Когда мы говорим о педантизме и культуре в звуке, единственная верная ассоциация – компания Bowers & Wilkins. История бренда, которым гордится Англия.
Спасибо, миссис Найт
Попивая крепкий чай в непринужденной рабочей обстановке, Рэй Вилкинс, Питер Хайвард и Джон Бауэрс обсуждали грандиозные планы на будущее. Всего несколько дней назад предприимчивые англичане открыли свой собственный магазин радиоэлектроники Bowers & Wilkins Hi Fi. Уорсинг (город на юге Англии) начинал возрождаться от последствий Второй Мировой войны, и в сознании каждого горожанина селилась надежда на светлое будущее. Любовь к электронике – это то, что давало надежду молодым предпринимателям.
На весьма скромной площади магазина размещались десятки, радиоприемников, радиол и… ненавистных Джоном Бауэрсом излучателей звука – массивных, неказистых и, словно рубленых топором, акустических систем. Долгие годы Бауэрс будет вспоминать, что ему было невдомек: как из такого внушительного по размерам корпуса может исходить столь препаршивый звук? Раскаты пулеметных очередей, взрывы и грохот войны еще по-прежнему звучали в перепонках инженеров-акустиков и о том, чтобы беспокоиться о качестве звучания выпускаемых акустических систем не могло быть и речи. О «правильном звучании» тогда задумывались единицы. И Джон Бауэрс входил в их число.
Посоветовавшись с друзьями-сооучредителями, Джон решает заложить первый кирпичик на пути к «истинно верному звучанию» электронного звука и изменить мир акустических систем до неузнаваемости. Так на заднем дворе магазина Bowers & Wilkins открывается гаражная мастерская по «усовершенствованию и доработке акустических систем». Каждую колонку, которая попадала в руки Бауэрса, ждала неизбежная цепочка преображений. Джон буквально дарил паре бездушных прямоугольных ящичков новую жизнь – жизнь уникального звучания.
Окончив Технический Колледж в Брайтоне и будучи специалистом в области телекоммуникаций, Джон не жалел времени на исследования. В импровизированном «акустическом цехе» проводились первые эксперименты по размещению звукоизлучателей и индивидуальной сборке АС под заказ. Здесь же Джон Бауэрс делал первые наброски конструкции будущих легендарных продуктов.
Именно здесь произошла судьбоносная встреча с миссис Найт, благодарной клиенткой, которая была польщена не только перевоплощением своих старых колонок, но и тем, как молодой Джон разбирался в классической музыке. Восторженная дама завещала ребятам из Bowers & Wilkins 10 000 фунтов стерлингов. Миссис Найт наверняка знала, что ее скромное наследство попадет в хорошие руки.
Bowers & Wilkins: время менять звук
В 1966 году, совместно с другом детства Питером Хайвардом, Джон Бауэрс принимает решение об основании компании Bowers & Wilkins Electronics. Любовь к классической музыке и качественному звуку должна была воплотиться в готовый продукт. Более 20 лет экспериментов в «акустическом гараже» помогли Бауэрсу четко и быстро ответить на вопрос: чего хочет потребитель. Этим ответом стала первая акустическая система B&W P1, вышедшая в середине 1967 года.
Массивная колонка высотой в 120 сантиметров с деревянным корпусом (акустические фильтры и корпус были разработаны самим Джоном), овальным средне- низкочастотным и двумя высокочастотными динамиками Celestion HF 1300 пришлась покупателям по душе.
С первых дней жизни компании B&W, Питер и Джон дали друг-другу обещание: покупка роскоши и чрезмерные личные растраты должны осуществляться не за счет прибыли их детища. Вырученные с продаж первенца P1 деньги, Джон тут же потратил на приобретение оборудования для тестирования акустических систем.
Теперь каждая система, выходившая под брендом B&W, получала калибровочный сертификат, подтверждающий, что продукт прошел все необходимые тесты. Используя в модели P1 динамики, позаимствованные у сторонних производителей, Джордж Бауэрс принимает решение о необходимости собственного производства излучателей.
