Откуда советские люди узнавали об информационных технологиях?
Сегодня не проблема найти полезный текст на русском языке о том, как провернуть то или иное действие с телефоном или компьютером. Но как обстояли дела 30 лет назад, когда не было русскоязычного интернета и СМИ были в руках государства?
В середине 80-ых были вложены огромные средства и приложены колоссальные усилия, чтобы как можно больше советских людей узнали об информационных технологиях и об их применении в повседневной жизни. В этой статье мы вспомним с чего начиналась отечественная IT-журналистика, заодно осветив некоторые интересные моменты истории СССР.
Начало новой эпохи
На картинке изображен разворот журнала Byte за ноябрь 1984 год, в котором была опубликована статья о том, что в СССР был разработан и запущен в серийное производство первый персональный компьютер «Агат» на основе Apple II. После этого события в нашей стране и началась эпоха статей/телепередач о необходимости внедрения ПЭВМ во все сферы жизни.
Ранее, в 1981 году в СССР был разработан прототип персонального компьютера «Электроника НЦ-8010», с оригинальной архитектурой и отечественными микросхемами:
До 1984 года были и другие проекты отечественных персональных компьютеров, но в массовое производство решили запустить модифицированную копию американской техники, по соображениям экономии. «Агат» стал одним из трех рекомендованных компьютеров для применения в учебных заведениях наряду с «Корветом» (оригинальной разработкой СССР) и «Ямахой КУВТ» (копией японского ПК линейки MSX производства компании Yamaha), когда с сентября 1985 года в советских школах ввели уроки информатики.
С 1984 года и до распада СССР в стране было разработано более полусотни различных моделей персональных компьютеров, многие из которых были клонами техники Spectrum и Apple. За семь лет было произведено более миллиона отечественных ПК. Плюс к этому в самом конце 80-ых в страну стали активно завозить технику из-за границы.
По рассказам знакомых, которые жили в то время (1985-1991) можно судить, что в среде московских инженеров и ученых компьютеры не являлись чем-то сверхъестественным. Да, они были далеко не у каждого и стоили довольно приличных денег (от 500 до нескольких тысяч рублей). Но если человек реально хотел и интересовался, то он вполне мог купить себе ПЭВМ или детали для его сборки (от 150-200 рублей).
А к первой половине 90-ых персональные компьютеры стали довольно обыденной вещью (но все еще вызывающей дикий восторг у гостей). К примеру, один мой бывший коллега в 1989 году, в возрасте 6 лет уже пытался разрабатывать игры на компьютере «Микроша», который был предоставлен ему для экспериментов.
О советских персональных компьютерах написано очень много. Поэтому закроем тему и остановимся на том, что они имели место быть и довольно быстро распространялись среди населения. И была необходимость в том, чтобы граждане имели общее представление о новом виде технике и стремились учиться с ним работать. И работники СМИ начали активную деятельность по просвещению населения.
«Игры с компьютером в СССР»
В 1986 году, вскоре после введения уроков информатики в школах, на телевидении был показан фильм «Игры с компьютером в СССР». В начале диктор торжественно заявляет «Мы стоим на пороге новой эры! Эры компьютерной грамотности!». А после кратко и по делу разные мудрые и удивительно дальновидные люди объясняют, что это значит для народа.
Заместитель министра просвещения отзывается о компьютеризации школы «Мы готовим нового рабочего, способного освоить информационную технологию» и обещает оснастить компьютерами большую часть школ к конце двенадцатой пятилетки (к 1990 году).
Ученый на семинаре высказывается о текущей ситуации: «Мы взялись за своего рода эксперимент над собой и своими детьми, но отступать нам нельзя», сравнивая текущее время с 1941-ом годом.
Учительница информатики рассказывает, как они водят десятиклассников в дисплейный класс, чтобы они делали там практические задания. Остальные ученики пока осваивают новые технологии с помощью тетрадки и доски.
