На днях мне попалось любопытное интервью с известным композитором, музыкантом и философом Владимиром Мартыновым. Он известен как автор музыки к таким картинам, как: «Русский бунт», «Холодное лето пятьдесят третьего», «Остров», «На задней парте», «Дом, который построил Джек» и другие.
Будучи композитором-академистом, Мартынов осознает, что в век развития технологий, во времена, когда у каждого есть подключенный к интернету смартфон или ноутбук, в мире, которым правит интернет и научно-технический прогресс, посвящать себя единственной профессии категорически нельзя.
Старый мир рушится на глазах. От профессий, которые казались незыблемыми и стабильными в 1970–1980-е годы, остались лишь рожки, да ножки. Музыка перестала быть приоритетной лично для меня. Меня больше интересует происходящее с человеком.
В мире технологий все гуманитарное «воспринимается исключительно как импотентское». В связи с нахлынувшей цифровой революцией человек, по сути, стал глупее. Мы перестали попросту напрягать мозги, ведь это стало основной задачей ученых.
Сейчас не может быть Моцарта, Ньютона, Эйнштейна. Кончилось время ученых, наступила эпоха технологов — того же Стива Джобса.
И самое грустное в том, что некогда престижная профессия музыканта, человека, которому дан определенный талант, превратилась в банальную сферу обслуживающего персонала. Музыка стала развлечением. А заработать на ней могут исключительно единицы. В частности, композиторы, которые пишут саундтреки для рекламы.
Мартынов неоднократно проводил анализ состояния современной культуры в собственной книге «Конец времени композиторов», где подчеркивал, что забвение началось еще со времен появления печатного текста. А финальным аккордом этого траурного развития культуры стал микрофон и распространение звукозаписи.
Сейчас наступил конец авторства в целом. Еще 50 лет назад основой был текст. В 70-е — им стал контекст. А сейчас «на коне» тот, кто научился совмещать текст других с собственным контекстом. Это как с диджеями: у них нет собственного материала. Они работают с чужими пластинками, комбинируя их, и, тем самым, создавая что-то новое.
Мир переполнен технологиями. И с точки зрения развития — это хорошо. Вот только самому человеку не хватает ни мозгов, ни времени, ни понимания происходящего. Музыкой, да и культурой в целом, мы стали заниматься эпизодически. Но при этом хотим одновременно быть всюду и везде, подчеркивая свое понимание и владение ситуацией.
От автора
Интервью, которое заставило немного задуматься. Я и сам являюсь бывшим выпускником консерватории, диплом которой пылится на дальних полках шкафа. Сфера академической музыки и высокой культуры — удел самоотверженных людей, смотрящих на мир сквозь призму творчества.
Мне приходится на него смотреть сквозь призму жизни. И ту профессию, которую я изначально видел, как свою жизненную цель, в результате стал воспринимать как нищенскую и невостребованную. Профессию, в которой каждый работник превратился в обслугу. Профессию, в которой требуется полное самопожертвование без гарантий на успех и финансовую обеспеченность.
Вот только в мире технологий, в мире роскоши, в мире, в котором с прилавков магазинов тебя пожирает ассортимент смартфонов, планшетов, телевизоров и всевозможных «умных устройств», думать о скрипичном ключе, нотах и гармонии практически нереально. Этим может заниматься человек старшего возраста, который к своей идеологии стремился всю сознательную жизнь и такое искушение научно-технического прогресса испытал лишь в преклонном возрасте. Остальные — вряд ли.
[socialpoll id=”2394386″]
62 комментариев
Форум →Часто слышу такие мнения, но не согласен с ними в принципе. Мы всегда смотрим на изменения слишком мелко, в контексте нашего времени, а на самом деле все так же, как и было всегда. Бах и Моцарт существовали не потому что у них были другие времена, а просто потому что они были. И будут всегда, потому что бахам, моцартам и эйнтштейнам времена и нравы не должны быть помехой. Если все же стали помехой, значит это были не бахи, не моцарты и не эйнштейны, иначе пробились бы все равно. Наоборот, я считаю что именно сейчас у них будут больше возможностей пробиться наверх, проявить себя.
@slalompics, а как проявлять, если не слышат? Да, вышеназванных гениев тоже не слышали в свое время, но тут вопрос именно в технологическом прорыве, коего еще 100 лет назад не было и в помине.
