Любимые наушники звучат не так, как хотелось бы? Со временем звук стал хуже? Послушал другую модель и захотел обновиться, а денег нет?
Или их хватает только на бюджетную модель, а хочется чего-то большего?
Тогда прочитай эту статью, и попробуй воспользоваться советами. Проверил, работает.
Но сегодня говорим только о накладных — открытых и закрытых — наушниках.
Немного теории
Любая акустическая система складывается стандартных компонентов:
- источник сигнала,
- излучатель звука,
- усиливающие звук элементы,
- объем, в котором распространяется звук,
- внешняя среда, в которой находится акустическая система.
Каждый элемент вносит свой вклад.
И совершенно не важно — что играет роль того или иного элемента в рассматриваемом типе акустической системы (АС). Например, для закрытых (мониторных) наушников основную роль играет замкнутый объем воздуха между ушной раковиной и динамиком, поскольку внешняя среда — это небольшой объем воздуха за динамиком, закрытый чашкой.
В данном случае внешнюю среду не принято принимать за дополнительный фактор, она работает только у некоторых мастеров разработки. Даже если она связана с объемом воздуха внутри наушника фазоинверторными отверстиями.
Открытые наушники практически полностью копируют работу настольных акустических систем, отличаясь только расстоянием до слушателя и отсутствием отражений звука от стен. Зато есть отражения от и в ушной раковине, часто более сильные, чем в настольных или напольных АС.
Из чего складывается приятный звук?
Источник определяет качество аудиопотока. Если преобразование информации в акустические волны сопровождается искажениями, или сама информация не слишком подробная — качества не видать.
Правильно подобранная излучательная система «динамик+рупор+объем» влияет не меньше. Может быть, даже больше: я встречал много колонок, которые заставляют низкокачественный mp3 звучать лучше; и не меньше таких, которые легко портят даже самый насыщенный flac, сделанный с мастер-записи.
Именно излучательная система определяет характер излучения и переотражений звуковых волн. Чем шире воспроизводимый частотный диапазон — тем больше мы услышим (звуки за пределами слышимого диапазона тоже важны). Чем больше чувствительность — тем быстрее и точнее они воспроизводят звук.
Усиливающие элементы — звуководы, всевозможные рупоры. Для динамических драйверов сюда можно записать даже саму мембрану динамика и уж тем более демпферирующие элементы, через которые динамики крепятся к корпусам. Легкое движение обеспечивает скорость реакции, высокую громкость, но может усиливать нежелательные частоты и приводить к неприятным резонансам.
Сетка перед динамиком не только защищает его, но и влияет на частотный диапазон. Она даже может участвовать в звучании за счет паразитных резонансов — или работать фильтром для слишком резких звуков.
Объем воздуха, в котором создаются волны, окружен стенками. С одной стороны это ушная раковина, с другой — корпус наушников. Они могут усиливать, отражать без изменений или гасить волны тех или иных частот.
Отсутствие стенки за динамиком делает звук прозрачнее, объемнее — но более плоским и тихим. Отверстия могут как отводить звуковое излишнее давление, так и гасить нежелательные частоты.
Амбюшуры не только изолируют от внешнего шума. Они создают изолированный объем воздуха для циркуляции звуковых волн: могут отражать, могут гасить.
Что и как влияет на звучание, теперь примерно понятно. Попробуем разобрать основные способы доработок. Сработает с любыми накладными, звук изменится в нужную сторону.
Звукоизоляция: амбюшуры и чашки
Любые амбюшуры имеют только 1 общее качество: они портятся со временем, даже если это незаметно. Сравни с новыми. Может быть, окажется, что через полгода-год они становятся мягче, удобнее, а звук стал более мягким.
Но чаще случаются обратные ситуации: материал стал рыхлым, высота уменьшилась, и композиции приобретают оттенок ваты.
Самая простая доработка любых накладных (да и любых других) наушников — замена амбюшур. Правил при смене нет — придется искать и экспериментировать. Свои свойства могут быть не только у каждого производителя, но и у каждой серии (если это не огромный аудиохолдинг вроде).
Поэтому при замене — никаких правил. Главное, что материал обеспечивает не только удобство посадки, но и оттенки звука: плотная кожа лучше отражает аудиоволны (добавляет объема), мелкопористое плотное наполнение эффективнее работает звукоизолятором и «увеличивает» объем низких частот.
Мягкие амбюшуры приглушают звук. Особенно это заполненных волокнистыми материалами. Зато они намного приятнее в повседневной носке.
Кстати, никто не мешает подобрать на компактную модель наушников мониторные амбюшуры: или подогнав покупные другого размера, или приспособив подходящие другого производителя. Кроме удобства, «чебурашки» всегда звучат «богаче» — переотражения звука.
