Восток

Также были сведения, что на станции Восток было две «Харьковчанки-2» в 2017 году.


«Харьковчанки-2» на станции Восток в 2017 году


АТ-Т для укатывания взлетно-посадочной полосы на станции Восток


На переднем плане первая «Харьковчанка» летом 2013 года

Первая «Харьковчанка» эксплуатировалась в 2013 году. Она была перекрашена в зеленый цвет, но продолжала работать.

Одна из «Харьковчанок» установлена в виде памятника на станции Прогресс. Интересно, что любой-желающий может попасть вовнутрь, посидеть в кабине и изучить жилой модуль. Конечно, для этого надо сначала попасть на Антарктиду.

Судьба третьей оригинальной «Харьковчанки» неизвестна. Возможно, она была списана и пошла на запчасти для других «Харьковчанок».

◦ Назад ◬

Аналогов вездеходам не будет


PistenBully 300 Polar

Нет никакой информации о том, планируется ли замена «Харьковчанкам». Скорее всего, нет, и на то есть несколько причин.

«Харьковчанки» изначально создавались для исследовательских экспедиций, которых с годами стало меньше. А те что проводятся, имеют короткие расстояния (по меркам Антарктиды) и в более спокойном режиме.

Находясь на станции, у полярников все находится в шаговой доступности, поэтому такая выносливая и проходимая техника стала неактуальна. Даже «Харьковчанки» в основном использовались в качестве тягачей и для доставки грузов.


Бурлак

С изменением задач потребовалась и новая техника. Гигантские вездеходы сменили на более компактные, но тоже проходимые. Среди них ДТ-30ПМ (Ишимбай), а также тягачи PistenBully 300 Polar и новейшие вездеходы Бурлак.

Также часть задач по доставке грузов и пассажиров на себя взяли самолеты, которые регулярно совершают полеты на Антарктиду и внутри неё.

◦ Назад ◬

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (3 голосов, общий рейтинг: 5.00 из 5)
undefined
iPhones.ru
Почти 70 лет назад в Советском союзе был создан антарктический вездеход «Харьковчанка», который до сих пор не имеет аналогов в мире. Эта машина использовалась для исследования Антарктиды и поездки на Южный Полюс, а впоследствии для многих других научных миссий и задач. «Харьковчанка» продемонстрировала всему миру машиностроительные возможности СССР, но сегодня о ней почти ничего неизвестно,...
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

🙈 Все комментарии

Форум →
  1. MirrorMsk112 avatar
    MirrorMsk112сегодня в 10:11
    1

    Если бы за основу брали не АТ-Т, а AT-AT, было бы круче!

  2. Samuil Aronovich avatar
    Samuil Aronovichсегодня в 10:49
    0

    Раза 2-3 в детстве читал «72 градуса ниже нуля».Она там главный герой :)

  3. Mulon avatar
    Mulonсегодня в 11:32
    0

    Название какое-то… Нет ли тут дискредитации?

  4. Call Back Latah avatar
    Call Back Latahсегодня в 11:42
    0

    Спасибо, Илья. С удовольствием читаю ваши статьи

  5. Griso avatar
    Grisoсегодня в 12:16
    0

    Ага, Харьковчанка… а сейчас полируете Харьков бомбами и крылатыми ракетами. Ждите новостей по телевизору. 

Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь