Большой разбор метро. Почему наше самое красивое, а в США туда спускаться страшно

Роман Мирошниченко avatar | 22
FavoriteLoading В закладки
Большой разбор метро. Почему наше самое красивое, а в США туда спускаться страшно

Не так давно мы говорили о том, почему наши дороги не такие хорошие, как в Америке. Погодите, но разве это касается всех дорог? На земле действуют различные факторы, а вот под землей… Там картина совсем меняется.

В рейтинге городских метрополитенов московская транспортная сеть уверенно входит в топ-3. Да и Санкт-Петербург находится на грани первой десятки. Многие станции столичного метро можно назвать произведением искусства. А вот в Америке, той самой, недостижимой, ситуация куда хуже.

Так почему же наше метро так выгодно отличается от заокеанского аналога?

Кратко

Как в России появилось метро

Россия получила новый вид транспорта с заметным опозданием от остальных передовых стран. Если Англия и Америка получили свое метро еще в 1860-х, то в Москве первая станция появилась лишь в 1935 году.

Проекты строительства подземки были еще и до Революции – город все же быстро рос. Однако потрясения 1917 года, а потом и Гражданская война не способствовали развитию транспорта. Да и население Москвы с 1915 по 1920 год уменьшилось вдвое. К 1925 году показатели восстановились, вскоре в столице наметился транспортный кризис.

Однако первые проекты, в том числе со стороны Siemens-Bauunion, оказались невостребованными. Восстанавливающемуся городу катастрофически не хватало средства. Но после транспортного коллапса зимой 1931 года Сталин настоятельно попросил Лазаря Кагановича, первого секретаря московского ЦК партии, заняться вопросами строительства метро. Тут уже можно было только брать и исполнять.

Субботник в 1930-е обычное дело, строительство метро исключением не стало

Первые 13 станций московского метро открылись 15 мая 1935 года. Этому предшествовали масштабные строительные работы. Инженеры задействовали различные способы прокладки линий, появилась целая отечественная школа метростроения. Отделка же станций породила новое направление в архитектуре. Первая линия создавалась максимально удобной как для пассажиров, так и для эксплуатирующих служб. Так сформировался высокий стандарт советского, а потом и российского метро.

В годы войны метро стало выполнять еще и роль убежища, при этом оно продолжало строиться! В 1944 году началось строительство Кольцевой линии. В сентябре 2023 года в Москве было уже 263 станции метро, при этом за последние 12 лет было открыто 69 станций.

Метро с 1935 по 1955 год носило гордое имя Лазаря Кагановича

Московское метро – главная транспортная артерия столицы. Но и в других российских городах миллионниках имеется метро. В Санкт-Петербурге оно было открыто в 1955 году (72 станции), в Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре и Екатеринбурге метро появилось еще при Союзе, а в Казани в 2005 году.


Метро в Санкт-Петербурге тоже отвечает высоким запросам эстетов

Омский метрополитен оказался законсервирован, в Перми, Ростове и Уфе все остановилось на этапе проектирования.

◦ Назад к содержанию ◬

Как в Америке появилось метро

Говоря об американском метро, волей-неволей придется опираться на опыт и историю метро Нью-Йорка. Все же именно эта система совершает более ¾ всех перевозок. Нью-Йорк быстро рос, став крупнейшим городом континента уже в конце XVIII века. Так что транспортная проблема ожидаемо возникла.

Метро Нью-Йорка было сперва наземным (1863), потом надземным (1868), с канатной и паровой тягой, а потом постепенно ушло под землю (1904), став электрическим. Даже сегодня у “подземки” только 60% путей находится под землей.


Вот такая она, «подземка» Нью-Йорка

Сегодня метро Нью-Йорка – крайне запутанная и разветвленная транспортная система. По числу станций (472) она уступает только Пекину. Поезда ходят по 29 маршрутам, которые еще и делятся с учетом станций, на которых есть остановка, на локальные и экспрессы. Расписание действует в соответствии со временем суток и днями недели. Для нас это выглядит достаточно путанно, но ко всему можно привыкнуть.

Зато работает метро круглосуточно целый год – в этом его уникальность.

История развития метро Нью-Йорка связана с участием различных компаний, частных и государственных, которые то объединялись, то меняли владельца. Они развивали свои линии, интеграция между ними, естественно, была затруднена. Даже сегодня основный эксплуатантом является городская транспортная компания MTA (Metropolitan Transportation Authority), но при этом в городе есть скоростная дорога PATH, связывающая Манхэттен с пригородами. За нее уже отвечает Портовое управление Нью-Йорка и Нью-Джерси.