Модифицируем чашки
C амбюшурами все просто и довольно неинтересно. «Апгрейд» чашек, в которых размещаются динамики, интереснее. Все зависит от личной выдумки и конечной цели. Например, дешевые мониторные наушники можно превратить в абсолютный изолятор от внешнего мира. Достаточно проложить чашку наушника изнутри качественным звукоизолирующим материалом.
Подойдет изолон или любая автомобильная «шумка». Кроме звукоизоляции, такой мод делает низкие частоты более насыщенными, приглушая при этом высокие.
Еще один интересный способ изменить звук — отказаться от чашек, снять их. Открытые наушники звучат в окружающее пространство, поток воздуха. Именно поэтому открытые наушники при равных параметрах звучат ярче закрытых.
С отверстиями на чашке лучше не экспериментировать. Чаще всего они рассчитаны специальным образом, изменение может сказаться негативно. Появится звон или шум — паразитные звуки.
Наконец, самый хардкорный моддинг: изготовление собственных чашек. Если сменить пластик на дерево (некоторые умельцы приспосабливают готовые чашки для питья) или более толстый и жесткий пластик, можно превратить даже бюджетные наушники в очень неплохие мониторы.
Небольшая опасность кроется в деталях: дерево резонирует, могут появляться нежелательные резонансы. В отсутствии подходящего оборудования очень сложно отследить его наличие, а звук может быть испорчен.
Дорабатываем звуководы и другие направляющие звука
Динамик редко крепится напрямую к чашке наушников. А пластина, на которой он размещен, в хороших моделях крепится через прокладку из бумаги или другого материала. Вот и очередной «мод»: сделав прокладку между двумя частями наушника, можно улучшить изоляцию или частично изменить звук.
Бумага не дает полной изоляции, но не глушит звук, не затирает верхний диапазон (да, щели тоже могут играть роль в звучании). Если применить войлок, можно добиться полной изоляции. При этом бас станет ярче, но чуть глуше.
Кстати, если «замазать» лишние отверстия и щели эпоксидкой или каким-либо натуральным клеем, можно получить аналогичный (но другой) результат. Варианты можно комбинировать.
Защита излучателя тоже подвергается изменениям. Пластиковые решетки производители ставят для экономии. Сменив их на металлическую сетку, закрытую тонкой бумагой для фильтрации, звук любой модели можно изменить кардинально. В лучшую сторону.
Такой «финт» не пройдет с дорогими моделями: скорее всего, фирма-производитель озаботилась звуковым дизайном, и все отверстия перед динамиком появились в результате расчета. Есть риск испортить, если защита не съемная.
Может нормальную акустику купить?
Все варианты можно комбинировать между собой. Конечно, желательно перед этим прочесть какой-нибудь учебник по аудиорежиссуре. Физика человеческого слуха сложна, спектр материалов для применения огромный. Психология играет не меньшую роль.
После собственных доработок звучание даже самых негодящих наушников изменится в лучшую сторону: эффект плацебо никто не отменял.
Конечно, куда проще найти свой идеал портативного звука. Сделать это не так просто: на рынке невероятное количество наушников, среди которых действительно хороших моделей очень немного. Либо покупать целую коллекцию, либо пользоваться эквалайзером. Роль которого для «очумелых» рук вполне могут сыграть некоторые из озвученных советов.
Еще лучше советы применимы к бюджетным хитам, которые постоянно страдают детскими болезнями: плохие материалы и некачественная сборка. Разобрал-собрал, почистил, сменил кабель и амбюшуры — считай, что купил наушники в 2 раза дороже. Так еще и звук можно для себя любимого подогнать раз и навсегда.
Пробовали «по-хардкору» модифицировать наушники?
20 комментариев
Форум →Или их хватает только на бюджетную модель, а хочется чего-то большего?
Тогда иди работай.
Проверил, работает.
“После собственных доработок звучание даже самых негодящих наушников изменится в лучшую сторону: эффект плацебо никто не отменял.”
Давно так не смеялся.
Николай, ты точно физик?
@Arden,
может быть учился на физика, но …
“Конечно, желательно перед этим прочесть какой-нибудь учебник по аудиорежиссуре.”
Согласен. В учебнике можно найти конкретику, но в этом “сочинении на вольную тему” даже половина картинок не информативны, не говоря о многословном пустословном тексте
Николай, без обид, но реально неконструктивный получился пост. Лучше б взял одни уши и детально сам модернизировал их; с описанием и фото каждых действий. И что получилось в итоге. Был-бы респект
@Arden, а что вам не нравится? Да, эффект плацебо – чем больше человек вкладывает сил Или средств во что либо, тем больше оно ему нравится.
@Николай Маслов, Николай, чем больше времени ты вкладываешь в ерунду – тем больше времени ты тратишь на ерунду. Вот такой эффект.
