Разберёмся в подробностях.
Проведем небольшой эксперимент. Наденьте беруши и не снимайте их в течение нескольких часов. Снимайте. Наверняка, сразу же возникает ощущение, что вы стали слышать значительно лучше. Все звуки вокруг стали четче, отдаленная речь разборчивее, а громкий звук соседского перфоратора теперь вызывает незначительный болевой удар – реально «бьет по ушам».
Это чудо или попытка обмануть собственный организм?
Давайте разберемся с тем, как мы слышим и почему в мире аудио забота о собственных ушах, как правило, влетает в копеечку.
Как мы слышим
Прорвавшись сквозь толпу ожидающих поезд граждан, вы уютно уселись в мягкое кресло вагона метро. Привычный и такой родной жест: достаем наушники, подключаем их к смартфону или плееру, выбираем любимый плейлист и уверенно жмем на Play.
Как работает ухо. С первым аккордами композиции, звук устремляется в слуховой проход. То, что наши уши имеют рупорообразную форму, еще раз подтверждает совершенство природы. На конце такой «трубки рупора» располагается барабанная перепонка. Под действием звуковой волны возникает ее колебание, которое, в свою очередь, приводит к движению трех слуховых косточек. Их название нам хорошо известно из курса анатомии и вызывает самые приятные эмоции: молоточек, наковальня и стремя.
Вибрация слуховых косточек воздействует на жидкость, расположенную во внутреннем ухе или улитке, а та, в свою очередь, вызывает колебание волосковых клеток – ресничек. На этом заканчивается механика и начинается электричество. Реснички преобразуют колебания в нервные импульсы, которые мгновенно передаются в кору головного мозга. Все реснички имеют зональную структуру и воспринимают лишь определенный диапазон частот (о чем мы поговорим в конце данной статьи).
Как работают наушники. С анатомией человеческого органа слуха вроде бы все понятно. Описанная выше схема восприятия звука, характерна для всех людей, любых национальностей, возраста, религиозных взглядов и социального уровня. Она – едина. Теперь разберемся с наушниками.
Примечание. Здесь и далее, всецело не погружаясь в аудиофилию, мы будем говорить исключительно о динамических наушниках.
Здесь все намного сложнее. И главная сложность заключается в механизме их исполнения и форм-факторе, но определенная закономерность формирования звука все же прослеживается. Цифровая комбинация нулей и единиц (полагаю, разумно будет упустить прослушивание музыки с кассетного плеера) с помощью процессора и микрочипа преобразуется в аналоговый звуковой сигнал, представляющий собой электрический импульс, который тут же поступает по проводам к главному элементу наушников – излучателю.
Используемый в конструкции излучателя магнит вызывает постоянное магнитное поле, а поступивший на миниатюрную катушку (многократно скрученный медный провод в виде кольца) ток создает переменное поле. Воздействие этих полей друг на друга приводит к движению мембраны – тонкой пленки на которой и закреплена катушка. В свою очередь, мембрана создает звук, который затем и проецируется в ушной канал слушателя.
Чем вызвана дороговизна наушников
Столкнувшись с выбором наушников вы неоднократно задавали себе вопрос: «Чем мотивирована столь высокая цена на этот раскрученный бренд». И действительно, если принцип звукообразования практически во всех моделях один и тот же (смотрите примечание выше), есть ли смысл переплачивать несколько тысяч рублей?
Итак, отбрасываем в сторону бессонные ночи промышленных дизайнеров, работавших над «изящной конструкцией и экстерьером» наушников. Не будем обращать внимание и на все производственные издержки, которые несет завод-изготовитель с выпуском каждой единицы наушников. Остановимся на параметре, который действительно влияет на качество звучания – материалы.
Провод. Индуктивность, сопротивление, емкость – все это те технические характеристики, на которые неискушенный слушатель вряд ли обращает внимание. И, в большинстве случаев, допускает ошибку.
Изменение АЧХ при увеличении сопротивления
Средняя длина кабеля для наушников варьируется в пределах от 1,5 до 4,5 метров. И даже столь незначительный отрезок способен кардинально изменить звук. Добросовестный производитель уделяет внимание сразу нескольким свойствам кабеля: степень очистки метала (позволяет значительно снизить сопротивление), качество экранирования (позволяет избежать искажений, вызванных волнами «из вне»), размеру сечения (большее сечение – меньшее сопротивление, но и меньшая эластичность).
Использование благородных металлов при производстве акустических кабелей вполне оправдано – задача шнура не повлиять на частотные характеристики звука, который передает усилитель.
Потребителю: Реально ощутить «что такое хорошо», а что такое «плохо» можно при прослушивании 200–300 метрового шнура. В противном случае, изменения будут незначительными.
Магнит. В основе принципа работы динамического излучателя лежит магнитное поле и от того, какой магнит будет использоваться зависит упругость и мощность звучания.