Поступившая в продажу модель АС P2 внешне мало чем отличалась от своей предшественницы. Вся разница и технологические достижения инженеров Bowers & Wilkins скрывались внутри. Внушительный 12-дюймовый низкочастотник дополнялся высокочастотным излучателем, работающим на принципе возбуждения колебаний в ионизированном воздухе. Такое решение позволило расширить звучание высокочастноников до рекордного, по меркам начала 70-х, диапазона: от 500 до 50 000 ГЦ.
Одной из главных целей, к которой стремился Джон Бауэрс, было создание высококачественной «акустической системы для дома» – Domestic Monitor. Без помощи специалистов высокого класса проектирование революционной АС было бы невозможным, и Бауэрс принимает решение о включении в штат компании сразу трех гениев инженеринга: Денниса Ворда, занимавшегося разработкой громкоговорителей в EMI; Рея Гринвульда из компании Rank и легендарного дизайнера Кеннета Грейнджа (сооснователь дизайнерской студии Pentagram присоединится к B&W в 1975).
Столь маститый состав персонала не мог не отразиться на качестве производства и результат не заставил себя долго ждать. В 1970 году на рынок выходит домашняя акустическая система B&W DM70.
Пожалуй, без выхода этой АС мечты о совершенном звуке так бы и остались мечтами. Именно изогнутый «нестандартный корпус» и электростатические твитеры, используемые в DM70, стали визитной карточкой компании. О бренде Bowers & Wilkins заговорили. Продукт получил сотни положительных отзывов от экспертов со всего мира.
Колонки, изготовленные исключительно для домашнего использования, отличались потрясающим детализированным звуком профессионального уровня. Для воспроизведения баса был выбран обычный электродинамический громкоговоритель, а за высокие и средние частоты отвечала электростатика, состоящая из 11 модулей. Производство изящной модели DM70 уже спустя три года позволило компании Bowers & Wilkins экспортировать на мировой рынок более 60% произведенной продукции.
Бауэрс нередко повторял: «Успех невозможен без исследований». В 1972 году в рамках компании открывается несколько дорогостоящих акустических помещений для измерений и исследований – так называемых «безэховых камер». Только в полной тишине можно было создавать легендарные продукты, которые в последующие четыре десятка лет будут выходить с конвейера Bowers & Wilkins словно из рога изобилия.
Поставив производство на экспериментальные рельсы, компания Bowers & Wilkins ищет пути для улучшения звучания с помощью использования альтернативных материалов. И такой материал был найден. В начале 60-х группа Стефани Кволек (в последствии материал будет выпускать американская компания DuPont) разработала технологию производства сверхпрочного волокна – кевлара. Его использование было нацелено на армирование шин для автомобилей, создание бронежилетов и шлемов. Несколько слоев прочной ткани становились отличной защитой от пуль и ударов.
Понимая, что главная характеристика кевлара – прочность, может сослужить хорошую службу и в мире акустики, в 1976 году B&W выпускает очередную инновационную АС – колонку DM6.
B&W DM6 стала первым творением промышленного дизайнера Кеннета Грейнджа, только перешедшего в компанию. Нестандартный корпус с выпяченной нижней частью позволил инженерам добиться большего внутреннего объема, что обеспечило звучание более глубокого и наполненного баса ниже диапазона в 50 Гц.
«Беременный пингвин», как назовут позднее серию DM6 критики, стал первой акустической системой, громкоговорители которых обеспечивали линейную фазовую характеристику. Но самым главным достоинством DM6 стали среднечастотные драйверы, диффузоры которых были изготовлены из плетеного кевлара с особой пропиткой. Материал не только позволял формировать упругий и четкий звук, но и гасил резонансы и стоячие волны в диффузоре благодаря свойствам плетеных волокон.
Проходит всего год и Bowers & Wilkins выпускает обновленную серию колонок DM7.
Хорошо разбираясь в природе звука, Джордж Бауэрс понимал, что у каждой частотной полосы должно быть свое место. Революционным решением стало выведение твитера за пределы общего корпуса колонки. Кроме того, в качестве дополнительного излучателя низких частот был использован пассивный радиатор.
