iPhones.ru

Почему у стриминговых сервисов большие проблемы с классической музыкой

Иван Петров avatar | 17
FavoriteLoading В закладки
Почему у стриминговых сервисов большие проблемы с классической музыкой

Почему стриминговые сервисы не подходят для классической музыки? Вся проблема в метаданных.

Потоковые сервисы позволяют слушать музыку любых стилей, эпох и направлений практически с любого устройства. Уверенный сигнал 3G-интернета и миллионы композиций у вас в кармане.

Метаданные – это небольшой фрагмент текста, который сопутствует любому цифровому музыкальному файлу. Именно метаданные являются источником полезной информации для слушателя и позволяют отличать композиции друг от друга без необходимости прослушивания. В классической музыке именно эти несколько байт текста хранят в себе столь важные данные, как акт, часть или действие, к которому принадлежит фрагмент композиции, имя композитора, исполнитель, дирижер оркестра, музыкальный лейбл, производивший запись, и год записи.

Если метаданные внесены неверно или, что зачастую наблюдается в популярных потоковых сервисах, неполны, заблудиться в трех соснах – это все, что остается любителю классики. И если вы не можете найти интересующее вас исполнение – это не значит, что его не существует в природе. Просто кто-то неверно прописал метаданные.

Metadata1

Почему с классической музыкой все так сложно? Дело в том, что мы говорим о жанре, который охватывает сотни лет. За это время были написаны сотни тысяч композиций, относящихся к различным эпохам. Прибавим к этому огромному творческому наследию сотни исполнений оркестрами и труппами. Финальной точкой в путанице станет похожее название произведений: Йозеф Гайдн – Симфония №103 или как ее принято называть «Симфония с тремоло литавр» и еще одно произведение гениального австрийца – Симфония №104. Разница в музыке и музыкальном материале колоссальная. Разница в названии – всего одна цифра.

Все потоковые сервисы предлагают организованный поиск по миллионам записей, при этом учтены всего три основных критерия отбора: имя композиции, альбом и автор. На довольно простом примере попробуем убедиться, что стриминг для почитателя классики – косточка в горле.

Итак, предположим мы хотим послушать знаменитую Симфонию №9 Людвига Бетховена в исполнении американского композитора, пианиста и дирижера Леонарда Бернстайна. За свою пятидесятилетнюю карьеру дирижера, Бернстайн записал «Хоральную симфонию» ровно три раза: с Нью-Йоркским и Венским Филармоническими оркестрами и историческое исполнение в Берлине спустя несколько недель после падения Берлинской стены в 1989 году. При записи Симфонии №9 в Берлине принимали участие музыканты сразу из четырех филармонических оркестров: Лондона, Нью-Йорка, Ленинграда и Парижа.

Допустим, что нас интересует запись с Нью-Йоркским филармоническим оркестром. Помимо, собственно, композитора, дирижера и оркестра, в записи Симфонии №9 фигурируют еще четыре солиста и хор. На интересующей нас записи Марина Арройо исполняла партию сопрано, Регина Сарфати – меццо-спорано, партию тенора – Никола ди Вирджиллио, баса – Норман Скотт. Без Джульярдского хора и главного хормейстера Абрахама Каплана запись также вряд ли бы состоялась. А теперь внимание, вопрос: чья фамилия будет значиться в графе «автор/исполнитель» при поиске на стриминговом сервисе? Бернстайна? Бетховена? Регины Сарфати или Марины Арройо? Или может быть сотни оркестрантов и хористов во главе с Абрахамом Капланом?

Потеря хотя бы одной фамилии в этой цепочке может вывести вас на совершенно другое исполнение. Но чаще – хуже. В метаданных помимо композитора и произведения найти что-либо еще невозможно. Или найти то, что для человека, который только знакомится с классикой, станет очередным подтверждением того, что стриминг и классика – вещи несовместимые.

