Краткое разъяснение и подборка материалов от специалистов.
О чём эта статья: ваш крутой автомобиль уязвим для хакерских атак. Прямо сейчас его можно угнать, и никакие ключи не помогут. Сейчас объясним, почему. И как это можно предотвратить.
Кому мало поверхностных знаний, в конце текста смотрите подборку аналитических отчетов и видеопруфов от экспертов.
Почему мы написали про это: новость о том, что Мюнхенский автомобильный клуб ADAC провел исследование, доказывающее, что 24 модели автомобилей от 19 производителей уязвимы для беспроводных атак.
Суть этих атак состоит в многократном усилении сигнала взаимодействия между автомобилем и брелком, который находится в доме, что заставляет бортовой компьютер автомобиля думать, что брелок находится в непосредственной близости от двери.
Какие машины 100% уязвимы
Вот список уязвимых моделей машин:
- Audi A3, A4 and A6;
- BMW’s 730d;
- Citroen’s DS4 CrossBack;
- Ford’s Galaxy and Eco-Sport;
- Honda’s HR-V;
- Hyundai’s Santa Fe CRDi;
- KIA’s Optima;
- Lexus’s RX 450h;
- Mazda’s CX-5;
- MINI’s Clubman;
- Mitsubishi’s Outlander;
- Nissan’s Qashqai and Leaf;
- Opel’s Ampera;
- Range Rover’s Evoque;
- Renault’s Traffic;
- Ssangyong’s Tivoli XDi;
- Subaru’s Levorg;
- Toyota’s RAV4;
- Volkswagen’s Golf GTD and Touran 5T.
Представители ADAC утверждают, что это далеко не полный список.
Стоимость оборудования для такой атаки составляет всего 225 долларов. А всего несколько лет назад бюджет на проведение подобной операции составлял несколько тысяч. Исследователи не публикует подробностей о техническом устройстве этого прибора, лишь намекая на его простоту:
Любой второкурсник-радиотехник может собрать такой же, не обращаясь к справочной литературе.
Подобные новости последние несколько лет появляются очень часто. Тесты автомобилей на подверженность беспроводным атакам проводятся и в России:
На этом видео показано как за пару минут происходит угон автомобиля Toyota, оборудованного интеллектуальной системой доступа в автомобиль Keyless Go, c помощью ретранслятора «Длинная рука». Вот схема ее работы:
Имея определенную аппаратуру и людей, умеющих действовать по инструкции, можно за считанные секунды угнать многие модели автомобилей. Но это проблема чисто материального характера. Такие проишествия очень неприятны для владельца, но переживаемы.
А ведь уязвимости в электронике могут стать причиной нанесения непоправимого вреда здоровью и потери человеческой жизни.
Вот видео эксперимента, проведенного корреспондентом Forbes:
На нем два специалиста по ИБ подсоединяют специальное устройство к диагностическому порту автомобиля журналиста, он садится за руль и едет. По пути он замечает мелкие сюрпризы, которые устраивают ему «хакеры»: самопроизвольные повороты руля, торможение, воспроизведение звукового сигнала и т.д.
Это видео наглядно показывает — человека можно убить парой нажатий кнопок на клавиатуре.
Дженс Хинричсен CEO NXP высказался следующим образом о защищенности цифровой начинки автомобиля:
Обычно сети автомобилей — это как дом, в котором вы можете свободно перемещаться из одной комнаты в другую. Автопроизводители должны реализовать систему безопасности таким образом, чтобы каждая комната запиралась на ключ, а для спецкомнат были предусмотрены спецзамки. В спальне можно даже поставить сейф и сложить в него самые ценные вещи.
Что он имел в виду?
Современный автомобиль напичкан электроникой. Чтобы устройства от разных производителей могли взаимодействовать между собой в качестве стандарта для обмена данными был внедрен протокол CAN (Controller Area Network). Начиная с 2006 года его используют на всех автомобильных заводах. Он также применяется в «умных домах» и промышленной автоматике.
Если получить доступ к одному элементу сети CAN, то автоматически получаешь доступ ко всем остальным элементам. Именно поэтому Дженс Хинричсен сравнивает современные автомобильные сети с домом, комнаты в котором не запираются.
