Классические двигатели внутреннего сгорания сегодня доминируют на рынке, несмотря на активные попытки производителей пересадить нас на электромобили.
Конечно, в будущем их доля будет сокращаться. Но пока машины с такими моторами являются самыми популярными в мире.
В этой статье постараюсь понятно объяснить, в чем разница между бензиновым и дизельным двигателем, какой из них лучше и что лучше выбрать.
Кратко
Как устроен бензиновый двигатель
В этом видео коротко и понятно объясняется работа бензинового двигателя
Все бензиновые двигатели имеют одинаковую основу, состоящую из следующих деталей:
▶︎ Цилиндры, в которых движутся поршни и сгорает топливовоздушная смесь
▶︎ Поршни перемещаются вверх и вниз в цилиндре, создавая движение коленчатого вала
▶︎ Шатуны связывают поршни с коленчатым валом
▶︎ Коленчатый вал (коленвал) преобразует возвратно-поступательное движение поршней во вращательное, а затем передает его на колеса автомобиля
▶︎ Впускной клапан пропускает топливовоздушную смесь в цилиндры
▶︎ Выпускной клапан выводит отработавшие газы
▶︎ Свечи зажигания создают искру, необходимую для воспламенения топливовоздушной смеси
▶︎ Распределительный вал управляет открытием и закрытием клапанов
Большинство двигателей работают по четырехтактному циклу (цикл Отто), который включает следующие этапы:
1️⃣ Впуск. Когда запускается двигатель, поршень сдвигается вниз, чтобы в цилиндр попал воздух через впускной клапан и топливо через форсунки. Таким образом, получается топливовоздушная смесь.
2️⃣ Сжатие. Впускной клапан закрывается, а поршень поднимается наверх, увеличивая давление в цилиндре.
3️⃣ Рабочий ход. Свеча создает искру, которая воспламеняет смесь, которая под высокой температурой увеличивает давление и движет поршень вниз, тем самым приводя в движение коленвал.
4️⃣ Выпуск. Когда топливовоздушная смесь превращается в газ, поршень поднимается наверх, вытесняя газ через выпускной клапан.
Затем весь процесс повторяется сначала.
Так устроена работа одного цилиндра. В современных двигателях их обычно 4 или 6, реже встречается 8 цилиндров, а 12 и 16 большая редкость.
Чем сильнее нажимается педаль газа, тем больше топлива подается в камеры цилиндров, поршни движутся быстрее, увеличивая скорость вращения коленвала (обороты).
Это базовый принцип работы всех бензиновых двигателей. Но для увеличения мощности многие производители увеличивают объем, устанавливают турбину, чтобы увеличить количество воздуха на впуске.
Как устроен дизельный двигатель
Видео с работой дизельного двигателя. К сожалению, только на английском
Дизельный двигатель во многом похож на бензиновый. Большинство компонентов у них одинаковые, за исключением свечей зажигания, которые в дизельном двигателе отсутствуют.
Топливо подается через форсунки сразу в цилиндры, минуя впускной клапан. А воспламеняется оно из-за высокой температуры внутри цилиндра, а не от искры, которую дает свеча зажигания в бензиновом двигателе.
Дизельный двигатель также работает по четырехтактному циклу (цикл Дизеля):
1️⃣ Впуск. Открывается впускной клапан и поршень движется вниз, втягивая воздух.
2️⃣ Сжатие. Впускной клапан закрывается, поршень поднимается наверх, сжимая воздух и одновременно нагревая его до высокой температуры.
3️⃣ Рабочий ход. Форсунка подает необходимое количество топлива в цилиндр. Оно сразу же воспламеняется из-за наличия в цилиндре горячего воздуха. После воспламенения топлива образуется давление, которое толкает поршень вниз, что приводит к движению коленвала.
4️⃣ Выпуск. Выпускной клапан открывается, поршень поднимается наверх, выталкивая из цилиндра отработавшие газы.
Затем весь цикл повторяется. Так устроена работа в одном цилиндре. В легковых машинах их минимум четыре, хотя иногда бывает и три.