Звук для профессионалов
Bowers & Wilkins стремилась не только улучшать каждое поколение своей собственной продукции, но и сделать качественный звук доступным в любой стране мира. Первую королевскую награду «За экспорт» компания получила еще в 1973 году, а уже через пять лет стала двукратным обладателем престижного звания. На тот момент доля экспортируемой продукции составляла 90%.
Львиная часть производственных ресурсов компании шла на исследования и эксперименты в области звука. Идеология компания подразумевала старт любого производства с понимания физической сути будущего продукта, подкрепленного научными знаниями. Именно это позволило Бауэрсу понять специфику мастеринга, сведения и принципов работы звукорежиссера. Признание в области «акустики для дома» подстегнуло Бауэрса к штурму профессионального сегмента и в 1979 году на рынок выходит акустическая система, качество звука которой превзошло ожидания самих инженеров – B&W 801.
Студийные мониторы Bowers & Wilkins 801 стали логическим продолжением идей, заложенных еще в DM 7. «Каждой частоте по собственному пространству», – именно так можно охарактеризовать серию B&W 801. И такое решение стало истинно верным.
Всего за несколько месяцев мониторы Bowers & Wilkins 801 становятся стандартом в ведущих звукозаписывающих компаниях мира. Philips, EMI, Decca, Deutche Grammophon – серия 801 становится завсегдатаем рабочих столов лидеров индустрии звукозаписи.
Ошеломляющий успех и ежедневно растущая прибыль компании не смогли вскружить голову расчетливому и одержимому идеей исследований Бауэрсу. В 1982 году на Юго-Востоке Англии, в графстве Суссекс открывается собственная исследовательская лаборатория Steyning Research Establishment, которая впоследствии станет настоящей колыбелью десятка революционных продуктов. Сюда же «на доработку» попадает и без того успешная серия B&W 801.
Идея «абсолютно инертного корпуса», над строительством которой Bowers & Wilkins работала еще в 1972 году, была воплощена в каждой колонке серии Matrix. Пересекающиеся внутренние распорки, образующие матричную структуру, помогли добиться невероятно глубокого баса. Именно серия Matrix позволила компании заключить долгосрочное сотрудничество со студией звукозаписи Abbey Road, которая с 1988 года и по сей день является главным партнером B&W в сфере профессионального звука.
1987 год стал для компании переломным. После продолжительной болезни скончался ее основатель Джон Бауэрс. Человек, которому производители акустических систем обязаны совершенно новым уровнем звучания. Человек, благодаря которому потребитель услышал звукозапись такой, какой ее слышит профессионал. Словно в память создателю именно в 1987 году выходит серия колонок Bowers & Wilkins 800, которую Abbey Road Studios признает «самой естественно звучащей акустической системой эпохи».
Исследования в области материалов позволяют компании заменить деревянную матричную структуру перегодорок на пластиковую, а с выходом серии Silver Signature, анонсированной в честь 25-летнего юбилея компании, ряд коммуникационных соединений колонок были заменены на серебрянные. В 1991 году выходит и знаменитая колонка B&W 600, ставшая верным преемником идеи домашнего монитора, предложенного в 1968 году Джоном Бауэрсом.
Зерно исследований, посеянное основателем компании, продолжало давать свои плоды и после ухода Джона Бауэрса. В 1993 году состоялся анонс легендарной колонки с футуристическим дизайном Bowers & Wilkins Nautilus.
«Акустические улитки» получили свою необычную форму не случайно. Проблема любой акустической системы – подмешивание звука, излучаемого обратной стороной диффузора, который отражается от традиционных прямоугольных стенок корпуса, и порождает некую «звуковую кашу». В результате, на выходе получается звук, окрашенный самой же системой. Nautilus стала первой акустикой, которая не придавала воспроизводимой музыке собственной окраски.
Завиток улитки представляет собой обратный рупор (см. статью «Эволюция акустических систем»), который поглощает нежелательные излишки звуковой энергии, снижая, таким образом, окраску звука. По сути, вместо усиления «посторонних» звуков, он, сводит их влияние к минимуму. С целью настройки рупоров на нужные частоты, инженеры разделили весь диапазон Bowers & Wilkins Nautilus на четыре полосы.