Откроем Spotify и в строку поиска вместо оригинального итальянского названия оперы Моцарта «Le Nozze di Figaro» («Свадьба Фигаро»), на английском вобьем «Mozart» и «Figaro». Перед нами откроется внушительный список композиций. Прислушаемся к рекомендациям сервиса. Автор – «Donato Di Stefano», знаменитый оперный бас-буффо. Продолжительность композиции – 4 минуты, 17 секунд. К слову, вся опера длится около 3,5 часов. Что именно предложил Spotify? Ах, да – увертюру. Информацию об этом вы можете узнать внимательно всмотревшись в экран. В левой части экрана есть и список исполнителей-солистов, дирижера и оркестра. В тоже поле «автор/исполнитель» внесены и сам господин Моцарт и имя либретиста Лоренца да Понте. Если бы я впервые обратил внимание на эту запись, а классика для меня была бы «новым жанром», я бы подумал, что вместе с басом Донато ди Стефано оперу исполняет и певец Лоренца да Понте (видимо, также итальянец по происхождению). Увы, либретист умер еще в 1838 году и участвовать в записи никак не мог.

Metadata2

Продолжая эксперимент со «Свадьбой Фигаро», обращаем внимание на следующую композицию в списке предложенных сервисом Spotify – увертюра в исполнении Wiener Philharmoniker. Венский филармонический оркестр написан на немецком, что несколько непродуманно для американского сервиса. Дирижер – Эрик Клайбер, а композиция включена в альбом Mozart Hits. Мне нравится это исполнение: хороший темп, чистое блестящее звучание. Но как мне найти целую оперу в исполнении Клайбера? Вбиваем «Figaro» и «Kleiber», и среди ряда записей, входящих в состав уже знакомого нам альбома «Mozart Hits», находим запись целой оперы. Но их здесь две и с разными обложками. Это одно и тоже исполнение или… Полагаю, что речь идет о записи 1955 года с легендарным басом Чезаром Сьепи в роли Фигаро. Но информативность со стороны Spotify, увы, нулевая.

Поиск музыки в таком ключе – с одной стороны, весьма специфический и интересует исключительно почитателей классической музыки. С другой, для новичка в мире «оркестра и оперы» потоковый сервис может стать горе-учителем. Ситуация с радио не лучше.

Пару щелчков мышью и в фоне играет подборка классической музыки. Бетховен – Соната №23, знаменитая «Аппассионата». Неискушенный слушатель узнает ее по центральной части. Но ведь сонатная форма состоит из трех (реже четырех) частей… Узнать что-либо об исполнителе также оказалось непростой задачей. В метаданных ничего не было прописано, а на скудно оцифрованной обложке мне с трудом удалось разглядеть фамилию Павла Щербакова. Именно эта запись оказалась первой в списке прослушивания, но ведь помимо выпускника Ленинградской консерватории есть более 100 исполнений легендарных пианистов. Видимо, Spotify думает иначе.

Сервис Pandora также не отличается особой внимательностью к метаданным. Слушая записи пианиста Ланг Ланга и Мюррея Перайя о дирижерах оркестра оставалось лишь догадываться. Никакой информации на самом сервисе найти не удалось. У вас остается всего два варианта – либо очень хорошо знать классическую музыку и, вооружившись поисковиком, постоянно изучать каждую запись и исполнение, либо жить в неведении.

Ситуация повторяется и на сервисе iTunes Radio, который нередко допускает в списке воспроизводимых «классических композиций» экспериментальные произведения современников. Я не имею ничего против новой музыки, но относить такие «шедевры» к классике, как минимум, рано.

Metadata3

Отходя от темы потоковых сервисов можно убедиться, что с метаданным все плохо и в случае попытки приобрести цифровой альбом на Amazon или iTunes. Так, в тренде первого сервиса значатся популярные композиции немецких классиков в весьма адаптированном для современного слушателя виде: «Лучший альбом классической музыки для релаксации», «Классическое фортепиано для релаксации» или «Бах перед сном». Найти какую-либо информацию об исполнителе или оркестре (не говоря уже об имени дирижера) практически невозможно. Еще одна проблема – специфика построения классических произведений.

Так, фортепианный концерт традиционно состоит из трех частей. Концерт – один, части – три. Но платить придется за каждую часть отдельно, либо приобретать альбом полностью. Другая сторона медали – воспроизведение крупных форм на потоковых сервисах. Найти «любимую часть Andante» в композиции, длительность которой составляет около 30 минут – непростая задача. И опять же, быть уверенным в том, что вы слушаете запись в исполнении оркестра и дирижера, которые указаны в метаданных, нельзя. Потоковые сервисы пестрят информационными ошибками.

