Придумали военные, а теперь пользуются даже дети. Откуда появилась аэротруба и как она работает

Дмитрий Борисов avatar | 5
FavoriteLoading В закладки
Придумали военные, а теперь пользуются даже дети. Откуда появилась аэротруба и как она работает

Мне всегда было удивительно, как многие, казалось бы, сложные и узкоспециализированные механизмы из промышленного сектора находят своё место в индустрии развлечений. Например, эскалатор, который раньше был аттракционом, а теперь стал неотъемлемой частью метрополитена. Об этом я уже рассказывал ранее.

Существует и обратный пример: устройство, которое когда-то использовалось в старой промышленной и даже военной индустрии, со временем нашло своё применение в аттракционах и развлечениях для широкой публики. Сегодня мы рассмотрим его историю и узнаем, как оно работает.

Речь пойдет про известный для взрослых и детей аттракцион, под названием аэродинамическая труба.

Как и для чего придумали аэродинамические трубы

Так выглядела самая первая аэротруба. Вентилятор внутри приводился в движение паровым двигателем.

Первый прототип аэродинамической трубы был создан Фрэнсисом Гербертом Уэнхамом в 1871 году в Великобритании. Целью создания трубы было изучение поведения твёрдых тел в сильном воздушном потоке. Уэнхем был британским инженером и учёным, одним из пионеров авиации и основателей Воздухоплавательного общества Великобритании.

В том же году аэродинамическая труба была создана и в России. Её планировали использовать для исследования аэродинамических характеристик артиллерийских снарядов. Первый прототип создал капитан Российской армии В. А. Пашкевич, преподаватель Артиллерийской академии. Позднее он был доработан и внедрён в использование К. Э. Циолковским.

Промышленная аэротруба предназначенная для для авиационных исследований

С 1871 по примерно 1964 год аэродинамические трубы продолжали совершенствоваться и нашли широкое применение в самолетостроении. Основной задачей аэродинамических труб стало изучение обтекаемости корпуса летательного аппарата и поиск способов снижения трения с воздухом для улучшения его лётных характеристик.

Эта задача стала особенно актуальной с появлением реактивных самолётов, которые развивали высокую скорость и требовали баланса между скоростью и маневренностью. К этому времени аэродинамические трубы стали преимущественно использовать в вертикальном формате, что сыграло важную роль в их будущем развитии.

Первый полет человека в аэротрубе, 1964 год.

Однако именно в 1964 году в аэродинамической трубе впервые на тест попал не деталь самолёта, а человек. Это произошло в штате Огайо на базе ВВС Райт-Паттерсон. Первопроходцем стал парашютист с большим опытом и стажем — Джек Тиффани. Он участвовал в проведении испытаний парашютов и решил попробовать взлететь в воздух в трубе. Это событие открыло новую эру в использовании аэродинамических труб.

И всё равно аэродинамические трубы были созданы для военных целей, а их потенциал в развлекательной сфере так и оставался нереализованным до 1982 года.

От военной промышленности до индустрии развлечений

wp-image-1275803wp-image-1275801wp-image-1275802
В 1982 году в Лас-Вегасе была открыта первая аэротруба за пределами военных баз и научно-исследовательских институтов.

Первый официальный полёт человека в аэротрубе состоялся в 1964 году. Однако только в 1981 году это событие стало известно широкой общественности.

Джин Гермейн был первым, кто увидел огромный потенциал аэротрубы как полноценного тренажёра для людей. Он запатентовал концепцию аэродинамического тренажёра, в котором люди могли бы летать. На основе этого патента был создан комплекс, который стали использовать для тренировки военных.

Основная задача таких комплексов — стать симулятором прыжков с парашютом и тренажёром для тех, кто должен научиться прыгать без страха. Однако уже в ту эпоху был сделан первый шаг в сторону коммерческого использования аэротрубы.

Только спустя ещё четверть века полёты в аэротрубе приобрели всемирную известность. На закрытии Зимних Олимпийских игр в итальянском городе Турин был организован номер, в котором подготовленные «лётчики» поднимались в аэротрубе и соревновались в технике, выполняя акробатические трюки. Впоследствии этот тренажёр стали устанавливать в крупнейших городах мира.

На сегодняшний день аэродинамические трубы установлены в крупных городах России. Сотни труб аналогичного типа расположились в Америке, Европе, Азии. А сам полет в аэротрубе испытали на себе миллионы людей со всего мира. Для кого-то полет в аэротрубе – необычное развлечение, для других – настоящий спорт и увлечение, в которое можно окунуться с головой.