Использование нагрузочных труб стало основой для построения всех акустических систем компании, выпускаемых после 1993 года. На смену «мечте аудиофила» Nautilus придет серия колонок B&W Nautilus 800, а в 2001 успешную линию акустики для искушенного слушателя продолжит Signature 800.
Исследования и эксперименты, вот что постоянно двигало Bowers & Wilkins к успеху. 2005 год стал очередным открытием в мире звука. При изготовлении гения инженерной мысли, твитера Diamond Domes, впервые был использован синтетический алмаз. Купол твиттера наконец стал способным излучать звук кристальной чистоты и в 2006 году на рынок выходит акустическая пара Signature Diamond.
Выполненная в традициях «старой школы» акустика, получила совершенно новое качество звучания. Четыре года спустя алмазные твитеры получили все модели серии 800 Diamond. Параллельно с выпуском акустических систем для почитателей качественного звука, понимающих, за что они отдают деньги, Bowers & Wilkins расширяет ассортимент своей продукции и выходит на рынок активных акустических систем, нацеленных на работу совместно с мобильными устройства компании Apple. Шагая в ногу со временем, в 2007 году компания презентует акустическую «капсулу» Zeppelin.
Мультимедийная док-станция Zeppelin стала верным компаньоном плеера iPod, перевернувшего весь мир портативного звука.
Ошеломляющий «автомобильный звук» не мог не сказаться и на выгодном сотрудничестве. В конце прошлого года Bowers & Wilkins заключает партнерский договор с автоконцерном Volvo.
Традиции качественного звучания, перенесенного на мобильную платформу, нашли свое отражение и в серии компьютерных колонок B&W MM-1, и в «первенце» компании в мире наушников с анонсом Bowers & Wilkins P5.
Последующая «жаркая пятилетка» порождает внушительный ассортимент акустических гаджетов для человека, отдающего предпочтение мобильности. С анонсом Apple AirPlay выходит совместимая с новым стандартом колонка Zeppelin Air; в середине 2011 года Bowers & Wilkins презентует наушники C5, год спустя – студийные P3, а в конце 2013 свет увидели и флагманы B&W P7. Видоизменяется серия Zeppelin, трансформировавшись в беспроводную акустику Z2, а в октябре 2014 года B&W презентует свой первый беспроводной спикер T7 с питанием от встроенного аккумулятора.
Сегодня за плечами компании Bowers & Wilkins 49 лет исследований, разработок и акустических систем, которые принято называть инженерными шедеврами. На свой 25-летний юбилей B&W представила эталонную серию Silver Signature. В сорок на рынок вышел собственный потоковый сервис B&W Music Club, предлагающий пользователю музыкальные альбомы в Hi-Res качестве со сжатием без потерь, в форматах FLAC и Apple Lossless.
В следующем году английский бренд будет отмечать «золотой юбилей». Пожалуй, не нужно быть Нострадамусом, чтобы предсказать: наверняка нас ждет очередная акустическая революция.
Бонус. В гостях у Bowers & Wilkins Россия
В России бренд Bowers & Wilkins представляется компанией A&T Trade – нашими хорошими друзьями и партнёрами. Во время подготовки этой статьи мы консультировались с их экспертами и просто знатоками марки, а затем наведались к ним в гости. Всё-таки одно дело писать про звук, и совсем другое – услышать его и увидеть источник вживую.
Просторный офис A&T Trade умещает немало представительств именитых производителей аудиотехники. Для Bowers & Wilkins, впрочем, выделено сразу несколько помещений вдали от рабочей суеты. Предназначены они не для зевак с улицы: здесь с продукцией знакомятся будущие партнёры и продавцы акустики.
Не скрою, мы приходили туда с надеждой снова увидеть и услышать легендарные Nautilius. Не угадали, в тот день “улитки” были на гастролях. Зато осталось всё, чем по-настоящему знаменита Bowers & Wilkins: её лучшие мониторы и колонки за несколько десятков лет. Ну и, конечно, музыкальные проигрыватели в изобилии.