Дизельный двигатель, как и бензиновый, работает по порядку. Например, когда первый цилиндр находится на впуске, во втором в этот момент будет происходить сжатие, в третьем — рабочий ход, а в четвертом — выпуск.
Преимущества и недостатки бензиновых двигателей
Бензиновые и дизельные двигатели имеют свои плюсы и минусы. Рассмотрим сначала преимущества бензиновых моторов:
▶︎ Тихая работа. Как правило, бензиновые двигатели работают тише дизельных, в результате чего в салон попадает меньше шума из моторного отсека.
▶︎ Меньше вибраций. Бензиновые двигатели создают меньше вибраций. Это также способствует увеличению комфорта в салоне.
▶︎ Лучше динамика. Согласен, спорный момент, но большинство бензиновых моторов будут ускорять машину быстрее и отдавать больше мощности.
▶︎ Цена. Часто машины с бензиновыми двигателями дешевле. Ремонт мотора тоже будет стоить дешевле.
Минусы тоже у бензиновых двигателей тоже есть:
▶︎ Низкая экономичность топлива. Бензиновые двигатели потребуют больше топлива, чем дизельные, а при увеличении мощности эта разница становится ещё существеннее.
▶︎ Низкий крутящий момент на низких оборотах. Из-за этого машинам с бензиновым двигателем сложнее перевозить тяжелые грузы или буксировать другие автомобили.
▶︎ Высокие требования к качеству топлива. Чем сложнее бензиновый двигатель, тем требовательнее он к качеству топлива. Например, многие современные турбомоторы необходимо заправлять 98-100 бензином, который встречается не на всех заправках.
Это общие плюсы и минусы, которые характерны для большинства бензиновых двигателей.
Преимущества и недостатки дизельных двигателей
Дизельные двигатели имеют свои плюсы, которые делают их выигрышнее на фоне бензиновых моторов:
▶︎ Высокий крутящий момент. Как правило, дизельные двигатели имеют высокий крутящий момент на низких оборотах, поэтому их используют в автобусах, грузовиках и другой тяжелой технике.
▶︎ Экономичность. При равных технических характеристиках, дизельные двигатели потребляют меньше топлива, чем бензиновые.
▶︎ Срок службы. Тут спорно, но дизельные двигатели в основном ломаются реже бензиновых.
Недостатки дизельных моторов:
▶︎ Шум и вибрации. Дизельные двигатели работают громче, чем бензиновые, а вибрации от их работы ощутимее в салоне.
▶︎ Требование к топливу. В России важно следить за тем, какой соляркой заправляется машина. Дело в том, что летний дизель при низких температурах может замерзнуть, из-за чего автомобиль не сможет завестись или будет работать с перебоями.
▶︎ Цена. Машины с дизельными двигателями обычно стоят дороже, чем с бензиновыми.
▶︎ Обслуживание. Дизельные моторы выигрывают по надежности у бензиновых, но когда наступит момент ремонта, то найти хороший сервис будет сложнее, а сам ремонт будет стоить дороже.
Тут тоже стоит учитывать, что это только базовые особенности двигателей. В реальной жизни на них можно опираться, но при выборе машины стоит изучить конструкцию моторов, которые предлагает производитель, потому что могут появиться дополнительные недостатки или преимущества.
Какой двигатель выбрать
Обычно говорят, что дизель выбирают те, кому важен небольшой расход топлива и надежность на больших пробегах. Это особенно для коммерческого транспорта. Бензиновые двигатели чаще устанавливают в машины, главная задача которых ездить комфортно и динамично.
Но универсального ответа на вопрос, что лучше бензин или дизель, нет. В первую очередь нужно отталкиваться от того, что предлагает производитель (почти все новые автомобили в России в 2024 году продаются с бензиновыми двигателями) либо б/у рынок.
В случае с поддержанными авто стоит изучить болячки конкретных моторов, чтобы не купить проблемный двигатель. Есть немало случаев, когда машина с дизельным двигателем стоит дороже, чем такая же, но с бензиновым, или наоборот. И дело тут именно в надежности или проблемах двигателя.