@Дмитрий Бардаш, я имею в виду что всегда было не легко. Бах и Моцарт существовали не потому, что им тогда было легче и времена были лучше. А если смотреть объективно, то как раз сейчас таким людям будет намного легче. А если речь именно об аудитории, то тут тоже не согласен – в мире живет 7 миллиардов человек с разными вкусами, аудитория найдется для всего. Что касается именно классической музыки – во всех больших европейских и мировых столицах на концертах классической музыки залы наполнены почти всегда.
@slalompics, как только появилась промышленность, человек от звуков природы (что передавала классическая музыка) погрузился в техноритм. Обратный путь возможен лишь после апокалипсиса.
@Артур Малосиев, вроде, классические музыкальные инструменты, сами по себе, очень технологичны. Без развитой промышленности и научного подхода ни один инструмент не создать.
@aostar, я говорю про звуки, а не технологии. Музыка – это то, что окружает человека.
@slalompics, да, но путь на эту европейскую сцену, простите, зачастую лежит исключительно через жопу. В прямом и переносном смыслах слова. Причем, одновременно:(
классическое нытье на тему “вот в наше время было, а сейчас – одни наркоманы и алкоголики…” музыка… а то раньше по кабакам ее не играли? только Моцарта с Бахом в консерваториях исполняли…
и сегодня достаточно хороших Музыкантов. суть настоящего творчества – не оглядываться на потребителя, который, конечно же, меняется, потому что тогда это – продукт, а продукт – надо продавать, а делать то, что “прет”. само собой…
Симфоблек можно отнести к классической музыке? )
@tty01, неоклассика все же, почему нет?:) Скелет то на фундаментальном строится:)
@Дмитрий Бардаш, один вопрос, а что было классикой во времена Моцарта и Баха?
Да всё норм, ща полно хорошей музыки, просто её сложнее найти среди прочей хрени ) Хотя для кого-то прочая хрень, это та самая хорошая музыка.
Я дома пишу великолепное музло на гитаре, но почему-то нет признания, но я же не грущу, что культура загнулась.
@Pavel Volobuev,
“Да всё норм, ща полно хорошей музыки, просто её сложнее найти среди прочей хрени )”
Значит хрени все таки больше ?
“Я дома пишу великолепное музло на гитаре, но почему-то нет признания”
Скорей всего вас не признают по тому, что вы всетаки музло пишите, а не музыку.
@axinfernis, хрени больше в любой области. Тупо потому что людей теперь дофига, талантливые люди составляют меньшинство от общего количества.
массовая культура, “попса” – она была, есть и будет.
но всегда найдётся кто-то кому “этого мало”.
Лучше уж быть культурным импотентном чем импотентном некультурным. ;-)))
@oleum944, это пять!:)
@oleum944, вот не факт. у некультурного намного больше опций)
@yurizx, просто: у некультурного намного больше (точка).
Ого, консерватории! На что учились?
@Peter Andriichuk, оперник:)
@Дмитрий Бардаш, певец?
@Peter Andriichuk, Да нет. оперная дудка и танец. ну и вопросы )))
@Jk Fansky, дирижер, например? В консерватории обычно уже разделяют вокал и дирижеров.
@Peter Andriichuk, он самый)
@Дмитрий Бардаш, Круто) Сайт у вас отличный!
Это из серии: “Удиви свой ВУЗ, иди работать по профессии!”
“И самое грустное в том, что некогда престижная профессия музыканта, человека, которому дан определенный талант, превратилась в банальную сферу обслуживающего персонала. Музыка стала развлечением.”
В этом есть доля лукавства, потому что во времена Баха и Моцарта музыка была именно развлечением, а музыканты- своеобразным обслуживающим персоналом. Я уже не говорю о том, что композиторы частенько писали “на заказ” (тот же “Реквием” Моцарта тоже писался по заказу). И ничего в этом плохого и трагичного никто не видел, это было естественным. Просто изменились времена и массовые предпочтения в музыке. А любовь к классике стала уделом тонкой прослойки. В общем, джаз и Битлз убили интерес к классике)))
@anatolPasha, полностью согласен. Имхо, музыканты никогда не имели возможности зарабатывать больше, чем сейчас.
Музыкантов возвысили веке в 18, когда стало модно держать крутых и модных композиторов и оркестр при дворе – своеобразный Hi-Fi с функцией сочинения. Оперы были вместо фильмов.
Имхо оркестровая музыка имеет широчайшую аудиторию в кино, и там есть, что послушать.
@yJIeTHblu, лет 50 назад музыканты в рейсе зарабатывали раз в 10 больше чем сейчас и отношение было на много уважительнее!