В фильме показан один из первых отечественных гаджетоманов. Композитор Андрей Родионов признается, смущенно опустив глаза: «Люблю эту, свою железку…».
На 16:18 слово берет мудрая пожилая женщина, которая как в воду глядела: «Мой внук теперь будет все время с машиной сидеть? … Он будет нажимать на кнопки, задавать вопросы, значит где-то уже не будет общаться со мной? А как же его старший брат, с которым он делился своими мыслями? Как же теперь будет?». А ведь не о каких хикикомори тогда еще слышно не было, а она уже все понимала.
Газеты
В том же фильме переодически мелькают заголовки статей, посвященных внедрению компьютеров в жизнь советского человека:
- «Возьмем на льдину ЭВМ»;
- «Зачем компьютер ферме»;
- «Заказ принимает ЭВМ»;
- «Партнер зодчего — компьютер»;
- «Нужен врачу компьютер»;
- «Жду встречи с компьютером»;
- «На «ты» с ЭВМ»;
- «Робот нужен и училищу»;
- «Музыка электронного века»;
- «ЭВМ приходит в класс».
Подобные заметки регулярно публиковались в главных изданиях с многомиллионными тиражами. Их содержание не представляет особого интереса, так как их основной целью было просто рассказать людям о том, что существуют компьютеры и как это замечательно. Для примера приведем очерк из «Учительской газеты»:
А эта небольшая заметка 1987 года в газете «Труд» о том, как начальник АСУ цементного завода в Приморском вынес деталей с завода для сборки компьютеров на 6 тысяч рублей (стоимость небольшой квартиры), а ему дали за это всего два года исправительных работ:
Предполагаю, что многие предприимчивые работники советских заводов, прочитав эту заметку, подумали: «Епт! Че мы то сидим???» и число подпольных сборщиков компьютеров резко возросло по всей стране. Кстати, в этом же году газета «Труд» вошла в книгу рекордов Гиннеса, так как на тот момент имела самый большой в мире тираж среди ежедневных газет — 15,4 миллиона экземпляров.
Сразу возникает вопрос: откуда инженеры тех времен узнавали о том, как собирать компьютеры из деталей, купленных в магазине/заимствованных на работе?
«Радио»
В крупном советском техническом журнале, который издавался тиражом 1 миллион 200 тысяч экземпляров и доставлялся по подписке в библиотеку каждого вуза/ПТУ/школы/завода, публиковались описания схем для самостоятельного сбора персональных компьютеров из подручных инструментов. Выше приведен фрагмент одной такой статьи, опубликованной в июне 1986 года.
Но чтобы человек взялся за сборку компьютера по схеме из журнала (а это довольно долгий и трудоемкий процесс), его надо убедить в том, что ПЭВМ ему реально нужен, чем занимались другие издания.
«Техника Молодежи»
В июле 1986 года в этом журнале была опубликована статья «Эти профессиональные персональные компьютеры», в которой подробно разъяснялось как устроены современные компьютеры и для чего они могут пригодиться читателю в будущем: чтобы изучать английский язык, играть в нарды, создавать вязальные схемы и работать с документами.
После этой статьи в журнале стали регулярно появляться материалы о разных аспектах вхождения компьютера в жизнь человека. Вот, к примеру, размышления о возможности создания искусственного интеллекта, опубликованные в октябре того же года:
«Наука и жизнь»
Это культовое для технической интеллигенции издание с трех миллионным тиражом тоже не обошло стороной новый вид техники. В нем был целый раздел, посвященный IT-тематике — «Человек и компьютер», в котором публиковались разъяснения новых терминов, обзоры новых устройств (к примеру аппаратов Xerox), советы по борьбе с вирусами («полное перемагничивание дискет») и т.п.
В 1985-ом году в журнале был опубликован цикл из семи статей «Школа начинающего программиста», в котором читателя обучали основам создания программ для микрокалькуляторов. Обратите внимание на то, что автор называет программирование искусством. Книга Кнута, первый том который был издан в 1968 году, уже тогда была известна по всему миру.