Смогут ли электромобили вытеснить классические с ДВС
Скорее всего, да. Но важно понимать, что произойдет это не в ближайшее время.
Страны по-разному переходят на электромобили, как и производители. Например, в 2023 году на долю электромобилей пришлось только 14,6% от общего числа проданных машин в Европе. В России доля электромобилей составила 0,07% от всех проданных машин в 2023 году.
Но даже если предположить, что в ближайшее время все массово начнут скупать электромобили, то бензиновые и дизельные машины никуда не исчезнут. Они ещё лет 20 смогут ездить по дорогам, если их не запретят.
Помимо этого, есть ещё коммерческий транспорт, где электрификация идет очень медленно.
Поэтому не стоит переживать об актуальности бензиновых и дизельных двигателей. Катайтесь на них, пока есть такая возможность.
Ещё интересное, чтобы расширить горизонт 🙌
🔶 Почему в России на дорогах образуется колея, а в США нет. Разбираемся, какая технология там и тут
🔶 Как компания Nio из Китая уделала все электрокары мира. Когда аккумулятор всё, его поменяют на новый за 5 минут
🔶 Это китайская дорога с движением на 50 полос, где все машины стоят в гигантской пробке. Не жалуйтесь на Москву
🔶 Илон Маск в шоке. Как дизайнер BMW создал электромобиль Fisker, собрал хайп и стал банкротом после обзора блогера
54 комментариев
Форум →Чем бензиновый отличается от дизельного?
Вы читать умеете?
Один – бензиновый, другой – дизельный.
:)))
А заметили что китайцы вообще не делают дизеля? Вроде только один Эксид какой то дизельный был и то по-моему с чужим движком. Кто-то обладает пруфами?
@Andrey-lights, пикапы gwm в России с дизелем есть, а вообще это редкость для Китая, как и мощные бензиновые двигатели. Все что 250+ л.с. либо гибрид, либо электро.
@Andrey-lights, в понимании китайцев, дизель не слишком премиален (а каждая вторая марка в КНР позиционирует себя именно так), поэтому подходит только для комтранса и сельхозтехники.
@Andrey-lights, китайцы делают те двигатели которые купили по лицензии, они просто не стали вкладываться в дизель , тк он дороже в производстве
@Andrey-lights, не умеют они моторы делать, в принципе. Бензинки все лицензионные(правда, нынешние моторы с припарками в виде турбин и пр. уже далеки от предков), а дизели, видать, поленились покупать.
@Andrey-lights, делают они дизеля. Только для коммерческих машин типа тех же пикапов или для внедорожников типа Haval H9. А вот для мелкашки (чем обычно грешит Mazda, ставя дизельную полторашку в Demio например) – не принято. Гибрид надежнее.
А ещё дизель в “разнос” ходить умеет :) на ютубчике поищите
@acidborn60, только те древние моторы, у которых механические форсунки, современные – имеют электрические форсунки, такого не произойдет
@Serj, вполне может. Если турбина изношена, может начаться подсос масла из картера, который не остановить, пока все масло не выжрется. Бывает, через вентиляцию картера масло может засасывать(точнее, масляный туман).
@KMG2, электронный дроссель закроется и без воздуха двигатель заглохнет
@Serj, у дизелей нет дросселя. На каких-то моделях есть, но не массово. И в ноль она все равно не закрывается.
И при разносе эту заслонку тупо всосет или оторвет.
@KMG2, кажется, турбина тут не причем. повышенная вентиляция картерных газов связана с тем, что избыточное кол-во выхлопных газов проходит через поршень в картер – то есть изношены кольца или цилиндр. Да, на турбо это больше ощутимо, но состояние турбины на это не влияет.
@Serj, дизель в разнос уходит не из-за того, что механические форсунки, а из-за того, что начинает гореть масло, вместо топлива.
Жду статью «На каких заправках бензин и дизель лучше». С данными лабораторных испытаний и замерами пробега.