На картинке показано, что может делать злоумышленник, имеющий доступ к этой сети:
- Включать и выключать фары;
- Сигналить;
- Управлять дворниками;
- Открывать и закрывать окна/двери;
- Разблокировать багажник;
- Отправлять текстовые сообщения на приборную панель;
- Управлять воспроизведением музыки;
- Вращать руль;
- Отключить навигацию;
- Заблокировать тормоза;
- Следить за местоположением автомобиля;
- Подслушивать разговоры.
Разберемся, каким образом хакер может получить доступ к электронике автомобиля.
Прямой физический доступ
У современных автомобилей есть диагностический порт OBD (onBoard Debug). Подключившись к нему можно получить доступ ко всей CAN сети. Вот устройство стоимостью несколько десятков долларов, которое позволяет управлять автомобилем на расстоянии (фото из вышеупомянутого эксперимента Forbes):
А подключить такую штучку можно за минуту. С учетом обращения к Google с целью найти место нахождения разъема.
На видео показано, как машиной с подключенным ключом управляют смсками:
Бесконтактные атаки
К сожалению, получить доступ к электронике автомобиля можно и без проникновения внутрь салона. На схеме показаны дистанции, на которых определенные части автомобиля уязвимы для хакерских атак:
.
Если злоумышленник получит доступ к Bluetooth или Wi-Fi модулю, то весь автомобиль окажется в его власти. Как и положено в CAN сети.
Процесс взлома Wi-Fi модуля автомобиля ничем принципиально не отличается от процесса взлом любых других Wi-Fi модулей, о котором написаны сотни статей.
GPS-спуффинг
Еще одна опасность которая теоретически может подстерегать автомобилиста — фальшивые сигналы GPS. На этом видео эксперт объясняет, как происходит подделка сигналов спутников:
Устройства для имитации GPS находятся в свободной продаже, применяются для тестирования систем навигации и стоят довольно дорого:
Использование такой техники оправдано для сбития с курса яхты (такой эксперимент проводился в 2013 году) или вертолета. Впрочем, у спецов по ИБ есть более компактные и дешевые самодельные устройства.
На этом видео показано как с помощью GPS-спуффинга навигационную систему автомобиля, стоящего в гараже в Пекине, убеждают в том, что он находится в Тибете:
А для выведения из строя GPS-сигнализаций применяются простейшие «глушилки» стоимостью несколько тысяч рублей, которые не подделывают сигнал, а просто заглушают его:
Эти уже устройства нужны для защиты от «маячков» в случае слежки.
Что делать автовладельцу?
Есть три основные меры для защиты своего автомобиля:
- Перенос/перепиновка/блокировка разъема OBD;
- Своевременная установка всех обновлений прошивки от производителя;
- Установка качественной противоугонной системы. Ее выбор — тема для отдельной статьи. Прежде всего, она должна мгновенно сообщать владельцу о потери сигналов GPS/сотовой связи.
В статье на Wired есть совет класть ключ на ночь в морозилку, чтобы сигнал от него не могли поймать жулики. Но не думаю, что на этот метод стоит возлагать большие надежды:-)
Что дополнительно почитать и посмотреть по теме
Хотите знать все технические подробности? Вот парочка объемных англоязычных докладов по теме, где детали взлома разложена по полочкам:
Comprehensive Experimental Analyses of Automotive Attack Surfaces (2011 год)
Developments in Car Hacking (5 декабря 2015 года)
Статья на Хабре Car Hacking: так ли безопасны системы безопасности автомобиля? (весна 2015 года)
Текст об эксперименте 2013 года с участием корреспондента Forbes и специалистов по ИБ Charlie Miller и Chris Valasek.
Те же ребята в 2015 году с корреспондентом Wired:
А вот они выступают с докладом на Defcon (международной конференции специалистов по ИБ) в 2015 году:
31 комментариев
Форум →Вот поэтому УАЗ
@nozhenko, Себя конечно пообманывать можно, но все понимают, что не поэтому
@bakhmet, ну, вперед, расскажите мне почему у меня — УАЗ. А я потом поясню в чем именно ошибка.
@nozhenko, а какой у Вас УАЗ?
