Чтобы жить с ними долго и счастливо.
Надо оно, или не надо, статус – не статус, понты – не понты, вот давай сейчас не будем спорить, плз. Есть два материальных объекта – ты и механические часы. Если вы сошлись в экстазе, надо ж понимать, что с этим делать, да?
1. Читай инструкцию
Не поверишь, в инструкции к хорошим механическим часам обычно все написано. Как, когда, чем и зачем за ними ухаживать. Впрочем, лютую бессмысленность этого совета считаю очевидной, и потому продолжим.
2. Бей с любовью
Точная механика – она хрупкая. Производители с мировыми именами веками противопоставляют этому тезису свое мастерство. Но факт остается фактом: даже самые противоударные механические часы могут дать дуба, если неудачно рухнут на кафель. Чаще могут не дать, но от этого не легче в тех исключительных случаях.
Производители рекомендуют снимать механические часы во время занятий спортом, тяжелой физической работы и на время сна. Последнее, стати, не только для безопасности часов актуально. Хлопнешь такой сонный комарика любимым хронографом и носишь потом лиловый безель на четверть лба.
3. Увлажняй правильно
Если на часах написано «Водозащита 100 метров», это вовсе не значит, что в них можно заныривать на глубину 90 метров. Вернее можно, но в дистиллированной воде и лучше в сферическом вакууме. Под душ в таких ходи, плавать по поверхности тоже не повредит, но под воду не суйся. Механика для подводы выпускается специально, про нее в инструкции это специально написано. Косвенные признаки: завинчивающаяся заводная головка и минимум 200 метров глубины. Это значит, что метров на 25 занырнуть можно.
После агрессивной соленой воды обязательно промой часы в пресной, вытри и высуши. А вот в баню ходить в механике вообще никогда не стоит. Резкие перепады температур ведут к расширениям и сжатиям, и не факт что различные элементы часов будут расширяться и сужаться синхронно. Что-нибудь куда-нибудь, глядишь, и выпрет. Или вода дырочку найдет.
4. Если вода дырочку нашла
Запотело стекло изнутри. Сядь и подумай. Если вода соленая – бей тревогу, неси срочно в мастерскую, причем в хорошую. А если пресная, тут можно еще немножко подумать. Потереть циферблатом об штанину до полного исчезновения симптоматики, хорошо, если штанина не царапучая. Оно, конечно, всегда лучше в мастерскую, но…
5. Не забывай про ТО
Вот мы с тобой шли, шли, и напоролись на чистый дуализм. Механические часы – большой бизнес, и большой бизнес как бы намекает: раз в 2-3 года отнеси часы в профилированную фирму на репассаж. На техобслуживание, то есть. Там сертифицированные гномы твои часы квалифицированно раскроют, изучат, почистят, заменят кардан и дольют тосол. Любой хороший часовщик тебе это скажет, и нехороший тоже.
А я не часовщик. Посмотри на свою механику. Помнишь, сколько она стоит? Как думаешь, она столько стоит потому, что ее нужно раз в 2-3 года таскать на репассаж?
Вот, есть у меня Zenith. Довоенка. Им раз менял пружину мой дед, раз я. Заодно им долили тосол, я считаю. И работают, время верно показывают, автопозавод подзаводит, а им 80 лет, межпроч. Правда, это Zenith…
В общем, смотри, сколько стоят твои часы, в каком они состоянии, есть ли царапины, грязь и окислы под стеклом, сколько стоит репассаж, сколько у тебя денег, и в какой фазе луна.
6. Тонкости автоподзавода
Штука и хорошая, и плохая одновременно. Хорошая – потому как автоподзаводит механизм, попросту болтаясь на руке. Плохая – здорово утяжеляет механизм посредством множества довольно тяжелых таких деталей. Ну и тоньше часы от дополнительного механизма не становятся.
Будешь выбирать часы с автоподзаводом, обрати внимание на его реализацию. К примеру, есть у меня водолазные часики, которые можно завести только автоподзаводом, колесико у них вращается совершенно свободно. «Если ваши часы остановились – потрясите их в течение двух минут». Трясешь их, и чувства такие странные испытываешь…
7. Слово о виндерах
Виндер – шкатулка для хранения механических часов с автоподзаводом, которая хранит и при этом подзаводит. Работает от батареек или от электросети. Стоит дорого.
Тебе не нужен виндер
• Если ты носишь часы с автоподзаводом постоянно. Ты сам виндер, смирись.