Дорога Path – часть системы метро Нью-Йорка
Всего в Америке 12 городов с метро, в том числе и экзотический Гонолулу на Гавайах. Из крупных систем отметим Чикаго со 145 станциями и Вашингтон со 102 станциями. В Чикаго и Бостоне метро появилось еще в конце XIX века, а в Филадельфии в 1907 году.

◦ Назад к содержанию ◬

Реальные проблемы американского метро

Несмотря на то, что метро Нью-Йорка считается третьим в мире по пассажироперевозкам, эта сеть имеет ряд закостенелых проблем. Содержание столь большого объекта и постоянная его реконструкция требует средств, которых город выделять в полном объеме не может. В результате метро постепенно ветшает и явно не может похвастаться своим видом.


Фотографии станции Chambers Street откровенно пугают

Число эксплуатантов так часто менялось, что теперь в вагонном парке десятки типов составов! Из 6200 вагонов только 1400 можно считать комфортными, с кондиционером и принудительной вентиляцией. Да и внешний вид как самих вагонов, так и станций оставляет желать лучшего, есть проблемы с освещением. График движения не соблюдается, а ночью заходить в подземку вообще небезопасно.

◦ Назад к содержанию ◬

Теория разбитых окон и подземка

Теория разбитых окон непосредственно коснулась американского метро. Американские социологи утверждали, что если пропускать мелкие правонарушения, то это будет провоцировать преступников совершать все новые и более серьезные преступления.

В 1970-х преступность в метро и число убийств выросли настолько, что загруженность этого вида транспорта упала на 20%. В 1985 год глава метро Нью-Йорка Дэвид Ганн решил бороться с граффити в вагонах. Каждый день рисунки смывались, а ночью появлялись новые. Из депо выходили только чистые составы. И однажды вандалы увидели, что их труд ни к чему не приводит и перестали портить вагоны.


В 1970-е метров в Нью-Йорке выглядело так

Сперва более-менее удалось решить проблемы с граффити. В 1990-х власти взялись за преступников, начав арестовывать их даже за мелкие правонарушения, в том числе за безбилетный проезд. Уровень преступности в городе резко упал, очистилось и метро.

◦ Назад к содержанию ◬

Чем российское метро лучше американского

Оценивать метро можно с точки зрения экономики, пассажирооборота и прочих далеких от потребителя критериев. Попробуем же вывести оценку на основе понятных простому пассажиру функций и особенностей.

📍 График движения и поезда. Мы привыкли что в нашем метро поезда ходят по определенному маршруту, останавливаясь на каждой станции. В Америке другой подход – там из поездов чаще встречаются экспрессы, останавливающиеся на крупных станциях. Если же надо попасть на станции поменьше, то придется дожидаться своего локального поезда, а на это может потребоваться куда больше времени. Да и расписание к тому же меняется, что нам трудно понять. Круглосуточная работа метро Нью-Йорка – неочевидный козырь, все же ночью там лучше не показываться.


Американская схема кажется более запутанной, да и станций там куда больше

Поезда в Москве ходят четко по расписанию в часы пик интервал уменьшается с 2 минут до минуты. В Нью-Йорке поезда можно ждать и 7 минут. Да и вагоны чаще всего старые и потрепанные – главное, что едут. У нас же поезда нового поколения – предмет изучения и развлечения в дороге.

📍 Интернет. Сегодня оказаться в городе без Интернета или выпасть из него на время – проблема. В Москве ее довольно успешно решили – стабильный и быстрый доступ к Сети есть почти во всех вагонах во время движения. В Америке же Интернет можно поймать только на станциях. Это помогает скрасить ожидание.


Мусор на полу вагона – обычное для Нью-Йорка дело

📍 Мусор. Считается, что наше метро очень чистое. Разница с американским транспортом налицо. Там можно найти бытовые отходы не только на путях, но и прямо на платформах, а в мусоре копошатся крысы. Стены постепенно плесневеют, а металл – ржавеет. Такая картина встречается не только в Нью-Йорке, но и в Чикаго, Лос-Анджелесе и Вашингтоне. Коммунальщики не справляются с этой проблемой, а война с грызунами вообще кажется безнадежной. Да и уборка в режиме круглосуточной работы объекта не так проста.