@Ирина Чернова, я хочу интригу сохранить =)
@nozhenko, Наверное, потому что нет денег на нормальный внедорожник. Как бы не защищали УАЗ и не рассказывали о том, что он самый проходимый и сфера использования – абсолютное «говнище», настоящие джиперы отказываются от УАЗа при наличии чуть большего количества денег. Старые УАЗ (Хантер), даже подготовленный, имеет проблемы с коробкой и раздаткой и ОЧЕНЬ часто не доезжает до финиша по причине поломки, а не по причине «увяз и застрял». И вы меня не убедите ни в чем ином. Я знаком с ребятами с Pajero Club, знаком с несколькими людьми которые спасают меня и мой паркетник из приключений. И приезжали по 6-8 УАЗов подготовленных, и как минимум 1-2 потом уезжали на эвакуаторе. Сами владельцы и другие джиперы говорят: УАЗ проходим, но ломается слишком часто.
Есть и те которые ушли с УАЗ на Шеви Ниву только из-за этого… А у тех у кого денег поболее: Pajero, Pajero Sport, Toyota Landcruser и прочее с подготовкой. Дурачков ведь нет – Хантера лифтованый и с подготовкой упрется в миллион. Паджеро с такой же подготовкой и не новый = овер 2.5 млн ₽
Но что не отнять – не жалко. Но Шеви ниву тоже будет не жалко при таких же условиях.
Поэтому сказки рассказывать не надо. Кто не верит, зайдёт на drive ru и посмотрит блоги УАЗоВодов.
@AlexSoCute, не угадали, но я с вами полностью согласен.
Все мои знакомые кто учавствуют в ралли или на охоту катаются на уазах вбухивают в подготовку такие деньги и силы что от узазика там рама только и остается…
@nozhenko, рад что вы отреагировали спокойно. Не было задачи опускать и разводить полемику. Единственное, хотел бы добавить: трофи и ралли бывают разные. Более официальные запретят сильно переделывать сток. И обычно если УАЗ доезжает, что в последние года редкость, то его выбрасывают после заезда.
В любом случае, хочется знать причину владения. Я видел УАЗоВодов у которых денег куры не клюют. Когда спрашивал – ЗАЧЕМ?!? — ответа так и не получил. Я могу понять за что некоторые сидят на Range Rover не смотря на проблемы с надежностью. Ну, есть за что Рэндж любить. Но не понимаю за что можно УАЗ любить, ваще!
@AlexSoCute, честно? по наследсву достался. Я вообще машины не люблю, идейный пешеход. А вот знакомые которые автоспортом занимаются есть и довольно много. Равно как и энтузиасты охотники. Так что приходилось видеть и как крузак уазика вытаскивал и наоборот.
из всей этой внедорожной тусовки чисто эстетически мне только дефендеры и нравятся. но там наверняка своих тараканов полно
@nozhenko, просто вспомнил. последнее что я видел и меня порадовало, как эстетически, так и доставило море удовольствия – Range Rover Vogue за 9млн ₽ доехал до острова по реальному гавнищу по жабры за час методом зад-вперёд и пох на бампер, там где полностью увяз подготовленный паджеро спорт и лифтованый прадо 120. Особая отметка – на обычной стоковой резине для города.
Ну, конечно потом 40₽ к человеку пришлось за промывку и ремонт откатить. Но он то поспорил на 1000$ что доедет до цели и доехал. И этих обоих ещё достал. Я плакал.
@AlexSoCute, у новых Роверов точно проблемы с надежностью?
@AlexSoCute, есть знакомый с спб у которого денег как у дураков фантиков, берет именно уазики потому что их, если что, не жалко в лесу оставить (на совсем или через недельку достать) а ЛК120 или РР уже жалко. По его словам парочка уже похоронена в лесах карелии
@nozhenko, эх, судя по новостям УАЗы частенько угоняют( и полицейские, и почтовые, и новые, и старые. Ведь хорошая машина. Помню, когда я была ребенком у моего отца был УАЗик, так туда столько всего помещалось: и людей и вещей. А за травой (для животных) на нем вообще было здорово ездить – проезжает по любым полям и болотам. Но он был в дополнение к основной машине.
@Ирина Чернова, ну с учетом того что если утебя есть ключи от УАЗ-а ты способен открыть любой другой УАЗ то да, это не сложно. Вот только в статистике по угонам он на очень дальнем месте, не нужен он никому.
@nozhenko, то есть свеженький Хантер можно открыть ключом от УАЗа 20-летней давности?)