После этого цикла тема любительского домашнего программирования многократно поднималась на страницах журнала. А для профессионалов (которые на тот момент преимущественно были учеными) с 1975 года Академия Наук издавала журнал «Программирование».
«Работница»
Если в Cosmopolitan 2000-ых публиковались статьи о том, как ненавязчиво уговорить парня прийти в гости и отформатировать жесткий диск, то журнал «Работница» призывал женщин осваивать компьютер наравне с мужчинами и не бояться обучать этой науке своих дочерей. В сентябре 1986 года на обложке издания, которое издавалось тиражом более полутора десятков миллионов экземпляров, появилась маленькая девочка (скорее всего первоклассница), уверенно смотрящая в монитор и начали регулярно выходить статьи для расширения IT-кругозора гражданочек.
«Мурзилка»
Уже в ноябре того же 1986 года тема компьютеров была поднята и в крупнейшем журнале СССР для детей от 6 до 12 лет. На картинке иллюстрация к вымышленному рассказу о том, как группа школьников в таежном поселке под руководством молодой учительницы знакомится с вычислительной техникой. Естественно, эта была далеко не последняя статья по этой теме в детской прессе.
«Юный техник»
А вот иллюстрация к статье «Компьютерная оптика», опубликованная в журнале «Юный техник» в январе 1986 года. И снова девушка, сидящая за персональным компьютером советского производства. Это издание уже предназначалось для ребят, выросших из «Мурзилки» и рассказывало о довольно сложных технических аспектах информационных технологий.
Как видите, в советских изданиях для самых разных категорий граждан были статьи о компьютерах. Хотя бы один из этих журналов регулярно выписывался/покупался почти в каждой семьей и общие знания об информационных технологиях быстро распространилось среди населения. Возьмите наугад любой номер вышеперечисленных журналов, изданный в 1985-1990 и в нем обязательно найдется хотя бы пару слов о компьютерах.
Что дальше?
Помню как году в 2005-м попутчица из автобуса чуть за 40 пыталась продать мне компьютер, рекламируя его словами: «у него много операций» (а это был системный блок на базе Pentium II).
Иногда, когда общаешься с людьми старше 45 (прежде всего это касается женщин), то возникает четкое ощущение, что их представление об IT-технологиях осталось на уровне 80-х годов и говоря о компьютерах они употребляют слова, как будто из советских журналов. Они пользуются новыми смартфонами, свежими версиями Windows и MS Office, но основная база знаний не обновлялась у них уже лет 25. Безусловно, есть много сведующих в этой теме людей в годах, но такая тенденция заметна.
Но откуда им знать насколько с тех времен изменился мир, если им уже негде об этом прочитать? Журналы, упомянутые в статье в 90-ые закрылись и сократили тиражи. «Технику молодежи» и «Науку и жизнь» перестали выписывать в каждом доме. Новые узкоспециализированные IT-журналы и сайты, появившиеся в 90-ые и 2000-ые имеют очень маленькую аудиторию. А популярные газеты, такие как «Комсомольская правда» и «Аргументы и Факты» забыли о своей миссии просвещать население.
51 комментариев
Форум →У меня даже где-то лежит компьютер “Эльбрус” (модель не помню) 91-года выпуска, типа “Микроши” :)
@betal, а он еще включается? Что Вы на нем делали в то время?
@Ирина Чернова, Так-то он включается, но для полноценной работы требуется старый телевизор с разъемом, похожим на s-video, но вроде немного большего размера. Так же требуется старый кассетный магнитофон с таким же разъемом. Этого зверя купили дедушка с бабушкой мне на вырост:) А подарили, когда мне было уже 15 лет, в 2002 году. Понятное дело, что он к тому моменту был уже не особо актуален. Поэтому так и лежит где-то в коробочке:)
@betal, скоро у вас будет возможность положить рядом современный “Эльбрус”. :)
@peper-, Спасибо, не надо ;)
Иногда, когда общаешься с людьми старше 40 (прежде всего это касается женщин), то возникает четкое ощущение, что их представление о программировании осталось на уровне 80-ых годов (с)
Я например, тоже вообще ничего не понимаю в программировании … Оно мне нужно? Это какая то жизненная необходимость? Чушь какая то.