Так проходил первый в России чемпионат по аэротрубным дисциплинам парашютного спорта

В 2014 году Международная Авиационная Федерация (FAI) официально признала аэротрубные дисциплины. А уже в 2015 году в аэротрубе прошёл первый официальный чемпионат мира.

К 2024 году аэротрубы стали неотъемлемой частью индустрии развлечений.

Как работает современная Аэротруба

Для начала давайте рассмотрим, какие бывают аэродинамические трубы. В целом их можно разделить на два типа: всасывающие и наддувные. Наддувные трубы, в свою очередь, делятся на открытые и закрытые.

▪️ Всасывающие трубы — самые сложные в изготовлении и используются только в промышленных и профессиональных целях. Они работают по принципу всасывания воздуха через винт, установленный в верхней части трубы.

▪️ В наддувных трубах винт расположен снизу и подаёт воздух вверх через защитную сетку. Трубы открытого типа не защищают человека внутри от высоких температур и погодных условий, а также существует риск вылететь из трубы, если мощность будет слишком высокой.

Это самый дешёвый и небезопасный вид установок, поэтому они могут использоваться только как небольшие аттракционы. Закрытые трубы стоят чуть дороже, но значительно безопаснее.

Человеку в такой трубе находиться смертельно опасно

Последний параметр, по которому различаются трубы, — это скорость потока. Существуют дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые трубы. Для полётов человека подходят только дозвуковые.

Номинально аэродинамическая труба состоит из следующих элементов:

✔️ Двигатель: электрический или дизельный, с одним крупногабаритным вентилятором или несколькими.
✔️ Стеклянный стакан: бывает разной формы, диаметра и высоты
✔️ Боковые шахты и направляющие решетки
✔️ Стальная сетка
✔️ Предполетная зона или тамбур
✔️ Пульт управления

Схема стационарной аэротрубы наглядно

Принцип работы трубы следующий: двигатель приводит в движение лопасти винтов, которые на высокой скорости нагнетают воздух в рабочую область. Поднимающийся воздух поднимает человека на определённую высоту.

Процесс контролирует профессиональный оператор, который настраивает скорость воздушного потока для каждого человека индивидуально. В полётной зоне всегда присутствует инструктор, обеспечивающий безопасность.

Вам стоит попробовать, ощущения непередаваемые

В России очень много компаний, которые производят, продают и устанавливают аэротрубы. Как правило, эти же компании предоставляют услуги по организации отдыха с привлечением устройства, которое когда-то использовали для тестирования оружия и людей с оружием.

Интересно наблюдать, как многие вещи спустя годы кардинально меняют свою направленность, и особенно приятно видеть, что уходят они исключительно в мирное русло. Хорошего дня!

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (11 голосов, общий рейтинг: 4.55 из 5)
undefined
iPhones.ru
Мне всегда было удивительно, как многие, казалось бы, сложные и узкоспециализированные механизмы из промышленного сектора находят своё место в индустрии развлечений. Например, эскалатор, который раньше был аттракционом, а теперь стал неотъемлемой частью метрополитена. Об этом я уже рассказывал ранее. Существует и обратный пример: устройство, которое когда-то использовалось в старой промышленной и даже военной индустрии, со...
Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

🙈 Все комментарии

Форум →
  1. iVedro avatar
    iVedro8 сентября в 12:25
    0

    Помню в своем городе хотел открыть, но посчитав рентабельность, отказался от этой идеи. Потом кто-то все таки открыл. По-моему они уже закрылись. А так интересная штука.

  2. bodrov.ruslan avatar
    bodrov.ruslan8 сентября в 17:01
    2

    Летал один раз, не понравилось совсем. Черт знает куда добираться, потом пыльные потные аэрокостюмы, изнурительный инструктаж, потом очередь и все для того, чтоб инструктор тебя пару минут побултыхал в воздухе. Короче деньги на ветер, куча потерянного воемени, ноль положительных эмоций

  3. werk avatar
    werk8 сентября в 17:14
    0

    аэротрубный чемпионат..
    хоббихорсинг наблюдает в первых рядах.

    Andrew avatar
    Andrew9 сентября в 9:31
    0

    @werk, ну да, ну да… наберите в поисковике “Leonid Volkov – freestyle Believer – 1st place in World Championship”, посмотрите видео и сравните с хоббихорсингом (против которого ничего не имею, каждый волен заниматься тем, что ему приносит радость)

    werk avatar
    werk9 сентября в 10:50
    0

    @Andrew, в хоббихорсинге тоже очень много популярных атлетов, которые очень серьезно относятся к “дисциплине”.
    с парашютом волкову надоело прыгать да?

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь