Не так давно прогремела новость о закрытии студии Monolith, той самой, что подарила миру серию игр F.E.A.R. и дилогию Middle Earth.
Интернет, конечно же, взорвался в гневе. И среди криков о том, что в этом виновата корпорация Warner Bros., которой принадлежала студия, забылся факт, что ту же Monolith ненавидели за донат в ее последних играх.
На этом фоне я решил вспомнить ещё 5 студий, которые хоть и делали шедевры, но по тем или иным причинам были закрыты навсегда.
1. Japan Studio (1993-2021)
Игры: Patapon, Gravity Rush, Shadow of the Colossus
Обычно такие истории оставляют напоследок, но сегодня я хочу начать с самого неприятного события в игровой индустрии лично для меня. С закрытием Japan Studio компания Sony не просто потеряла свою идентичность, а, скорее даже, часть национального достояния.
Кто вообще такие эти ваши Japan Studio и за что их любят старые фанаты Sony? Компания была основана в 1993 году и состояла преимущественно из сотрудников Sony Music Entertainment Japan. Люди, что стояли в основе Japan Studio, брали за основу исключительно творческий подход в создании игр.



И подход работал. За всю жизнь Japan Studio выпустили огромное количество уникальных проектов, которые во многом стали тем, за что консоли PlayStation любили в период с поколения PS1 до PS4 включительно. Ape Escape, Patapon, Astro Bot, Gravity Rush, Siren, Shadow of the Colossus — и это только те названия, которые были на слуху у геймеров. Кстати, за Gravity Rush и Siren отвечал отец серии Silent Hill.
Помимо собственных разработок, Japan Studio помогали с разработкой Bloodborne, Demon’s Souls, The Last Guardian и даже Ghost of Tsushima. Однако американское подразделение PlayStation с 2016 года становилось всё более влиятельным, а курс всей компании Sony сместился на дорогие, но однотипные проекты формата The Last of Us.
В новой парадигме Sony не нашлось места творческой команде, которая делает необычные игры не для всех. В 2021 году Japan Studio была закрыта, большая часть сотрудников ушла кто куда, а оставшихся собрали в Team Asobi, которые, к счастью, сохранили творческий дух и выпустили великолепную Astro Bot.
2. Pandemic Studios (1998–2009)
Игры: Star Wars: Battlefront, Destroy All Humans!, Mercenaries.
Pandemic Studios была основана двумя выходцами из Activision — Джошем Резником и Эндрю Голдманом. Сама Activision, что ей несвойственно, поначалу даже помогала молодой команде инвестициями и аутсорс-работой.
Первые игры студии оказались достаточно посредственными, но маркетинг Activision помог заработать достаточно денег, чтобы (в том числе) профинансировать разработку главных игр, за которые помнят Pandemic.



Это дилогия сетевых шутеров Star Wars: Battlefront, которая переносила на экраны компьютеров все знаковые события саги Джорджа Лукаса. Помимо игр по лицензии, Pandemic также помнят за хороший клон GTA с прорывной для своих лет разрушаемостью под названием Mercenaries и безумную Destroy All Humans! про вторжение пришельцев.
Однако белая полоса стала чернеть в момент, когда Pandemic Studios попала под крыло печально известной убийцы игровых студий. Речь, конечно, об Electronic Arts.
Под издательством ЕА вышла откровенно слабая попытка натянуть формулу Battlefront на сеттинг Властелина Колец (провалилась с треском), а также лебединая песнь Pandemic — стелс-экшен в открытом мире The Saboteur, которая хоть и полюбилась игрокам, но денег издателю не принесла. В итоге Star Wars: Battlefront 3 отменили, а студия попала под сокращение в 2009 году.
3. Westwood Studios (1985–2003)
Игры: Dune II: Battle For Arrakis, Command & Conquer.
И если за Pandemic слегка обидно, вспоминая их последние проекты, то за смерть Westwood Studios откровенно больно. И ведь к судьбе этих создателей шедевров также причастна Electronic Arts.
В наших краях Westwood помнят в первую очередь за Dune II: Battle For Arrakis, в которую играл примерно каждый, у кого была SEGA в детстве. У меня вот не было, и я играл в ее ремейк на PS1, кстати.


А еще там же, на PlayStation, зародилась культовая серия Command & Conquer, которая попала в Книгу Рекордов Гиннеса как одна из самых успешных игр мира. На Западе Westwood еще помнят за серию сатирических квестов Kyrandia и неплохой клон Diablo под названием Nox.
Казалось бы, что под крылом у ЕА выходили самые успешные игры компании, но стоило ошибиться один раз, и всё полетело в труху. Ладно, технически два раза, Nox стала первым коммерческим провалом, но ее игроки приняли очень тепло, в отличие от Command & Conquer: Renegade.
Это была крайне странная и недоделанная смесь шутера и стратегии в реальном времени. Разработчикам не хватало ни времени на создание, ни опыта, что закономерно привело к разгрому от игроков и критиков. На фоне такой неудачи ЕА приняли решение закрыть Westwood Studios в 2003 году.
4. Visceral Games (1998−2017)
Игры: Dead Space, James Bond 007, Tiger Woods PGA Tour.
ЕА любит убивать перспективные студии за малейшие просчеты, поэтому в этом материале нельзя не вспомнить судьбу Visceral Games. Эта компания почти смогла составить конкуренцию на рынке экшен-хорроров таким мастодонтам, как Resident Evil, но повторила практически те же ошибки, что и Capcom. Только вот RE жива, а Dead Space – нет.
Студия Visceral Games сформировалась из команды разработчиков, которую в 1998 г. Electronic Arts разместили в своей новой штаб-квартире в Редвуд-Сити. Первым проектом подразделения, получившего название EA Redwood Shores (позже оно превратится в Visceral Games), стал фантастический шутер Future Cop: LAPD (1998) в сеттинге футуристического Лос-Анджелеса. Позже студия создаст несколько средних игр по франчайзу James Bond 007 и спортсим Tiger Woods PGA Tour.