В моделях подешевле производитель отдает предпочтение недорогим ферритовым магнитам. В качественных наушниках устанавливается неодимовый.
Мембрана. Десятки лет исследований, экспериментов, поисков идеального материала и все ради одного элемента – мембраны наушников. От тонкой акустической пленки зависит все: и частотные характеристики, и детализация, и гармоники, и обертона наушников.
В дешевых наушниках используются недорогие синтетические полимерные пленки. Синтетический материал и, соответственно, на выходе мы получаем синтетический звук.
При производстве более дорогих моделей фирмы отдают предпочтение майлару или целлюлозе. Абсолютный эталон качества – титановая мембрана. Узнать такие наушники вы сможете по впечатляющему ценнику.
Амбушюры. Еще один элемент наушников, которому ленивый производитель уделяет минимум внимания. Но ведь именно от амбушюр зависит уровень шумоизоляции и комфорт при ношении.
У дорогих моделей упор сделан на натуральные материалы и амбушюры из кожи – это один из лучших вариантов по всем параметрам. В хороших наушниках вставного типа качественный продукт вы сможете узнать по насадкам из пенного полиуретана. Силикон и синтетические ткани – откровенное зло как для ваших ушей, так и для звука.
Чаши. Владельцы дорогостоящих моделей наушников делятся на две категории: те, кому важна эстетическая индивидуальность, и те, кому важен хороший звук. Первые любят глазами, вторые – ушами.
Вы не задумывались, почему в эпоху, когда химическая промышленность в лабораторных условиях способна создавать вкус клубники, абрикоса или вишни; производить ткань, к которой не прилипает грязь и генерировать синтетические материалы, которые сложно отличить от натуральных в сфере акустики по-прежнему отдает предпочтение натуральному дереву?
Деревянная чаша наушников служит звуковой камерой для их динамика. И если именитый музыкант готов отдать баснословные деньги за гитару, изготовленную из палисандра, красной ели или кедра определенной породы, почему в мире наушников, где качество звука – определяющая характеристика, должно быть иначе?
Частотные характеристики: где правда, а где ложь
Этот параметр хотелось бы выделить отдельно и, вполне заслуженно. Об амплитудно-частотных характеристиках ходят легенды. Одни выбирают наушники руководствуясь широким диапазоном, другие обращают внимание на область низких и «сочных» звуковых частот. Еще одна категория – покупатели, которые попросту игнорируют показатель АЧХ и выбирают наушники по принципу: «нравятся» или «не нравятся». Кто прав?
Итак, возвращаясь на урок анатомии, посвященный «Органам слуха» и, не позволяя себе прогулять урок-другой по физике, во время изучения раздела «Акустика», вспомним, что человек слышит наушники в диапазоне от 20 до 20 000 Гц. Основная задача наушников – воспроизвести музыкальное произведение уравновешенным звучанием по всему частотному диапазону в этих пределах.
Другими словами, амплитудно-частотная характеристика хороших наушников – это не просто предельный диапазон частот, которые они способны воспроизводить, а эффективный диапазон с минимальным искажением амплитуды.
Представьте себе наушники за $50 и $500. Обращаем внимание на частотные характеристики и, о чудо, на модели, стоимость которой в десять раз меньше, чем у «эксклюзивных», частотный диапазон в разы лучше: «от 10 до 32 000 Гц» против «20 – 28 000 Гц». Зачем же переплачивать, если первые – «лучше»? Можете не сомневаться, указанный частотный диапазон – лишь вершина айсберга недобросовестного и лживого маркетинга.
Линейность – это то, чего боятся производители недорогих и, зачастую некачественных наушников. Человек, который хоть немного разбирается в принципах чтения графиков с изображением АЧХ очень быстро отличит «хорошие» от «плохих». И при детальном рассмотрении графика легко понять, что предпочтительнее будет не охват частот, а равномерность и линейность этого частотного диапазона. Чем ровнее кривая (как бы абсурдно это не звучало), тем естественнее будет звучание.
Приведенные в статье примеры наушников попали на страницу этой статьи неслучайно. Их стоимость подкреплена не только используемыми материалами, качеством сборки, уникальным дизайном, но и соответствию написанного на коробке суровой реальности. А ведь она, порой, способна искажаться не хуже графика АЧХ…
19 комментариев
Форум →Правда о наушниках в том, что линейная АЧХ – у плохих наушников. В отличие от колонок, звук от которых искажается головой и ушными раковинами (к чему мозг “привык”) и соответственно “в ушах” звук уже не такой как у колонки, звук наушников попадает напрямую в ушной канал и поэтому должен быть изменён заранее.
Собственно по этому звуковуки не работают только в наушниках, а всегда проверяют на колонках.