• Если ты носишь часы с автоподзаводом крайне редко.
Тут вламывается маркетинг и начинает верещать. Купи виндер! Механические часы должны ходить постоянно! А иначе им настанет загустение смазки! Послаблениие пружины! Рассыхание прокладок и подмена постоянной Планка постоянной Дирака! Не верь такому маркетингу, в нем много восклицательных знаков. Он склонен к… к преувеличениям.
Тут такое дело. Механические часы, которые не ходят, склонны к износу значительно меньше, чем механические часы, которые ходят. Движение, понимаешь, трение, и прочий всяческий сопромат. Пружина ослабленная испытывает меньшие напряжения, чем пружина скрученная. Смазку для часов не дураки делали, прокладкам простаивание механизма глубоко фиолетово, про Планка с Дираком гугли сам.
Все равно тревожно? Ну, заведи свой ролекс раз в месяц-два, погуляй в нем чуток, помаши руками, и все нормально будет. Или наплюй, мало что изменится.
Тебе нужен виндер
• Если ты носишь часы не постоянно, но довольно часто. Чтобы лишний раз не устанавливать точное время и еще этот жуткий механический календарь.
• Если твои часы оборудованы механизмом вечного календаря. Редкая фишка, и совершенно мозговыносящая в том случае, когда его вручную выставляешь.
• Если ты крайне малоподвижен (ленив, стар, слаб, парализован), а механику носить нужно. По ночам заводить будешь, виндером.
• Если тебе нужна витрина твоих часовых достижений.
Виндеры – они красивые. И часы в них выглядят чудесно. Крутятся туда-сюда, любо-дорого глядеть. Хорошая подсветка, зеркальный задник во глубине чиппендейловской колонки, початая бутылка абсента, все девчонки наши.
Да, виндеры имеют различные алгоритмы верчения часов. Виндеры попроще крутят просто туда-сюда, виндеры посложнее (и в разы дороже) вертят свои потроха со всякими сложными цикличными периодичностями. Вот. Выбирай тот виндер, который больше радует твое эго.
8. Вопросы гигиены
Никогда не вскрывай механику самостоятельно. А то туда пыль попадет или еще чего, и трение будет расти, расти, рубины стираться, стираться… По идее, нужны стерильные условия, хорошо, если они есть у сертифицированных сервисов. Но чистить часы надо. Только снаружи. Иначе та же самая пыль набьется, поцарапает, и в ее отложениях зародится жизнь.
Не только механики, кстати, касается, но и всех остальных часов, даже суперумных. Не жди, пока зародившаяся жизнь научится расщеплять атом. Мочи ее мягкой замшей, протирками для очков и салфетками для чистки мониторов. Если часы позволяют себя мыть, мой их мылом и мягкой щеткой. Если они водолазные (holy diver, you’ve been down too long in the midnight sea), вымачивай в спирте. Грязь из складочек и щелочек удаляй деревянной зубочисткой.
Если твой ремешок или браслет склонен к заваниванию, а кожа под ним к раздражению – помой его и высуши, а потом нанеси на кожу под браслетом (или на сам браслет) 24- или 48-часовой антиперспирант. Хорошенько так нанеси. Стики от Rexona отлично помогают, рекомендую. В средней полосе РФ снимает проблему на пару недель – месяц. В южных и влажных широтах можно мазать чаще. Работает с любыми ремешками, даже с резиновыми.
Я бы еще посоветовал удалять легкие царапины на стекле путем весьма недолгой, но захватывающей полировки замшей и зубной пастой, но делать этого не буду, потому что не люблю, когда меня бьют часовщики.
Мелкие подлости механики
• Если время на часах между 10 вечера и 2 утра, не пытайся менять показания календаря. Это «время перескока дат», зубчики могут слететь с зубчиков.
• Для перевода времени и даты крути стрелки только по инструкции, прости, тут у каждого производителя калибра свой шиз. Оно вряд ли что сломается, не, ну а вдруг.
• Не клади часы близко к магнитам и в зоны мощных электрополей. Часы, по идее, сегодня все магнитозащищенные, но не всегда, особенно в золотом или другом немагнитном корпусе. Детальки намагнитятся, приобретут полярности, часы будут глючить, придется размагничивать.
• Часы без автоподзавода старайся заводить в одно и то же время. Дай пружине максимально размяться, не жмотись. Рекомендацию недожимать пружину хотя бы на пару щелчков игнорируй, ее дают чертовы киборги, или люди у которых никогда не было механики.