@Nikki Sixx, я имела ввиду глобальные знания об устройстве мира: как приложения попадают в сторы, что веб-разработчики не пользуются Фортраном, какие бывают операционные системы, что такое среды разработки и т.п. Я считаю что такие вещи полезно знать, также как не историку полезно знать когда отменили крепостное право и когда ввели зарплату в колхозах)
Но естественно, это абсолютно не жизненно необходимо:-)
@Ирина Чернова, Я тоже не пользуюсь Фортраном => я не веб разработчик (True).
@Ирина Чернова, У вас очень ограниченный круг общения, наверное. И все эти “знания” никак не связаны с тем, что люди использовали в 80-х годах.
@Nikki Sixx, вполне может быть, что познания и навыки автора статьи в биологии, изобразительном искусстве или вокале тоже застряли на уровне школы. но об этом никто не сокрушается.
@nebulus, Вот вы привели три сферы в пример. Чтобы представлять себе уровень их современного развития нужно иметь также минимальные актуальные сведения о развитии IT. Вокруг информационных технологий сейчас крутится мир. И иметь общее представление о них чуть важнее, чем об искусстве и вокале) Но не важнее естественных наук.
@Ирина Чернова, мда… а я вот считаю, что мир крутится вокруг химии. и очень переживаю, что каждый день моя посуду, миллиарды людей не удосуживаются получить общие представления о реакциях пав, лежащих в основе всех моющих средств. эти же люди, пользуясь мобильниками, не знают базовых принципов распространения радиоволн, они же, втыкая по вечерам свои телефоны в розетки, совершенно не знают основ электротехники и не понимают законов ома. они невежды?
@nebulus, определенно! Вы сами привели мысль к этому!)))
@nebulus, да, они невежды. Не знать это – деградация. Это школьная программа.
Я в 88-м году в институте на микроше рисовал круг, тока он почему-то получался в виде квадрата с закруглёнными углами.
@e-vred, :-D
Ирин, спасибо за статью, очень удивлен, что Вы храните столько подшивок тематических газет советских времен. Очень ностальгируете по тем временам?)
@dennis1, шутите?
Аяяй, какой ностальгический удар… Помню всё это! Неужели я тут единственный динозавр, кто писал игры для Микроши на ассемблере, системный софт под CP/M и разрабатывал спектрумосовместимые компьютеры?
Удивительно, как растёт потребление ресурсов. Помню, мои ассемблерные софты для Микроши были в разы производительнее аналогов на XT и занимали лишь килобайты памяти, а псевдографические UI имели мгновенную реакцию, работая на хилом процессоре с частотой 1 мегагерц!
А миниатюризация? Спектрум “Москва” строился на 40 примитивных микросхемах, а сложнодобываемые платы были с ошибками и залипонами. Приходилось поработать ножиком и напаять бороду из проводов, чтобы это чудо заработало. Зато какая радость! И беготня по друзьям и знакомым с кассетами, чтобы обменяться играми… Теперь SoC размером с ноготь в 100500 раз мощнее, легко тянет громоздкую OS, коммуницирует по воздуху и встраивается в любой бытовой предмет. Разве не чудо?