📍 Температура. Кондиционеры появились в вагонах американского метро еще в 1950-х. В поездах летом довольно прохладно, а вот на станциях стоит духота. Опрос пассажиров московского метро показал, что каждому второму то холодно, то жарко. Есть в московском метро проблемы как с вентиляцией, так и с охлаждением воздуха – сеть изначально не была рассчитана на такой пассажирооборот. Так что эта проблема, кажется, является универсальной. Новые станции и обновленные вагоны помогают обеспечивать нормальный воздух пассажирам.


Подобной роскоши в Нью-Йорке не найти

📍 Оформление. Московское метро называют самым красивым в мире. Некоторые станции, это настоящие подземные музеи, пускай это и мешает функциональности. Подход был выбран еще в Советские времена – народ молодой страны нуждался в окультуривании. Оформление метро позволяло простому человеку почувствовать себя частью нового прогрессивного общества.

А вот в Нью-Йорке во главу угла был поставлен практицизм. Скромность там такая, что ее можно без труда принять за бедность. Никакой лепнины, канделябров и редкого мрамора – в моде керамика, металл и стекло. Впрочем станции, Манхэттена считаются действительно красивыми.


А на Манхэттене есть такие, вполне приличные станции

◦ Назад к содержанию ◬

А есть ли победитель

Если сравнивать такие показатели, как красоту, чистоту, технологичность (доступ к Интернету) и удобство использования, то наше метро явно выигрывает у американского.

Но не стоит принижать заокеанского конкурента. Все же сабвей прагматично выполняет свою роль, не тратя лишние ресурсы на комфорт пассажира. Да и нет их, этих ресурсов – метро Нью-Йорка убыточное.

Впрочем, Москве еще расти и расти до конкурента в плане числа веток, станций и эксплуатационной длины линий.

◦ Назад к содержанию ◬

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (48 голосов, общий рейтинг: 4.46 из 5)
undefined
iPhones.ru
Не так давно мы говорили о том, почему наши дороги не такие хорошие, как в Америке. Погодите, но разве это касается всех дорог? На земле действуют различные факторы, а вот под землей… Там картина совсем меняется. В рейтинге городских метрополитенов московская транспортная сеть уверенно входит в топ-3. Да и Санкт-Петербург находится на грани первой десятки....
Вы должны авторизоваться или зарегистрироваться для комментирования.

🙈 Все комментарии

Форум →
  1. e-ch avatar
    e-ch23 июля в 14:12
    33

    Как я обожаю эти сравнения Москвы и Нью-Йорка, которых в последнее время – пруд пруди, причём почти всегда только или бомжи или метро – остальное как будто не важно. А почему бы не сравнить Владивосток и Сан-франциско? Волгоград и Даллас или любой другой крупный город в Техасе, их там таких несколько. Да хоть, справедливости ради, Норильск и Детройт, про который так все любят говорить. Анапу и Гонолулу? И не только по двум критериям: бомжи и метро, а более широко.

    Slavvvcom avatar
    Slavvvcom23 июля в 14:28
    13

    @e-ch, имел возможность сравнить метро Москвы и Парижа – двух европейских столиц. Мусор, запахи и общая неухоженность потрепанных станций (за небольшим исключением). Я уже не говорю о архитектуре и внешнем виде. С Москвой даже близко не стояло.

    e-ch avatar
    e-ch23 июля в 15:31
    1

    @Slavvvcom, в целом согласен, хотя давно был, 20 лет назад. Станции и поезда были бы нормальными, но всё загажено и в граффити.

    Dima Braun avatar
    Dima Braun23 июля в 16:17
    5

    @Slavvvcom, Ну съездите в Стокгольм, Копенгаген, Будапешт… вас ждет много удивительных открытий :)

    Dozer avatar
    Dozer23 июля в 17:22
    17

    @Slavvvcom, это не ваше достижение, а ваших дедов и СССР. И не надо тут примазываться к чужим подвигам.

    Slavvvcom avatar
    Slavvvcom23 июля в 22:10
    7

    @Dozer, вы давно в Москве были? Знаете сколько станций метро запустили за последние десятилетия, уже после СССР? И каждый год открываются новые. А насчет достижений, это же самое можно сказать и в отношении тех же французов или англичан, что их метро, или, например, вся городская архитектура – это «достижения прошлого». А из настоящего – граффити и мусор

    Amir avatar
    Amir24 июля в 12:42
    2

    @Slavvvcom, жаль только, что вся страна не может переехать в Москву, и все вместе наслаждаться самым красивым метро.