39 комментариев
Форум →Ох нам с механическими сейчас от хейтеров с iwatch достанется :)
@D@ZENT, А им достанется от нас, хейтеров с механикой :)
Стоп, может все таки пишут “Водозащита 100 метров” или 10atm? – а не 100 атмосфер? что то до..а получается, т.к 100 atm это не 100 метров а 1000м, 1 atm-10m !
@Slix77, ну опечатался автор: хотел 10 атм написать, написал лишний нолик… И так всем всё понятно.
@iWanderer, да, спасибо, жара, недосып, хронически виноват!
Для кого статья то? Для владельцев механики это все элементарные прописные истины. А хейтерам с AW про механику неинтересно, если только поглумиться…
Очень люблю подобные статьи на iPhones.ru, которые не касаются напрямую техники Apple. Как правила они интересны, грамотны и развивают нас всесторонне. :) Особенно мои комплименты Роману Юрьеву за его цикл статей по фитнесс-тематике.
Увы, эта статья является грустным исключением.
Откуда автор почерпнул такую информацию? Особенно про виндеры. Смазка в состоянии покоя имеет свойство менять свою структуру. Если ваши часы, неважно с автоподзаводом или ручным, будут стоять в течение года, смазка загустеет, и после того как вы их заведёте, мало того, что погрешность будет очень сильной, но и выработка металла будет критичной. Дорогой репассаж будет единственным выходом для вас. Хотя стоимость безусловно зависит от уровня марки и сложности калибра.
Автор или засланный казачок зарабатывающий на сервисе часов, или наслушался людей, малопонимающих в принципе работы часового механизма. :)
Ребята, а теперь неожиданная информация: виндер покупать действительно не обязательно!
Но, пожалуйста, если долгое время не носите свои любимые механические часы, один раз в месяц их полностью заводите! После этого они будут служить вам долго без всяких дополнительных расходов.
После странной заметки про виндеры и смазку интерес к статье потерял, поэтому далее комментировать нечего.
@Asmo Deus, смазка загустеет- сильная фраза. тогда надо было еще написать – и выдавит через сальники;)
@Kanoid, не забывайте про масложор отдельных калибров :)
@Kanoid, ну, как есть, так и постарался написать… :)
В любом случае она меняет свои свойства и консистенцию.
Ещё один минус в статье, касательно стоимости виндеров. Автор не изучил их начальную стоимость. Если не брать в расчёт Buben&Zorweg. Цена начинается с 10-15 000₽. Сколько стоит приличные механические часы с автоподзаводом?
То-то же! :)))
@Asmo Deus, смазка может конечно загустеть, но далеко не за год. И она тут же “разойдется” если даже через год часы завести – может быть разве что в первые сутки и правда будет существенно косячить со временем, а потом прийдут в норму. Не верите мне – наройте в закромах дедушкины часы и устройте им эксперимент =)
@m00vie, не то что не верю, просто закромов с дедушкиными часами нет! :)
@m00vie, подозреваю, что химия с физикой успешно прогуляна. Часовое масло не просто густеет, оно кристализуется. Мало того, в состоянии покоя, масло имеет свойство утекать в места, где его быть не должно. Только центробежная сила в состоянии удерживать каплю масла в камне
@Asmo Deus, согласен, написан полный бред. Особено про состояние покоя. Дети…что с них взять.
@Asmo Deus, а чем про виндеры странная ? любой человек у которого есть пара тройка часов на механике просто обязан иметь виндер! чо тут странного ?
Автор, боюсь Вас расстроить, но у ЗЕнита не было довоенных автоматиков.
@doodledoodle312, механика с ручным заводом наверно имелась ввиду))) какой автомет)))
@doodledoodle312, Вот, блин, да, расстроили. :) Мастер, что менял пружину, сказал что довоенка. Пробил сейчас, оказывается 1950-59 год. Рву волосья.
Таскаю механнику на каучуке. Идеальный материал для ежедневной носки. В комплекте идет второй ремешок на коже. Так и лежит непользованный. Про обслуживание написано все верно – нужно делать НО местные сервисы прямо советуют – если не тревожит, то лучше не лезть. Таскаю механнику с GMT и COSC сертификатом уже 8-ой год и никаких с ней проблем. Разве что ходят по разному в зависимости от температуры, влажности и соотвтественно времени года. Могут немного спешить или убегать ( но одинаково )
Репассаж пока отложил, у местных официалов полный сервис стоит от 50к, или около 400 еур на их швейцарской родине ))
@addicted2m, Если не секрет, что за часы?