Потраченное зря время на безконкретный бред и размышления. Ничего полезного.
Талабуев?
Я не знаю, какой паяльник-задрот сядет модифицировать ширпотреб, заменяя пластиковые чашки на деревянные. Зачем это ? Времена умельцев, которые из фанеры и эпоксидки делали сабвуферы – давно прошли.
@direless, на представленных фото – 200е байера) Из полной ерунды конфетка не получится
Колхоз какой то. Куча народу пользуется штатными наушниками из коробки айфона и довольны. На самом деле мало кому нужны всякие извращения со звуком.
Купил себе Harman и не надо возится с ватой, фанерками и фольгой, хорошо они и так звучат.
Ждем инструкцию по изготовлению накладных наушников из комплектных затычек
делает звук объемнее — но более плоским
всё понятно.
Я смотрю рукожопство на ресурсе в тренде)))
Я понимаю когда корпус отличный но динамики и фильтры дерьмо можно взяться за обвес, но когда динамики говно к ним приделать корпус ))
Окуеть можно. Образование на уровне путлеровского ЕГЭ.
Попробовать сделать из них полуоткрытые наушники. Ну и, не долго думая, принялся я за работу. Благо моя работа на тот момент позволяла это с лёгкостью и точностью сделать. Решено было делать полноразмерные чашки из ЛДСП. Смерил примерный размер своих ушей, набросал эскизики будущих чашек с размерами, написал УП на ЧПУ-шный станок и принялся к изготовлению. И вот уже через полчаса у меня на столе пара полуготовых чашечек, ещё тёпленьких от фрезы =)) Лежат такие две красивые, но с махрястыми краями, незачищенными… Решил поиграться с отверстиями на наружной стороне чашек: сделал небольшие отверстия фрезой 3 в один проход и длиной 10мм. Как выяснилось позже, зря……..
Вообще, я в этой работе руководствовался исключительно своей логикой и немного любопытством, “научным тыком”, если можно так выразиться=). Методом проб и ошибок, можно и так сказать. Это уж кому как больше нравится.
После изготовления на станке обработал шкуркой разной зернистости, покрыл краской и приступил к изготовлению оголовья. Нашёл обрезок стальной полосы подходящей толщины (что-то около 1.5 мм, вроде) и длины, примерил по объёму своей головы, отпилил нужный размер, согнул полоску в дугу по размеру головы, просверлил по 2 отверстия по краям под крепёжные винтики и согнул сегменты с отверстиями перпендикулярно дуге. Далее отпесочил полученную деталюху (благо и такое оборудование у нас тогда имелось) для дальнейшей покраски.
Покрыл серебрянкой и глянцевым лаком. Изготовил для понта пару наклеечек из дюрали для только что придуманного “логотипа”, отпесочил их и награвировал на всё том же станке ЧПУ надпись “Hand made by Nikolya” (Меня тоже Николаем зовут). Ну и приступил уже, собственно, к разборке старых наушников и сборке “самоделок”. Пока я всем этим занимался (параллельно своей основной работе) подоспела заказанная в кЕтае накладка из кожзама, а-ля Beyerdynamic DT 990 ну и остальные из этой же серии=), и велюровые амбушюры нужного размера. Драйвера от старых наушников для начала просто вкрутил на саморезы в новоиспечённые чашки. Не стал предварительно прокладывать никаких уплотнителей и демпферов, звукопоглотителей в чашки, хотя мыслишка сразу такая была. Но решил для начала так попробовать, ради эксперимента.
Ещё должен сказать, что меня не устраивало в звуке в изначальной, магазинной, версии “ушей”. Чётко слышался потенциал, полнота и мониторность частон, хорошие,довольно сочные верха, нормальная (но слегка приглушённая, отодвинутая назад) середина. Но вот басы! Они гудели, полностью собой заглушая всё остальное. Они были настолько излишни, что слушать в них многие композиции было для меня мучительным, особенно “тёмные” рОковые композиции с тяжёлыми гитарами. В таких композициях в наушниках стоял просто невыносимый паразитный гул, от которого, во что бы то ни стало, надо было избавляться.
И вот собрал я всё во едино, подключил к своему любимому усилку и….О Боже! Я и не думал, что звук может так до неузнаваемости измениться!
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Есть ли аналог кабеля MagSafe для iPhone?
Почему iPhone не предлагает поделиться паролем от Wi-Fi
Как научить Mac не отключать сеть в спящем режиме?
Как на iPhone отключать музыку по таймеру
Как на Mac сохранять историю буфера обмена
Как установить будильник в HomePod
Как удаленно отключить iPhone, iPad или Mac от своего Apple ID
Как сохранять настройки в стандартном приложении Камера на iPhone