Остров Рунде
Как нам сказали остров так называется, потому что он круглый. В каком месте он круглый мы так и не сумели понять. Остров Рунде известен тем, что на нем находится крупнейшая колония птиц в Норвегии. На 100 человек местного населения приходится более полумиллиона птиц! Среди них атлантические тупики, тонкоклювые кайры, глупыши, гагарки, северные олуши, бакланы, большой поморник и орлан-белохвост. Орнитологи и фотографы со всего мира приезжают на этот островок, в периметре не превышающем 15 км.
Солнце уже садилось, и, как нам сказали хозяева кемпинга, тупики (которые все еще были здесь!) должны были вот-вот вернуться из открытого океана, где они проводят весь день, охотясь за рыбой.
Не теряя время мы бросили вещи в кемпинге и рванули на другую часть острова. Весь остров – это одна большая гора, поэтому нам пришлось подниматься по очень крутой заасфальтированной тропе. На следующее утро у всех болели ноги, но это еще как того стоило!
Видя идущих нам на встречу фотографов с оборудованием, в общем стоящим наверное раза в два больше нашей машины, у нас создалось впечатление, что всё уже закончилось. В надежде увидеть хоть одного тупика-опаздунчика мы из последних сил прибавили шагу и наконец вышли к обрыву, где еще сидели люди. Какого же было наше удивление, когда прямо перед нами пролетело что-то, напоминающее небольшую еле держащуюся в воздухе этажерку, и, часто хлопая крыльями, приземлилось на траву метрах в десяти ниже по склону! Да-да, восторгу нашему не было предела! Это и был тот, ради кого мы уже преодолели две тысячи километров. Заработали затворы фотоаппаратов и я тоже прильнул к видоискателю, параллельно вращая диски настройки камеры.
На самом деле на скалах в лучах заходящего солнца уже ютились порядка десятка тупика, при этом они издавали какие-то утробные мычащие звуки, соотнести которые с этой пташкой было очень сложно. Из под земли доносилось то же приглушенное блеяние.
Семейные пары тупиков с помощью мощных клювов и перепончатых лап вырывают норы на утёсах, куда самка откладывает одно яйцо. Яйцо по очереди греют оба родителя, а потом после вылупления птенца по очереди летают за рыбой. Тупик за раз может принести до десяти мелких рыбешек. Живут тупики до 30 лет.
Птицы совершенно не боялись людей и шума, издаваемого фотоаппаратами. Можно было спокойно снимать их не тревожа на расстоянии вытянутой руки.
Один тупик очень настойчиво ходил вокруг компании фотографов, примостившихся на камне, пока те не догадались немного отойти. Тупик тут же проворно проскользнул в расселину.
Неожиданно рядом приземлился еще один тупик, но что-то не рассчитав проехался по мокрой траве, затем медленно комично покатился кубарем вниз по склону с очень недовольным ворчанием. Перед самым обрывом он развернул крылья и остановил падение, неуклюже поднялся и вразвалку, сетуя на свою неловкость, поспешил к своей норе.
Никогда у меня не было такого азарта во время фотосъемки, камера стрекотала как цикада, солнце постепенно садилось, тупики прятались в своих норках, а я всё повышал и повышал светочувствительность пока совсем не стало темно.
Айэн Моррисон, возящий на протяжении сорока лет любителей птиц на шотландские острова Трешниш, говорит «Общение с тупиками делает людей счастливыми. Я называю это тупиковой терапией».
Возвращаясь в кемпинг мы чувствовали себя прошедшими курс тупиковой терапии.
На следующее утро у нас был запланирован обход острова и морская прогулка. Погода заметно испортилась. Постоянно накрапывал дождик, а облака были настолько низкими, что во время прогулки несколько раз попадая в них, мы выходили абсолютно мокрыми. Спасибо экипировке – не подкачала.
В начале пути у информационного стенда с картой мы познакомились с весьма дружелюбным котом.
Кстати, покидать тропы крайне не желательно – иначе есть шанс побеспокоить птиц на гнездах, которые будут рьяно их защищать.
Мы обошли пешком практически весь остров. На севере была отвесная стена, на которой гнездились олуши – белоснежные птицы с черными маховыми перьями на концах крыльев, голубоватым клювом и желтой макушкой. Было их бессчетное множество и гомон стоял жутчайший.
Во второй половине дня мы добрались до пристани, где нас ждал кораблик «Aquila» c веселым капитаном, который провел нас вокруг острова по воде.
Распогодилось, и мы увидели многие виды птиц. Первыми нам попались рыбачащие тупики. Капитан ловко маневрировал вокруг них так, чтобы мы могли их сфотографировать, а тупики хоть и нехотя, но все же удирали от корабля в прямом смысле этого слова.
Дальше кораблик подошел к колонии олуш, которую мы уже наблюдали сверху. К несмолкающему ору добавился еще и характерный резкий запах помета.
Капитан был очень веселым. На корабле были в основном норвежцы, поэтому рассказывал он про птиц на родном языке, но специально для нас он повторял текст по-английски. Под конец экскурсии он подошел к корме с бутылкой фанты, привязал ее к веревке и бросил за борт со словами «привлечь дельфинов». На самом деле он просто охладил бутылку для перекуса, который организовал для нас.
После обеда пришло время отправляться в дорогу, чего по крайней мере мне пока еще не хотелось.
Следующая страница: Гейрангер-фьорд и прочие красивые места Норвегии

12 комментариев
Форум →