Однако был внутри студии такой Гленн Скофилд, который еще с 2004 года лелеял идею космического хоррора, что черпал вдохновение из System Shock и Resident Evil. Первая часть Dead Space была большим риском, на кону стояло существование студии. Однако риск себя оправдал, Dead Space стала успешным франчайзом, включавшим в себя два сиквела, два спин-оффа, несколько комиксов и даже две экранизации. Казалось бы, на рынке хорроров появился новый игрок.
Только вот уже к релизу Dead Space 2 ее главный идеолог, Гленн Скофилд, разругается с EA и покинет студию, перебравшись в Activison, где создаст Sledgehammer Games и станет делать Call of Duty.
Сиквел Dead Space хоть и будет успешным, но не впечатлит боссов ЕА. На тот момент вся индустрия была нацелена на максимально безопасные блокбастеры, желательно без 18+ рейтинга и чтоб прибыли приносили постоянно, а не один раз на старте продаж. Dead Space 3 с ее кооперативом и донатной системой похоронила франшизу вовсе, четвертая часть была отменена, а разработчиков переключили на разработку Battlefield Hardline, который тоже не впечатлил верхушку Electronic Arts.



Последней попыткой сделать успешный проект стала Star Wars 1313, к которой привлекли Эми Хеннинг (известна тем, что придумала серию Uncharted), но проект попал в производственный ад.
А студию, из которой к тому моменту ушли почти все ключевые сотрудники, было принято решение закрыть.
5. Lionhead Studios (1997-2016)
Игры: Fable, Black & White, The Movies.
Про личность Питера Молинье я уже рассказывал ранее в статье про скандально известных разработчиков. Собственно, из-за характера этого любителя обещать хиты, и была создана студия Lionhead.
Причина проста — Питер Молинье не хотел работать с Electronic Arts в конце 90-х.



Первое, с чем ассоциируется Lionhead, это, разумеется, трилогия необычных RPG под названием Fable. Иронично, что технически именно она в итоге студию и погубила. Ведь сначала случился провал Fable III, не в последнюю очередь из-за опять неуёмной фантазии её главного идеолога. Затем вышла во всех смыслах странная Fable: The Journey, которая практически ничего общего не имела с изначальным франчайзом.
После релиза Fable: The Journey Питер Молинье покинет Lionhead Studios. Свой уход он обоснует в том числе тем, что ему неприятна корпоративная культура как явление, мол, это душит творческую свободу.
Финалом станет попытка создать Fable Legends (мультиплеерный спин-офф серии) уже без Молинье, но до релиза проект не доживет из-за снежного кома разногласий, который образовался как внутри Lionhead, так и между студией и издателем в лице Microsoft. С лёгкой руки последних собственно Legends отменят, а студию закроют в 2016-м.
И ведь не всегда виноват издатель
Обычно всю вину за закрытие студий возлагают на издателей, инвесторов, а иногда даже на игроков. Только вот это в корне неверный подход. История показывает, что зачастую издатель ни в чем не виноват, как было в случае с Visceral Games.
Да, в Electronic Arts не видели перспектив у той же Dead Space, но Гленн Скофилд смог протащить свое видение и развить одиночный проект в целый франчайз с глубоким миром. Только вот он же его бросил на полпути, а команда без «капитана» просто не знала, что делать.
Аналогичным образом, кстати, Скофилд поступит с Calisto Protocol — духовном наследнике той же Dead Space, разработанной на деньги корейской компании Krafton.
Трейлер Протокола Каллипсо выглядел многообещающим.
Игра мало того что вышла сырой, получила средние оценки, так и сам Гленн Скофилд сбежал из своей же студии через некоторое время после релиза. Хотя Krafton были готовы дать денег на сиквел и возможность все исправить.
Аналогично с неприятием корпоративной культуры. Тот же создатель культовой Bayonetta и Devil May Cry дважды покидал те компании, которые сам основывал, как только умирала эфемерная «творческая свобода».
Только вот одна компания уход не пережила, а Platinum Games сейчас на последнем издыхании, и если Ninja Gaiden 4, в разработке которой они участвуют, провалится, то, скорее всего, она же и станет последней игрой для студии, что делала самобытные слешеры на пару вечеров.
Так всегда ли стоит всех собак спускать на большие корпорации?
С этой мыслью вас и оставляю. Хорошего дня!

12 комментариев
Форум →