    CrueHead avatar
    CrueHead23 июля в 14:28
    14

    @e-ch, Наверное потому, то эта статья про метро. Л-логика. Это не сравнение Москвы и Нью Йорка, это сравнение метро! Но ты не переживай, поумнеешь. Но это точно.
    ЗЫ, кстати говоря, сравнивать условный Норильск и Детройт в лоб не самая умная затея. Подумай.

    Julianna avatar
    Julianna23 июля в 15:12
    5

    @e-ch, Детройт тоже славится суровым климатом таким так полярная ночь, зима 9 месяцев в году, температурой -50°+ итд?

    e-ch avatar
    e-ch23 июля в 15:37
    5

    @Julianna, Норильск “славится” не только погодой, но и загрязнённостью, отсюда и сравнение с Детройтом. Хотите, можете сравнить с Анкориджем (Аляска), температуры зимой примерно такие же, по населению тоже сравнимы.

    Julianna avatar
    Julianna23 июля в 16:36
    8

    @e-ch, согласитесь странно ожидать чистоты (если речь о воздухе) от города, который в принципе возник в связи со строительством горно-металлургического комбината и этим живет. В Анкоридже не была, ничего сказать не могу.

  2. Gidrotehniks avatar
    Gidrotehniks23 июля в 15:19
    18

    В Стокгольме круче метро.
    А так конечно Москвское метро это уже считай достопримечательность и основной транспорт.
    В США всем дела нет до метро , там все на машинах ездят.
    Сравните дороги у них и в нашей стране.

    b0n3 avatar
    b0n323 июля в 16:34
    17

    @Gidrotehniks, А еще нужно срванить средний годовой доход по стране в РФ и в Штатах. Госудраству нужно вкладывать деньги прежде всего в людей, но в РФ это никак не поймут, поэтому стремительно сокращают мужское население. Плсую про Стокгольмоское метро, мне больше нравится чем Московское.

  3. Kaji avatar
    Kaji23 июля в 16:01
    5

    Токийское метро еще можно сравнить с московским. С учетом мцд, мцк и прочих приспособ.

  4. Dustman avatar
    Dustman23 июля в 20:55
    3

    В США конечно сральник в метро.
    Но тут важно следующий момент учитывать: с штатах вроде как изначально метро частное. То есть строили коммерсы на свои и просчитывали чтоб с каждого вложенного пиастра получить максимум выгоды.
    А совки строили на деньги народные- чего их было считать?

    Но по факту метро Москвы и Питера смешно сравнивать и метрополитенами других стран в плане красоты и эстетики. Недосягаемо наше метро, особенно старые центровые станции.

    Dustman avatar
    Dustman23 июля в 21:01
    13

    @Dustman, Кстати фото в публикации станции, с которой нам типо надо ужасаться в США- погуглил- это Chambers Street- платформа что ныне не используется.
    Смысл постить по сути заброшки?

  5. SWEETSWEET avatar
    SWEETSWEET23 июля в 23:18
    12

    Нужно перенестись в то время, когда строили метро в Москве. Показуха рулила строительством на народные деньги. По всей стране были проблемы с жильем для людей, но пустить всем пыль в глаза красивым метро – запросто. А еще тогда песня была: …»я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек»

  6. borob avatar
    borob23 июля в 23:24
    11

    Потому что все деньги стекаются в Москву. Дальше можно не читать.

  7. Petrov1967 avatar
    Petrov196724 июля в 7:09
    3

    В сша все на авто перемещаются. Сабвей для тех у кого прав нет(нищета, маргиналы, криминалитет)
    Вы Москву с Токио сравните или с Шанхаем

    tenet avatar
    tenet24 июля в 18:39
    1

    @Petrov1967, А вы уверенны что скажем в NewYorkCity метро в час пик когда даже протиснуться трудно, у всех пассажиров нет водительских прав?

  8. Lazarus avatar
    Lazarus24 июля в 12:00
    1

    а еще в америке негров линчуют

  9. КРЫМ_НАШ_хаха avatar
    КРЫМ_НАШ_хаха25 июля в 19:49
    0

    Собянину респект и уважуха, а Путину дабл Х2))

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.

Как установить аватар в комментариях?

Ответ вот здесь