Не так давно решил вернуться к истокам на новом уровне… 8 процессорных ядер, сверхкомпактный код, девайс помещается в ладонь. Да, это всего лишь лампа. :)
@Ohm, Не единственный динозавр ;) Начинал с программирования на Б3-34 в школьные годы, это определило выбор профессии. Работал сисадмином на СМ ЭВМ с ОСРВ и настольных ДВК-шках. Дома паял Спектрумы. А потом к нам в институт пригнали кучу PC-шек с цветными мониторами :)
@Vildar, У нас СМ-4 в школе стояла. А к ней был подключён целый дисплейный класс. Помню, одна из моих первых программ запрашивалв персональные данные пользователя и вставляла их в стишок-дразнилку. Как-то раз эту программку запустила учительница информатики, ввела инфо о себе… и обиделась, как маленькая. :)
@Ohm, я думаю, что вы действительно динозавр. Потому что CP/M на Микроше поднимали считанное кол-во людей в мире. Я единственную Микрошу с дисководов видел в ОКБ ЛЭМЗ’а. Или вы писали это под RAM Disk и коцанную CP/M от НИИВК?
Вы думаете сейчас уровень грамотности населения выше чем тогда? Умение пользоваться смартфоном – это все, на что способны многие… это как обезьяне дать молоток. Что она им сделает?
Помню, как нам в школе преподавали информатику. Это жесть была мы наверное месяц учились переводить десятичные цифры в двоечную и шестнадцатеричную систему исчисления. Кроме того нам преподавала учительница труда которая в этой теме была не в зуб ногой. В то время я уже умел писать на бейсике.
И хотя был полный класс букашек так до окончания школы мы до него не дошли )))
эээх… а ведь я еще в школе играл на агатах )
помню, очередь на дежурство в классе была расписана на месяц вперед, и никто никогда не отказывался ) даже наоборот, “больные” и прогулявшие уроки, подтягивались к вечеру “мыть пол в классе” ) хахахааа
также были ямахи, потом пошли уже ibm ps2
А я помню этот “Агат” или что-то подобное. И тоже к простому телевизору ещё даже черно-белому подключали. Отец откуда-то принёс. Как раз я ещё очень мелкая была и это конец 80-х был.
какой-то ЗВЕРИНЫЙ эджизм и сексизм :-(((
Автор. похоже, женщин в районе 40 видела только на картинке
Ужас просто.
@igrushkin, очень много общалась с женщинами-коллегами 1970-1980 в 2009-2015 годах. Они были умны в жизненных делах, разбирались в основной специальности. Но многие из них не понимали простых вещей из IT-сферы и это снижало их производительность труда.
@Ирина Чернова, Вам, судя по всему, лет 25? в таком возрасте женщины 40+ кажутся глубокими старухами.
По сути вопроса, все женщины, независимо от возраста, в среднем плохо разбираются в IT, и это нормально.
@igrushkin, половина мужчин, независимо от возраста, плохо разбирается в компьютерах, финансовых вопросах и математике, а также пишут с ошибками и большим количеством восклицательных знаков.
@walkman00, и…? продолжайте свою мысль
Я родился в 1983 году, но помню Микрошу, Синклер, ZX-Spectrum! Причём если Микроша была купленной, то Синклер и ZX-Spectrum отец сам собирал! Многие помнят звук модема, подключающегося к интернету, но для меня эти звуки так и остались звуками загрузки программ с кассет на том самом Синклере!
Помню на ZX-Spectrum была игрушка текстовая – президент называлась. Написана она была на бэйсике. Смысл – управлять государством. Но меня жутко не устраивало начальное количество денег, так что я открыл код и нашёл нужные определения переменных, подправил – и, о чудо, сразу перестал проигрывать. Правда интерес к игре после этого сразу потерял. Читер, блин!
Зато потом начал интересоваться программированием, в школе информатика пошла (ездили в УПК (Учебно Производственный Комбинат) на БКшках что-то клепали), а дома то уже PC стоял. Дальше IT специальность в институте, ну и понеслась… Сейчас вот программистом тружусь, и стал я им не без участия тех самых Микроши, Синклера и ZX-Spectrum. Ностальгия!
У нас был компьютерный клуб, где на Агатах и Микрошах можно было поиграть и еще взять в прокат домой на пару дней. Я брал Микрошу и пару кассет :)
А потом был ZX Spectrum, ДВК-2 и т.д. ;)
@rsergio, а в каком городе/районе это было и в каком году?