Возникает соответствующий вопрос: а заинтересованы ли сами потоковые сервисы в том, чтобы наводить порядок в мире классической музыки, радуя поклонников этого жанра? Похоже, не очень. Прибыль, которую приносит классика как жанр музыки в цифровом мире, составляет всего три процента. Международная федерация производителей фонограмм (IFPI) подчеркнула, что самым важным «игроком на рынке классической музыки» остается Германия. На долю классики в Германии приходится от 6 до 8% всего рынка музыки. При этом 70% покупок приходится именно на покупку дисков и виниловых пластиков. В США 46% также предпочитают покупать «физические носители» с классической музыкой, а другие 46% – за загрузку цифровых копий произведений любимых композиторов.

Сегодня существует всего несколько интернет-магазинов, специализирующихся на продаже классической музыки. Вице-президент компании Naxos, занимающейся продажей классики и параллельно предоставляющей потоковый сервис, Син Хики объяснил в чем причина сложности поиска нужных произведений на стриминговых сервисах:


    За основу поиска на таких сервисах как Spotify, Pandora и прочих берется не релевантность результатов, а вывод композиций, отличающихся высоким уровнем популярности. Все они (сервисы) уже на протяжении нескольких лет обещают почитателю классической музыки «кардинальное улучшение» ситуации. Но воз и ныне там. Процент слушателей сторонников классики мизерно мал и эта аудитория мало привлекательна для подобных сервисов с экономической точки зрения. Понимая это, сервисы просто никуда не торопятся.

    В их распоряжении нет и необходимой базы метаданных. Особняком стоит, разве что, iTunes. Более того, в штате компании имеется и несколько музыковедов. Но имея неплохую базу-данных компания просто не торопится «сделать мир лучше»


Metadata5

В связи со сложившейся ситуацией на рынке стали появляться потоковые сервисы и онлайн-магазины, специализирующиеся исключительно на трансляции классической музыки: Arkiv Music, Naxos Music Library и Classic Online HD LL. Стоимость подписки колеблется от 350 до 1000 рублей за месяц использования, но эта плата не только за качество воспроизведения и широкую базу классической музыки на любой вкус, сколько за правильное информирование. Вы всегда сможете знать кто исполняет конкретное произведение, когда была сделана запись и значительно расширить горизонт своих знаний. [NPR]

Тем не менее, если классическая музыка вам нравится, мы подготовили для вас подборку из нескольких сборников.

1 Звезд2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 голосов, общий рейтинг: 5.00 из 5)
undefined
iPhones.ru
Почему стриминговые сервисы не подходят для классической музыки? Вся проблема в метаданных. Потоковые сервисы позволяют слушать музыку любых стилей, эпох и направлений практически с любого устройства. Уверенный сигнал 3G-интернета и миллионы композиций у вас в кармане. Метаданные – это небольшой фрагмент текста, который сопутствует любому цифровому музыкальному файлу. Именно метаданные являются источником полезной информации для...
Здесь можно оставить комментарий! Для этого авторизуйтесь или зарегистрируйтесь на iPhones.ru.

17 комментариев

Форум →
  1. totten avatar
    totten 23 июня 2015
    3

    Интересная инфа. Спасибо

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  2. serfree avatar
    serfree 23 июня 2015
    2

    Спасибо за интересную информацию! Хотя я в Deezer не наблюдаю проблем с классикой…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  3. Smolny avatar
    Smolny 23 июня 2015
    2

    “Итак, предположим мы хотим послушать знаменитую Симфонию №9 Людвига Бетховена”

    Согласен, ультранасилие должно сопровождаться соответствующей музыкой!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  4. perets13 avatar
    perets13 23 июня 2015
    1

    Великолепный,и доходчивый обзор,спасибо!!!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  5. Tiwar avatar
    Tiwar 23 июня 2015
    2

    На скриншоте не iTunes Radio, а обычные интернет-радиостанции в iTunes.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  6. room_43 avatar
    room_43 23 июня 2015
    1

    Когда не мог найти несколько композиций, думал, что у меня просто руки не из того места растут – ан нет)) Спасибо за обзор!