@Nikolay, в данном случае речь идет скорее об исполнителях, которых сейчас заменили устройства воспроизведения, а не о композиторах. Когда-то музыку можно было услышать только от живого музыканта.
@Jaster, это тоже верно, особо обидно после 21 года учёбы видеть как происходит закат классической музыки
Ох, какой стон! Во-первых, вы не стали импотентами (слово-побрякушка, употребленная без особого умственного напряжения), вы всегда ими были, просто сейчас это стало как никогда ощутимо. Во-вторых, забавно читать статью, в которой автор замахивается на высокие размышления, но при этом выдает комковатый текст, изобилующий ошибками, выявить которые не может ни спелл-чекер, ни научившийся механически расставлять знаки препинания человек. Один модненький глагол “являться” чего только стоит. Я бы на месте таких “мыслителей” бросил эту квази-хипстерскую херню и занялся чем-нибудь достойным. Есть прищепки, смысл существования которых заключается в том, чтобы трещать о своем мнении, которое стоило бы оставить при себе. И есть творцы, которые не задаются вопросами падения морали, культуры и интеллектуального уровня. Не задаются, потому что заняты важным.
@Sergey Chalkov, +1
@Sergey Chalkov, вот только думаю, что и музыку вы слушаете, с постоянной слежкой за обращением аккордов и анализом ступеней разрешения. Каждому свое – ваше право.
@Vodkin, и вам здравствуйте:) Как отдохнули?
“Порядочную девушку легко отличить от непорядочной: порядочная знает, что слово “невротик” пишется слитно.” (с)
вспомнилось после прочтения…
Не заметил одного очевидного ньюанса. Музыку сьел шоу-бизнес. Любая “раскрутка” имеет свой бизнес-план, где исполнитель, продюсер, музыкант, и автор текста не то чтобы разные люди, а даже могут не знать друг друга лично!
Как бы интересно и зажигательно не играла группа (к примеру “Марлины” из ВЛ), её уделом будут местные выступления за свой счет, и страничка вконтактике, а по МузТВ будет тупняк вроде Бурито со своим “Я написал мегахит”
В процессе прочтения возникала мысль, что не все так грустно.
Но судя по результатам опроса, это действительно так. Большинство уверено в том, что слушает классическую музыку, которая таковой вряд ли является.
А может просто тупо пиз..т ))
Я пел музыку мартынова. Интересная. Но он к ней и относится уже по другому. Все друг у друга плагиатят и копируют. Даже сами у себя. И стиль автора (его) легко узнать по повторяющимся приемам.
Музыка была и есть развлечением, то есть культурой, которой отводится дополнительное время. Любой смартфон это не только игрушка но и девайс, повышающий производительность владельца. Музыка же кормит только композиторов.
@Limonad, а можно Вас спросить, когда у Вас слёзы на глазах и комок в горле от прослушивания той-же “Ленинградской симфонии” номер 7 Шостаковича Вы тоже развлекаетесь?
@Nikolay, у меня тоже бывают от музыки и мурашки по коже, иногда и слезы, но … все это исключительно в то свободное время, когда я слушаю музыку. Да, это развлечения. Кто-то плачет от фильма, а у кого-то мурашки от фильма ужасов. И это все тоже развлекалово в свободное время.
@Limonad, хорошо, а музыканты которые с барабанами поднимали дух армии перед боем тоже развлекались в свободное время?
@Limonad, классическая музыка это искуство! В масштабах всего общества, искусство — особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры как человека, так и всего человечеств
Во-первых, я очень сильно удивился голованию в конце статьи, потому как речь в статье вроде как вообще о другом шла.
Во-вторых, удивительно, что все больше и больше нытья и эмоциональных взрывов наблюдаю здесь. Вам что, яйца всем отрубили и вы стали безвольными хлюпиками?! Ребята, сейчас каждый волен выбрать то, что ему хочется, а если кто-то выбрал профессию машиниста вместо кинорежисера, то это сугубо его выбор. И зачем при этом страдать во весь голос и взывать к жалости?! Выбрал – имей мужество делать. Хочется что-то менять в жизни: вонзи кулак воли себе в жопу и ломай границы молча. Много сил слишком нытье отнимает, включая непродуктивные мысли, рождающиеся при желании этим нытьем делиться с другими.
Где ваши яйца?!?!?!?!
А как же виолончелисты? Ролдугин?
На музыке такие состояния сколачивают!