@Ирина Чернова, в Москве был такой клуб при Лианозовском заводе, где, собственно, и делали Микрошу. Дмитровское шоссе, д. 115. Я там тоже Микрошу в прокат брал.
@yurym, ездил туда часто
Тоже посещал этот клуб и брал на прокат “Микрошу”, не впечатлило.
Особенно “дребезг” “Агатовской” родной клавиатуры.
В 1986-м заимел собственный Sinclair ZX Spectrum Plus, потом Commodore C64, Амига 600, 1200, CD32. Перешёл на PC ноутбук уже в 2000-м.
Amiga 600 и CD32 до сих пор работают. “Десктопный ящик” с тех пор не признаю. :)
В первой половине 80-х мы в школе проходили практику в институте на СМ и ЕС (если я не ошибаюсь); работали на фортране, данные загружались с мониторов и перфокарт. В школе же в середине 80-х стояли персональные компьютеры ДВК (отечественный продукт, аналог PDP-11); на тех работали на Бейсике и на машинных кодах.
А как же профессор Фортран и его энциклопедия?
@BIG BROTHER, это уже чуть попозже было, да и не может статья все явления охватить)
Вообще-то хикикомори (Hikikomori) правильно, а не хиккимори.
…
“а ему дали за это всего два года исправительных работ:”
А ничего, что с конфискацией имущества?
@I-van-ich, спасибо поправила)
Да, я считаю, что по сравнению с зоной конфискация имущества не проблема, если быть к ней готовым)
@Ирина Чернова, 2 года исправительных работ это не зона что-ли?
@Alex318i, нет) у меня был один знакомый с таким приговором суда, так он просто дворы подметал)
@Ирина Чернова, да, интересно. И такое ведь было. :)
За вынос с завода деталей на 6000 рублей – два года с конфискацией. Для нынешних управленцов страшный сон.
Эх, эпоха! Учился на hand-made “Радио РК-86” на базе Intel8008, потом была Искра (8086) и уже позже ПК “Поиск” (Intel8088).
Ассемблер, DEBUG, магнитофонные кассеты… Только хардкор!
Я бы назвал это время “Аналоговая цифра” :)
Чувак, не путай. Семейство “Микроша”, “Радио-86РК” были исполнены на I8080.
У нас в школе до выпускного 90 года компьютеров не было. Хотя школа была английская и аж на Невском проспекте.
Зато в школьные годы был доступ к тем самым Ямахам во дворце пионеров и, изредка, в педагогическом институте.
Ну и потом в ФинЭке на кафедре был целый класс IBM PC 286 – хоть каждый день занимайся.
Но в итоге не программистом, ни админом я не стал. :)
PS В начале 90х бестселлером была книжка Фигурнова IBM PC для пользователя. Уйма народу освоили компы по этой книге.
РАДИО 86РК. 28 мелкосхем. 16кб ОЗУ. 2 кб ПЗУ. А сколько было радости когда оно заработало?
ПЗУ прошивал самодельным программатором на ТУМБЛЕРАХ!
Ностальгия)))
Агат не был копией в том смысле, что схемотехнически он никак не повторял Apple II. Это была своя собственная машина с процессором 6502 (который изначально еще и эмулировался на отечественной 588) с проблемами с совместимостью из-за другого видеоконтроллера. Но его умышленно сделали СОВМЕСТИМЫМ с Apple II, а не копией, что две большие разницы.
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как на iPhone и Mac найти все свои комментарии на YouTube
Почему в некоторых приложениях не работает микрофон
Почему СМС с iPhone не приходят на Mac
Почему приложения на iPhone не обновляются из App Store
iPhone не подключается к домашней сети Wi-Fi. Что делать?
Как перенести локальную резервную копию iPhone на внешний диск
Как найти место парковки автомобиля на iPhone
Как настроить iPhone, чтобы при взгляде на экран звук звонка становился тише