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  7. Architec avatar
    Architec 23 июня 2015
    0

    “Венский филармонический оркестр написан на немецком, что несколько непродуманно для американского сервиса” Spotify никак не является американским серивсом. Про него можно сказать – международный. А так он был создан в Швеции.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  8. andr1o avatar
    andr1o 23 июня 2015
    1

    Дмитрий, браво! я потрясен глубиной изучения темы :) :) :) крайне интересно было читать :) благодарю за культурный шок :) :)

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  9. A1eksey avatar
    A1eksey 23 июня 2015
    0

    От себя могу порекомендовать ежегодный новогодний концерт Венского филармонического оркестра. Он великолепен как в ТВ-трансляции, так и в записи.
    2015 год: https://itunes.apple.com/ru/album/neujahrskonzert-new-years/id943949102
    2014 год: https://itunes.apple.com/ru/album/new-years-concert-2014-neujahrskonzert/id765930595
    Сборник: https://itunes.apple.com/ru/album/legendary-moments-new-years/id482945366

    При прослушивании в приведенном порядке в сборнике вы будете уже узнавать дирижеров по почерку. Это особое удовольствие для неискушенного слушателя, пытающегося приобщиться к классической музыке.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  10. Andrei Fomin avatar
    Andrei Fomin 23 июня 2015
    2

    Любители классической музыки оказывается самые несчастные люди на свете с кучей надуманных проблем) У стриминговых сервисов нет никаких проблем с классической музыкой, скорее это проблема её сумасшедших фанатов

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  11. Jaster avatar
    Jaster 23 июня 2015
    0

    Все гораздо проще.. до классической музыки надо дорасти.

    зы. И слушать ее на айфоне с битрейтом 128 кбит не интересно.

    Nemorino avatar
    Nemorino23 июня 2015
    0

    @Jaster, золотой фонд записей классической музыки едва ли не наполовину состоит из фонограмм первой половины прошлого века и редких концертных записей. Технический уровень этих записей зачастую таков, что 128 кб для них просто избыточны.

    Jaster avatar
    Jaster24 июня 2015
    0

    @Nemorino, что за золотой фонд? Не знаю такого.. у меня в коллекции есть записи такие (30-40-х годов), но их немного и после ремастеринга, да на хорошей аппаратуре, они неплохо звучат. В отличии от айфона )

    Nemorino avatar
    Nemorino24 июня 2015
    0

    @Jaster, я не нахожу причин, чтобы запись “телефонного” качества, а это любая фонограмма первой половины прошлого века, звучала на айфоне хуже, чем на “хорошей аппаратуре”. Но переубеждать в том никого не стану.

    gimlis avatar
    gimlis27 июня 2015
    0

    @Jaster, а хорошая аппаратура включает в себя провода из бескилородной меди?

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  12. Lord Wind avatar
    Lord Wind 3 июля 2015
    0

    В коем то веке на айфонсе адекватная и полезная статья. Утащил в мемориз, спасибо.

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
  13. Антон Пушкарев avatar
    Антон Пушкарев 27 декабря 2017
    0

    Если разбираться, то такой же бардак сейчас наблюдается и в джазе: там ведь тоже надо указывать и исполнителя и год записи и кто играл/пел и кто сводил записи.
    А по сути, для человека, который только знакомится с классикой, абсолютно пофигу, какой именно пианист исполняет Лунную Сонату Бетховена или какой именно оркестр играет балет Щелкунчик.
    В классике главное не исполнитель, а композитор и сама музыка. На то она и Классика. Потому что музыканты оркестра не имеют права вносить отсебятину в исполнение классического произведения, а у дирижёра вообще только две функции:
    1) держать темп (потому что музыкантов-интерпретаторов темпа много в оркестре, а дирижёр один) и
    2) управлять динамикой звучания (опять же потому что с места дирижёра лучше слышно, кому надо играть тише, а кому погромче).
    И если это реально шедевр, то он будет шедевром в любом исполнении.
    А придираться к «почерку дирижёра» – совсем болезнь, называемая аудиофильством…

    Войди на сайт, чтобы ответить
    Ответить
Помни о правилах — если начал оффтопить, то не удивляйся потом.

Нашли орфографическую ошибку в новости?

Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.