Видимо надо сильно любить музыку)))
@MikeCom, Владимир Владимирович тоже любит музыку. По-своему, свою. Но любит:)
Автор очень правильно говорит, сегодня то и слышно как закрывают один оркестр за другим, нет финансирования и интереса к клас. музыке.
А что значит классическую музыку? Если под ней понимать оркестровую, то да слушаю. А классической можно назвать любые произведения культовых исполнителей ибо это уже тоже, извините за тафтологию, классика. :)
@portman, не совсем так:) композиторы классики и «классика рока, классика блюза» — вещи разные:) Оркестровая? Смотря какая эпоха и композитор.
@portman, в качестве бреда: А советские пионерские речёвки можно рассматривать, как классику русского рэпа? ))))
@CrazyTosser, хах, при желании можно притянуть за уши и этот бред)
@CrazyTosser, Приветствую. Попытка была ранее (по поиску на сайте введите: iLove Music) и https://www.iphones.ru/iNotes/433402 , https://www.iphones.ru/iNotes/446911 , https://www.iphones.ru/iNotes/435861 , но зачастую все это встречается обобщенным: «Че ты мне тыкаешь что слушать?! Я сам о;.:,ый меломан и все знаю. А вкус у тебя, автор, дно!» :) Увы:(
@Дмитрий Бардаш, Советую продолжить рубрику, мне, например, будет интересно. Собака лает – караван идет. В последнее время вообще в комментариях какая-то вакханалия, не обращайте внимания, делайте то, что Вам нравится. Сучий вой обычно поднимают ущербные и ограниченные дегенераты, которые не понимают, что любое издание расширяет аудиторию добавляя новые рубрики, как в газете, например, есть колонка про спорт, про культурные события, да хоть бы и гороскоп… если мне это не интересно, я спокойно пролистываю, а вот какая субстанция воспаляется при этом в голове этих комментаторов, даже не хочу обсуждать.
@CrazyTosser, спасибо:) Будем посмотреть. В любом случае, спасибо большое!
@Дмитрий Бардаш, Посмотрел статьи — сборники сборников. Лично мне такой формат не интересен. Про музыкальные направления не говорю, то, что я эту музыку не слушаю вовсе не значит, что она плоха. Дело в другом.
Если соберетесь развивать тему, то что было бы интересно, опять же, лично мне — более узконаправленная и более глубокая статья, с анализом, небольшим историческим экскурсом и даже некоторым музыкальным ликбезом. Статья посвященная одному альбому, или одному исполнителю, или одному узкому направлению. Желательно по новинкам, как первого, так и второго, но не обязательно.
В любом случае, если Вы хотите и Артур разрешит:) – делайте, не обращая внимания на злопыхателей. Если получится хорошо, то кто знает… глядишь, через пару лет тут будет портал посвященный музыке с небольшим дополнением в виде техники Эппл :D
@Xok, полностью поддерживаю Ваш совет по тематике статей.
@Xok, Благодарю Вас! Подумаю, переговорю с коллегами и руководством. Может что и выйдет:) Еще раз спасибо за идею.
У классической музыки есть большой минус – очень мало хорошей музыки. Некоторые “этюды” довольно мучительны по содержанию и изнурительно длинны для бытового прослушивания
@dimm_a, классической музыки накопилось огромное количество за долге века.. В том числе хорошей более чем достаточно. Нужно просто поискать хорошо.
Удивительно, но я не верю что 57% читателей слушают классику.
Возможно под словом “классика” некоторые понимают что-то другое? :)
Или под словом “слушают”.. например она не вызывает отторжения если слышна из зомбоящика.
Мужик, в целом, красиво сказал, но…конец эры композиторов ? Давайте посмотрим на Kraftwerk, чуваки, которые используют синты, секвенсоры и еще кучу непонятной дребедени (судя по live видео) и при этом не пишут музыку для рекламных роликов. Создание музыки сейчас стало более доступным делом, но и сейчас, если ты лох в этом деле (не берем в расчет длинноногих безголосок и мальчиков-геев), то и сейчас ты ноль. Kraftwerk,Covenant, Camouflage, Pink Floyd…дальше продолжить ?
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как в macOS узнать лимит свободного места в Почте
Как найти iPhone дома, если включен беззвучный режим
Как просматривать старые версии текстовых документов на Mac
Почему на iPhone пропал FaceTime
Как отключить прием звонков в Telegram на iPhone или Mac
Что делать, если не работают некоторые клавиши в MacBook
Какой блок питания нужен для быстрой зарядки iPad
Как в iOS 16 удалить или поменять геолокацию в свойствах фотографий