@dweller, эдак в ixbt этот ресурс превратится :)
@acidborn60, таков путь :)
@acidborn60, скорее в Авторевю
@dweller, кстати это имело бы максимальный профит на фоне большинства статеек
У дизеля только один минус, это заметная вибрация, ну и нормальный звук выхлопа не получить !
В остальном одни плюсы, в хорошей машине , в салоне звук двигателя не слышно, а на разгоне он даже приятней звучит чем трубовый бензин
@Gidrotehniks, у бмв норм дизеля звучат
@Serj, как икарус. но едут классно.
Спасибо за пособие, которое даже не стал читать, ибо и так все ясно. Где в статье сравнение дизеля/бензина/электрички с айосом/андройдом/нокией3310???????
СЮДА ТОЛЬКО НЕПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ :
Поездите на хорошем дизеле и вопрос выбора отпадет сам собой. А на счет динамики тоже ответ очевиден, за динамику как раз отвечает больший момент, а это дизель. Современный дизель работает совсем тихо, а про вибрацию вообще нечто странное. На V6 турбодизеле вибрация? Ну-ну
А еще забыли важный плюс дизеля – в жару не перегреется.
@cool_hunter, за динамику отвечает кривая мощности.
на бензиновых она обычно на высоких оборотах, что неудобно тем, что нужно понизить передачу. А турбо-дизель на текущей с 2-3 тыс. об. прет. Что ближе к электричкам.
@yJIeTHblu, Ну уж не надо , учите матчасть. От крутящего момента, который отвечает за мобилизацию полной мощности, зависит динамика разгона автомобиля. Соответственно, чем выше показатель крутящего момента, тем быстрее разгоняется автомобиль. А на дизеле момент выше. Обороты это другая тема, это больше про комфорт и расход и да на дизеле максимальный момент в низких оборотах, что в целом дополнительный плюс.
@cool_hunter, матчасть знаю отлично. Момент жестко связан с мощностью и оборотами. Неверно считать, что пиковая мощность определяет разгон, но кривая мощности очень точно определяет. При этом не имея данных о кривой можно по пиковому моменту с оборотами и пиковой мощности с оборотами предположить кривую мощности – об этом обычно говорят, когда говорят, что момент определяет разгон, а не мощность.
@cool_hunter, действительно кривая момента отражает ускорение на данных оборотах. Но само количество момента – не говорит ни о чем, т.к. реальное ускорение связано с моментом на колесах – а это преобразование момента с двигателя через коробку и главную пару. В то же время мощность не зависит от коробки (кроме кпд коробки).
Но, вообще-то, есть еще двухтактные двигатели бензиновые. А также двигатели Ванкеля (роторно-поршневые), у которых нет цилиндров и поршней, совершающих возвратно-поступательное движение, а ротор (заменяющий поршень) сразу совершает вращательное движение.
Знаток-копипастер не назвал главную, принципиальную разницу бензина и дизеля.
Мало кто вообще может назвать её.
@KMG2, так, интересно.
1) экология? процент сгоревшего топлива? сажевый фильтр и тп?
2) диаметр/ход поршня? => макс обороты?
3) регулировка газа через воздух (дроссель, бензин, постоянная смесь) против подачи топлива (дизель)?
@yJIeTHblu, способность дизеля работать на переобедненной смеси. Вплоть до того, что еле-еле будет хватать для холостого хода.
Бензиновый на такое неспособен.
Для зимы лучше бензин, для лета дизель. Это основной выбор в месте жительства.
Дизель не экономит, дизель даёт в кредит.
@BillyMillyG, особенно корейский.
Отличие бензинового от дизельного по способу воспламенения смеси. Это одно из главных отличий.
@Макс, в статье это есть
Про дифференциал еще можно написать
Дизель адово приемист по низам. Как-то раз погонялся со светофра с Camry. У меня 160 битурбо дизель, у Камри – х.з. что. Вдарили со светофора, от 0 до 80, судя по рывкам, примерно со второй на третью каимри сдулась. В разгоне дизель страшен. Вибрация от того что обороты покоя в районе 1000-1500..
Ну и зимой, таки да, выеживается.