@Ирина Чернова, один хантер ключем от другого при мне открывали. И при этом собсвенно про ключи рассказали. Про старые ничего не знаю, как-то не слишком интересуюсь подобным
@nozhenko, все равно спасибо за информацию)
Крутая статья!
@ilja007, рада, что Вам понравилось)
Есть небольшой лайфхак! :) если вы владелец автомобиля упомянутого выше, для не возможного или хотя бы очень трудного считывания ключа нужно убирать ключ в металическую коробку, чтобы ухудшить распространение сигнала. Естественно такой способ возможен только находясь дома или на работе. Но в любом случае в любой момент могут ударить по тыкве, забрать ключи и уехать.
Я считаю что в любом случае нужно устанавливать нештатную сигнализацию. (Сделать секретную кнопку, без нажатия которой машина не заведётся)
@jonas1999, большое спасибо за совет) По сути тоже самое, что морозилка: неизвестно достаточно ли будет подавлен сигнал в металлической коробке, чтобы аппаратура хакеров не могла его ретранслировать)
@Ирина Чернова, вроде достаточно) видел недели две назад видео от ADAC и они сказали что этого достаточно… Хотел отправить ссылку, но не нашёл это видео(
@jonas1999, на самом деле Лайф фак есть гораздо удобнее, чем то что вы предлагаете. Точнее аж два:
1. Не покупать машину с Keyless.
2. Съездить к дилеру и сделать обновление.
Я вижу в списке ошибки. Ауди вызванивали клиентов и приглашали на перепрошивку ключей ещё год назад. Range Rover Evoque тоже из списка можно выкинуть, лично возил эвок жены на перепрошивку ключей именно из-за угонов.
@AlexSoCute, полностью с вами согласен)
Хотел сказать только по поводу списка, что его составляли в Германии. (Там всё устроено по другому чем у нас. Немцы не ставят сигнализации… Конечно в Германии есть машины с сигнализациями, но их единицы.) Список этот нужен чтобы показать какие машины уязвимы, потому что я знаю ещё несколько машин с такими же ключами, но они не перечислены выше… Значит ключи этих машин уже с завода идут с “нормальной” прошивкой.
Аналогичная статья есть на мэйл.ру, но так не раскрыта) Общаюсь периодически со спецами ИБ:
– перекройка OBD ничего не даст. На некоторых машинах, например на крузаке можно к шине подключиться в 4х местах;
– по поводу коробочки с экраном, некоторые владельцы мерсов кладут ключики в коробочку из под леденцов монпасье, есть профильные темы)
– новая фишка против глушилок это Антиджаммер GSM сигнала, который адаптируется к фону и если его специально глушить, тачка будет “орать”;
– самая хорошая бюджетная защита это штырь на рулевой вал от проверенного производителя и различные бронекорпуса на блоки сертификации и т. п.
– есть и “умные сигнализации”, они подороже механических блокировок и диалоговых сигнализаций типа пандора и старлайн, но исключают геморрой владельца с проникновением и запуском автомобиля.
@Sergey, большое спасибо за информацию)
Только собрался покупать новую Kia Optima, а тут такой облом как и с айфоном с сумасшедшей накруткой.
@Майор, кейлессго как доп функцию не ставьте, и будем вам счастье ) а если уж совсем страшно, ставьте блокиратор коробки передач, с ним обычно не угоняют машины, возни слишком много.
@Ирина Чернова, спасибо за информацию, очень ждал подобную статью :)
шаха вазовская в списке? Нет.. буду спать спокойно.. Лада шаха и Айфон шаха S – лучшая комбинация для уверенности в завтрашнем дне
после того как захлопнул ключи и открыли за минуту понял, что запирать бессмысленно. захотят угнать – угонят.
правда не покупаю машины из первой пятерки самых угоняемых, люблю отечественные – американские машины, они не особо у нас популярны у угонщиков
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как на iPhone настроить запуск Пункта управления с кнопки, а не свайпом из угла экрана
Как временно отключить Face ID на iPhone
Как сделать копирование текста и фото удобным на iPhone
Как отобразить или скрыть процент заряда батареи в macOS Big Sur
Почему зависают приложения на Mac?
Как работает выделение текста в iOS с 3D-Touch
Как убрать Skype, Viber, WhatsApp из истории звонков iPhone?
Как настроить Mac, чтобы он не уходил в спящий режим