@AlienX, прямая АЧХ – у мониторных наушников. По одной простой причине – мониторные наушники созданы для музыкантов и используются, дабы слышать эталон звучания записи, чтобы сделать правильный усредненный мастеринг. Психоаккустические бонусы в них недопустимы. С другой стороны – любой музыкант “в теме” все-равно предпочтет наушники с равномерной АЧХ и динамикой любым “супер-пупер битс” (фуфуфу), просто в силу профессиональной деформации – музыкант знает, как должна звучать та или иная музыка.
@valCooL, вы забыли одну вещь – привести пример таких мониторных наушников (ну и их АЧХ заодно).
@valCooL, все верно, поэтому и колонки для дома я выбрал genelec 1037)
@AlienX, ачх мониторов и других наушников с ровным графиком легко подстраивается под себя и под свою музыку эквалайзером. Просто если график ровный, то сделать это легко. А если это битсы – то биться тут бесполезно, их уже ничем не спасёшь, нормальную музыку в таких не послушаешь.
@Vitaliy Melenikov, что вам этот битс дался? Приведёте пример таких наушников? Могу в свою очередь кинуть АЧХ байеров dt770/990, t5p (на базе которых akt5p из картинок здесь) – вполне профессиональные модели и АЧХ ни разу не ровная.
АКТ5Р безбожно содран дизайн с Байерсдинамик ДТ880
Эм.
Скажем так, вы правы ровно наполовину.
Помимо графика АЧХ важна еще и динамика мембраны – зависимость выходной амплитуды от входной и она тоже плавает, да еще и на разных частотах разная. Это уже трехмерный график получается.
ОООООООООООООООО.мои фостексы
Помнится комент писал, под рекламной статьей с ушами, (быстро стертый модерами) о просьбе выложить характеристики рекламируемого г…на. А тут, на тебе, довольно таки, подробная статья с показателями. Как же вы теперь хреновые наушники рекламить будете? )))
опять про наушники. других гаджетов нет?
Audio-technica очень хорошие уши. Они прекрасно подходят и для прослушивания музыки и для работы с ней. Идеально линейных ушей не существует. Есть только более или менее линейные. Ну и для прослушивания линейность не очень-то и нужна. Многие производители сейчас стали баловаться расширением стереобазы и умышленным проваливанием середины, чтобы звук казался более широким и прозрачным. В целом дерево или пластик в наушниках, не имеет особого значения. Это влияет на качество звука таким наименьшим образом, что переходит скорее в область плацебо, нежели реально ощутимой разницы.
@ibananov2013, согласен в проваливании середины есть смысл.Если это сделано грамотно, то музыка звучит интересно из-за контраста верхних и нижних частот. Не для каждой записи, конечно, такое подойдёт, но штука весьма интересная.
PS Имхо, лучше всего это делать самому на наушниках с ровной ачх эквалайзером. Это очень просто, за 10 минут можно полностью понять свои вкусы в этом плане. Но грань между “слегка заниженной серединой” и “абсолютным провалом по центру” для каждого своя, поэтому наушники от производителя с подобной фичей – пустая трата денег.
давайте больше умного дома!
Титановая мембрана блин,да у меня лопата на даче из титана,нашли мега материал блин.
Все индивидуально очень. Пробую, по возможности, разные накладные уши – звук Сенхазеров понять не могу, не понравились ни одни уши,Sony – вся эта пластиковая дребедень из м-видео – ужас, ATH – на три бубнящих пары одна – более-менее, AKG ЗВУЧАТ (на мое субъективное имхо) все, причем в дешевых звук проще, но все одно – приятный.
Наушники, которые ТОРКНУЛИ (звук действительно отличается от масс-маркета) – V-moda M100. Но там и конструктив драйвера … небанальный.
@direless, попробуйте поменять источник звука (ноутбук/мобильник – звучат так себе и мощности зачастую не хватает для ушей, к ним хорошо хотя бы карманный усилок брать), от него, источника, многое зависит.
PS Карманные усилки смотрите cowon-овские младшие модели (можно взять за 1-2 тысячи очень хорошую модель), для обычных наушников модели классом лучше покупать бесполезно, ничего они не добавят почти.
ферритовые магниты!? вы серьезно!? их уже лет 15 никто не использует для наушников
Нашли орфографическую ошибку в новости?
Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.Как перенести локальную резервную копию iPhone на внешний диск
Как включить Apple TV при помощи любой фразы Siri
Повышает ли износ аккумулятора iPhone использование Smart Battery Case
Как заказать новый наушник AirPods взамен потерянного
Почему отличается номер модели iPhone или iPad в Настройках и на сайте Apple
Почему iPhone подключается к сети Wi-Fi не с первого раза
Какой минимум оперативной памяти нужен в 2017 году?
Как заблокировать браузер на iPhone или iPad ребенка