Естественно, к акустике мы подключили айфон – под скромные улыбки присутствующих сотрудников :)
Качественная акустика всегда полна секретов и интересных особенностей. В частности, никогда не знал, что у легендарных Series 800 купол динамика сделан из… алмаза. Их выращивают специально для этой задачи в лабораторных условиях, а используют из-за природной жесткости повышает эффективность работы высокочастотных излучателей. Неровности, оставшиеся после выпекания алмазной формы, исправляют лазером.
Как и все лучшие серийные колонки Bowers & Wilkins, Series 800 имеют матричную внутреннюю структуру для подавления вибраций. Выглядит она, словно остов корабля.
Для тех, кто ищет что-то компактнее, созданы полочники PM1 и более разнообразные системы серии CM. PM1 имеют причудливую конструкцию твитера, изобилующего углеводородным волокном (в народе его называют карбоном). И ладно углеводородный твитер; в качестве материала для диффузоров динамика используется тот самый кевлар.
B&W были первооткрывателями акустических свойств кевлара ещё в 70-х годах и по-прежнему используют его в своих АС.
Кстати, в моделях CM модифицирован порт фазоинвертора: он имеет поверхность, как у мяча для гольфа. Совпадение неслучайное: небольшие ямки подавляют турбулентность, минимизируя лишний шум при воспроизведении низких частот.
А вот ещё интересная вещь: сабвуфер PV1D в форме шара. Непривычная форма, правда? Внутри – не только сверхмощный низкочастотный динамик, но и собственный дисплей с сенсорным управлением. Через него можно менять настройки эквалайзера, подстраивая бас в кино и фильмах под индивидуальный вкус.
Не забыли и о современных трендах: рядом с акустикой расположились наушники Bowers & Wilkins. Мы уже успели сделать обзор на абсолютно все модели:
- Bowers & Wilkins P7. Hi-Fi акустика в портативной форме
- Bowers & Wilkins P5 Series 2. Улучшенный звук, знакомый дизайн
- Bowers & Wilkins P3. Концерт для одного
- Bowers & Wilkins C5 Series 2. Четче бас, кристальней звук
- Bowers & Wilkins P5 Wireless. Отменный звук и ничего лишнего
Про C5 я также писал в статье о переезде в Москву – наушники отличные, как их в ухе не крути.
Ну и, конечно, особого внимания там удосужилась портативная колонка B&W T7 – первая в своём роде у компании, но явно не последняя.
Посмотреть и послушать акустику Bowers & Wilkins можно у авторизованных дилеров или прямо в офисе A&T Trade. В последнем случае рекомендую договориться о встрече заранее, всё-таки люди работают :) А чтобы получать самые акутальные предложения и скидки на продукцию бренда, советую подписаться на фирменную рассылку. Ребята не спамят – проверено :)
9 комментариев
Форум →Ctrl+Enter на заголовке не работает: “терниИ” – поправьте.
Спасибо за статью!
Статья отличная! А вот P5 беспроводные мне не очень зашли. Странно сидят на голове, неудобно. Звук очень плотный, сбитый, я бы сказал. Пространства нет вообще. С басами все ок, конечно. Но в целом сказывается посредственный частотный диапазон.
Ну а больше всего нареканий к блютузу. Работает отвратительно. Стоит убрать айфон в задний карман, начинается икота.
@Beka, первый ком блином, наверное. Первый опыт не удался)
@Beka, Оставлял iphone на кухне и ходил по квартире, все норм, работает как надо.
Отличная статья!
Тоже плюсую за статью.
Хочется больше такого контента.
Когда покупал наушники, слушал P5. Там нет низких частот, просто нет. Либо мне в докторхеде дали сломанные, либо я чего-то не понимаю и взял Beyerdynamix custom one pro.
@psps345, dynamic*
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как узнать, какие приложения потребляют трафик ночью
Почему на iPhone постоянно сбрасывается телефонный вызов
Как на iPhone просмотреть все купленные приложения?
Как полностью отключать Wi-Fi и Bluetooth в iOS 11
Почему на MacBook тормозит Photoshop
Как разобраться, что “съедает” память на Mac
Как настроить iPad для постоянной работы в режиме энергосбережения. Автономность сильно увеличится
Возможна ли настройка портретного режима в фото на Mac