@direless, у тебя со второй на третью – на бенз камри это наверное было с первой на вторую. кроме дизеля у тебя ещё и современная(?) турбо. Равномощная камри бензинка с турбо тоже разнесет камри (бенз атмо), т.к. кривая мощности совсем другая.
Жду статью чем отличается автоматическая коробка передач от механической 😀
@Tweak, педальки одной нет, или еще в чем-то есть отличия?)
@Agressor, механику за поездку много раз надо дёргать, автомат – только два :D
Разные пистолеты на заправке🤣
Сяоми начал тачки выпускать, так и айфонсру переобулся. Говносайт
Стоимость дизтоплива в России сейчас делает покупку дизеля практически бессмысленной.
Соляроводы свои трактора любят защищать 😂 а вообще вся суть соляроводов это экономия, больше плюсов нет! Есть неудачные моторы, но не тип топлива. Ездить на тарахтящем тракторе с вонючим выхлопом это кому то нравится? Колхозники ля😂 хотя не, любителя соляры это те же адепты 💩овнограма 😆😆😆
@antisidoras, Ты, видимо, имеешь в виду дизеля 20-30 летней давности? Тогда ты прав. Или современные? Тогда ты неправ. Владел разными машинами, как бензиновыми, так дизельными и электрическими (от электрических всё-таки отказался – всё хорошо, но пробег 200-220 км по трассе на Тесле Х как-то маловато выходит). Сейчас основная машина на дизеле, 265 л.с., 6 горшков, большая, тяжёлая и полноприводная, вибраций особых нет, рядом с машиной НИКАКИХ запахов (евро 6), расход в городе 9-9,5. Адептом соляры не являюсь, просто личные наблюдения
Ваша аудитория видимо действительно не знает чем отличается дизель от бензина. Им проще ответить, чем электромобиль отличается от авто с двс.
Лично я – за электрические автомобили. И объясню, почему. Есть у меня один из деловых партнёров, с которым мы иногда должны лично видеться, хотя бы коротко, дабы дела всякие обсудить. От моего дома до Суперчарджера менее 5 мин. езды. Так вот, до того, как он купил Теслу, договориться о такой встрече с ним было весьма геморройно иногда. А теперь красота, звонишь ему, а он в 70% случаев или уже стоит и заправляется там, или только на этот самый Суперчарджер едет – сплошное удобство)
@Pala, если нет своей зарядки, то зачем было покупать электричку? :) Или ему на Supercharger бесплатно наливают?
Скажем так… основываясь на собственном опыте (три EV, как Tesla так и non-Tesla) и наблюдениях могу сказать что тот кто начал ездить на EV (не тест-драйв или “у знакомого взял покататься”) назад к ДВС вероятнее всего не вернётся.
@Gesha, странно, вот где-то недавно читал, что американцы, поездившие на электричках, начали возвращаться на обычные машины. Видимо, потому что льготы на электрички все постепенно убрали, а «конкуренция» за место на общественных зарядках стала слишком большая и нередко доходит до конфликтов и даже драк. И европейские и американские автопроизводители в этом году «дали заднюю» и стали пересматривать свои планы полного перевода модельных рядов на электричество с очень оптимистичных на более отдаленные. Вы не подумайте – мне самому очень импонирует идея электромобиля, езжу я 99% времени по городу и больше 150 км в день не помню уже и когда проезжал. Но возможности его использования нет – живу в многоэтажке без гаража, а заряжаться на общественных, ближайшая из которых одна и от моего дома совсем не в пешей доступности, не удобно и портит всю идею. Но факты таковы, что «электромобилизация всей страны» (и Земли тоже) откладывается.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Что делать, если AirPods стали звучать тише
Как на iPhone быстро вводить редкие символы или эмодзи
Почему Mac постоянно пишет о нехватке места. Находим и удаляем причину
Как включить LTE на iPhone
Почему в iOS 13 видео воспроизводятся без звука
Не приходят уведомления Твиттера
Как перенести заметки из одной учетной записи Apple ID в другую?
Как на iPhone автоматически добавлять распознанные через Shazam треки в Apple Music или Spotify