@doodledoodle312, Женщина в желтых перчатках, на картинке выше, ухаживает как раз за такими )) Но у меня модель чуть другая, тоже хронометр но + второй часовой пояс.
@addicted2m, 50к дороговато для меха 7750. Либо в шопаре совсем упали. 50к даже для не очень сложного мануфактурника дороговато.
@doodledoodle312, ETA-Valjoux 7754 Упали, конечно, совсем. Я узнавал, в Лондоне отдать будет порядка 400 фунтов и ждать 3 недели. Поэтому приспичит, решу вопрос тут у проверенных часовщиков типа бабанина.
Но как я говорил, они три тьфу идут очень точно.
@doodledoodle312, 350-450€ стандартная цена нормальной профилактики (полный разбор / смазка / сбор). Практически по всей Европе цена поюс-минус одинаковая, вне зависимости 7750 с какими-нибудь надстройками-примочками мли мануфактура средней паршивости.. Всякую лабуду типа Urwerk и прочую механику с завихрениями, конечно в расчет не берем ))
@hofc, Все верно, 25-30р – нормальный ценник на ТО и раз в 5-7 лет его выложить не жалко, при условии, что часы стоят пол мульта. Наши же сц дерут непомерные бабки, а уровень сервиса на порядок ниже (оставленные пылинки на цифере – норма). Другое дело, что вальжу (хоть с доп. модулями), что унитас ремонтируют в любом подвале за копейки. Тут лучше пользоваться проверенными неофициальными сервисами.
И еще, Вы забыли полировку, она тоже входит в стоимость ТО.
@addicted2m, правильно, то что хорошо работает – трогать не нужно. Но если погрешность все же вас беспокоит, стоит отнести их в сервис, а может дело всего лишь в намагничивании? А часы хорошие у Вас – поздравляю!
Есть ли в Питере достойные мастерские ?
И во сколько примерно обойдется репассаж Hamilton Khaki Day Date Auto ?
Только механика. И желательно “швейцария”.
Zenith – это конечно хорошо. Мануфактура как-никак.
@TAIFUN, Зенит в последние годы уже не торт, ломучие и косячные. К сожалению..
Раньше – да, теперь только имя и оно уже нивелируется..
@hofc, любопытно. Можете несколько примеров косяков, если не секрет? За маркой не слежу, но знать интересно, так как планировал приобрести одну модель.
@TAIFUN, да в последнее время вся серийная швейцария не торт!!!
@mrHat, у меня Certina DS-1.. пока устраивают. Косяков не заметил.. лишь первое время время отклонялось минут на 5 за какой-то период времени (не вспомню сейчас).. теперь всё в порядке. Один только минус в них – нельзя быстро менять дату.
@TAIFUN, почему нельзя? Там скорее всего 2824-2. У головки три положения. 1-завод, 2-ускоренный перевод календаря, 3-перевод стрелок.
Или у вас какой-то исклюзив?
@Lefechka, да, 2824-2. Положения только два.
@TAIFUN, значит к мастеру. Скорее всего проблема в линейках ремонтуара. Там не может не быть третьего положения.
Кстати, именно ремонтуар самое больное место у этой машины
@Lefechka, благодарю за ответ. Я вспомнил.. как только получил эти часы, я выставлял дату переводя головку во второе положение.. а через какое-то время такая возможность пропала.
@Lefechka, был сегодня в авторизованном магазине Certina. Оказалось что заводная головка меняет дату в моих часах, просто я не ощущаю тот момент, когда она входит во второе положение. При мне представитель “Секунды” покрутил дату на моих часах, блин ))
@TAIFUN, я не про конкретную модель а в целом…
В неплохом салоне на вопрос о регулярном ТО ответили, что мол если работают, то лучше не трогать. Так и поступаю. Пока соответствует.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.В iPhone начались проблемы с аудиовызовами, что сделать
Как перезагрузить Apple TV любого поколения
Как временно отключить Face ID на iPhone
Как убрать Skype, Viber, WhatsApp из истории звонков iPhone?
Как удалить все письма в ящике на iOS 10?
Какая служба в iPhone постоянно использует геолокацию?
Не получается обновить прошивку на iPad, iTunes выдает ошибку. Как быть?
Что делать, если iPhone постоянно перезагружается